Мотивация труда работников государственной службы в современных условиях (на примере ОУФМС РФ по Красноярскому краю в Таймырском Долгано-

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Января 2012 в 22:08, курсовая работа

Описание работы

Объект исследования – мотивация труда работников государственной службы.
Предмет исследования – особенности и пути совершенствования системы мотивации труда государственных служащих.
Цель исследования – изучить систему и особенности мотивации труда государственных служащих и предложить способы ее совершенствования на институциональном уровне.

Содержание

Введение

Глава I. Теоретические аспекты мотивации государственных служащих
Понятие и основные концепции мотивации труда
Особенности и факторы мотивации труда государственных служащих

1.3 Специфика мотивации труда работников органов внутренних дел

Глава II. Совершенствование системы мотивации труда работников государственной службы (на примере ОУФМС РФ по Красноярскому краю в Таймырском Долгано-Ненецком муниципальном районе

2.1 Миссия и функции Управления Федеральной миграционной службы

2.2 Анализ мотивации труда государственных служащих ОУФМС

2.3 Способы совершенствования системы мотивации в государственном учреждении

Заключение

Список литературы

Приложение 1. Тест индивидуальной мотивации

Приложение 2. Результаты обработки теста

Работа содержит 1 файл

Мотивация труда госс.сл-х.docx

— 279.59 Кб (Скачать)

     Поскольку «гигиенические» факторы не мотивируют работников, а только предотвращают  появление у них чувства неудовлетворенности  работой и ее условиями, для стимулирования трудовых усилий необходимо включение  еще и мотивационных факторов.

     Во  всех этих теориях признается значимость существования тех потребностей, которые раскрыты в содержательных концепциях, но показывается, что поведение  человека определяется не только ими. Оно зависит также от восприятия и понимания человеком ситуации, от прогнозирования им последствий  выбираемого типа поведения.

     «Теория ожидания» В. Врума. В данной концепции ключевую роль играет понятие ожидания. Оно определяется как оценка личностью вероятности определенного события. Например, молодой руководитель, участвуя в конкурсе по отбору кандидатов для обучения за рубежом, ожидает, что такое обучение позволит ему занять после возвращения более высокий пост, продвинуться по службе. Это ожидание обусловливает его мотивацию, лежит в основе мотивированного поведения.

     Данная  теория получила достаточно широкое  распространение в практике управления. Она ориентирует руководителя при  реализации им функции мотивирования  на соблюдение трех важнейших условий:

     добиваться  соответствия связи между затрачиваемыми исполнителями усилиями и получаемыми  результатами, а также очевидности, наглядности этой связи;

     обеспечивать  соответствие и неоспоримость меры вознаграждения и достигнутого результата;

     выяснять, действительно ли в каждом конкретном случае вознаграждение за достижение результата является для исполнителя  притягательным («валентным»).

     Теория  «справедливости». В данной теории исследуется еще одна очень важная переменная, сильно влияющая, как показывает практика, на интенсивность мотивации в реальных условиях. Люди субъективно определяют отношение полученного ими вознаграждения к затраченным ими для этого усилиям, а затем сравнивают его с вознаграждением, получаемым другими за аналогичную работу. Если в результате они обнаруживают несправедливость, дисбаланс в отношении оценки своего труда, они будут стремиться уменьшить его интенсивность. Однако если люди чувствуют, что их личное вознаграждение выше, нежели у других за аналогичную работу, то это отнюдь не всегда оказывает положительное стимулирующее влияние на повышение ими интенсивности своего труда. Гораздо чаще человек стремится в этом случае просто сохранить интенсивность работы на уже достигнутом уровне.

     Рассмотренная теория тесно связана с еще  одной концепцией — с теорией противодействия. В подавляющем большинстве мотивационных концепций управления предполагается, что исполнители являются пассивными реципиентами управленческих действий, направленных на обеспечение их мотивации. В теории противодействия доказано, что это далеко не так: исполнители (подчиненные), как правило, активно стараются влиять на систему вознаграждения. Примеров тому — огромное множество, а одним из наиболее типичных среди них является стремление подчиненных повлиять на мнение о них руководства с тем, чтобы повысить вероятность получения (или повышения) вознаграждения.

     Мотивационная модель А. Портера и Э. Лоулера. Эта концепция является удачной попыткой объединения двух рассмотренных теорий — «ожидания» и «справедливости». Согласно ей результаты, достигаемые человеком, зависят от:

     1)ценности («стоимости») вознаграждения;

     2)степени  реального удовлетворения;

     3)затрачиваемых  и «воспринимаемых» усилий;

     4)способностей  и индивидуальных особенностей  человека;

     5)сознания  человеком своей роли в процессе  труда («ролевыхвосприятий»)6.

     Суть  данной концепции заключается в  том, что чем большие усилия человек  прилагает к своей работе, чем  более она является для него стимулирующим  и привлекательным фактором («работа  как ценность»), тем выше результативность деятельности и удовлетворенность  ею. Иначе говоря, чем более человек  «вкладывает самого себя» (инвестирует  свою личность) в труд, тем он не только результативнее, но и мотивированнее. Особо следует подчеркнуть, что функцией инвестирования являются не только результаты труда, но именно удовлетворенность от него. Невозможно, считают представители этого подхода, добиться высокой мотивации без значительных личных усилий (вложений) в работу самой личности. 

 

      1.2 Особенности и факторы мотивации труда государственных служащих 

     Мотивация труда государственных и муниципальных  служащих - это особая, еще до конца  не изученная область мотивации  работников. Она имеет свою специфику  и особенность. Государственных  служащих мотивировать к эффективному труду практически невозможно, так  как на сегодняшний день снижена  значимость представителей власти в  обществе.

     Мотивация деятельности государственного служащего построена на следующих принципах7:

  1. Социальная ориентация: служение обществу и государству. “Государственные служащие при исполнении должностных (служебных) обязанностей не могут действовать в корпоративных интересах общественных объединений и религиозных организаций, иных социальных групп, коммерческих организаций и других хозяйствующих субъектов, а также в интересах отдельных лиц”.
  2. Справедливость оплаты: “Обеспечивается единство основных условий оплаты служебной деятельности государственных служащих независимо от уровня и вида государственной службы … Дополнительные условия оплаты служебной деятельности государственных служащих устанавливаются с учетом особенностей вида государственной службы”.
  3. Качество жизни: “Оплата служебной деятельности государственного служащего … является основой его стимулирования и должна обеспечивать государственному служащему и его семье качество жизни, соответствующее уровню развития общества и государства”.
  4. Уровень жизни: “Денежное содержание … государственных служащих должно соотноситься на рынке труда с заработной платой работников соответствующей специальности и квалификации негосударственного (коммерческого) сектора экономики, обеспечивая привлекательность государственной службы и конкурентоспособность государства как работодателя”.
  5. Карьерный рост: “Размер должностного оклада … государственного служащего … зависит от объема полномочий и возложенной на него по этой должности ответственности и стимулирует его стремление к должностному … росту”.
  6. Стимулирование качества и эффективности деятельности: оплата труда предполагает “эффективность деятельности государственного служащего, условия государственной службы, а также выплаты стимулирующего характера”; стимулирование индивидуальной и коллективной деятельности в целях повышения ее эффективности предполагает дифференциацию оплаты, апробируются механизмы, непосредственно связывающие уровень получаемого денежного содержания с результатами деятельности.
  7. Компенсация законодательных ограничений осуществляется в обеспечении социальных гарантий.

     «Бытует такое мнение, что один государственный  служащий в работе всего аппарата не может сделать ровным счетом ничего. Именно поэтому работники данной структуры опускают руки, становятся пассивными в своей работе. Заработная плата здесь строго фиксирована. Получить сумму больше той, что установлена законодательством, в месяц просто невозможно. Первое повышение оклада наблюдается после испытательного срока, потом, по прошествии первого года работы, далее - спустя 5 лет. Ожидать повышения зарплаты между этими временными сроками не приходится. Исключение составляют плановые повышения заработных плат после нового года. Поэтому мотивировать сотрудников к эффективному труду при помощи премий или повышения заработной платы невозможно. Текучесть кадров здесь также не наблюдается, так как работа в муниципальной службе дает гарантии завтрашнего дня. Это делает практически невозможным быстрый рост молодых специалистов по карьерной лестнице»8.

     Люди  не покидают рабочие места муниципальной  службы, так как предприятия и  организации города могут закрыться, модернизироваться, а администрации  были, есть и будут во всех районах  России.

     Социологические исследования, проведенные среди  работников муниципальной службы, показывают, что средний возраст сотрудников  данной сферы 40-45 лет9. В последние годы наблюдается прирост молодых людей, желающих занять рабочие места в данной отрасли. Это объясняется тем, что работа в администрациях района и города - одно из самых престижных мест, данная должность увеличивает самооценку молодому человеку, дает возможность «обрасти» связями и, в дальнейшем, перейти на другое, более высокооплачиваемое место работы.

     Государственным университетом «Высшая школа  экономики» в 2007 году было проведено  исследование мотивирующих факторов государственных  служащих. Составить примерное представление  о наборе мотиваций государственных  служащих позволяют данные диаграммы 1, в которой представлены ответы на вопрос «Каковы основные цели Вашей  работы?» (рис. 1)10. 

      Рис. 1. Цели работы государственных  служащих

 

      Комментируя приведенные выше графические  данные, можно отметить, что наиболее распространенной целью работы на государственной  службе является «зарабатывание на жизнь» - этот ответ встречался у 42% респондентов. Нематериальные цели встречались у 64% опрошенных.

     Среди «корыстных» (но не материальных) целей  работы респондентам были предложены следующие варианты – установление полезных контактов и связей (13% респондентов) и наработка опыта и повышение  квалификации (отмечено в 72% случаев). Анализ показал, что преследование подобных целей в большей степени характерно для молодежи, которая заинтересована в заложении фундамента своего будущего. Ответ «зарабатываю себе на жизнь» только в 14% случаев принадлежит  молодежи, в основном этот ответ  был выбран лицами свыше 40 лет (66%). То, что при очевидно более «материалистической» ориентации молодежь реже дает ответ  «я зарабатываю себе на жизнь», связано  также с тем, что она в большей  степени сравнивает свои заработки  с заработками (и расходами) своих  сверстников в коммерческом секторе, и свои заработки не считают достаточными для жизни. И на начальном этапе  своей профессиональной карьеры  они рассматривают государственную  гражданскую службу как трамплин, позволяющий приобрести нужные связи, опыт и квалификацию. Фактор наработки  полезных связей отметили как значимый 23% молодых специалистов, получение  ценного опыта и повышение  квалификации был выбран 95% молодежи (тогда как для служащих от 30 до 40 лет эти цифры равны 13% и 86%, и  для респондентов старше 40 лет – 9% и 59%). Молодые государственные  служащие в меньшей степени думают и о служении гражданам, региону  и стране (из 73% респондентов, выбравших  надличностные цели, молодежь представляет весьма незначительную часть – всего 14%).

     Все вышеизложенное подтверждает достаточно распространенное мнение о незаинтересованности молодежи в продолжительном пребывании на государственной службе.

     Профессор Н.Л. Захаров в монографии «Социальные регуляторы деятельности российского государственного служащего» выделяет такую особенность мотивации российского государственного служащего как ее эмоциональность. «Стремление к деньгам и материальной выгоде у российского человека не рационально, как у западного, а столь же эмоционально, как и стремление к любому другому идеалу, некогда захватившему сознание и чувства россиян. – Отмечает Н.Л. Захаров. - Сошлемся на социологические исследования кафедры государственной службы и кадровой политики РАГС (Российская академия государственной службы – В.М.), согласно которым была установлена связь мотивации государственных служащих с фактами нематериального ряда; например, 58% респондентов, для которых свойственно стремление реализовать себя в управлении, положительно оценивают свой вклад в стабилизацию обстановки в обществе; удовлетворенность деятельностью чиновников связана с признанием ее социальной важности.

     Главное отличие рациональной и эмоциональной  мотивации заключается в том, что в первом случае индивид обозначает конкретную цель в виде выгоды или  эффекта, затем определяет шаги ее достижения, исходя из принципа наименьших и оптимальных  затрат, стремясь при этом сохранить  свою энергию. Во втором случае индивид  действует под эмоциональным  впечатлением. Он не стремится “просчитать  шаги” – он “летит” к своей  цели, не считаясь с затратами и  запретами, зачастую растрачивая себя. То есть для того чтобы мотивировать российского индивида, необходимо найти  цель, производящую на него эмоциональное  впечатление, желанную и неопределенную, тогда концентрация усилий на нее, может  быть намного выше, чем на конкретную цель у западного работника»11.

     Н.Л. Захаров рассматривая мотивационную  модель, основанную на принципе служебной  преданности, которая обусловлена  эмоциональностью мотивации российского государственного служащего, обращает внимание на следующие установки:

  • исполнительская готовность,
  • способность выполнять директивы точно в срок,
  • понимание, что личная инициатива наказуема,
  • готовность реализовать вышестоящую инициативу, построенную на неопределенной директиве “иди туда, не знаю куда”,
  • не просить и не требовать,
  • быть как все, или соответствовать своему статусу12.

Информация о работе Мотивация труда работников государственной службы в современных условиях (на примере ОУФМС РФ по Красноярскому краю в Таймырском Долгано-