Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 22:08, курсовая работа
Объект исследования – мотивация труда работников государственной службы.
Предмет исследования – особенности и пути совершенствования системы мотивации труда государственных служащих.
Цель исследования – изучить систему и особенности мотивации труда государственных служащих и предложить способы ее совершенствования на институциональном уровне.
Введение
Глава I. Теоретические аспекты мотивации государственных служащих
Понятие и основные концепции мотивации труда
Особенности и факторы мотивации труда государственных служащих
1.3 Специфика мотивации труда работников органов внутренних дел
Глава II. Совершенствование системы мотивации труда работников государственной службы (на примере ОУФМС РФ по Красноярскому краю в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе
2.1 Миссия и функции Управления Федеральной миграционной службы
2.2 Анализ мотивации труда государственных служащих ОУФМС
2.3 Способы совершенствования системы мотивации в государственном учреждении
Заключение
Список литературы
Приложение 1. Тест индивидуальной мотивации
Приложение 2. Результаты обработки теста
Поскольку
«гигиенические» факторы не мотивируют
работников, а только предотвращают
появление у них чувства
Во
всех этих теориях признается значимость
существования тех
«Теория ожидания» В. Врума. В данной концепции ключевую роль играет понятие ожидания. Оно определяется как оценка личностью вероятности определенного события. Например, молодой руководитель, участвуя в конкурсе по отбору кандидатов для обучения за рубежом, ожидает, что такое обучение позволит ему занять после возвращения более высокий пост, продвинуться по службе. Это ожидание обусловливает его мотивацию, лежит в основе мотивированного поведения.
Данная теория получила достаточно широкое распространение в практике управления. Она ориентирует руководителя при реализации им функции мотивирования на соблюдение трех важнейших условий:
добиваться соответствия связи между затрачиваемыми исполнителями усилиями и получаемыми результатами, а также очевидности, наглядности этой связи;
обеспечивать соответствие и неоспоримость меры вознаграждения и достигнутого результата;
выяснять, действительно ли в каждом конкретном случае вознаграждение за достижение результата является для исполнителя притягательным («валентным»).
Теория «справедливости». В данной теории исследуется еще одна очень важная переменная, сильно влияющая, как показывает практика, на интенсивность мотивации в реальных условиях. Люди субъективно определяют отношение полученного ими вознаграждения к затраченным ими для этого усилиям, а затем сравнивают его с вознаграждением, получаемым другими за аналогичную работу. Если в результате они обнаруживают несправедливость, дисбаланс в отношении оценки своего труда, они будут стремиться уменьшить его интенсивность. Однако если люди чувствуют, что их личное вознаграждение выше, нежели у других за аналогичную работу, то это отнюдь не всегда оказывает положительное стимулирующее влияние на повышение ими интенсивности своего труда. Гораздо чаще человек стремится в этом случае просто сохранить интенсивность работы на уже достигнутом уровне.
Рассмотренная теория тесно связана с еще одной концепцией — с теорией противодействия. В подавляющем большинстве мотивационных концепций управления предполагается, что исполнители являются пассивными реципиентами управленческих действий, направленных на обеспечение их мотивации. В теории противодействия доказано, что это далеко не так: исполнители (подчиненные), как правило, активно стараются влиять на систему вознаграждения. Примеров тому — огромное множество, а одним из наиболее типичных среди них является стремление подчиненных повлиять на мнение о них руководства с тем, чтобы повысить вероятность получения (или повышения) вознаграждения.
Мотивационная модель А. Портера и Э. Лоулера. Эта концепция является удачной попыткой объединения двух рассмотренных теорий — «ожидания» и «справедливости». Согласно ей результаты, достигаемые человеком, зависят от:
1)ценности («стоимости») вознаграждения;
2)степени реального удовлетворения;
3)затрачиваемых и «воспринимаемых» усилий;
4)способностей и индивидуальных особенностей человека;
5)сознания
человеком своей роли в
Суть
данной концепции заключается в
том, что чем большие усилия человек
прилагает к своей работе, чем
более она является для него стимулирующим
и привлекательным фактором («работа
как ценность»), тем выше результативность
деятельности и удовлетворенность
ею. Иначе говоря, чем более человек
«вкладывает самого себя» (инвестирует
свою личность) в труд, тем он не только
результативнее, но и мотивированнее.
Особо следует подчеркнуть, что функцией
инвестирования являются не только результаты
труда, но именно удовлетворенность от
него. Невозможно, считают представители
этого подхода, добиться высокой мотивации
без значительных личных усилий (вложений)
в работу самой личности.
1.2 Особенности и факторы
мотивации труда государственных
служащих
Мотивация
труда государственных и
Мотивация деятельности государственного служащего построена на следующих принципах7:
«Бытует такое мнение, что один государственный служащий в работе всего аппарата не может сделать ровным счетом ничего. Именно поэтому работники данной структуры опускают руки, становятся пассивными в своей работе. Заработная плата здесь строго фиксирована. Получить сумму больше той, что установлена законодательством, в месяц просто невозможно. Первое повышение оклада наблюдается после испытательного срока, потом, по прошествии первого года работы, далее - спустя 5 лет. Ожидать повышения зарплаты между этими временными сроками не приходится. Исключение составляют плановые повышения заработных плат после нового года. Поэтому мотивировать сотрудников к эффективному труду при помощи премий или повышения заработной платы невозможно. Текучесть кадров здесь также не наблюдается, так как работа в муниципальной службе дает гарантии завтрашнего дня. Это делает практически невозможным быстрый рост молодых специалистов по карьерной лестнице»8.
Люди не покидают рабочие места муниципальной службы, так как предприятия и организации города могут закрыться, модернизироваться, а администрации были, есть и будут во всех районах России.
Социологические
исследования, проведенные среди
работников муниципальной службы, показывают,
что средний возраст
Государственным
университетом «Высшая школа
экономики» в 2007 году было проведено
исследование мотивирующих факторов государственных
служащих. Составить примерное
Рис. 1. Цели работы государственных служащих
Комментируя приведенные выше графические данные, можно отметить, что наиболее распространенной целью работы на государственной службе является «зарабатывание на жизнь» - этот ответ встречался у 42% респондентов. Нематериальные цели встречались у 64% опрошенных.
Среди
«корыстных» (но не материальных) целей
работы респондентам были предложены
следующие варианты – установление
полезных контактов и связей (13% респондентов)
и наработка опыта и повышение
квалификации (отмечено в 72% случаев). Анализ
показал, что преследование подобных
целей в большей степени
Все вышеизложенное подтверждает достаточно распространенное мнение о незаинтересованности молодежи в продолжительном пребывании на государственной службе.
Профессор Н.Л. Захаров в монографии «Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего» выделяет такую особенность мотивации российского государственного служащего как ее эмоциональность. «Стремление к деньгам и материальной выгоде у российского человека не рационально, как у западного, а столь же эмоционально, как и стремление к любому другому идеалу, некогда захватившему сознание и чувства россиян. – Отмечает Н.Л. Захаров. - Сошлемся на социологические исследования кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС (Российская академия государственной службы – В.М.), согласно которым была установлена связь мотивации государственных служащих с фактами нематериального ряда; например, 58% респондентов, для которых свойственно стремление реализовать себя в управлении, положительно оценивают свой вклад в стабилизацию обстановки в обществе; удовлетворенность деятельностью чиновников связана с признанием ее социальной важности.
Главное отличие рациональной и эмоциональной мотивации заключается в том, что в первом случае индивид обозначает конкретную цель в виде выгоды или эффекта, затем определяет шаги ее достижения, исходя из принципа наименьших и оптимальных затрат, стремясь при этом сохранить свою энергию. Во втором случае индивид действует под эмоциональным впечатлением. Он не стремится “просчитать шаги” – он “летит” к своей цели, не считаясь с затратами и запретами, зачастую растрачивая себя. То есть для того чтобы мотивировать российского индивида, необходимо найти цель, производящую на него эмоциональное впечатление, желанную и неопределенную, тогда концентрация усилий на нее, может быть намного выше, чем на конкретную цель у западного работника»11.
Н.Л. Захаров рассматривая мотивационную модель, основанную на принципе служебной преданности, которая обусловлена эмоциональностью мотивации российского государственного служащего, обращает внимание на следующие установки: