Мотивация в туризме

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Октября 2011 в 16:44, дипломная работа

Описание работы

Цель работы: изучить мотивацию туристского путешествия, ее влияние на выбор туристского продукта.
Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:
1. Изучить и проанализировать факторы, влияющие на мотивацию при выборе туристского продукта.
2. Выявить мотивы, влияющие на выбор турпродукта.
3. Проанализировать влияние различных факторов окружающей

Содержание

Введение
Глава 1. Теория мотивации как основа туристической деятельности
Место мотивации и потребностей в процессе активизации
деятельности
Мотивационный механизм активизации деятельности в системе
менеджмента
Особенности мотивации в туризме
Глава 2. Мотив как фактор туризма
Мотивация выбора туристического продукта
Основные методы исследования туристической мотивации
Анализ результатов социологического исследования туристической мотивации
Безопасность как основа жизнедеятельности туриста
Заключение

Работа содержит 1 файл

Мотивация в туризме.doc

— 612.00 Кб (Скачать)

     «средний» - период, когда отдых возможен, но при менее комфортных условиях;

     «низкий» - относительно неблагоприятный период для отдыха в конкретном месте в определённое время [49, с. 56].

     Турист  предпочитает посещать курорт именно в «высокий» сезон, и в мире всегда можно найти место с  наиболее благоприятными условиями для отдыха в определённое время.

     10. Пассивный и активный отдых.  Мотивация выбора привлекательного для туриста вида отдыха зависит от его возраста, характера, образа жизни, устойчивых принципов, влияния общества и других факторов, но, главное, от здоровья. На склонность туриста к пассивному отдыху также может влиять сезонность.

     При выборе сегмента потребительского рынка  следует чётко разграничивать виды отдыха, для каждого из них находить своего потребителя, более точно и полно учитывать его потребности и уровень развлечения.

     Для участия в туре высокой категории  сложности следует вводить ограничения  по возрасту и медицинским показателям, согласовывая их предварительно с врачом и требуя от туриста рекомендацию или разрешение на участие в туре.

     Интересы  различных туристских групп позволяют  выделять мотивы, элементы которых  определяют выбор туриста.

     Также туристская активность зависит от ряда факторов, не связанных непосредственно с туризмом, но влияющих на объем и форму спроса на туристский продукт. ВТО выделяет внешние факторы, которые дают направление развитию туризма и формируют направленность туристских потоков, а именно:

     1) демографические и социальные изменения. Проявляются в том, что все большее число людей предпочитают выделять время и деньги на путешествие. К основным демографическим и социальным изменениям относится: старение населения, тенденция к поздним бракам, возрастание доли одиноких людей, повышение семейного дохода, быстрый рост числа бездетных семейных пар по сравнению с ростом народонаселения, повышение семейного дохода, возрастание осознания возможностей туризма и другие;

     2) экономические и финансовые изменения. Туризм чувствителен к тому, на какой фазе (подъем или спад) находится экономика. Кризис 1997-1998 гг. сказался на развитии туризма во многих странах. В России спад выездного туризма произошел после августовского (1998 г.) падения курса рубля, что снизило покупательскую способность населения и сокращение числа людей с высокими для осуществления зарубежных поездок. Это отразилось на туристской индустрии в странах с теплым климатом, которые были ориентированы на удовлетворение потребностей российских туристов, имевших, но не использовавших возможности отправиться в путешествие;

     3) состояние транспортной инфраструктуры  и средств информационного обеспечения.  Использование более совершенных  видов транспорта, средств информационного обеспечения, а также оформление туров через компьютер упростят организацию поездок и доставку туристов к месту туристского назначения.

     Мотивы  туризма зависят от многих факторов. К ним относятся: специфическая особенность различных групп людей, уровень туристской индустрии принимающей страны (региона), реклама нового туристского продукта, отзывы о ранее реализованном туристском продукте и др.

     Все факторы, вызывающие потребность в  туризме, можно разделить на 4 группы; культурно-познавательная, региональная, экономическая, психологическая. Каждая из этих групп может включать в себя различные подгруппы виды мотивов.

     Познавательная  группа – интерес человека к историческим, культурным, хозяйственным, природно-климатическим  факторам.

     К историческим достопримечательностям относится всё культурное наследие страны, её исторические и археологические памятники. Особый интерес вызывают также обычаи, одежда, кухня и другие проявления народного творчества.

     Хозяйственные факторы включают в себя своеобразие  форм ведения хозяйства.

     Природно-климатические  факторы туризма являются очень привлекательными для туристов. К ним относятся рельеф, флора и фауна местности, которые играют существенную роль в создании определённых видов туризма, особенно зимнего спортивного, морского, горного и т. д. Природно-климатические элементы в мотивации туризма относятся к психологическим и биологическим потребностям населения городов.

     Географические  и климатические условия благоприятствуют развитию летних и зимних видов спорта. Особую привлекательность имеют районы, где условия способствуют лечению и оздоровлению туристов, в том числе курортные зоны.

     К группе региональных факторов можно  отнести и событийность, насыщенность района, которая может стать причиной посещения данного региона туристами. Например, театральные и музыкальные фестивали, кинофестивали, ярмарки, выставки и т. п.

     К группе экономических факторов относятся  социально-экономические условия  туристского путешествия. Это доходы покупателей туристского продукта, цены на туры, услуги и товары в местах назначения, принимающих туристов, уровень развития туристской индустрии, а также уровень развития в целом сферы услуг, транспортной системы, сферы торговли, в том числе наличие магазинов для иностранных туристов, реализующих им товары по низким ценам. Экономические факторы играют первостепенную роль при формировании ассортимента недорогих товаров и влияют на количество туристов со средними доходами.

     Психологические факторы включают мотивы, побуждающие  туристов путешествовать и которые  отвечают их психологическим потребностям. К ним относятся особые интересы и наклонности человека, мировоззрение и т. п.

     Анализ  показывает, что только немногие туристы  приезжают снова в те же места, где они уже были прежде, исключая случаи присутствия экономических или сентиментальных мотивов. По мере увеличения своих доходов человек отдаёт предпочтение психологическим мотивам при выборе нового туристского маршрута [38, с. 45].

     Таким образом, туристские мотивы как существенный элемент спроса являются объектом целого ряда влияний, которые могут быть не связаны напрямую с туризмом, но при этом воздействуют как на объём, так и на формы спроса и выбора туристского продукта и услуг. Одни из этих влияний могут быть доминирующими, другие - побочными, однако все они обладают определённой возможностью усиливать своё воздействие на принятие решения о путешествии и выбор туристского продукта. 

 

      Глава 2 Мотив как  фактор туризма 

     2.1. Мотивация выбора  туристического продукта 

     Туризм  давно стал насущной необходимостью и неотъемлемой частью жизни человека. Рано или поздно он ощущает потребность отправиться в путешествие. Стремление человека к разнообразию впечатлений приобретает четкие очертания, когда он приходит к решению провести свободное время вне дома, рассчитывая с переменой мест снять нервное напряжение и усталость, порождаемые работой.

     Мотивов, которыми руководствуется турист, много. У туриста всегда присутствует целая гамма побудительных мотивов, из которых лишь определённые могут иметь существенную значимость и влиять на механизм и результат принятия окончательного решения. Однако любой мотив в конкретной ситуации под воздействием определённых обстоятельств способен оказывать влияние на поведение потребителя в процессе принятия им решения о путешествии и выбор туристского продукта.

     Понимание туристских мотивов позволяет обеспечивать соответствие спроса и предложения и, как результат, повышение конкурентоспособности предприятия за счет удовлетворения потребностей туриста в конкретном туристском продукте.

     Мотивы  в определённой степени предопределяют поведение человека в качестве покупателя туристского продукта, влияя на выбор практически всех его составных элементов.

     Специфические интересы различных туристских групп  позволяют выделить четыре категории туристских мотивов, элементы которых определяют выбор туриста.

     1. Природные и климатические мотивы. Рельеф местности, растительность, температура воздуха и так далее чрезвычайно привлекательны для туриста, играют существенную роль в создании таких форм туризма, как спортивный, водный, горнолыжный и так далее. Географические ресурсы не могут не влиять на деятельность туристского предприятия, тем более что вопросы рационального использования природных ресурсов, охрана окружающей среды переходят в разряд глобальных. Природные факторы (климат, топография, флора и фауна) - важнейший элемент побуждения клиентов к совершению путешествия и привлечения туристов в тот или иной регион или страну [31, с. 103].

     Таким образом, географическое расположение может являться мотивом к поездке. Климат, флора и фауна зависит от естественных качеств места туристского назначения, что придаёт району специфическую привлекательность [34, с. 12-56].

     2. Культурные мотивы. Исторические  места, музеи, картинные галереи, выставки, археологические памятники, народные ремёсла и другие составляют культурное наследие страны. Культурное самовыражение народов всегда вызывает интерес. Природная любознательность туриста в отношении различных уголков мира и населяющих их народов образуют один из наиболее сильных побудительных туристских мотивов.

     Наилучший способ знакомства с другой культурой  является туризм. Гуманитарное значение туризма заключается в использовании его возможностей для развития личности, её творческого потенциала, расширения горизонта знаний. Стремление к знанию всегда было неотъемлемой чертой человека. Совмещение отдыха с познанием жизни, истории и культуры другого народа - это одна из задач, которую в полной мере способен решать туризм. Важной частью восстановительной функции туризма является познание мира (увидеть, услышать, ощутить мир своими глазами), они несут в себе большой гуманитарный потенциал. Знакомство с культурой и обычаями другой страны обогащает духовный мир человека.

     Культура  является фундаментальной основой  процесса развития, сохранения, укрепления независимости, суверенитета и самобытности народа. Идентичность путей исторической эволюции культуры и туризма предопределила общность новых методов подхода к их дальнейшему развитию.

     Самосознание  и познание окружающего мира, развитие личности и достижение поставленных целей немыслимы без приобретения знаний в области культуры.

     На  конференции в Мехико (1981 г.) было провозглашено два определения  культуры.

     Первое  общего характера, основанное на культурной антропологии и включающее всё, что создал человек дополнительно к природе: общественную мысль, хозяйственную деятельность, производство, потребление, литературу и искусство, образ жизни и человеческое достоинство. Второе определение специализированного характера, построенное на «культуре культуры», на моральных, духовных, интеллектуальных и художественных аспектах жизни человека [33, с.25].

     Культурное  наследие любого народа составляют не только произведения художников, архитекторов, музыкантов, писателей, труды учёных и так далее, но и нематериальное достояние, включающее фольклор, народные промыслы, фестивали, религиозные ритуалы и тому подобное.

     Давно стал самостоятельным и выделился  такой вид туризма, как культурный, или познавательный. Его основой является историко-культурный потенциал страны, включающий всю социокультурную среду с традициями и обычаями, особенностями бытовой и хозяйственной деятельности. Минимальный набор для познавательного туризма может дать любая местность, но для массового развития требуется определённая концентрация объектов культурного наследия, среди которых можно выделить:

  1. Памятники археологии.
  2. Культовую и гражданскую архитектуру.
  3. Памятники ландшафтной архитектуры.
  4. Малые и большие исторические города.
  5. Сельские поселения.
  6. Музеи, театры, выставочные залы и другое.
  7. Социокультурную инфраструктуру.
  8. Объекты этнографии, народные промыслы и ремёсла, центры 
    прикладного искусства.
  9. Технические комплексы и сооружения.

     При посещении другой страны туристы  воспринимают в целом культурные комплексы, составной частью которых является природа. Аттрактивность культурных комплексов определяется их художественной и исторической ценностью, модой и доступностью по отношению к местам спроса.

     Особенности культуры различных регионов мира всё  чаще побуждают людей проводить  отпуск в путешествии. Объекты, посещаемые туристами, способствуют их духовному обогащению, расширению кругозора. Культура является одним из основных элементов туристского интереса.

Информация о работе Мотивация в туризме