Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:09, реферат
Как известно, зарплаты преподавателей сильно отличаются от зарплат работников
бизнес-сектора при сопоставимой (или даже более высокой) нагрузке. Почему же люди
идут в преподавание? Существует обывательская точка зрения, что в преподавании
остаются одни «неудачники», т.е. те, кому не хватает навыков и знаний для работы в
более прибыльных секторах экономики.
Вступление
О мотивации деятельности преподавателей ВУЗа
Компетенция и мотивация преподавателей в инновационном вузе.
Преподаватель вуза: мотивация и стимулирование трудовой деятельности (Обзор социологического исследования)
Литература
ловиях возрастающей свободы выбора те, кто активно вовлечен в разнооб-
разные виды деятельности, чувствуют себя более уверенно и не склонны
остро воспринимать возможную критику и неодобрение своих действий. Са-
мый негативный момент – снижение внутренней мотивации, несмотря на то,
что по сравнению с достаточно абстрактными факторами «общественная по-
лезность труда» и «удовлетворение от хорошо выполненной работы» по ме-
тодике К. Замфир, нами были предложены к рассмотрению более конкрет-
ные, по отношению к деловому успеху мотивы. Возрастание внешней поло-
жительной мотивации вполне объяснимо: новые виды занятости означают
появление стимульной мотивации в качестве признания заслуг, практической
реализации тех моментов
труда, которые оправдывают
жение усилий.
Полученные данные свидетельствуют об усложнении характера и со-
держания преподавательского труда, что отражает усиление единства моти-
вационной деятельности вузов с целеустремлениями общества. С одной сто-
роны, они не должны утратить устойчивые формы жизнедеятельности; с дру-
гой – должны соответствовать социально-интегративным и инновационным
процессам.
В результате совокупных исследований можно говорить о следующих
характерных тенденциях изменения мотивационной сферы. Труд преподава-
телей по своему содержанию является в большей степени продуктивным, чем
репродуктивным, и по-прежнему заключает возможности созидания, научно-
го поиска, увлеченности педагогическим процессом. Вместе с тем интенси-
фикация работы в вузе усиливает однотипность учебных занятий, что, наряду
с перегрузками, «усталостью» человеческого фактора, исключает импрови-
зацию и творческий порыв, в целом понижая внутреннюю мотивацию. Одно-
временно проявляется негативный смысл внешней отрицательной мотива-
ции, причины которой многообразны. Это и необходимость совмещения ос-
новной работы с поиском дополнительного заработка (что повышает напря-
женные отношения с руководством подразделений вузов), и критическое
восприятие со стороны коллег по поводу «меркантильных интересов», и бо-
язнь упреков по поводу некачественного или поверхностного выполнения
исследовательской работы (в силу большей самоотдачи, возможностей и
времени на новые виды занятости), и необходимость скрывать не согласую-
щееся с традиционной ролью преподавателя оказание услуг сторонним орга-
низациям.
Можно утверждать, что в рыночной реальности преподаватель вуза
выступает менее всего как «экономический человек». Даже при разноречи-
вом характере настроений ученых и педагогов дискуссии об обстановке в ву-
зовской среде доминируют над разговорами о деньгах. Наряду с экономиче-
ским обеспечением труда преподавателей атмосфера вуза включает дух со-
трудничества, творческую сопричастность в достижении интеллектуально-
познавательных целей. Преподаватели остаются людьми со сложным набо-
ром проблем и соответственно мотивационными комплексами, что обуслов-
ливает необходимость продуманного учета их социально-человеческих и
профессионально-творческих запросов. По-прежнему внутренними мотива-
ми являются чувства и желания, индивидуально-личностные предпочтения и
качества, педагогические и
научно-исследовательские
Сказанное подтверждается данными конкретного социологического ис-
следования, проведенного в 2001 г. кафедрой экономики и социологии труда
Омского госуниверситета (руководитель – кандидат экономических наук
О.Ю. Василенко). Опрошены преподаватели одиннадцати высших учебных
заведений г. Омска. Выборка составила 10% основного штатного профессор-
ско-преподавательского состава вузов (296 человек). Учитывались социаль-
но-демографические характеристики преподавательского корпуса вузов ре-
гиона. Выборка составила 10% основного штатного профессорско-
преподавательского состава вузов (296 человек). В участвовали 43% мужчин
и 57% женщин в возрасте до 40 лет – 47% и свыше 40 – 53%. В том числе
54% - представители гуманитарных наук, 46% – других дисциплин.
Примечательно, прежде всего, что на вопрос о том, нравится ли препо-
давателям их собственная деятельность, 41% опрошенных ответили «очень
нравится», 55% - «нравится в основном». 7 респондентов заявили, что препо-
давательская деятельность «не совсем нравится», а один преподаватель за-
труднился ответить на данный вопрос. Разумеется, особое внимание иссле-
дователями уделялось проблематике мотивации педагогического труда.
Несмотря на то, что для большинства преподавателей остается привле-
кательной их работа, 62% совмещают ее с какой-либо другой. Причем, у 34%
занятость по совместительству имеет постоянный характер. Но по отноше-
нию к дополнительным видам деятельности, 76% избирают преподавание в
других вузах. 84% из тех, кто совмещает преподавание с какой-то другой ра-
ботой, ответили, что занимаются ею ввиду неудовлетворенности заработком.
Тем не менее почти 20% делает это в силу интереса к новой работе и воз-
можностей большей самореализации. Несомненно, что и в данном случае ве-
сомое значение имеет аргумент нехватки денежных средств, но на вопрос
«Удовлетворены ли вы получаемой в вузе заработной платой?» – 76% отве-
тили отрицательно. В ответах на вопрос «Если бы аудиторная нагрузка была
уменьшена, чему вы бы уделили больше времени?» – лишь 40% указали: по-
иску дополнительных доходов.
Исследовалась также проблема стимулов преподавательской деятельно-
сти как внешних мотивов. На вопрос «Какие личные побуждения в большей
степени влияют на интенсивность и качество труда?» – 65% преподавателей
ответили: «общественное признание», (в том числе и со стороны студентов);
27% - «присвоение ученой
степени, звания» и лишь
число подчеркнуло значимость надбавок, премии, высокой заработной пла-
ты. Таким образом, получение материальных выгод не является сверхзначи-
мой ценностью, ради достижения которой преподаватели занимаются про-
фессиональной деятельностью.
Эта тенденция подтверждается при анализе ответов, касающихся вы-
бора преподавательской деятельности. На вопрос «Что повлияло на выбор
вами преподавательской деятельности?» . 55% опрошенных ответили, что
выбрали преподавательскую деятельность на основе ее творческого характе-
ра; 22% – по причине свободного графика работы; 23% отметили, что им в
силу обстоятельств пришлось заниматься преподавательской деятельностью.
В меньшей степени на выбор преподавателей оказали влияние факторы «сте-
чения обстоятельств» (19%), «семейных традиций» (8%) «влияния знакомых,
друзей» (5%). Итоги опроса позволили выявить следующее: 91% опрошен-
ных считает, что преподаватель прежде всего должен обладать «знанием
предмета учебной дисциплины», 50% респондентов акцентирует важность
«умения контактировать со студенческой аудиторией». Незначительная часть
(9%) отметила «умение
Это подчеркивает независимость труда преподавателей от внешних факто-
ров, а также самостоятельный выбор ими форм и методов преподавания. Из
профессиональных качеств преобладающая часть преподавателей выделяет
«способность увлечь, заинтересовать преподаваемым предметом» (84%), а
также «доброжелательность» поведения (48%). Эти навыки и качества, по
мнению преподавателей, способствуют раскрытию способностей студентов,
передаче им научных знаний, формированию их компетентности и конкурен-
тоспособности.
Как показало исследование, мотивационное ядро преподавательской
деятельности включает в себя: первый уровень – престижность профессии,
возможности заниматься научной деятельностью, познавательный интерес к
предметам и осуществление самореализации; второй уровень – наличие пе-
дагогических способностей, умственный характер труда, стремление переда-
вать знания другим; третий уровень – удовлетворение от работы со студен-
тами, от общения в творческом коллективе, независимость труда от внешних
факторов, например, от материальной выгоды. Естественно, мотивационная
структура с течением времени под воздействием различных факторов изме-
няется, одни мотивы утрачивают свою силу, другие, напротив, становятся
более важными.
Судя по материалам исследования, преподаватели современных вузов
«ожидают» того, что их надежды успешно свершатся и в целом не предрас-
положены к каким-то конкретным действиям, поскольку сегодня в высшей
школе не существует развитой системы мотивационного подкрепления соб-
ственно преподавательских усилий и достижений. По этой причине важными
представляются программы усиления внутренней мотивации, например, для
появления прежнего энтузиазма в работе. Увеличение заработной платы яв-
ляется необходимой защитной мерой, но выглядит «наивной» с точки зрения
мотивационной динамики личности (природа их потребностей не механи-
стична). Необходимо и дальше изучать конкретные мотивационные регуля-
торы их поведения, которые
формируются в научно-
порождают оптимальные приспособительные реакции. В частности, следует
не только создавать условия для дифференцированной занятости и разделе-
ния профессиональных ролей преподавателей, но и способствовать появле-
нию новых «участков» приложения их активности.
2. Компетенция и мотивация преподавателей в инновационном вузе.
И отечественный, и зарубежный опыт показывает, что кадровая политика является надежным механизмом управления системой образования, повышения эффективности всех ее ресурсов, обеспечения целостности и устойчивости ее развития в долгосрочной перспективе. Достаточно прочным является мнение, что выработка активной кадровой политики и совершенствование на ее основе всех направлений работы с кадрами в сфере образования - объективная потребность настоящего момента модернизации украинсмкой системы образования. Романкова Л.И., Селянская Г.Н., исследующие эту проблему, считают, что для разрешения сложной и неоднозначной кадровой ситуации в сфере высшего образования в качестве основополагающих принципов кадровой политики, реализуемой на всех уровнях управления высшим образованием, желательно принять следующие.
1. Стержнем кадровой работы
в высших учебных заведениях
сегодня должна стать «
2. Преодоление вульгарного
подхода к кадрам
3. Системное использование параметрического и обликового описания кадрового состава вузов. Для сложившейся управленческой практики характерны перекос в сторону количественных оценок и излишняя вера в силу оптимизационных механизмов при принятии управленческих решений.
4. Применение методологии многокритериальной постановки и решения кадровых проблем в различных их срезах, признание поливариантности решения кадровых проблем на уровне высших учебных заведений.
Информация о работе Мотивация деятельности преподавателей ВУЗа