Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Февраля 2012 в 00:38, курсовая работа
Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества.
Глава 1. Современная концепция управления качеством
1.1.Методология управления качеством
1.2. Основные методы контроля качества
Глава 2. Отечественный и японский опыт управления качеством
2.1. Управление качеством в Японии
2.2. Управление качеством в России
РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА
И ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ
ПРИ
ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
«Международный опыт внедрения систем
управления качеством»
КУРСОВАЯ РАБОТА
Студентки 4 курса
Лаврищевой Анастасии Анатольевны
Научный консультант:
к.э.н., доцент,
Табачникова
И. А.
Москва 2011г.
Введение
Качество – комплексное понятие, характеризующее эффективность всех сторон деятельности: разработка стратегии, организация производства, маркетинг и др. Важнейшей составляющей всей системы качества является качество продукции.
Качество определяется действием многих случайных, местных и субъективных факторов. Для предупреждения влияния этих факторов на уровень качества необходима система управления качеством. При этом нужны не отдельные разрозненные и эпизодические усилия, а совокупность мер постоянного воздействия на процесс создания продукта с целью поддержания соответствующего уровня качества.
Современное управление качеством исходит из того, что деятельность по управлению качеством не может быть эффективной после того, как продукция произведена, эта деятельность должна осуществляться в ходе производства продукции. Важна также деятельность по обеспечению качества, которая предшествует процессу производства.
Повышение
качества выпускаемой продукции
расценивается в настоящее
Mеждународное
сообщество выработало единый
подход к нормированию
Во всем мире качество уже давно стало ключевым фактором достижения конкурентных преимуществ. Причем это не только качество продуктов и услуг, но в первую очередь качество бизнес-процессов и системы управления организации.
Целью данной курсовой работы является выявление особенностей отечественного и японского опыта управления качеством.
В курсовой работе будут рассмотрены следующие вопросы: контроль качества как одна из ключевых функций менеджера; методы контроля качества; японский и отечественный опыт управления качеством.
Глава 1. Современная концепция управления качеством
Одной
из основных проблем, стоящих сегодня
перед российскими
Современная рыночная экономика предъявляет принципиально иные требования к качеству выпускаемой продукции. В настоящее время выживаемость любой фирмы, ее устойчивое пoложение на рынке товаров и услуг определяются уровнем конкурентоспособности. В свою очередь конкурентоспособность связана с двумя показателями – уровнем цены и уровнем качества продукции. Причем второй фактор постепенно выходит на первое место. Производительность труда и экономия всех видов ресурсов уступают место качеству продукции.
Концепция национальной политики России в области качества продукции и услуг совершенно справедливо подчеркивает, что главной задачей отечественной экономики в XXI веке является рост конкурентоспособности за счет роста качества.
Качество – это авторитет фирмы, увеличение прибыли, рост процветания, поэтому работа по управлению качеством фирмы является важнейшим видом деятельности для всего персонала, от руководителя до конкретного исполнителя. Качество можно представить в виде пирамиды (рис. 1).
Качество
продукции – важнейший
Вместе с тем нельзя рассматривать качество изолированно с позиций производителя и потребителя. Без обеспечения технико-эксплуатационных, эксплуатационных и других параметров качества, определяемых техническими условиями (ТУ), не может быть осуществлена сертификация продукции, т.е. ее оценка на соответствие требованиям.
Разнообразные физические свойства, важные для оценки качества, сконцентрированы в потребительной стоимости. Важными свойствами для оценки качества являются:
- технический
уровень, материализующий в продукции
научно-технические достижения;
- эстетический уровень, характеризующийся
комплексом свойств, связанных с эстетическими
ощущениями и взглядами;
- эксплуатационный уровень, связанный
с технической стороной использования
продукции (уход за изделием, ремонт и
т. п.);
- техническое качество – гармоничная
увязка предполагаемых и фактических
потребительных свойств в эксплуатации
изделия (функциональная точность, надежность,
длительность срока службы).
Преобладающая часть современного мирового производства представлена производством товаров, поэтому изготовление того или иного изделия воплощает в себе как потребительную стоимость, так и стоимость товара. Следовательно, качество является комплексным понятием, отражающим эффективность всех сторон деятельности фирмы.
Усиление конкуренции требует от руководителей всех уровней целенаправленного решения проблемы повышения качества продукции и процессов ее проектирования, производства и реализации. Для достижения этих целей широко используются идеология и положения международных стандартов серии ИСО 9000. Основными аргументами в пользу такого подхода является то, что указанные стандарты ориентированы на рыночные отношения; аккумулируют положительный опыт организации управления (менеджмента) в промышленности ведущих индустриальных держав; универсальны для применения предприятиями различных отраслей промышленности и к различным видам деятельности; признаны практически всеми развитыми странами в качестве основы для организации взаимовыгодных торгово-экономических взаимоотношений предприятий.
Внедрение стандартов серии ИСО 9000 в свою очередь создает базу для независимой сертификации продукции, ориентированную на подтверждение соответствующего уровня ее качества, продукции, определяющего ее конкурентные возможности.
Главная идея методологии обеспечения качества основана на том, что понятие «улучшение качества» должно употребляться применительно к любой сфере деятельности, поскольку качество продукции – следствие качественного выполнения всех видов работ.
Качество — не абстрактная категория, а осязаемый каждым человеком конкретный измеритель полезности, целесообразности и эффективности любого труда. Повышение качества обязательно приводит к снижению издержек (потерь) на всех этапах жизненного цикла продукции (маркетинг – разработка — производство — потребление – утилизация), а следовательно, к снижению себестоимости, цены и повышению жизненного уровня людей.
Японский специалист К. Исикава утверждал также, что безнравственно говорить о повышении цены при повышении качества продукции, так как повышение качества связано со стабилизацией производства, уменьшением дефектности, уменьшением издержек, а следовательно, с уменьшением себестоимости и цены. К. Исикава утверждал также, что о повышении цены можно вести речь только тогда, когда потребитель получает продукцию принципиально нового технического уровня. Но и в этом случае сразу необходимо планировать последующее снижение себестоимости за счет отладки, стабилизации и доводки производственного процесса и упорядочения деятельности в цепи «поставщик — изготовитель — потребитель». В этом залог экономического успеха фирмы, развития промышленности и состоятельности страны.
Как показывает зарубежная и отечественная практика, успех любой сферы деятельности существенно зависит от умных и энергичных руководителей, которые хотят и умеют видеть в лице каждого сотрудника заинтересованного и активного партнера. Такие руководители четко понимают три золотые истины: первая — невежество стоит денег и очень дорого обходится; вторая — качество приносит деньги (т. к. связано с резким снижением издержек) и создает устойчивую экономическую стабильность и авторитет; третья — главное достояние — это люди как внутри предприятия, так и за его пределами. Именно поэтому в стандартах ИСО делается акцент на ответственность руководителей, снижение издержек и кадровую политику.
Разработка и внедрение системы управления качеством — одна из самых важных сфер деятельности предприятий. Сегодня качество становится политической, экономической и нравственной категорией. Качество — это здоровье, деньги, уровень душевного комфорта и достоинство нации и государства.1
Управление организацией во многом зависит от личности первого лица, её возглавляющего. Поскольку под управлением мы понимаем воздействие на объект управления, под управляемостью понимается реагирование объекта управления на такое воздействие, поэтому под степенью управляемости организации понимается форма и скорость реагирования организации на принимаемые менеджером, её возглавляющим, управленческие решения.
При определении функции управления нужно рассмотреть схему управленческого процесса в целом (рис.2).12
Рис.
2. Управление: функции
менеджера.
Функция контроля выступает завершающим этапом в процессе принятия менеджером решения. Менеджеру стоит различать контроль как управленческое действие и контроль как управленческую функцию.
Контроль как управленческое действие сводится к сопоставлению менеджером двух результатов - результата на воображаемом уровне, того который сформировался в сознании менеджера в момент принятия решения, и фактически полученного результата.
Результат на уровне воображения есть фиксируемая менеджером цель, т.е. качественное и количественное описание того, что следует получить в процессе реализации принятого решения, по поводу чего, на самом деле и принимал ось решение. Фактический результат есть то, что получено в процессе реализации принятого решения. Из этого можно сделать вывод, что менеджер уже на стадии принятия решения должен помнить о необходимости осуществления контроля, а осуществление контроля в эффективной форме возможно лишь тогда, когда каждое принимаемое менеджером решение поддаётся качественному и количественному описанию результата, на получение которого нацелено принимаемое решение.
Каждое принимаемое менеджером решение требует соответствующего ему контроля за исполнением его подчинёнными. Контроль в управленческой деятельности важен и предполагает обязательность его совершения. Контроль и его итоги выступают базой в эффективном управление, которая служит основой принятия решений в целях дальнейшего совершенствования деятельности организации, повышения её эффективности, результативности и прибыльности. Основной же сферой контроля для менеджера выступает производство товара, продукта, услуги.
Информация о работе Международный опыт внедрения систем управления качеством