Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2011 в 18:48, курсовая работа
В современном менеджменте все большее значение приобретают мотивационные аспекты. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель процесса мотивации - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия. Решающим фактором эффективности является персонал организаций. Инвестиции в человеческий капитал признаны самыми эффективными. Однако они становятся таковыми при одном решающем условии – если персонал мотивирован, если он заинтересован в получении новых знаний и умении воплощать их в новой технике и технологии, товарах и услугах.
Теоретико-методологический подход к роли мотивации труда
1.1 Методы мотивации персонала
1.2 Мотивация персонала как система
Адаптация зарубежного опыта к российской действительности
2.1 Американская модель стимулирования труда
2.2 Японская система мотивации персонала
2.3 Западноевропейские методы мотивации персонала
Team building, или тренинги командообразования.14
Их основной целью является сплочение людей, приобретение ими навыков конструктивного общения, помощь в построении взаимодействия, формирование позитивной атмосферы в коллективе. Дополнительной задачей данного тренинга может быть и выработка навыков работы.
Можно выделить два принципиально разных варианта тренинга, каждый из которых имеет свои плюсы и минусы, особенности проведения и восприятия:
- Экстремальный, спортивный. Этот вариант хорош тем, что позволяет людям в непривычной обстановке проявить себя и увидеть новые качества друг друга. Как правило, здесь предполагается физическая активность и при условии хорошей подготовки и достойного проведения мероприятие проходит на большом эмоциональном подъеме, потом долго вспоминается и действительно помогает участникам сплотиться и раскрепоститься.
К минусам такого тренинга можно отнести сложность подготовки, особые требования к месту проведения, высокие затраты, а также тот факт, что в нем будут участвовать разные по возрасту, физической подготовке и комплекции люди, и это может вызвать дополнительные затруднения. Наиболее эффективен данный вариант, когда цель тренинга - дать эмоциональную встряску многократно тренированным до этого членам коллектива.
- Без экстрима, но с нестандартными ситуациями. В этой программе обучение командообразованию чаще всего сочетается с элементами тренинга коммуникативности и креативности. Здесь предполагается большое количество игр, творческих заданий, выполнение которых требует командной работы, но без особой физической активности.
Этот
вариант значительно легче в
подготовке и проведении с точки
зрения организации и выбора места,
к тому же не требует существенных
затрат. Как правило, он позволяет
развить у участников дополнительные
навыки. По сравнению с первым видом данного
тренинга эмоциональный накал не столь
высок. Однако если основная цель - мотивировать
людей на командную работу и способствовать
их лучшему узнаванию друг друга, то это
оптимальный вариант.
Карьерный рост и ответственность.
Для большинства сотрудников, достигших в своем деле мастерства, карьерный рост, самостоятельность в принятии решений, ответственность и постоянное развитие – немалые ценности. При организации работы этих людей необходимо активно использовать делегирование полномочий, участие в проектных группах. Для творческих личностей, стремящихся к достижению высоких результатов, нет лучшего стимула, чем ответственность за конкретные проекты и радость от достигнутого успеха.
Конференции, общие сборы, корпоративные праздники.
Такие
мероприятия позволяют собрать
вместе всех членов коллектива, совместить
выполнение рабочих и информационных
задач с отдыхом и
Информационные источники.
Печатные издания. Компания может выпускать собственную газету или журнал от одного раза в месяц до одного раза в год в зависимости от размера издания и потребностей компании. Новости компании, поздравления сотрудников с достижениями, приветствие новичков и тех, кто получил повышение, - все это производит впечатление на людей.
Награды.
Это инструмент мотивации, который эффективен в отношении большинства людей. Но он должен варьироваться в зависимости от уровня профессионализма сотрудника. Перечислим несколько ключевых моментов в данной системе мотивации:
- необходимо выделить те результаты и модели поведения, которые являются наиболее значимыми для компании, и которые необходимо развивать и закреплять в организации в целом или в действиях конкретного человека;
-
вводя систему наград, необходимо
учесть, что все категории сотрудников
должны иметь возможность
- оптимальное соотношение между ценностью награды и равномерным распределением положительного подкрепления (награды получат 10-15% членов команды): если наград слишком много, они обесцениваются, если слишком мало – усиливается конкуренция;
- четкие и стабильные критерии выбора номинантов, например, количественные (объем продаж), объективные (число проголосовавших);
- публичное награждение более ценно и эффективно;
- награда должна включать памятный подарок (диплом, кубок и т.п.). Вопросы о ценных подарках и денежных наградах решаются исходя из бюджета компании и уровня дохода сотрудника;
Итак, можно сделать вывод, что вручением награды достигаются следующие цели: за счет положительного подкрепления повышается мотивация всего коллектива и отдельных сотрудников, кроме того, что самое главное, оно служит развитию определенных моделей поведения и ценностей, отражающих корпоративную культуру и поэтому важных для организации.
Конкурсы.
Этот
метод мотивации во многом пересекается
с предыдущим. Если награды присуждаются
по итогам работы за период времени или
по достижении сотрудником определенных
ступеней карьеры, то конкурсы могут проводиться
всего один раз. Участие в состязании,
а тем более победа в нем стимулирует сотрудника
к достижению именно тех результатов в
работе, которые необходимы компании.
Например, в отделах маркетинга и рекламы
целесообразно проводить конкурсы на
лучшую идею или разработку.
Поздравления сотрудников с достижениями.
Этот инструмент мотивации подразумевает не награждение и не победу в конкурсе, а отдельные поздравления членов коллектива с достижениями в работе, возможно, незначительными в масштабе всей организации, но значимыми с точки зрения развития потенциала каждого сотрудника. Поводом для поздравления могут быть: удачно завершенный проект, важное инновационное предложение, работа в выходные в период бизнес-планирования. Все эти и многие другие достижения или показатели высокого уровня лояльности к компании заслуживают дополнительного положительного подкрепления, в результате чего сотрудник будет мотивирован на дальнейшие успехи. Такое поздравление может быть в форме устной похвалы, лучше в присутствии других людей, в виде небольшого поощрения.
Поздравление с личными и гражданскими праздниками, подарки.
В большинстве случаев небольшие подарки от компании по случаю дня рождения, свадьбы, рождения ребенка, а также поздравления с некоторыми государственными праздниками (Новый год, 8 марта, 23 февраля) производят сильное впечатление на сотрудников, потому что демонстрируют им внимательное отношение не только как к хорошим работникам, но и как к личностям. Причем совершенно не обязательно это делать по каждому поводу, можно выбрать лишь некоторые праздники. В любом случае такое внимание к сотрудникам со стороны компании достаточно высоко ценится и является значимым стимулом.
Построение коммуникаций.
Для
ключевых сотрудников, как правило,
важно быть в курсе дел всей
организации и жить не слухами, а
фактами. Хорошо простроенная система
коммуникаций внутри компании, своевременное
оповещение о нововведениях, проектах,
стратегических планах оказывают самое
благотворное влияние на их мотивацию.
Обратная связь.
Это особенно актуально в отношении ключевых сотрудников, которые видят свой немалый вклад в бизнес компании, хотят его увеличить и довольно болезненно воспринимают отсутствие обратной связи с руководителем. Поэтому следует обратить внимание на то, насколько регулярно и конструктивно руководитель обсуждает с сотрудником его деятельность, дает рекомендации по исправлению ошибок. Если подчиненный отлично справляется с работой, это также стоит отметить и обязательно упомянуть о том, как успехи отразятся на его продвижении внутри компании, увеличении дохода, социальных льготах.
Выполнение новой, масштабной, нестандартной задачи.
Это и вызов профессиональным амбициям, и возможность самореализации.
Создание комфортных условий труда на рабочем месте.
Оснащение рабочих мест техническими, эргономическими и организационными вспомогательными средствами с учетом потребности работников является одним из основных компонентов системы мотивации персонала. 15
Положительный имидж компании на рынке труда.
Психологический механизм нематериальной мотивации лучше всего работает, когда сотрудник ощущает недостаток социального признания в жизни.
На
людей самодостаточных
Использование любой дополнительной возможности способствует мотивации отдельных сотрудников и коллектива в целом. Руководителям необходимо выбрать для своей организации то, что подходит именно для нее с точки зрения ценностей, корпоративной культуры и традиций, а также, если эти методы укладываются в рамки бюджета.
Теперь
рассмотрим, как теоретические положения
соотносятся с практикой в управлении
персоналом. Из проведенных на Западе
социологических исследований (табл.1)
видно, что учет факторов повышения производительности
труда заставляет людей лучше работать,
да и показатели привлекательности рабочего
места достаточно высоки, если сравнить
с показателями последней колонки таблицы.
А в случае учета всех гигиенических факторов
картина прямо противоположная. Показатели
привлекательности работы высокие, в то
время как сама производительность на
порядок ниже. То же самое можно сказать
и о показателях сводной колонки.16
Таблица 1
Влияние гигиенических и мотивационных факторов на отношение людей к работе
Факторы
повышения
Производительности (мотивационные) |
Заставляют лучше работать, % | Делают работу привлекательной, % | То и другое вместе, % |
Хорошие шансы продвижения по службе | 48 | 22 | 19 |
Хороший заработок | 45 | 27 | 22 |
Оплата по результатам труда | 43 | 31 | 16 |
Признание и одобрение хорошей работы | 41 | 34 | 17 |
Работа, развивающая способности | 40 | 27 | 20 |
Сложная и трудная работа | 38 | 30 | 15 |
Интересная работа | 36 | 35 | 18 |
Творческая работа | 35 | 31 | 20 |
Продолжение Таблицы 1.
Факторы
повышения
Производительности (гигиенические) |
Заставляют лучше работать, % | Делают работу привлекательной, % | То и другое вместе, % |
Спокойная работа | 13 | 61 | 15 |
Доступность информации | 21 | 49 | 16 |
Хорошее руководство | 19 | 52 | 12 |
Тихая и чистая обстановка | 12 | 56 | 2 |
Гибкий график работы | 18 | 49 | 15 |
Удобное расположение | 12 | 56 | 12 |
Дополнительные льготы | 27 | 45 | 18 |
Справедливое распределение заданий | 21 | 45 | 8 |
Хороший коллектив | 17 | 54 | 13 |
Информация о работе Мотивация персонала как важнейшая составляющая кадрового менеджмента