Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Марта 2012 в 18:28, курсовая работа
Эффективность и качество управления определяются прежде всего обоснованностью методологии решения проблем, то есть подходов, принципов, методов
План управления фирмой охватывает все основные функции и подразделения: снабжение, производство, финансы, марке¬тинг, кадры, научные исследования и разработки.
Введение 3
1. Теоретические аспекты формирования миссии предприятия
1.1. Понятие миссии предприятия
1.2. Виды миссий и основные принципы их формирования
1.3. Методические основы формирования миссии организации
5
5
8
13
2. Разработка миссии организации, соответствующей ее стратегии на примере ООО «Сибирский дом»
2.1. Общая характеристика предприятия ООО «Сибирский дом»
2.2. Анализ стратегического положения компании и формирование миссии, соответствующей ее стратегии
21
21
32
Заключение 47
Список используемой литературы 50
целевые ориентиры организации, отражающие то, на решение каких задач направлена деятельность организации, и то, к чему стремится организация в своей деятельности в долгосрочной перспективе;
сфера деятельности организации, отражающая то, какой продукт организация предлагает покупателям, и то, на каком рынке организация осуществляет реализацию своего продукта;
философия организации, находящая проявление в тех ценностях и верованиях, которые приняты в организации;
возможности и способы осуществления деятельности организации, отражающие то, в чем сила организации, в чем ее отличительные возможности для выживания в долгосрочной перспективе, каким способом и с помощью какой технологии организация выполняет свою работу, какие для этого имеются технологии, ноу-хау, передовая техника.
Наряду с вышеперечисленными характеристиками организации при формировании ее миссии важным является отражение в содержании и форме изложения миссии имиджа, которым обладает организация. Миссия в большей или меньшей степени всегда отражает имидж организации. Однако при умелом подходе к формулированию миссии можно добиться того, что в ней будет очень ясно отражен тот имидж, которым обладает организация. Так для чего же формулируется миссия, что она дает для деятельности организации?
Во-первых, миссия дает субъектам внешней среды общее представление о том, что собой представляет организация, к чему она стремится, какие средства она готова использовать в своей деятельности, какова ее философия и т. п. Кроме этого, миссия способствует формированию или закреплению определенного имиджа организации в представлении субъектов внешней среды[20].
Во-вторых, миссия способствует формированию единения внутри организации и созданию корпоративного духа. Это проявляется в следующем:
-миссия делает ясной для сотрудников общую цель, предназначение организации; в результате сотрудники организации, осознавая ее миссию, как бы ориентируют свои действия в едином направлении;
-миссия способствует тому, что сотрудники могут легче установить идентификацию своей персоны с организацией; для тех же сотрудников, которые идентифицируют себя с организацией, миссия выступает точкой концентрации их внимания при осуществлении своей деятельности;
-миссия способствует установлению определенного климата в организации, так как через нее до людей доводится философия организации, ее ценности и принципы, которые лежат в основе построения и осуществления деятельности организации. В-третьих, миссия создает возможность для более действенного управления организацией в силу того, что она:
-является основой для установления целей организации, обеспечивает непротиворечивость набора целей, а также помогает выработке стратегии организации, устанавливая направленность и допустимые границы ее функционирования;
-обеспечивает стандарты для распределения ресурсов организации и создает базу для оценки использования ресурсов в процессе функционирования организации;
-расширяет для работника смысл и содержание его деятельности и тем самым позволяет применять более широкий набор приемов мотивирования.
Миссия не должна нести в себе конкретные указания относительно того, что, как и в какие сроки следует делать организации. Она задает основные направления движения организации, расположение организации к процессам и явлениям, протекающим внутри ее. Очень важно, чтобы миссия была сформулирована предельно ясно для того, чтобы она была легко понятна всем субъектам, взаимодействующим с организацией, в особенности всем ее членам.
При этом миссия должна быть сформулирована таким образом, чтобы она исключала возможность различного толкования, но в то же время оставляла простор для творческого и гибкого развития организации.
На основании миссии организации формулируются основополагающие принципы и правила поведения акционеров и сотрудников организации. Эти правила не имеют юридической силы, т.е. неисполнение их не ведет к неизбежному наказанию, но к моральному порицанию сотрудников, нарушающих их[21].
Таким образом, миссия задает общие ориентиры, направления функционирования организации, выражающие смысл ее существования, то конкретные конечные состояния, к которым стремится организация, фиксируются в виде ее целей, т.е., говоря иначе, цели — это конкретное состояние отдельных характеристик организации, достижение которых является для нее желательным и на достижение которых направлена ее деятельность.
1.3. Методические основы формирования миссии организации
Формирование миссии и установление целей фирмы приводят к тому, что становится ясным для чего функционирует фирма и к чему она стремится[22].
Как считает Ф. Котлер (Kotler, р. 45), миссия должна вырабатываться с учетом следующих пяти факторов:
-история фирмы, в процессе которой вырабатывалась философия фирмы, формировался ее профиль и стиль деятельности, место на рынке и т.п.;
-существующий стиль поведения и способ действия собственников и управленческого персонала;
-состояние среды обитания организации;
-ресурсы, которые она может привести в действие для достижения своих целей;
отличительные особенности, которыми обладает организация[23].
Хорошо сформулированная миссия проясняет то, чем является организация и какой она стремится быть, а также показывает отличие организации от других, ей подобных.
Разработка (точнее конструирование) Миссии компании в рыночном микроокружении, как и все в инженерном деле, начитается с системы координат (Рис. 1.2).
Надо (потребности среды)
Миссия
1
3
Могу (возможности системы)
Рис. 1.2. Система координат разработки миссии
Ось «НАДО» – отражает потребности рынка,
Ось «МОГУ» – определяет возможности компании (уникальность ресурсов и навык),
Ось «ХОЧУ» – представляет собой философию бизнеса (ожидания, ценности, принципы).
В такой системе координат разработка Миссии представляет собой задачу поиска компромисса между потребностями рынка, с одной стороны, и возможностями и желаниям компании - с другой.
Миссия представляет собой один из самых спорных регламентов не только по сути и назначению, но и по способу разработки и форме представления.
С учетом влияния на Миссию всей иерархии надсистем (государственное макроокружение, континентальные сообщества, мировые рынки и т.д.) система координат будет в общем случае N-мерной. Например, четвертая ось – «МОЖНО» будет отражать политические, экономические, технологические и социальные ограничения макроокружения компании. Однако их влияние, как правило, будет незначительным и до поры им можно пренебречь, сосредоточившись на наиболее существенных факторах рыночного окружения[24].
Само конструирование Миссии производится поэтапно:
Первый этап - описание (фиксация) особого виденья компании относительно:
а). Компании (самоидентификация) – как субъекта (знания, опыт, ценности, ожидания, принципы) и как объекта (ресурсы, технологии).
б). Рынка (микроокружение) - покупатели (потребности), конкуренты (альтернативные предложения) партнеры (возможности интеграции).
в). Внешней среды (макроокружение) – политика (правила игры, региональные интересы), экономика (возможности, в том числе, покупательские), социальная сфера (поддержка или противодействие нашим товарам и/или технологиям), технология (развитие, обеспечение или угрозы товаров заменителей).
Основными инструментами проведения данного этапа являются анкетирование, опрос, наблюдение и анализ полученных данных.
Итогом этого этапа будет:
-разработка корпоративных ценностей и ожиданий компании как компромисса интересов собственников, менеджеров и персонала в отношении перечня характеристик и соответствующих параметров, характеризующих эффективность бизнеса (см. рис. 1.3). Кроме того, формируются корпоративные принципы как система правовых, нравственных, этических, эстетических и прочих ограничений деятельности компании,
-первичное понимание социально значимых потребностей рынка, которые представляют интерес для деятельности компании,
-определение ограничений и возможностей внешней среды относительно предполагаемой деятельности компании.
| Характеристика компании | |||||
Доходность | Устойчи вость | Динамика | Перспектив ность | Выплаты | ||
Заинтересованные стороны | Собственники | прибыль | укрепление финансового состояния | рост объемов реализации | завоевание новых сегментов рынка | премия |
Менеджеры | дивиденды | привлечение новых клиентов | рост продаж и сбыта продукции | открытие новых филиалов | премия | |
Персонал | дивиденды | выпуск товаров-новинок | рост выработки | Создание новых рабочих мест | премия |
Рис. 1.3. Трафарет формирования корпоративных ценностей и ожиданий
Все рассматриваемые на этом этапе вопросы обсуждаются в исторической перспективе:
-текущего состояния дел (как есть),
-прогнозов ближайшего развития (как будет в перспективе)
-перспектив потенциальных возможностей развития ситуации (как в принципе могло бы быть).
Второй этап – разработка делового кредо компании:
а). Уточнение социально значимой потребности рынка, которую компания собирается удовлетворять в результате коммерческой деятельности с возможным привлечением других участников внешней среды (партнеров, конкурентов, государственных и общественных организаций).
Трафарет разработки делового кредо представляет собой матрицу анализа отношений конъюнктуры рынка (надо), возможностей компании (могу), устремленности компании (хочу) и ограничений внешней среды (можно) см. рис. 1.4
| Надо | Можно | ||||
Рыночная конъюнктура | Внешняя среда | |||||
политика | экономика | технология | ||||
объект | могу | Устойчивость технологий | Новые технологии | стабильность в политической сфере | стабильность экономики | применение достижений НТП |
Исключительность ресурсов | Новые товары | стабильность в политической сфере | снижение рисков | внедрение новых технологий | ||
субъект | Знания и умения | Повышение квалификации персонала | стабильность в политической сфере | отбор профессиональных кадров | освоение новых профессий | |
Навыки и опыт | Набор квалифицированных специалистов | стабильность в политической сфере | адаптация персонала | совмещение профессий | ||
хочу | Ценности, ожидания и принципы | Укрепление позиции фирмы на рынке | стабильность в политической сфере | отсутствие кризисов | рост доходов и прибыли |
Информация о работе Миссия как первый этап разработки стратегии