Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:09, реферат
Как известно, зарплаты преподавателей сильно отличаются от зарплат работников
бизнес-сектора при сопоставимой (или даже более высокой) нагрузке. Почему же люди
идут в преподавание? Существует обывательская точка зрения, что в преподавании
остаются одни «неудачники», т.е. те, кому не хватает навыков и знаний для работы в
более прибыльных секторах экономики.
Вступление
О мотивации деятельности преподавателей ВУЗа
Компетенция и мотивация преподавателей в инновационном вузе.
Преподаватель вуза: мотивация и стимулирование трудовой деятельности (Обзор социологического исследования)
Литература
В том, что эти три направления диалектически взаимосвязаны, нет никакого сомнения. При этом, для учебного заведения, находящегося в рыночных условиях, каждый из данных факторов имеет и чисто экономическое измерение. В большей степени это касается информационного обеспечения менеджмента применительно к образовательным учреждениям, в частности в обеспечении внутреннего контроля, что является одной из ключевых задач современного менеджмента.
3. Преподаватель вуза: мотивация и стимулирование трудовой деятельности (Обзор социологического исследования)
В апреле - мае 1999 года на кафедре экономики и социологии труда экономического факультета Омского госуниверситета, возглавляемой профессором Л.А. Еловиковым, было проведено социологическое исследование с целью определения путей преодоления мотивационного кризиса вузовских работников и совершенствования системы оплаты их труда.
Проблемам ценностных ориентаций
и мотивов трудовой деятельности
преподавателей вузов в современной
литературе уделяется достаточно много
внимания. Это связано, прежде всего
с тем, что ключевой фигурой реформ образования
является преподаватель, поэтому темпы
и характер модернизации образования
зависят от преподавательских кадров
и руководителей вузов и от специфического
менеджмента их отношений. Для руководителей
вузов знания о мотивации трудовой деятельности
профессорско-
Цель проведенного исследования состояла в изучении и анализе мотивов трудовой деятельности преподавателей одиннадцати омских вузов, а также определении наиболее эффективных способов стимулирования их труда. В данном обзоре основное внимание будет уделено анализу мотивов труда преподавателей Омского госуниверситета.
Для достижения цели исследования был выбран ряд следующих задач:
Определить и проанализировать мотивы выбора профессии и мотивы трудовой деятельности преподавателей;
Определить структуру и иерархию мотивов трудовой деятельности;
Выявить сходства и различия
в мотивах, характерных для
Наметить возможные пути
повышения удовлетворенности
Обозначить возможности
наиболее эффективного стимулирования
труда профессорско-
Из опрошенных преподавателей
Омского государственного университета
30% мужчин и 70% женщин на вопрос о том,
нравится ли им преподавательская
Таблица 1
Мотив |
Ранг |
% ответивших |
1. Престижная профессия |
2 |
12 |
2. У меня существуют педагогические способности |
6 |
21 |
3. Дает возможность заниматься научной деятельностью |
3 |
18 |
4. Интерес к преподаваемому мною предмету |
2 |
24 |
5. Возможность самореализации |
1 |
42 |
6. Нравится работать со студентами |
5 |
33 |
7. Нравится общение в творческом коллективе |
3 |
15 |
8. Умственный труд |
4 |
15 |
9. Независимость труда от внешних факторов |
3 |
15 |
10. Стремление передать свои знания другим |
5 |
21 |
11. Материальные выгоды |
6 |
12 |
Таблица 2
Мотив |
Ранг |
% ответивших |
1. Престижная профессия |
6 |
9 |
2. У меня существуют педагогические способности |
6 |
15 |
3. Дает возможность заниматься научной деятельностью |
3 |
27 |
4. Интерес к преподаваемому мною предмету |
2 |
33 |
5. Возможность самореализации |
1 |
39 |
6. Нравится работать со студентами |
4 |
21 |
7. Нравится общение в творческом коллективе |
3 |
9 |
8. Умственный труд |
1;5 |
12;12 |
9. Независимость труда от внешних факторов |
5;6 |
15;15 |
10. Стремление передать свои знания другим |
5 |
18 |
11. Материальные выгоды |
4; 6 |
9;9 |
Итак, мотивационное ядро у преподавателей ОмГУ на момент выбора ими профессии выглядело следующим образом: 1-й уровень (определяющий) - возможность самореализации, престижная профессия, интерес к преподаваемому предмету; 2-й уровень - дает возможность заниматься научной деятельностью, нравится общение в творческом коллективе, независимость труда от внешних факторов, умственный труд; 3-й уровень - нравится работать со студентами, стремление передать свои знания другим, наличие педагогических способностей, материальные выгоды. Но мотивационная структура с течением времени и под воздействием различных факторов изменяется: одни мотивы утрачивают свою силу, другие - наоборот, становятся более важными.
Рассмотрим мотивы, которые актуальны для преподавателей на сегодняшний день (табл.2).
Таким образом, на сегодняшний день структура мотивов следующая:
1-й уровень (определяющий) - возможность самореализации, умственный труд, интерес к преподаваемому предмету;
2-й уровень - возможность
заниматься научной
3-й уровень - умственный
труд, независимость труда от
внешних факторов, стремление передать
свои знания другим, престижная
профессия, наличие
Здесь основная сложность
заключается в том, что, поскольку
разным людям присущи разные мотивы,
то для разных людей значимость одних
и тех же мотивов неодинакова.
Поэтому для одних
Мы стремились выяснить, какие факторы повлекли за собой изменение мотивационного ядра.
Так, с увеличением стажа работы уменьшается значимость того, что труд является независимым от внешних факторов, поскольку для преподавателя важнее самоконтроль. Утрачивает свою силу и мотив "возможность самореализации". Это, на наш взгляд, объясняется низкой материальной обеспеченностью преподавателей и технической оснащенностью рабочих мест. На силу действия мотивов также влияет присвоение ученой степени или ученого звания: значимость мотива "дает возможность заниматься научной деятельностью" возрастает в два раза, "умственный труд" - в три раза; менее важными становятся такие мотивы, как "независимость труда от внешних факторов", "стремление передать свои знания другим", что объясняется, как мы считаем, стремлением преподавателей заниматься научными исследованиями, а не педагогической деятельностью.
Что касается изменения семейного положения, то со вступлением в брак и появлением детей, как показали результаты опроса, у преподавателей уменьшается интерес к предмету и возрастает возможность самореализации.
Для женщин большое значение имеет независимость труда, стремление передать свои знания, чего нельзя сказать о мужчинах. Видимо, труд для женщин имеет направленность на преподавание, а для мужчин - на создание научных трудов, проведение исследований.
Преподаватели более молодого поколения сильнее мотивированы к научной деятельности, они проявляют больший интерес к предмету, поскольку, как нам кажется, им еще предстоит получить ученую степень, звание.
Стремление преподавателей завоевать общественное признание, получить ученую степень, звание, а не извлечь материальные выгоды, подтверждается их высокой творческой активностью.
Проанализировав ответы на
вопрос, касающийся удовлетворенности
различными сторонами работы, можно
сделать вывод, что преподаватели
в большей степени
Что касается определения уровня профессионализма педагогов, то в настоящее время основными показателями его являются уровень образования и стаж педагогической работы. А что же думают сами преподаватели по этому поводу? 94% опрошенных считают, что преподаватель должен знать предмет преподаваемой им дисциплины, уметь контактировать со студенческой аудиторией (55%), обобщать и анализировать материал и передавать научные знания студентам (33%). Из качеств труда большая часть преподавателей выделяет "способность увлечь, заинтересовать преподаваемым предметом" (64%), а также доброжелательность (45%). Эти навыки и качества, по мнению преподавателей, способствуют передаче научных знаний студентам.
Итак, в заключение нашего обзора хотелось бы еще раз подчеркнуть, что общественная оценка в существенной степени влияет на мотивационную сферу, а следовательно, и на результат деятельности преподавателя. Таким образом, на улучшение качества педагогического труда большое влияние может оказать периодическая аттестация преподавателей с постановкой проблем, целей и задач их деятельности и в зависимости от результатов аттестации - адекватная материальная оценка, то есть дифференцированная оплата труда преподавателей должна зависеть от количества и качества труда.
Литература:
1. Замфир К. Удовлетворенность трудом. Мнение социолога. М., 1983.
2. Шибутани Т. Социальная психология. Ростов-на-Дону. 1998.
3. Василенко О.Ю. Мотивация трудовой деятельности преподавателей
вузов // университет глазами социологов. Омск, 2001.
4. Грудзинский О.А. Университет как предпринимательская организа-
ция // Социол. исслед. 2003. № 5.
5. Смолин О.Н., Комаров А.Е. Стратегии образования: различия пози-
ций депутатских объединений Государственной Думы РФ. // Соци-
ол. исслед. 2003. № 5.
6. Dufrenne M. Aujourdhui encore, lа creation // Proceedings of the international
Congress of Alsthetics, Vol. P. 247-248.
7. Ковалева М.С. Социология высшего образования и университет //
США глазами американских социологов. М., 1982.
8. Цит. по: Мишед Л. Идея университета // Вестник высшей школы.
1991. № 9.
9. Кемеров В.Е. Философские и социологические предпосылки теории
мотивации // Вопросы философии. 1972. № 5.
10. Грановеттер М. Экономическое действие и социальная структура: проблема укорененности // Западная экономическая социология:
11. Хрестоматия современной классики / Сост. и науч.ред. В.В.Радаев; Пер. М.С.Добряковой и др. М.: РОССПЭН, 2004. С.131-158.
Информация о работе Мотивация деятельности преподавателей ВУЗа