Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:48, курсовая работа
В современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия. Решающим фактором эффективности является персонал организаций. Инвестиции в человеческий капитал признаны самыми эффективными. Однако они становятся таковыми при одном решающем условии – если персонал мотивирован, если он заинтересован в получении новых знаний и умении воплощать их в новой технике и технологии, товарах и услугах.
Теоретико-методологический подход к роли мотивации труда
1.1 Методы мотивации персонала
1.2 Мотивация персонала как система
Адаптация зарубежного опыта к российской действительности
2.1 Американская модель стимулирования труда
2.2 Японская система мотивации персонала
2.3 Западноевропейские методы мотивации персонала
Проведенное
журналом "Управление персоналом"
исследование "Системы и методы мотивации"
17 показало, что наибольший вес
среди форм мотивации имеет оклад (4,25 баллов
по пятибалльной шкале) и индивидуальная
надбавка (3,82балла), а затем уже следуют
различные виды премий, на фоне других
выделяются медицинское страхование,
возможность получения кредитов и материальная
помощь (табл. 2) 18
Таблица 2.
Оценка факторов мотивации
Причина | Оценка по 5-балльной шкале |
Оклад | 4,25 |
Индивидуальная надбавка | 3,82 |
Премии по итогам работы отдела, фирмы | 3,53 |
Кредиты | 3,53 |
% от продаж | 3,50 |
Медицинское страхование | 3,48 |
Квартальные | 3,28 |
Обучение | 3,20 |
Материальная помощь | 3,09 |
Оплаченные обеды | 3,06 |
Оплата временной нетрудоспособности | 3,02 |
Пособие по беременности и родам | 2,90 |
Пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет | 2,81 |
Автомобиль | 2,56 |
Мобильные телефоны (корпоративная связь) | 2,09 |
В данном контексте обозначим возможные факторы демотивации19:
На примере данных таблиц и описанных факторов демотивации мы убедились, что для эффективного управления мотивацией необходимо использовать все группы методов: и экономические, и административные, и социально-психологические. Выбор конкретных частных методов во многом зависит от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия. Также важен тот факт, мотивы, потребности и ценности индивидуальны и не могут быть идентичными для всех сотрудников организации, поэтому важно уметь определять и использовать индивидуальные мотивы сотрудника. Наиболее действенной считается такая система мотивации, при которой в соответствии с возможностями компании и потребностями сотрудников разработаны и реализуются разнообразные формы мотивации.
Переходя к следующей главе, отметим, что российские компании постепенно перенимают у западных их специфические приемы вознаграждения и предоставления льгот. Однако не стоит забывать о национальных особенностях. Система мотивации, соответствующая нормам, в которых воплощены национальный характер и менталитет, будет более эффективной.
Во многих странах Западной Европы и в США мотивационные аспекты управления персоналом компаний и фирм приобрели большое значение, и эти методы и опыт мотивации могут быть с успехом перенесены на российскую почву.
Рассмотрим
мировой опыт управления персоналом
- американскую, японскую, западноевропейскую
модели организации и стимулирования
труда.
2.1 Американская модель стимулирования труда
Американский механизм стимулирования в рамках основной заработной платы (которая приобрела функции премиального поощрения, являясь переменной величиной) предусматривает два важных элемента:
-
дифференциацию окладов с
- дифференциацию индивидуальной оплаты в пределах разряда или должности в зависимости от трудовых достижений, личных и деловых качеств на основе периодической аттестации.20
Направленность стимулирования работников компаний смещается с ориентации на текущие результаты деятельности к долговременной эффективности, что проявляется, в частности, в системе опционов, предусматривающей предоставление в качестве поощрения права на приобретение в будущем определенного количества акций компании по действующей на момент вознаграждения цене. Такая система целесообразна для стимулирования высшего и среднего звена руководителей, ответственных за долговременные результаты.21
Значительную роль играет премирование за рационализаторскую и изобретательскую деятельность, которая ведет к увеличению прибылей фирм.22
Стимулирование перспективных специалистов осуществляется посредством не только денежного вознаграждения, но также льгот и бесплатных услуг из фондов социального потребления. Крупные компании выплачивают своим сотрудникам премии к праздникам в размере 25-50% месячной заработной платы, 13-ю зарплату; производят выплаты к очередным отпускам; предоставляют в личное пользование автотранспорт с оплатой бензина; полностью или частично компенсируют стоимость жилья; покрывают расходы на отдых с семьей; устанавливают гибкий рабочий график. Для стимулирования талантливых специалистов применяется система «двух направлений в карьере»: либо административно-должностной рост, либо работа в прежнем качестве с постепенным повышением оклада до уровня оплаты труда руководителей. Эти меры способствуют сохранению в компании наиболее ценных кадров.23
Гибкая система оплаты труда строится таким образом, что фиксированная зарплата, как правило, может только увеличиваться и практически никогда не уменьшается; при этом часть заработка ставится в прямую зависимость от результатов общей работы. В США к основным видам добавочной оплаты труда относят: выплаты при выходе на пенсию; премии руководящему составу; специальные премии руководителям, не связанные с их успехами; премии, зависящие от величины прибыли, при постоянном уровне основного оклада; доплаты за стаж работы и увеличение квалификации; продажу сотрудникам акций компаний.24
На
некоторых американских предприятиях
повышение заработной платы ставится
в зависимость не столько от выработки,
сколько от повышения квалификации
работника и количества освоенных
специальностей. Такая система оплаты
труда, разработанная американскими специалистами,
получила название «оплата за квалификацию».25
Повышение расходов на оплату труда в
значительной степени компенсируется
ростом гибкости использования рабочей
силы и ее производительности. Увеличение
издержек на подготовку кадров рассматривается
не как рост непроизводительных расходов,
а как долгосрочные инвестиции в развитие
человеческих ресурсов. При этом работник
лучше понимает и оценивает свой вклад
в результативность производственного
процесса, повышается степень ответственности,
преодолевается отчуждение, что, безусловно,
сказывается на росте его мотивации, удовлетворенности
трудом.
2.2 Японская система мотивации персонала
Рассмотрим восточную культуру и восточный тип менеджмента.
В качестве критериев оценки персонала используются осознание значимости собственного труда для совместного дела, совмещение профессий и способность работать в группе. В основе кадровой политики системы пожизненного найма, кадровой ротации, репутаций, обучения на рабочем месте, формирующие мощную мотивационную среду, которая позволяет готовить высокопрофессиональные кадры, эффективно реализовывать их творческий и интеллектуальный потенциал.
По оценкам японских экономистов, системой пожизненного найма охватывается 20-30% наемного персонала. Смысл пожизненного найма заключается в обеспечении заинтересованности работников трудиться в организации как можно дольше. Это зависит в основном от способности аппарата управления заинтересовать работника оплатой труда, премиями, повышением профессиональной подготовки, различными социальными льготами. Персонал проникается уверенностью в гарантированной занятости. По достижении пенсионного возраста фирма выплачивает солидные выходные пособия. Также в крупных японских компаниях практикуются различные методы выхода из кризисных ситуаций, однако, к увольнению постоянных работников стараются не прибегать. Все эти обстоятельства служат важным мотивационным фактором.26
Система «пожизненного найма» тесно связана с системой оплаты труда по старшинству, которая также выступает в качестве мотивационного средства. Если раньше размер заработной платы ставился в прямую зависимость от продолжительности стажа, то постепенно увеличивалось значение квалификации и эффективности труда.
В 70-х годах в Японии предпринимались попытки внедрить американскую систему тарифных ставок, учитывающую квалификацию и результативность труда, однако они не увенчались успехом. Распространение получила синтезированная система, базирующаяся на использовании двух ставок: основной личной (ступень, определяемая на основе стажа и возраста сотрудников) и трудовой (разряд, соответствующий должности/ квалификации работника, устанавливаемый в зависимости от квалификации и результативности труда).27
Для японских моделей стимулирования труда характерны: разделение оплаты труда по отраслям; изменение заработной платы в зависимости от фактического трудового вклада и реальных результатов работы – за счет градаций внутри одного разряда; оплата труда менеджеров увязывается с результатами работы предприятия (используется система «плавающих окладов», в рамках которой базовые ставки директоров, руководителей, начальников отделов колеблются в зависимости от динамики себестоимости, объемов производства, номенклатуры и других показателей, за которые отвечает тот или иной менеджер).28
Как уже отмечалось, в Японии превалирует групповая психология – индивидуальное и групповое неразделимы. Человек рассматривается не как самостоятельно развивающийся индивидуум, а лишь как часть группы. Групповая атмосфера унифицирует поведение людей, нацеливает их на решение стоящих перед фирмой задач. Групповая ориентация порождает у японцев ощущение включенности в деятельность той организации, куда входит его группа. Другими словами, группа и все ее члены идентифицируют себя со своей организацией. Таким образом, японец считает себя неотъемлемой составной частью фирмы. И здесь речь уже идет о корпоративном духе. Корпоративный дух, проявляющийся в преданности работников идеалам фирмы, выступает в Японии и как цель, и как средство управления.29
Этот феномен поддерживается рядом факторов:
- адаптация.
Большинство новых работников и служащих несколько месяцев группами проходят подготовку по специально разработанной данной фирмой программе. Обучение построено таким образом, чтобы развить мощный корпоративный дух и уже на этапе обучения осознанно участвовать в обсуждении проблем и задач подразделений, к которым молодые люди прикреплены.
- иерархические перестроения.
Новые
сотрудники постепенно, но, по сути, безостановочно
продвигаются от низкого статуса к высокому.
И хотя повышения эти не столь значительны,
их регулярность создает у людей ощущение
постоянного роста.
- ротация персонала.
Существующая система ротации заключается в переучивании работников на новые специальности каждые три-пять лет. Система ротации обеспечивает и повышает уровень квалификации и гибкость рабочей силы (проблема взаимозаменяемости). Самое главное – расширяется сфера взаимопомощи работников.
-
этнопсихологический колорит
Большинство японских компаний практикуют для своих работников различные развлекательные мероприятия (групповые выезды на природу, спортивные состязания, посещение театров, массовые встречи и т.д.). Все это создает у работников ощущение причастности к фирме. Следует заметить, что большинство социально-культурных фирменных мероприятий окрашено в национальный колорит. Так, если речь идет о спортивном состязании, то это может быть кюдо (стрельбы из лука), сумо (борьба), каратэ. В результате у японцев обостряются национальные чувства, и они проникаются уважением к тем, кто дал им возможность лучше овладеть богатствами национальной культуры.
Информация о работе Мотивация персонала как важнейшая составляющая кадрового менеджмента