Миссия как первый этап разработки стратегии

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:28, курсовая работа

Описание работы

Эффективность и качество управления определяются прежде всего обоснованностью методологии решения проблем, то есть подходов, принципов, методов
План управления фирмой охватывает все основные функции и подразделения: снабжение, производство, финансы, марке¬тинг, кадры, научные исследования и разработки.

Содержание

Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования миссии предприятия
1.1. Понятие миссии предприятия
1.2. Виды миссий и основные принципы их формирования
1.3. Методические основы формирования миссии организации
5
5
8
13
2. Разработка миссии организации, соответствующей ее стратегии на примере ООО «Сибирский дом»
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Сибирский дом»
2.2. Анализ стратегического положения компании и формирование миссии, соответствующей ее стратегии
21
21
32
Заключение 47
Список используемой литературы 50

Работа содержит 1 файл

Миссия-снова правка.doc

— 437.00 Кб (Скачать)

целевые ориентиры организации, отражающие то, на решение каких задач направлена деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе;

сфера деятельности организации, отражающая то, какой продукт организация предлагает покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет реализацию своего продукта;

философия организации, находящая проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты в организации;

возможности и способы осуществления деятельности организации, отражающие то, в чем сила организации, в чем ее отличительные возможности для выживания в долгосрочной перспективе, каким способом и с помощью какой технологии организация выполняет свою работу, какие для этого имеются технологии, ноу-хау, передовая техника.

Наряду с вышеперечисленными характеристиками организации при формировании ее миссии важным является отражение в содержании и форме изложения миссии имиджа, которым обладает организация. Миссия в большей или меньшей степени всегда отражает имидж организации. Однако при умелом подходе к формулированию миссии можно добиться того, что в ней будет очень ясно отражен тот имидж, которым обладает организация. Так для чего же формулируется миссия, что она дает для деятельности организации?

Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства она готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т. п. Кроме этого, миссия способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды[20].

Во-вторых, миссия способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:

-миссия делает ясной для сотрудников общую цель, предназначение организации; в результате сотрудники организации, осознавая ее миссию, как бы ориентируют свои действия в едином направлении;

-миссия способствует тому, что сотрудники могут легче установить идентификацию своей персоны с организацией; для тех же сотрудников, которые идентифицируют себя с организацией, миссия выступает точкой концентрации их внимания при осуществлении своей деятельности;

-миссия способствует установлению определенного климата в организации, так как через нее до людей доводится философия организации, ее ценности и принципы, которые лежат в основе построения и осуществления деятельности организации. В-третьих, миссия создает возможность для более действенного управления организацией в силу того, что она:

-является основой для установления целей организации, обеспечивает непротиворечивость набора целей, а также помогает выработке стратегии организации, устанавливая направленность и допустимые границы ее функционирования;

-обеспечивает стандарты для распределения ресурсов организации и создает базу для оценки использования ресурсов в процессе функционирования организации;

-расширяет для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволяет применять более широкий набор приемов мотивирования.

Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации, расположение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри ее. Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно для того, чтобы она была легко понятна всем субъектам, взаимодействующим с организацией, в особенности всем ее членам.

При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность различного толкования, но в то же время оставляла простор для творческого и гибкого развития организации.

На основании миссии организации формулируются основополагающие принципы и правила поведения акционеров и сотрудников организации. Эти правила не имеют юридической силы, т.е. неисполнение их не ведет к неизбежному наказанию, но к моральному порицанию сотрудников, нарушающих их[21].

Таким  образом, миссия задает общие ориентиры, направления функциони­рования организации, выражающие смысл ее существования, то кон­кретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей, т.е., говоря иначе, цели — это конкрет­ное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.

 

   1.3. Методические  основы  формирования  миссии организации

 

Формирование миссии и установление целей фирмы приводят к тому, что становится ясным для чего функционирует фирма и к чему она стремится[22].

Как считает Ф. Котлер (Kotler, р. 45), миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:

-история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировался ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;

-существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;

-состояние среды обитания организации;

-ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;

отличительные особенности, которыми обладает организация[23].

Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и какой она стремится быть, а также показывает отличие организации от других, ей подобных.

Разработка (точнее конструирование) Миссии компании в рыночном микроокружении, как и все в инженерном деле, начитается с системы координат (Рис. 1.2).

 

                         Надо (потребности  среды)

 

                                               Миссия

 

 

 

                                                            2

               1                                             Хочу (устремления  системы)

                                 

               3

         Могу (возможности  системы)                                                                 

 

Рис. 1.2. Система  координат  разработки  миссии

 

Ось «НАДО» – отражает потребности рынка,

Ось «МОГУ» – определяет возможности компании (уникальность ресурсов и навык),

Ось «ХОЧУ» – представляет собой философию бизнеса (ожидания, ценности, принципы).

В такой системе координат разработка Миссии представляет собой задачу поиска компромисса между потребностями рынка, с одной стороны, и возможностями и желаниям компании - с другой.

Миссия представляет собой один из самых спорных регламентов не только по сути и назначению, но и по способу разработки и форме представления.

С учетом влияния на Миссию всей иерархии надсистем (государственное макроокружение, континентальные сообщества, мировые рынки и т.д.) система координат будет в общем случае N-мерной. Например, четвертая ось – «МОЖНО» будет отражать политические, экономические, технологические и социальные ограничения макроокружения компании. Однако их влияние, как правило, будет незначительным и до поры им можно пренебречь, сосредоточившись на наиболее существенных факторах рыночного окружения[24].

Само конструирование Миссии производится поэтапно:

Первый этап - описание (фиксация) особого виденья компании относительно:

а). Компании (самоидентификация) – как субъекта (знания, опыт, ценности, ожидания, принципы) и как объекта (ресурсы, технологии).

б). Рынка (микроокружение) - покупатели (потребности), конкуренты (альтернативные предложения) партнеры (возможности интеграции).

в). Внешней среды (макроокружение) – политика (правила игры, региональные интересы), экономика (возможности, в том числе, покупательские), социальная сфера (поддержка или противодействие нашим товарам и/или технологиям), технология (развитие, обеспечение или угрозы товаров заменителей).

Основными  инструментами   проведения  данного этапа   являются   анкетирование,  опрос,  наблюдение  и  анализ  полученных  данных.

Итогом этого этапа будет:

-разработка корпоративных ценностей и ожиданий компании как компромисса интересов собственников, менеджеров и персонала в отношении перечня характеристик и соответствующих параметров, характеризующих эффективность бизнеса (см. рис. 1.3). Кроме того, формируются корпоративные принципы как система правовых, нравственных, этических, эстетических и прочих ограничений деятельности компании,

-первичное понимание социально значимых потребностей рынка, которые представляют интерес для деятельности компании,

-определение ограничений и возможностей внешней среды относительно предполагаемой деятельности компании.

 

 

Характеристика  компании

Доходность

Устойчи

вость

Динамика

Перспектив

ность

Выплаты

Заинтересованные  стороны

Собственники

прибыль

укрепление  финансового  состояния

рост  объемов  реализации

завоевание

новых сегментов рынка

премия

Менеджеры

дивиденды

привлечение  новых  клиентов

рост  продаж и  сбыта  продукции

открытие  новых филиалов

премия

Персонал

дивиденды

выпуск товаров-новинок

рост  выработки

Создание новых рабочих мест

премия

 

Рис.  1.3. Трафарет формирования  корпоративных  ценностей  и ожиданий

 

Все рассматриваемые на этом этапе вопросы обсуждаются в исторической перспективе:

-текущего состояния дел (как есть),

-прогнозов ближайшего развития (как будет в перспективе)

-перспектив потенциальных возможностей развития ситуации (как в принципе могло бы быть).

Второй этап – разработка делового кредо компании:

а). Уточнение социально значимой потребности рынка, которую компания собирается удовлетворять в результате коммерческой деятельности с возможным привлечением других участников внешней среды (партнеров, конкурентов, государственных и общественных организаций).

Трафарет разработки делового кредо представляет собой матрицу анализа отношений конъюнктуры рынка (надо), возможностей компании (могу), устремленности компании (хочу) и ограничений внешней среды (можно) см. рис. 1.4

 

Надо

Можно

Рыночная  конъюнктура

Внешняя  среда

политика

экономика

технология

объект

могу

Устойчивость технологий

Новые  технологии

стабильность  в  политической  сфере

стабильность

экономики

применение  достижений НТП

Исключительность ресурсов

Новые  товары

стабильность  в  политической  сфере

снижение  рисков

внедрение новых технологий

субъект

Знания  и умения

Повышение  квалификации персонала

стабильность  в  политической  сфере

отбор  профессиональных кадров

освоение  новых  профессий

Навыки и опыт

Набор   квалифицированных  специалистов

стабильность  в  политической  сфере

адаптация  персонала

совмещение  профессий

хочу

Ценности, ожидания  и принципы

Укрепление   позиции  фирмы  на рынке

стабильность  в  политической  сфере

отсутствие  кризисов

рост доходов  и  прибыли

Информация о работе Миссия как первый этап разработки стратегии