Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:17, курсовая работа
Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления
персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным
периодом, выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только
подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового
сознания, менталитета, а следовательно, и методов мотивации.
1. Введение…...................................................................................................3
2. Что такое мотивация…………………………………………………………6
3. Мотивационный процесс……………………………………………………13
4. Теории мотивации…………………………………………………….……..16
4.1. Теория мотивации по А. Маслоу…………………………………………16
4.2. Теория мотивации Д.МакКлеланда………………………………………20
4.3. Теория мотивации Ф. Герцберга………………………………………….21
4.4. Теория Альдерфера………………………………………………………..23
4.5. Обобщенный взгляд на теории содержания мотивации………………..25
5. Теории процесса мотивации…………………………………………………27
5.1. Теория ожидания В. Врума……………………………………………….28
5.2. Теория справедливости…………………………………………………….29
5.3. Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера…………………………….29
6. Заключение……………………………………………………………………31
7. Список литературы……………………………………………
4.2.Теория приобретенных потребностей Дэвида МакКлелланда.
С развитием экономических отношений и совершенствованием управления значительная роль в теории
мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Представителем
этой теории является Дэвид МакКлелланд. Согласно его утверждению
структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам:
стремлению к достижению,
стремлению к соучастию,
стремление к власти.
Потребность достижения проявляется в стремлении человека достигать
стоящие перед ним цели более эффективно, чем он это делал ранее.
Люди с высоким уровнем потребности достижения предпочитают
самостоятельно ставить свои цели. При этом они обычно выбирают
умеренно сложные цели и задачи, исходя из того, чего они могут достичь
и что они могут сделать. Люди с выраженной потребностью достижения
склонны делать умеренно рискованные решения и ожидают
немедленной обратной связи от осуществленных ими действий и принятых решений. Им нравится принимать решения и отвечать за решение
задачи, они одержимы теми задачами, которые решают, и легко берут
на себя персональную ответственность.
Потребность соучастия проявляется в виде стремления к дружеским
отношениям с окружающими. Люди с высокой потребностью соучастия
стараются устанавливать и поддерживать хорошие отношения,
стремятся получить одобрение и поддержку со стороны окружающих,
обеспокоены тем, как о них думают другие. Для них очень важным является
тот факт, что они нужны кому-то, что их друзья и коллеги не
безразличны к ним и их действиям.
Потребность властвовать является третьей крупной потребностью,
влияние на поведение человека которой было изучено и описано
МакКлелландом. Данная потребность так же, как и две предыдущие,
является приобретенной, развивается на основе обучения, жизненного
опыта и состоит в том, что человек стремится контролировать ресурсы
и процессы, протекающие в его окружении. Основной направленностью
данной потребности является стремление контролировать действия
людей, оказывать влияние на их поведение, брать на себя ответственность
за действия и поведение других людей.
Потребность властвования имеет два полюса: стремление иметь как можно больше власти, контролировать все и всех и, в противоположность этому,
стремление полностью отказываться от каких-либо притязаний на
власть, желание полностью избегать таких ситуаций и действий, которые
связаны с необходимостью выполнять властные функции.
Управлять такими потребностями можно, подготавливая работников к
переходу по иерархии на новые должности с помощью их аттестации,
направления на курсы повышения квалификации и т.д. Такие люди
имеют широкий круг общения и стремятся его расширить. Их
руководители должны способствовать этому.
4.3.Теория двух факторов Фредерика Герцберга.
Эта теория появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека.
Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает
удовлетворенность работой.
Процесс «удовлетворенность — отсутствие удовлетворенности» в основном находится под влиянием факторов, связанных с содержанием
работы, т.е. под влиянием внутренних по отношению к работе факторов.
Данные факторы оказывают сильное мотивирующее воздействие
на поведение человека, которое может привести к хорошему выполнению
работы. Если эти факторы не присутствуют, то их отсутствие
не вызывает сильной неудовлетворенности. Герцберг называл эти
факторы «удовлетворителями». Это название не получило широкого
хождения. Обычно эти факторы называются мотивирующими.
Мотивирующие факторы рассматриваются как самостоятельная
группа потребностей, обобщенно которую можно назвать группой потребностей
в росте. К этой группе относятся такие потребности или факторы, как достижение, признание, ответственность, продвижение, работа сама по себе, возможность роста. Если данные потребности удовлетворяются, то и человек испытывает удовлетворение. А так как они могут приводить к удовлетворению, то они играют мотивирующую роль.
Процесс «неудовлетворенность — отсутствие неудовлетворенности» определяется влиянием факторов, в основном связанных с окружением,
в котором осуществляется работа. Это внешние факторы. Их
определенное состояние вызывает у работников чувство неудовлетворенности.
В то же время «благоприятное» состояние факторов этой
группы не обязательно вызывает состояние удовлетворенности. То
есть данные факторы не играют мотивирующей роли, они как бы связаны
с устранением «боли», «страдания».
В литературе по управлению обычно их называют «факторами здоровья», как бы подчеркивая этим, что данные факторы создают нормальнее, здоровые условия труда.
«Факторы здоровья» могут быть рассмотрены как группа потребностей
человека в устранении трудностей, желаний и проблем. Эти
факторы помогают человеку устранить «боль», которую он переживает
в их отсутствие. Но они не являются мотивирующими, так как обеспечивают
нормальные условия и фактически не приводят к удовлетворенности.
К «факторам здоровья» относятся заработная плата, безопасность
на рабочем месте, условия на рабочем месте (шум, освещенность,
комфорт и т.п.), статус, правила, распорядок и режим работы,
качество контроля со стороны руководства, отношения с коллегами и
подчиненными. Одним из самых парадоксальных выводов, который был
сделан Герцбергом из анализа «факторов здоровья», явился вывод о
том, что заработная плата не является мотивирующим фактором.
На основе разработанной им концепции двух групп факторов
Герцберг сделал вывод о том, что при наличии у работников чувства
неудовлетворенности менеджер должен обращать первостепенное
внимание на те факторы, которые вызывают неудовлетворенность, и
делать все для того, чтобы устранить эту неудовлетворенность. После
того как достигнуто состояние отсутствия неудовлетворенности, пытаться
мотивировать работников с помощью «факторов здоровья» —
практически бесполезное дело. Поэтому после этого менеджер должен
сконцентрировать внимание на приведении в действие мотивирующих
факторов и пытаться добиваться высоких результатов труда через
механизм достижения работниками состояния удовлетворенности.
4.4. Теория Альдерфера
Так же как и Маслоу, Клейтон Альдерфер исходит в своей теории
из того, что потребности человека могут быть объединены в отдельные
группы. Однако, в отличие от Маслоу, он считает, что таких групп потребностей
существует три:
• потребности существования;
• потребности связи;
• потребности роста.
Группы потребностей данной теории достаточно наглядно соотносятся
с группами потребностей теории Маслоу.
Потребности существования как бы включают в себя две группы потребностей пирамиды Маслоу: потребности безопасности, за исключением
групповой безопасности, и физиологические потребности.
Группа потребностей связи наглядно корреспондирует с группой потребностей
принадлежности и причастности. Потребность связи, по
Альдерферу, отражает социальную природу человека, стремление человека
быть членом семьи, иметь коллег, друзей, врагов, начальников
и подчиненных. Поэтому к данной группе можно отнести также часть
потребностей признания и самоутверждения из пирамиды Маслоу, которые
связаны со стремлением человека занимать определенное положение
в окружающем мире, а также ту часть потребностей безопасности
пирамиды Маслоу, которые связаны с групповой безопасностью.
Потребности роста аналогичны потребностям самовыражения пирамиды
Маслоу и включают в себя также те потребности группы признания
и самоутверждения, которые связаны со стремлением к развитию
уверенности, к самосовершенствованию и т.п.
Эти три группы потребностей, так же как и в теории Маслоу, расположены
иерархически. Однако между теориями Маслоу и Альдерфера
есть одно принципиальное различие, состоящее в том, что, по
Маслоу, происходит движение от потребности к потребности только
снизу вверх. Удовлетворил потребность нижнего уровня, перешел к
следующей и т.д. Альдерфер же считает, что движение идет в обе стороны.
Наверх, если удовлетворена потребность нижнего уровня, и вниз,
если не удовлетворяется потребность более высокого уровня. При этом
Альдерфер считает, что в случае неудовлетворенности потребности
верхнего уровня усиливается степень действия потребности более низкого
уровня, что переключает внимание человека на этот уровень.
Например, если человек никак не смог удовлетворить потребности роста,
у него опять включаются потребности связи, и это вызывает процесс
регрессии с верхнего уровня потребностей на нижний. В соответствии с теорией Альдерфера иерархия потребностей отражает восхождение
от более конкретных потребностей к менее конкретным. Он считает,
что каждый раз, когда потребность не удовлетворяется, происходит переключение на более конкретную потребность. И этот процесс определяет
наличие обратного хода сверху вниз.
Процесс движения вверх по уровням потребностей Альдерфер называет
процессом удовлетворения потребностей, а процесс движения
вниз — процессом фрустрации, т.е. поражения в стремлении удовлетворить
потребность.
Наличие двух направлений движения в удовлетворении потребностей
открывает дополнительные возможности в мотивировании людей
в организации. Например, если у организации нет достаточных возможностей
для удовлетворения потребности человека в росте, то, разочаровавшись,
он может с повышенным интересом переключиться на
потребность связи. И в данном случае организация сможет предоставлять
ему возможности для удовлетворения данной потребности, увеличивая
тем самым свой потенциал мотивирования данного человека.
Теория Альдерфера, являясь относительно молодой, имеет достаточно
небольшое количество эмпирических подтверждений ее правильности.
Однако тем не менее знание этой теории является полезным
для практики управления, так как она открывает для менеджеров
перспективы поиска эффективных форм мотивирования, соотносящихся
с более низким уровнем потребностей, если нет возможности создать условия для удовлетворения потребностей более высокого
уровня.
4.5. Обобщенный взгляд на теории содержания мотивации.
Изложенные концепции позволяют сделать вывод о том, что отсутствует
какое-либо канонизированное учение, объясняющее то, что лежит
в основе мотивации человека и чем определяется мотивация. Каждая
из изложенных теорий имеет определенное принципиальное отличие.
Так, например, в концепции Маслоу потребности расположены
иерархически и восхождение по ним идет снизу вверх. В теории Аль-
дерфера также имеется определенная иерархия. Однако эта теория в
качестве одного из важнейших положений имеет утверждение о том,
что движение по иерархии может осуществляться как снизу вверх, так
и обратно сверху вниз в том случае, если не удовлетворяется потребность
верхнего уровня. МакКлелланд ввел по отношению к рассматриваемым
им потребностям идею их приобретения и развития под влиянием
обучения и жизненного опыта. При этом он принимал во внимание
взаимоотношение отдельных групп потребностей, отойдя от рассмотрения
изолированного влияния отдельных групп потребностей на
поведение человека. В теории Герцберга факторы, которые могут быть
соотнесены с отдельными потребностями, делятся на две большие
группы: мотивирующие и ≪здоровья≫. Тем самым указывается на то,
что не все факторы постоянно оказывают мотивирующее влияние на
человека, а только те из них, которые приводят к росту удовлетворенности.
Как видно, каждая из теорий имеет что-то особенное, отличительное,
что дало ей возможность получить широкое признание теоретиков
и практиков и внести существенный вклад в разработку знаний о
мотивации. Однако при этом, несмотря на принципиальные различия,
все четыре вышеописанные теории имеют нечто общее, позволяющее
установить определенные параллели между ними. Характерной особенностью
всех четырех теорий является то, что они изучают потребности
и дают классификацию потребностей, позволяющую делать некие
выводы о механизме мотивации человека. Сравнивая классификации
всех четырех теорий, можно отметить, что выделенные в различ-
ных теориях группы потребностей достаточно определенно
соответствуют друг другу.
Так, например, потребность достижения в теории МакКлелланда
созвучна потребности самовыражения в пирамиде Маслоу, потребности
роста в теории Альдерфера — группе потребностей, входящих в набор
мотивирующих факторов теории Герцберга. Такое же соответствие