Автор: Пользователь скрыл имя, 19 Февраля 2013 в 17:09, реферат
Как известно, зарплаты преподавателей сильно отличаются от зарплат работников
бизнес-сектора при сопоставимой (или даже более высокой) нагрузке. Почему же люди
идут в преподавание? Существует обывательская точка зрения, что в преподавании
остаются одни «неудачники», т.е. те, кому не хватает навыков и знаний для работы в
более прибыльных секторах экономики.
Вступление
О мотивации деятельности преподавателей ВУЗа
Компетенция и мотивация преподавателей в инновационном вузе.
Преподаватель вуза: мотивация и стимулирование трудовой деятельности (Обзор социологического исследования)
Литература
5. Диалогическое взаимодействие
преподавателей и руководящего
состава высших учебных
Если потенциал вуза в целом, как считают авторы, можно определить, как способность комплекса человеческих и вещественных ресурсов вуза обеспечивать достижение стоящих перед ним общественно значимых и образовательных целей, а мы можем добавить еще и «экономических целей», то кадровый потенциал мы можем обозначить как человеческий капитал, определяющий масштабы производства образовательных услуг, количество и качество выпускаемых специалистов с определенным запасом конкурентоспособности. При этом, следует иметь ввиду, что под человеческим капиталом следует подразумевать не только количество и качество персонала, но и систему отношений внутри него. При этом следует учесть, что как и всякий потенциал, он таит в себе как реализованные возможности, так и нереализованные, и соотношения между ними – это показатель эффективности кадрового потенциала.
Кадровый потенциал вуза,
отражает не только подготовленность
всех категорий персонала к
Анализ современной литературы,
посвященной экономике труда
и управлению персоналом, позволяет
выделить следующие задачи, связанные
с развитием кадрового
подбор персонала: анализ информации о рынке рабочей силы, расчет потребности в кадрах, определение квалификационных характеристик должностей, конкурсный отбор персонала;
оценка персонала: оценка трудового потенциала работников, аттестация кадров;
адаптация персонала: адаптация молодых специалистов,
наставничество и
обучение персонала: планирование развития персонала, профессиональная подготовка, повышение квалификации, переподготовка;
анализ качества трудовой
жизни, степени удовлетворения важнейших
личных потребностей через деятельность
в организации, совершенствование
условий труда, определение и
корректирование морально-
мотивация и стимулирование деятельности персонала;
обеспечение социального развития организации: изучение причин социальной напряженности, разработка и координация социальных программ, организация медицинского обслуживания.
Эти задачи могут быть объединены
в функциональные блоки системы
управления персоналом вуза и все
вместе представлять собой сложную
иерархически организованную систему.
В управлении этой системой, в том
числе развитием кадрового
Современные информационные
технологии стали практически базой
создания современного менеджмента. Целые
научные школы ставят во главу
угла создание информационной модели
предприятия, исследование этой модели
и только после положительных
результатов, полученных на модели, начинаются
реальные преобразования. Считается, что
применение IT ускоряет доступ к необходимой
информации, уменьшает время на обработку
данных, ускоряет обмен информацией,
значительно увеличивает объем
доступной информации, а также
улучшает форму представления
Анализ хода информатизации образовательных учреждений в украинских условиях позволяет выделить три этапа этого процесса:
Первый этап - комплектование компьютерной техникой и «точечное» встраивание информационных технологий в учебный процесс. Особенностью этого этапа является фрагментарное использование вычислительной техники, эффект достигается в основном, за счет незначительного ускорения в организации образовательной деятельности и принятия управленческих решений.
Второй этап – это объединение информационных и телекоммуникационных средств в систему. Важно учесть, чтобы это объединение было не чисто механическим, а глубоко продуманным, упорядоченным, соотнесенным с целями организации. На этом этапе определяющим фактором становится не столько мощность, ресурсоемкость и быстродействие компьютерной техники, сколько ее технологичность, способность к взаимодействию, поскольку основной эффект достигается не от параметрических свойств вычислительных машин, а от информационных и телекоммуникационных технологий, развертываемых на их базе. Главные признаки этого этапа:
объединение информационных ресурсов;
применение широкого спектра форматов и программного обеспечения (табличной, текстовой, графической, аудио, видео, анимационной информации);
объединение средств обработки информации на электронных, бумажных и магнитных носителях, а также разнотиповых средств визуализации (терминалы, радио, телевидение);
наличие единой системы регулирования информационных потоков.
На третьем этапе происходит
адаптация организации учебно-
По мере того, как учебное заведение переходит к третьему этапу информатизации, можно сформулировать перечень требований, которым должен отвечать современный преподаватель. В набор этих требований, наряду с уже устоявшимися, входят:
уровень владения современными образовательными, в первую очередь, информационными технологиями;
приобщенность к научно-исследовательской работе.
Первое из этих требований особенно актуально. Неуклонный рост оснащения учебного заведения самыми современными техническими и электронными средствами обучения приводит к качественно новой ситуации. С экономической точки зрения, это не просто затраты, их следует рассматривать как инвестиции в развитие образовательного процесса, и как всякие инвестиции, они должны окупаться.
Можно на законных основаниях гордиться высоким техническим оснащением учебного заведения, вкладывать в него немалые средства. Но нужно отдавать себе отчет в том, что все эти прекрасные технологические чудеса сами по себе работать не будут. Они должны быть включены в методику преподавания, они должны стать привычным инструментом в руках деканов, зав. кафедр, руководителей среднего звена, преподавателей, кураторов групп, всех, кто причастен к учебной или воспитательной работе.
Отсюда несколько конкретных
задач, которые прямо вытекают из
общей проблемы. Необходимо, чтобы
использование технических
Информационные системы
учебных заведений хорошо приспособлены
для производства методических средств
нового поколения – учебных фильмов,
электронных учебников и
Однако, существуют исследования, об этом можно прочитать в научных источниках, которые показывают недостаточность оценки преподавательских кадров по прежним формальным критериям. В частности, как общая тенденция, отмечается такое явление, которое называют «скрытый отток кадров». Оно выражается в том, что преподаватель не рассматривает свою деятельность в вузе как основную, имеет низкую мотивацию к работе в научной и преподавательской сфере, не проявляет интереса к последним достижениям в своей научной деятельности, не стремится повышать свою квалификацию, его профессиональная деятельность видится ему в отрицательной эмоциональной окраске.
Понятно, что для успешной
и эффективной работы вуза необходимо,
чтобы его сотрудники принимали
активное участие в научных
Действительно, если преподаватель
высшей школы тратит свое время на
работу в других местах, то, как правило,
именно научные показатели «страдают»
в первую очередь: преподаватель
худо-бедно проводит учебные занятия
(не проводить их он не может, хотя может
сократить свои временные затраты
на подготовку к ним), а вот на
научно-исследовательскую
Таким образом, научная работа, наличие или отсутствие научных публикаций, методических разработок становится важнейшим, главным показателем оценки работы преподавателя, его отношения к профессиональным обязанностям.
По мнению ученых , в преобразовании учебного процесса приходит понимание того, что самые современные технические средства и технологии не принесут ожидаемых результатов, если информационное пространство будет по-прежнему оставаться столь дискретным, разделенным на отдельные, не связанные по существу между собой области, а в средней школе и вузе будет процветать предметоцентризм. В этих условиях у того, кто учится, не будет складываться обобщенное представление о мире, о себе и продуктивных способах деятельности, выпускник не будет обладать необходимым набором компетенций. Существующий предметоцентризм препятствует разработке и использованию комплексных курсов и работе преподавателей единой командой в заявленной и реализуемой образовательной программе, ориентации на итоговые личностные и профессиональные компетенции. Дискретность образовательного пространства сопровождают и некоторые другие «присущие характеристики» учебного процесса:
информационный подход в обучении (каждый преподаватель излагает «свою» информацию, без ориентации на заявленные или не заявленные в образовательной программе или дисциплине компетенции);
контроль, при котором главное внимание уделяется воспроизведению текстов, представленной преподавателем информации, а не использованию приобретенных (или не приобретенных вовсе) компетенций;
использование в образовательном процессе лишь репродуктивных приемов и выполнение заданий «по образцу»;
игнорирование различий в начальной подготовке обучающихся при организации занятий в больших потоках, когда всем обучающимся предоставляется одна и та же информация в устном виде (эта информация не становится личным знанием как для тех, которые не могут
ее воспринять в связи с трудностью, так и для тех, которые ею уже владеют, и она не вызывает у них интереса).
Использование информационных технологий, информатизация учебного процесса является главным средством осуществления перехода к инновационному образованию, на что указывается в целом ряде документов стратегического и научно-исследовательского характера. В частности, на это нацеливает программа развития образования, инициирования министерством образования и утвержденная Верховной Радой в качестве закона . Программа развития образования, как указывается в документе, является организационной основой государственной политики Украины в области образования.
Р. Г. Шарипова, Д. И. Шарипова также указывают: «XXI век - век образования, в связи с этим возникает объективная необходимость создания системы инновационного образования, исходным приоритетом которой должно стать формирование свободной и ответственной личности, способной конструктивно работать в проблемных ситуациях, сочетающей профессиональную компетентность с гражданской ответственностью, обладающей должным мировоззренческим кругозором и нравственным сознанием, формирование ее преобразующего интеллекта, инновационных способностей и творческой инновационной деятельности на основе гуманизации учебно-воспитательного процесса».
Разработка и распространение
технологических инноваций, применение
в образовательном процессе современных
компьютерных и телекоммуникационных
технологий является ведущим фактором
развития инновационного учебного процесса.
Постоянное совершенствование новых
информационных технологий беспрецедентными
темпами в последние
Вывод, который необходимо вытекает отсюда: модель современного инновационного образовательного учреждения немыслима без информационных технологий. Причем, они должны быть использованы как в организации учебного процесса, так и в развитии корпоративной культуры, в системе управления образовательным учреждением в целом.
Информация о работе Мотивация деятельности преподавателей ВУЗа