Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2012 в 07:21, курсовая работа
Цель работы: разработка предложений по мотивации и стимулировании труда в ГБОУ НПО Профессиональном лицее №64.
Задачи курсовой работы:
Рассмотреть теоретические аспекты мотивации и стимулировании труда в организации.
Провести анализ мотивации и стимулировании труда в ГБОУ НПО Профессиональн
Введение …………………………………………………………………… 3
1. Теоретические аспекты мотивации и стимулировании труда в организации…………………………………………………………………
5
1.1. Понятие мотивации труда …………………………………………… 5
1.2. Теория стимулирования труда ……………………………………….. 8
2. Анализ и оценка мотивации и стимулировании труда в ГБОУ НПО «Профессиональный лицей №64» ………………………………………...
15
2.1. Краткая характеристика организации ……………………………….. 15
2.2. Анализ и оценка мотивации и стимулировании труда в ГБОУ НПО «Профессиональный лицей №64» …………………………………………
17
2.3. Основные недостатки мотивации и стимулировании труда в ГБОУ НПО «Профессиональный лицей №64» …………………………………..
22
3. Разработка предложений по совершенствованию мотивации и стимулировании труда в ГБОУ НПО «Профессиональный лицей №64»
25
Выводы и предложения ……………………
Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Нижегородский
государственный
им. Н.А.
Добролюбова»
Набережночелнинский
филиал
Кафедра
менеджмента
КУРСОВАЯ
РАБОТА
на тему: «Мотивация и стимулирование труда в организации»
по дисциплине:
«Основы менеджмента»
Дата защиты | Оценка | Подпись |
«___»_________200_г. | _________ | ____________ |
Набережные Челны
2008
Содержание
Введение …………………………………………………………………… | 3 |
1. Теоретические
аспекты мотивации и |
5 |
1.1. Понятие мотивации труда …………………………………………… | 5 |
1.2. Теория стимулирования труда ……………………………………….. | 8 |
2. Анализ и оценка мотивации и стимулировании труда в ГБОУ НПО «Профессиональный лицей №64» ………………………………………... | 15 |
2.1. Краткая характеристика организации ……………………………….. | 15 |
2.2. Анализ
и оценка мотивации и |
17 |
2.3. Основные
недостатки мотивации и |
22 |
3. Разработка
предложений по |
25 |
Выводы и предложения ……………………………………………………. | 34 |
Список литературы ………………………………………………………… | 38 |
Введение
Актуальность
темы исследования состоит в том, что экономическое
развитие России в последние годы характеризуется
определенным экономическим подъемом.
Наблюдается тенденция роста валового
внутреннего продукта, объема промышленного
производства, последовательно увеличиваются
денежные доходы населения. Улучшение
общей экономической ситуации в стране
повышает значимость мотивации и стимулирования
труда управленческого персонала организаций
всех форм собственности. Особую важность
приобретает решение проблемы заинтересованности
управленческих работников в эффективной
деятельности возглавляемых ими подразделений,
роста их профессионализма, инициативности,
предприимчивости, новаторства.
Анализ и обобщение научных работ по указанной
проблеме показывает необходимость дальнейшего
развития и углубления теоретических
и практических основ мотивации и стимулирования
управленческого труда применительно
к современной российской организации.
По мнению авторов учебного пособия «Менеджмент: управления организационными системами» мотивация — это процесс побуждения себя и других к деятельности для достижения личных целей организации. Конкретизируя понятие, можно сказать, что мотивация представляет собой совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности, задающих границы и формы деятельности и придающих ей направленность, ориентированную на достижение определенных целей. В основе мотивации лежат потребности человека, заставляющие его действовать определенным образом. (5, С.173)
О.С. Виханский считает, что Мотивирование – это процесс воздействия на человека с целью побуждения его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования. (4, С. 146)
Стимулирование – это процесс использования различных стимулов для мотивирования людей. (4, С. 147)
Цель работы: разработка предложений по мотивации и стимулировании труда в ГБОУ НПО Профессиональном лицее №64.
Задачи курсовой работы:
Объект исследования: ГБОУ НПО Профессиональный лицей №64.
Предмет исследования: мотивация и стимулирование труда в организации.
Методы исследования: тестирование, опрос.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав, выводов и предложений, списка использованной литературы, включающего 21 источник.
В первой главе рассматриваются теоретические аспекты мотивации и стимулировании труда в организации.
Во второй главе проводится анализ и оценка мотивации и стимулирования труда в ГБОУ НПО Профессиональный лицей №64.
В третьей главе разрабатываются предложения по совершенствованию мотивации и стимулировании труда в Профессиональном лицее №64.
Для
написания работы использованы труды
таких зарубежных специалистов в
области менеджмента, как Котлер
Ф., Хайем А., и др. Среди
отечественных разработчиков
труда в организации
Почему люди работают? Почему одни делают легкую работу и остаются недовольны, а другие делают тяжелую работу с удовольствием? Что нужно делать для того, чтобы люди работали лучше и производительнее? Как сделать работу увлекательнее? Что вызывает желание и потребность работать? Эти и многие другие аналогичные вопросы обязательно возникают тогда, когда происходит управление людьми. Руководство организации может разработать прекрасные планы и стратегии, найти оптимальные структуры и создать эффективные системы передачи и обработку информации, установить в организации самое современное оборудование и использовать самые современные технологии. Однако все это будет сведено на нет, если члены организации не будут работать должным образом, если они не будут справляться со своими обязанностями, не будут вести себя в коллективе соответствующим образом, стремиться своим трудом способствовать
Для того чтобы работники выполняли свои обязанности наилучшим образом они должны быть должным образом мотивированы. (6, С. 615) Если хорошо знать и понимать, что движет человеком, что побуждает его к действиям и к чему он стремится, выполняя определенную работу, можно, в отличие от принуждения, требующего постоянного воздействия и контроля, таким образом построить управление человеком, что он сам будет стремиться выполнять свою работу наилучшим образом наиболее результативно с точки зрения решения стоящих перед организацией задач.
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как совокупность движущих сил, (4, С.144) побуждающих человека к осуществлению определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и заставляют его осознанно или же неосознанно совершат некоторые поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего различные люди могут совершенно по-разному реагировать на одинаковые воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека, осуществляемые им действия, свою очередь, также могут влиять на его реакцию, на воздействия, в результате чего может меняться как степень влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим воздействием.
С одной стороны, мотивация - это процесс побуждения себя и других людей к действию, предполагающий возможность удовлетворения личных потребностей при достижении целей организации. (10).
С
другой стороны, мотивация - это процесс
сознательного выбора человеком
того или иного типа поведения, определяемого
комплексным воздействием внешних
(стимулы) и внутренних (мотивы) факторов.
В процессе производственной деятельности
мотивация позволяет работникам удовлетворить
свои основные потребности путем выполнения
трудовых обязанностей.
В основе мотивации лежат потребности
человека, заставляющие его действовать
определенным образом.(5, С.173)
Потребности – это психологический или физиологический дефицит чего-либо, отраженный в восприятии человека. Люди по-разному могут пытаться устранять потребности: удовлетворять их, подавлять, не реагировать на них. Потребности могут возникать как осознанно, так и неосознанно.
За тысячи лет до вхождения слова «мотивация» в лексикон руководителей было хорошо известно, что можно намеренно воздействовать на людей для успешного выполнения задач организации. Всем знакомы, например, метод «кнута и пряника» и обещание «полцарства или голову с плеч». (5, С.173)
Представители школы научного управления, в частности Ф. Тейлор, осознали несовершенство заработков на грани голода, определили понятие «достаточная дневная выработка» и предложили оплачивать труд работников пропорционально их вкладу. Результаты оказались впечатляющими, и этот метод мотивации используется до настоящего времени.
Но вознаграждение (пряник) не всегда заставляет человека трудиться усерднее, поэтому в управлении стали использоваться психологические методы. Э. Мэйо, анализируя работу прядильщиков на текстильной фабрике в Филадельфии в 1923—1924 гг., установил, что человеческие факторы, особенно социальное взаимодействие и групповое поведение, оказывают значительное влияние на производительность индивидуального труда. Так, введение двух десятиминутных перерывов для отдыха и создание возможностей для общения позволили резко снизить текучесть кадров среди прядильщиц, их моральное состояние улучшилось, а выработка значительно возросла.
В современной теории управления описываются следующие побуждения, определяющие поведение человека в организации:
Условия
осуществления мотивационных
Рис.
1. Условия осуществления мотивационных
процессов
1.2. Теории стимулировании труда
Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей «раздражения», вызывающих действие определенных мотивов. В качестве стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей, обещания, носители обязательств и возможностей, предоставляемые возможности и многое другое, что может быть предложено человеку в компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате определенных действий. Человек реагирует на многие стимулы не обязательно сознательно. На отдельные стимулы его реакция даже может не поддаваться сознательному контролю. (4, С. 147)
Реакция на конкретные стимулы не одинакова у различных людей, Поэтому сами по себе стимулы не имеют абсолютного значения или смысла. Например, в условиях развала денежной системы, когда практически ничего невозможно купить за деньги, заработная плата и денежные знаки в целом теряют свою роль стимулов и могут быть очень ограниченно использованы в управлении людьми.
Процесс
использования различных
Информация о работе Мотивация и стимулирование труда организации