Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:17, курсовая работа
Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления
персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным
периодом, выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только
подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового
сознания, менталитета, а следовательно, и методов мотивации.
1. Введение…...................................................................................................3
2. Что такое мотивация…………………………………………………………6
3. Мотивационный процесс……………………………………………………13
4. Теории мотивации…………………………………………………….……..16
4.1. Теория мотивации по А. Маслоу…………………………………………16
4.2. Теория мотивации Д.МакКлеланда………………………………………20
4.3. Теория мотивации Ф. Герцберга………………………………………….21
4.4. Теория Альдерфера………………………………………………………..23
4.5. Обобщенный взгляд на теории содержания мотивации………………..25
5. Теории процесса мотивации…………………………………………………27
5.1. Теория ожидания В. Врума……………………………………………….28
5.2. Теория справедливости…………………………………………………….29
5.3. Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера…………………………….29
6. Заключение……………………………………………………………………31
7. Список литературы……………………………………………
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
УРАЛЬСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
им. А.М.Горького
ИНСТИТУТ УПРАВЛЕНИЯ И ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Кафедра теории управления и инноваций
МОТИВАЦИИ И ЕЁ ТЕОРИИ
Курсовая работа
по основам менеджмента
студента группы 215-М
Полянских А.О.
Руководитель: ассистент кафедры Теории управления и инноваций, к.э.н. Гуман Е.О.
Содержание:
1. Введение….....................
2. Что такое мотивация………………………………………………………
3. Мотивационный процесс……………………………………………………13
4. Теории мотивации…………………………………………………….
4.1. Теория мотивации по А. Маслоу…………………………………………16
4.2. Теория мотивации Д.МакКлеланда………………………………………20
4.3. Теория мотивации Ф. Герцберга………………………………………….21
4.4. Теория Альдерфера……………………………………………………
4.5. Обобщенный взгляд на теории содержания мотивации………………..25
5. Теории процесса мотивации…………………………………………………27
5.1. Теория ожидания В. Врума……………………………………………….28
5.2. Теория справедливости…………………………………………
5.3. Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера…………………………….29
6. Заключение……………………………………………………
7. Список литературы……………………………………………………
ВВЕДЕНИЕ
Насколько авторитарной ни являлась бы
организация, она должна удовлетворять амбиции
и потребности своих членов и делать это
по отношению к ним как к индивидам.
П. Дракер
Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления
персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным
периодом, выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только
подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового
сознания, менталитета, а следовательно, и методов мотивации.
В настоящего время, при переходе к рыночным отношениям, основным
мотивирующим фактором работников является желание иметь
гарантированную заработную плату. При этом ни интенсивность, ни
качество труда в расчет не берутся, преобладает желание иметь
спокойную работу с небольшим, но гарантированным заработком, нежели
интенсивную работу с высокой оплатой.
Вместе с тем, на рынке труда появляются работники, обладающие
достаточным профессионализмом и новым трудовым сознанием, т. е. люди с
хорошей нравственной основой и пониманием труда. Однако шансов
наши хорошую работу у них немного из-за возрастного барьера (до и
более 50 лет) или отсутствия рекомендаций (в основном у молодых
специалистов).
Таким образом, и потребности, и мотивация большинства работников
нуждаются в дальнейшем изучении и систематизации. Что же такое
мотивация?
Мотивация - это процесс побуждения каждого сотрудника и всех членов его коллектива к активной деятельности для удовлетворения своих потребностей
и для достижения целей организации.
Основные задачи мотивации:
мотивации в процессе труда;
внутрифирменного общения;
управлению персоналом с использованием современных методов мотивации.
Для решения этих задач необходим анализ:
Для решения указанных задач применяются различные методы мотивации,
сущность которых рассмотрим ниже.
Самым первым и наиболее распространенным методом был метод
наказания и поощрения, так называемая политика «кнута и
пряника». Этот метод использовался для достижения желаемых результатов
и просуществовал довольно долго в условиях административно-командной
системы. Постепенно он трансформировался в систему
административных и экономических санкций и стимулов.
Такой метод был эффективен при повторяющихся рутинных операциях,.
незначительной содержательной части работы, невозможности поменять
место работы ( по разным причинам), а также в условиях бригадных и
коллективных подрядов, где действовали регламентированные надбавки и удержания.
С повышением роли человеческого фактора появились
психологические методы мотивации. В основе этих методов лежит
утверждение, что основным модифицирующим фактором являются не
только материальные стимулы, но и нематериальные мотивы, такие, как
самоуважение, признание со стороны окружающих членов коллектива,
моральное удовлетворение работой и гордость своей фирмой. Такие
методы мотивации базируются на изучении потребностей человека, т. е.
осознанного ощущения недостатка в чем-либо. Ощущение недостатка в
чем-либо имеет вполне определенную цель, которая и служит средством
удовлетворения потребностей.
Изучение потребностей человека привело к появлению двух глобальных
теорий мотивации: содержательной теории и процессуальной, которые
описаны ниже.
2.ЧТО ТАКОЕ МОТИВАЦИЯ?
В самом общем виде мотивация человека к деятельности понимается как
совокупность движущих сил, побуждающих человека к осуществлению
определенных действий. Эти силы находятся вне и внутри человека и
заставляют его осознанно или же не осознанно совершать некоторые
поступки. При этом связь между отдельными силами и действиями человека
опосредована очень сложной системой взаимодействий, в результате чего
различные люди могут совершенно по разному реагировать на одинаковые
воздействия со стороны одинаковых сил. Более того, поведение человека,
осуществляемые им действия в свою очередь также могут влиять на его
реакцию на воздействия, в результате чего может меняться как степень
влияния воздействия, так и направленность поведения, вызываемая этим
воздействием.
Принимая во внимание сказанное, можно попытаться дать более
детализированное определение мотивации. Мотивация - это совокупность
внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к
деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой
деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных
целей. Влияние мотивации на поведение человека зависит от множества
факторов, во многом индивидуально и может меняться под воздействием
обратной связи со стороны деятельности человека.
Для того чтобы всесторонне раскрыть понятие мотивации, необходимо
рассмотреть три аспекта этого явления:
воздействия;
Прежде чем приступить к рассмотрению этих вопросов, остановимся на уяснении мысли основных понятий, которые будут использованы в дальнейшем.
Потребности - это то, что возникает и находится внутри человека, что
достаточно общее для разных людей, но в то же время имеет
определенное индивидуальное проявление у каждого человека.
Наконец, это то, от чего человек стремится освободиться, так как, пока
потребность существует, она дает о себе знать и “требует” своего
устранения.
Люди по-разному могут пытаться устранять потребности,
удовлетворять их, подавлять или не реагировать на них. Потребности
могут возникать как осознанно, так и неосознанно. При этом не все
потребности осознаются и осознанно устраняют. Если потребность не
устранена, то это не предполагает, что она устранена навсегда.
Большинство потребностей периодически возобновляются, хотя при
этом они могут менять форму своего конкретного проявления, а также
степень настойчивости и влияния на человека.