Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Февраля 2012 в 21:17, курсовая работа
Понятие мотивации тесно связано с проблемой управления
персоналом. Новые экономические отношения, порожденные переходным
периодом, выдвигают и новые требования к персоналу. Это не только
подбор, обучение и расстановка кадров, но и формирование нового
сознания, менталитета, а следовательно, и методов мотивации.
1. Введение…...................................................................................................3
2. Что такое мотивация…………………………………………………………6
3. Мотивационный процесс……………………………………………………13
4. Теории мотивации…………………………………………………….……..16
4.1. Теория мотивации по А. Маслоу…………………………………………16
4.2. Теория мотивации Д.МакКлеланда………………………………………20
4.3. Теория мотивации Ф. Герцберга………………………………………….21
4.4. Теория Альдерфера………………………………………………………..23
4.5. Обобщенный взгляд на теории содержания мотивации………………..25
5. Теории процесса мотивации…………………………………………………27
5.1. Теория ожидания В. Врума……………………………………………….28
5.2. Теория справедливости…………………………………………………….29
5.3. Теория мотивации Л. Портера - Э. Лоулера…………………………….29
6. Заключение……………………………………………………………………31
7. Список литературы……………………………………………
Мотив - это то, что вызывает определенные действия человека. Мотив
находится “внутри” человека, имеет “персональный” характер, зависит
от множества внешних и внутренних по отношению к человеку факторов, а
также от действия других, возникающих параллельно с ним мотивов.
Мотив не только побуждает человека к действию, но и определяет, что
надо сделать и как будет осуществлено это действие. в частности
если мотив вызывает действия по устранению потребности то у
различных людей эти действия могут быть совершенно отличны, даже если
они испытывают одинаковую потребность. Мотивы поддаются осознанию-
человек может воздействовать на свои мотивы, приглушая их действие
или даже устраняя их из своей мотивационной совокупности.
Поведение человека обычно определяется не одним мотивом, а их
совокупностью, в которой мотивы могут находиться в определенном
отношении друг к другу по степени их воздействия на поведение
человека. Поэтому мотивационная структура человек может рассматриваться
как основа осуществления им определенных действий.
Мотивационная структура человека обладает определенной
стабильностью. Однако она может меняться, в частности,
сознательно в процессе воспитания человека, его образования.
Мотивирование - это процесс воздействия на человека с целью побуждения
его к определенным действиям путем пробуждения в нем определенных
мотивов. Мотивирование составляет сердцевину и основу управления
человеком. Эффективность управления в очень большой степени зависит
от того, насколько успешно осуществляется процесс мотивирования.
В зависимости от того что преследует мотивирование, какие, задачи оно
решает можно выделить два основных типа мотивирования. Первый тип
состоит в том. что путем внешних воздействий на человека вызываются
к действию определенные мотивы, которые побуждают человека
осуществлять определенные действия, приводящие к желательному для
мотивирующего субъекта результату.
При данном типе мотивирования надо хорошо знать то какие мотивы могут побуждать человека к желательным действиям и то, как вызывать эти мотивы. Этот тип мотивирования во многом напоминает вариант торговой сделки: “Я даю тебе что ты хочешь, а ты даешь мне что я хочу”. Если у двух сторон не оказывается точек взаимодействия то и процесс мотивирования не сможет состояться.
Второй тип мотивирования своей основной задачей имеет формирование
определенной мотивационной структуры человека. В этом случае
основное внимание обращается на то, чтобы развить и усилить
желательные для субъекта мотивирования мотивы действии человека, и
наоборот, ослабить те мотивы, которые мешают эффективном управлению человеком. Этот тип мотивирования носит характер воспитательной и образовательной работы и часто не связан с какими-то конкретными
действиями или результатами, которые ожидается получить от человека
в виде итога его деятельности. Второй тип мотивирования требует
гораздо больших усилий, знаний и способностей для его
осуществления. Однако и его результаты в целом существенно
превосходят результаты первого типа мотивирования. Организации,
освоившие его и использующие в своей практике, могут гораздо успешнее
и результативнее управлять своими членами.
Первый и второй типы мотивирования не следует противопоставлять,
так как в современной практике управления прогрессивно управляемыми
организации стремятся сочетать оба эти типа мотивирования.
Стимулы выполняют роль рычагов воздействия или носителей
“раздражения”, вызывающих действие определенных мотивов. В качестве
стимулов могут выступать отдельные предметы, действия других людей,
обещания, носители обязательств и возможностей, предложено человеку в
компенсацию за его действия или что он желал бы получить в результате
определенных действий. Человек реагирует на многие стимулы не
обязательно сознательно. На отдельные стимулы его реакция даже может
не поддаваться сознательному контролю.
Реакция на конкретные стимулы не одинакова у различных людей. Поэтому
сами по себе стимулы не имеют абсолютного значения или смысла, если
люди не реагируют на них. Например, в условиях развала денежной
системы, когда практически ничего невозможно купить за деньги,
заработная плата и денежные знаки в целом теряют свою роль стимулов и
могут быть очень ограниченно использованы в управлении людьми.
Процесс использования различных стимулов для мотивирования людей
называется процессом стимулирования.
Стимулирование имеет различные формы. В практике управления одной из самых распространенных его форм является материальное стимулирование.
Роль данного процесса стимулирования исключительно велика.
Однако очень важно учитывать ситуацию, в которой материальное
стимулирование осуществляется, и стараться избрать преувеличения его
возможностей, так как человек имеет очень сложную и не однозначную
систему потребностей, интересов, приоритетов и целей.
Стимулирование принципиально отличается от мотивирования. Суть этого
отличия состоит в том, что стимулирование - это одно из средств, с
помощью которого может осуществляется мотивирование. При этом чем
выше уровень развития отношений в организации, тем реже в качестве
средств управления людьми применяется стимулирование. Это связано с
тем что воспитание и обучение как один из методов мотивирования
людей приводят к тому что члены организации сами проявляют
заинтересованное участие в делах организации, Осуществляя необходимые
действия не дожидаясь или же вообще не получая соответствующего
стимулирующего воздействия.
Если посмотреть, на что в деятельности человека оказывает
воздействие мотивация то выяснится что это следующие характеристики
деятельности:
усилие;
старание;
настойчивость;
добросовестность;
направленность.
Одну и ту же работу человек может делать, затрачивая различные
усилия. Он может работать в полную силу, а может работать в полсилы.
Также он может стремиться брать работу полегче, а может браться за
сложную и тяжелую работу, выбирать решение попроще, а может искать и
браться за сложное решение. Все это отражает то, какие усилия готов
затрачивать человек. И зависит это от того, на сколько он
смотивирован на затрату больших усилий при выполнении своей работы.
Человек может по-разному стараться, выполняя свою роль в организации. Одному может быть 6езразлично качество его труда, другой может стремиться делать все наилучшим образом, работать с полной отдачей, не отлынивать от работы, стремиться к повышению квалификации, совершенствованию своих способностей работать и взаимодействовать с организационным окружением.
Третья характеристика деятельности, на которую влияет мотивация,
состоит в настойчивости продолжать и развивать начатое дело. Это очень
важная характеристика деятельности, так как часто встречаются люди,
которые быстро теряют интерес к начатому делу. И даже если они
имели очень хорошие результаты деятельности в начале, потеря интереса
и отсутствие настойчивости может привести к тому, что они сократят
усилия и станут меньше стараться, выполняя свою роль на существенно
более низком уровне по сравнению с их возможностями. Отсутствие
настойчивости сказывается также негативно на доведении дела до конца.
Работник может выдвигать прекрасные идеи и ничего не делать для их
выполнения, что на практике будет оборачиваться для организации
упущенными возможностями.
Добросовестность при исполнении работы, означающая ответственное
осуществление работы, с учетом всех необходимых требований и
регулирующих норм, для многих работ является важнейшим условием их
успешного выполнения. Человек может обладать хорошей квалификацией и
знанием, быть способным и созидательным, много работать. Но при этом
он может относиться к своим обязанностям “спустя рукава”,
безответственно. И это может сводить на нет все положительные
результаты его деятельности. Руководство организации должно хорошо
представлять себе это и стараться таким образом строить систему
мотивирования, чтобы она развивала у сотрудников эту характеристику
их поведения.
Направленность как характеристика деятельности человека указывает на
то, к чему он стремится, осуществляя определенные действия. Человек
может выполнять свою работу потому что она приносит ему
определенное удовлетворение (моральное или материальное) , а может
делать ее потому, что он стремиться помочь своей организации добиться ее
целей. Для управления очень важно знать направленность действий
человека, однако не менее важно также уметь, если надо, с помощью
мотивирования ориентировать эти действия в направлении определенных
целей.
Одним из мало разработанных аспектов теории мотивации является
вопрос о соотношении внутренней мотивации и внешней мотивации. Суть проблемы состоит в том, что деятельность человека находится
под воздействием как мотивов, которые возникают при замкнутом
взаимодействии человека и задачи, так и мотивов, возникающих при открытом
взаимодействии человека и задачи, когда субъект внешней среды
вызывает мотивы, побуждающие человека к решению задачи.
В первом случае мотивацию условно можно назвать внутренней,
так как мотивы порождает сам человек, сталкиваясь с задачей. Они как
бы возникают внутри человека. Примером такого рода мотивации могут
быть стремление к достижению, стремление к завершению работы,
стремление к познанию, желание побороться, страх и т.п.
Во втором случае мотивы деятельности по решению задачи вызываются
воздействием субъекта извне. Поэтому условно мотивацию
можно назвать внешней. Такого рода мотивацией являются процессы
мотивирования. Например, оплата за работу, распоряжения, правила
поведения и т.п.
В действительности не существует четкого разграничения внутренней
и внешней мотиваций. Ряд мотивов в одних ситуациях может
быть порожден внутренней мотивацией, а в других — внешней.
Может быть и так, что мотив одновременно порожден обеими системами
мотивации. Но для управления очень важно знать о наличии этих
двух типов мотивации, так как эффективно управление может опираться
только на внешний тип мотивации, стремясь при этом принимать
во внимание и предсказывать возникновение определенной
внутренней мотивации.
Очевидно, что мотивация оказывает большое влияние на выполнение
человеком своей работы, своих производственных обязанностей.
Однако между мотивацией и конечным результатом деятельности нет
однозначной зависимости. Может быть так, что человек, очень высоко
смотивированный на выполнение своей работы, дает результаты худ-
шие, чем человек менее мотивированный, либо даже слабо мотивированный.
Отсутствие однозначной связи между мотивацией и конечным
результатом деятельности обусловлено тем, что на результаты
труда оказывает влияние множество других факторов, таких, например,
как квалификация и способности работника, правильное понимание
им выполняемой задачи, влияние на процесс работы со стороны
окружения, удачливость и т.п.
Разрыв между мотивацией и результатами труда порождает серьезную
управленческую проблему: как оценивать результаты работы отдельного
работника и как его вознаграждать? Если вознаграждать
только по результатам труда, то тогда можно демотивировать работника,
получившего низкий результат, но старавшегося и затрачивавшего
большие усилия. С другой стороны, если вознаграждать работника в
зависимости от мотивации, без учета реальных результатов его труда,
то можно вызвать ухудшение результатов работы менее мотивированных,
но производительных работников. По-видимому, решение данной
проблемы носит ситуационный характер. И менеджеры должны
знать и помнить о том, что в руководимом ими коллективе данная проблема
может возникать, и ее решение не является столь очевидным и легким.
3. МОТИВАЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС.
Мотивация, рассматриваемая как процесс, теоретически может быть
представлена в виде шести следующих одна за другой стадии.
Естественно, такое рассмотрение процесса носит достаточно условный
характер, так как в реальной жизни нет столь четкого разграничения
стадий и нет обособленных процессов мотивации. Однако для уяснения
того,как разворачивается процесс мотивации, какова его логика и
составные части, может быть приемлема и полезна ниже приводимая
модель.
Первая стадия - возникновение потребностей. Потребность
проявляется в виде того, что человек начинает ощущать, что ему чего-то
не хватает. Проявляется она в конкретное время и начинает “требовать”
от человека,чтобы он нашел возможность и предпринял какие- то шаги
для ее устранения.
Потребности могут быть самыми различными. Условно
можно разбить на три группы:
Физиологические
Психологические
Социальные
Вторая стадия - поиск путей устранения потребности.
Раз потребность возникла и создает проблемы для человека, то он начинает
искать возможности устранить ее: удовлетворить, подавить, не замечать.
Возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять.