Мотивация в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:44, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить мотивацию туристского путешествия, ее влияние на выбор туристского продукта.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать факторы, влияющие на мотивацию при выборе туристского продукта.
2. Выявить мотивы, влияющие на выбор турпродукта.
3. Проанализировать влияние различных факторов окружающей

Содержание

Введение
Глава 1. Теория мотивации как основа туристической деятельности
Место мотивации и потребностей в процессе активизации
деятельности
Мотивационный механизм активизации деятельности в системе
менеджмента
Особенности мотивации в туризме
Глава 2. Мотив как фактор туризма
Мотивация выбора туристического продукта
Основные методы исследования туристической мотивации
Анализ результатов социологического исследования туристической мотивации
Безопасность как основа жизнедеятельности туриста
Заключение

Работа содержит 1 файл

Мотивация в туризме.doc

— 612.00 Кб (Скачать)

     Эффективность любого воздействия наиболее вероятна, если выполняются следующие требования:

     • субъекту должно быть выгодно применять  эффективные методы воздействия  и невыгодно применять неэффективные  методы воздействия;

     • субъекту должны быть известны эффективные  методы воздействия, то есть методы, которые  с точки зрения согласования общественной полезности и личности субъекта приводят к наиболее позитивным состояниям объекта;

     • объекту должны быть выгодны воздействия, выбранные субъектом. Иными словами, необходим мотивационный механизм выбора субъектом эффективных методов  воздействия, т.е. система стимулов и штрафов, мотивирующих субъект выбирать лишь наиболее эффективные воздействия, одновременно выгодные объектам воздействия и направленные на повышение эффективности и качества работы коллектива в целом.

     Управленческие  воздействия в разной степени влияют друг на друга, при этом возможно снижение либо возрастание результатов соответствующих воздействий на работников. Следовательно, условием результативной работы с кадрами, помимо эффективной реализации воздействия, является также их согласование между собой в целях получения максимального ожидаемого эффекта.

     В результате действия мотивационного механизма  у субъекта и объекта активизируются те или иные детерминанты, направленные на выполнение поставленных целей, создается  механизм осознанной мотивации. Этот механизм наиболее эффективен и результативен, так как ориентирован на удовлетворение потребностей индивида, согласуется с его интересами и направлен на достижение его целей.

     1.3. Особенности мотивации в туризме

     Мотивация человека понимается как совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению определённых действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершать некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия, в свою очередь, также могут влиять на его реакцию, на воздействие, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием [59, с. 19].

     Потребности – это то, что возникает и  находится внутри человека, что достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет определённое индивидуальное проявление у каждого человека. Известный американский ученый-психолог Маслоу считает, что в разное время людьми движут разные потребности. Эти потребности располагаются в порядке иерархической значимости от наиболее до наименее настоятельных:

  1. физиологические потребности и потребности самосохранения;
  2. социальные потребности (встречи, дружба, любовь);
  3. потребности в уважении;
  4. потребности в самоутверждении.

     Люди  по-разному могут пытаться устранять  потребности, удовлетворять их, подавлять  или не реагировать на них. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно. При этом не все потребности осознаются и осознанно устраняются. Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также степень настойчивости и влияния на человека.

     Специалисты выделяют пять групп факторов, влияющих на формирование туристских потребностей:

  1. Природные факторы (географическое положение места отдыха, климат, флора, фауна и др.)
  2. Социально-экономическое развитие места отдыха (язык, экономический и культурный уровень развития страны)
  3. Материальная база туристской индустрии (транспорт, гостиницы, предприятия питания, досуга, спортивно-курортные сооружения и др.)
  4. Инфраструктура места отдыха (коммуникации, подъездные пути, освещение, пляжи, стоянки, садово-парковые хозяйства и др.)
  5. Туристское предложение (ресурсы гостеприимства, в том числе экскурсионное, познавательное, спортивное, развлекательное, курортное и рекреационное предложения).

     Мотив вызывает определённые действия человека. Мотив  зависит от множества внешних  и внутренних по отношению к человеку факторов, а так же от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов. Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что надо сделать и как будет осуществлено это действие. Человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности [47, с.21].

     Поведение человека обычно определяется не одним  мотивом, а их совокупностью, в которой  мотивы могут находиться в определённом отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение человека. Поэтому мотивационная структура человека обладает определённой стабильностью. Однако она может меняться, в частности, сознательно в процессе воспитания человека, его образования.

     Процесс мотивирования, есть воздействие на человека с целью побуждения его к определённым действиям путём побуждения в нём определённых мотивов [12, с.56].

     Туристы отправляются в путешествие, преследуя  различные цели. Обязательным условием каждой поездки является наличие  мотивов.

     Туристская  мотивация может быть определена как побуждения человека, направленные  на удовлетворение  рекреационных  потребностей, в зависимости от его индивидуальных физиологических и психологических особенностей, системы взглядов, ценностей, склонностей, образования и т. д.

     В мире насчитывается множество видов  и подвидов путешествия, которые постоянно дополняются новыми разновидностями, способными удовлетворить самые разнообразные желания и потребности туриста.

     Туристская  поездка имеет в своей основе мотивацию, которая является одним из важнейших факторов принятия решения о путешествии и выбора туристского продукта и его составных элементов. Мотивация выбора туристского путешествия (время, продолжительность, направление, вид, затраты, характер деятельности) - важнейшая характеристика, влияющая на поведенческие инициативы туриста при планировании им отдыха, выборе, приобретении и совершении тура.

     Туристские  мотивы – важнейшие составные  элементы системы туристской деятельности, которые можно рассматривать как определяющие компоненты спроса, основу выбора поездки и программы отдыха.

     Мотивы  человека в определённой степени формируют его поведение в качестве покупателя и потребителя товаров и услуг, особенно в туризме. Понимание мотивов потенциального туриста имеет огромное значение при планировании, формировании и организации процесса реализации туристского продукта. Это даёт возможность производить и предлагать на рынок тот туристский продукт, который в наибольшей степени соответствует потребительским ожиданиям.

     Необходимая база, на которой должна строиться  эффективная система планирования, разработки и реализации туристского продукта называется туристской мотивацией [28, с.92-113].

     Активное  участие различных предприятий  и организаций в развитии туризма  вызывает насущную необходимость выявления, изучения и понимания туристских мотивов, их использования и усиления к ним профессионального внимания.

     Туристские  мотивы как определяющий компонент  спроса должны быть положены в основу деятельности туристской фирмы с расчетом, что производимый туристский продукт сможет обеспечивать туристский спрос.

     Туристские мотивы предопределяют не только решение о путешествии и выбор конкретного туристского продукта, но и многочисленные возможности появления и развития новых мест туристского назначения, новых форм и видов туризма.

     Практическая  значимость мотивационных аспектов в туризме, знание и использование туристских мотивов, влияющих на выбор конкретного туристского продукта и принятия решения о путешествии, являются залогом успешного функционирования туристского предприятия, продвижения и популяризации туристского направления. Выявив мотивы, можно выработать эффективные приёмы, способствующие привлечению туриста, что может повлиять на характер и объём спроса и сбыта.

     Мотивы  предопределяют поведение человека при покупке турпродукта, влияя  на выбор практически всех составных элементов.

     Цели  путешествия являются основой первоначального  отличия туристских мотивов. Среди целей путешествия можно выделить следующие: отдых, досуг, развлечения; познание; спорт и его сопровождение; лечение; паломничество; деловые цели; гостевые цели.

     Виды  отдыха позволяют составить условную классификацию туристских мотиваций при выборе путешествия [17, с. 8-19]:

  1. Забота о здоровье. Для реализации этого мотива предусмотрены туры курортно-оздоровительные, лечебные, с использованием оздоровительных видов спорта, а также экзотические туры (например, для желающих бросить курить).
  2. Занятие спортом.
  3. Обучение. Туры, связанные с изучением иностранных языков и разговорной практикой; туры, обучающие различным видам спорта; профессиональные программы обучения (менеджмент, маркетинг,   экономика и др.).
  4. Возможность самовыражения и самоутверждения. Здесь выделяются такие туры, как: высококатегорийные туристские походы, сафари, охота, покорение горных вершин и т. д.
  5. Возможность заняться любимым делом (хобби). Организуются специальные туры для автолюбителей, фанатов и спортивных болельщиков на спортивные соревнования, чемпионаты и олимпиады; туры для паломников, гурманов. Например, существует «сырный тур» по Швейцарии, «пивной тур» по Чехии.
  6. Решение деловых проблем. Деловые, конгресс-туры и другие. В частности - крупнейший российский туроператор ВАО «Интурист» предлагает специализированные деловые поездки и инсентив-туры, организует конгресс-обслуживание, культурную и туристско-экскурсионную программу, а также весь комплекс необходимого обеспечения для проведения такого рода мероприятий.
  7. Развлечение и потребность в общении с людьми.
  8. Удовлетворение любопытства и повышение культурного уровня. Этот туристский мотив реализуется во всех вышеперечисленных турах, но наиболее характерен для познавательных туров (например, туры по известным городам, столицам, историческим и культурным центрам).

     Также цели путешествия позволяют классифицировать мотивационные методы следующим образом:

  1. Отдых:

     - снять стресс, накопленный за  определённый период времени;

     - сменить обстановку и природно-климатические  условия;

     - побыть в окружении других людей;

     - познакомиться с другой культурой,  образом жизни других людей,  их бытом;

     - сравнить чужой образ жизни  со своим в целях самоутверждения правильности его организации или заимствования новшеств;

     - побыть в новой для себя  роли - получить на определенный период времени высокий уровень обслуживания и ухода;

     - ощутить волнующие переживания,  чтобы потом рассказать об  этом друзьям и знакомым;

     - принять участие в азартных  играх;

     - расслабиться вне дома; потратить  деньги, которые независимо от уровня дохода турист всегда копит на отдых.

     2. Познание:

     - увидеть достопримечательности  и явления природы, красивые виды и пейзажи, национальные парки и другое; познакомиться с достопримечательностями региона, достижениями культуры, науки и техники (музей, галереи, культовые сооружения, архитектурные ансамбли и т. п.);

     - посетить экологически чистые  или, наоборот, очень загрязнённые объекты;

     - увидеть экзотический животный  и растительный мир;

     - посетить исторические места  и сооружения;

     - сделать фотографии, снять видеофильм.

     3. Развлечения:

     - посетить аттракционы, тематические  и аквапарки;

     - посетить известные театры, цирки,  казино, кабаре, стриптиз-шоу;

     - посетить карнавалы, фестивали,  национальные праздники;

     - посетить в качестве зрителей  или болельщиков крупные спортивные состязания, игры.

     4. Лечение. Любой отдых может иметь оздоровительные цели, в зависимости от доли лечебной составляющей целевой функции выделяют три вида мотивационных исходов:

Информация о работе Мотивация в туризме