Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 00:38, курсовая работа
Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества.
Глава 1. Современная концепция управления качеством
1.1.Методология управления качеством
1.2. Основные методы контроля качества
Глава 2. Отечественный и японский опыт управления качеством
2.1. Управление качеством в Японии
2.2. Управление качеством в России
По мнению японских специалистов, статистические методы анализа обязательны: с их помощью определяется реальная взаимосвязь между многочисленными факторами, влияющими на процесс производства изделия, и его качеством на выходе. Статистика, устанавливая причинно-следственные связи, оказывает влияние на технологический процесс, позволяет свести объем производственных дефектов до минимума. Однако эффект от применения статистического подхода возможен только тогда, когда его методы применяются последовательно, комплексно и охватывают весь производственный цикл.
При
этом в Японии применение статистических
методов, как правило, используется
во всех звеньях производственно-
В концепцию "тотального" контроля входят следующие принципы:
Основные принципы "тотального" контроля качества в промышленном производстве Японии оформлены в виде лозунгов, например:
Реализация
принципов "тотального" контроля,
всей системы в целом невозможно
без всеобщего целенаправленног
Массовое обучение персонала проходит в рамках рабочих групп. В результате совместной деятельности члены групп расширяют опыт выявления и устранения дефектов, поиска более эффективных путей решения возникающих проблем. Расширяют свой кругозор и знания за счет встреч с рабочими группами смежников, посещения семинаров, конференций, организованных штабами качества.
Процесс
обучения в учебных центрах организаций
направлен не только на то, чтобы
дать персоналу теоретические
Наряду с массовым обучением рядовых работников в Японии разработана специальная программа обучения мастеров и менеджеров, состоящая из следующих разделов:
Обучение мастеров и менеджеров включает 6-ти дневной теоретический курс и 4-х месячную практическую деятельность. Японские специалисты всегда подчеркивают, что процесс обучения необходимо начинать с руководителей высшего звена. Обычно проводить занятия приглашаются специалисты-консультанты по качеству. При этом необходимым условием эффективности процесса обучения является единство теоретических знаний и конкретных примеров, рекомендаций. Принятие собственной программы обучения руководство японских фирм согласует с необходимыми производственными целями (снижение уровня дефектности, повышение производительности труда на отдельном участке производства или всего предприятия в целом).
Важным элементом процесса обучения является система аттестаций. Обязательная аттестация проводится не только после завершения процесса обучения, но и периодически для всех без исключения сотрудников, в том числе и для управляющих-менеджеров. Ее периодичность зависит от категории сотрудников и проводится руководством соответствующих подразделений с привлечением ведущих специалистов. Некоторые категории сотрудников проходят государственную аттестацию. Успешная сдача государственного экзамена предполагает повышение зарплаты.
Помимо этого процесс обучения несет в себе еще одну очень важную функцию - воспитательную.
Однако
считается, что существенного изменения
отношения сотрудников к
Кружки качества - самостоятельно разрабатывают методы обнаружения производственных дефектов, предлагают меры их устранения, ведут поиск узких мест в процессе производства, намечают первоочередные задачи. Заседания проводятся еженедельно, если они проходят во внерабочее время, обычно компания выплачивает компенсацию. Участие в работе -добровольное. Каждый кружок возглавляет лидер, который и организует обсуждение, направляет дискуссию. Как правило, кружок возглавляет бригадир или мастер, которому помогает инструктор, ответственный за ведение журнала заседаний и выполнение программ тренировок. В крупных компаниях кружки качества возглавляет совет групп, а координирует их деятельность специальный представитель.
Кружки качества очень популярны в Японии: первый кружок был зарегистрирован в 1962 г., к началу 1965 г. в Японии было 3700 кружков, а в настоящее время их насчитывается более 300 тысяч.
Японские кружки качества можно охарактеризовать следующим образом:
После регистрации Японским союзом ученых и инженеров (JUSE) и соответствующей публикации в журнале "Мастер и контроль качества" кружок получает официальный статус. Регулярно проводятся конференции кружков качества разных уровней, как общенациональное мероприятие - всеяпонский съезд представителей кружков качества.
Причины успеха работы кружков качества в Японии кроются в специфике японской культуры, которая характеризуется высокой оценкой группового поведения, кланового коллективизма. В сознании японцев доминируют групповые ценности, которые всегда оценивались выше индивидуальных. Исторически укоренившаяся клановая социальная психология создала благоприятную почву для вовлечения работников на путь интенсификации своих усилий во имя достижения одной из важнейших целей компании - повышения качества. У японца процветание фирмы, на которой он работает, вызывает неподдельную гордость. Поэтому забота о качестве, репутации фирмы у рядовых работников выступает на первый план.
Результативная
деятельность кружков качества обеспечивается
также высоким
Другой традиционной нормой японской культуры является стремление к оценке (ранжированию) элементов социальной структуры. Применительно к группам качества в Японии введена специальная оценочная шкала, которая позволяет получить довольно полное представление о работе той или иной группы качества. При этом качественные и количественные оценки деятельности группы стимулируют только моральное удовлетворение, творческую активность ее членов и не являются критерием для поощрений и взысканий.
Принципы кружков качества сформулированы в виде следующих лозунгов:
Важно
отметить, что принципы, взятые в
основу кружков качества, касаются
не только сугубо производственной сферы.
Они приобрели черты
В Японии были разработаны и применены свои инструменты управления качеством. Сегодня всем хорошо известны эти «семь инструментов»:
В японских системах управления качеством впервые была использована четырехуровневая иерархия качества, в которой угадывается основной принцип будущей концепции ТQМ (total quality management – всеобщее управление качеством) — ориентации на удовлетворение текущих и потенциальных запросов потребителей. Эта структура выглядела следующим образом (рис. 3.):
Наиболее известны следующие модели японского управления качества:
Кружки
качества являются методом обучения
и поощрения персонала, интересы которого,
в свою очередь, учитываются в процессе
деятельности организации. Используя
простые статистические инструменты,
люди работают в группах, обсуждая, анализируя
и решая различные проблемы, нацеленные
чаще всего на стоимость, безопасность
и продуктивность. Также их работой является
подготовка предложений по усовершенствованию
продукции или услуг компании. Основные
результаты деятельности кружков качества
представлены на рис. 4:
Рис. 4 . Основные результаты деятельности кружков качества
Японская
система управления качеством на
производстве ориентирована на предотвращение
возможности допущения
Информация о работе Международный опыт внедрения систем управления качеством