Методы выработки стратегии

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Марта 2012 в 23:39, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является раскрытие теоретических и методических основ современных методов разработки стратегии организации.
Исходя из цели работы необходимо решить следующие задачи:
• изучить основные подходы к выработке стратегии организации;
• рассмотреть методы выработки стратегии.

Работа содержит 1 файл

Методы выработки стратегии.doc

— 368.00 Кб (Скачать)


1

 

Введение

     Долгосрочная эффективная работа любого предприятия, его экономический рост и развитие определяются правильным выбором стратегических ориентиров, позволяющих наилучшим образом реализовать потенциальный человеческий капитал и другие ресурсы.

     Актуальность темы курсовой работы определяется тем, что на сегодняшний день стратегия – это основополагающий стержень в управлении предприятием, которая должна обеспечивать устойчивый экономический рост и развитие предприятия, повышение конкурентоспособности производимой им продукции и оказываемых услуг.

     Нестабильность, сложность и непредсказуемость политической и экономической среды требуют четкого определения целей развития организаций. В условиях жёсткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации предприятия должны вырабатывать стратегию, которая позволяла бы успевать за изменениями, происходящими в их окружении, в какой-то степени предвосхищать их и опережать. Ускорение изменений в окружающей среде, возрастание конкуренции за ресурсы, интернационализация бизнеса, широкая доступность современных технологий, изменение роли человеческих ресурсов, а также ряд других причин привели к резкому возрастанию значения стратегического планирования и управления.

     Разработка стратегии предприятия для российских предприятий - это качественная или слабоструктурированная проблема. Существуют ситуации, когда разработку стратегий необходимо начинать “с нуля”. Это происходит при резком изменении рыночной ситуации, либо при изменении собственных возможностей предприятия - ограничения возможностей в результате разделения предприятия, расширения возможностей в результате появления дополнительных источников финансирования. Также характерно для российских предприятий принятие решения о разработке стратегий при существовании “размытого” комплекса, когда финансовая ситуация длительное время ухудшается, и предприятие, приносившее ранее прибыль, перешагивает точку безубыточности.    

     Во многом такое положение обуславливается тем, что стратегия в менеджменте определена всего пятьдесят лет назад, и теория стратегического управления еще окончательно не сформировалась.

     Целью работы является раскрытие теоретических и методических основ современных методов разработки стратегии организации.

Исходя из цели работы необходимо решить следующие задачи:

                  изучить основные подходы к выработке стратегии организации;

                  рассмотреть методы выработки стратегии.

Объектом исследования является предприятие ООО «Витраж».

Предметом исследования являются методы, применяемые для разработки стратегии организации.

Теоретической и методологической базой исследования явились работы таких ученых: Лапыгина Ю.Н., Веснина В.Р., Лисичкина В.А., Парахиной В.Н., Петрова А.Н., Королевой Н.И.

Работа состоит из введения, 2 глав, заключения, библиографического списка.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы выработки стратегии

1.1. Подходы к разработке стратегии

     Все подходы к разработке стратегии организации сводятся к теоретическому анализу в сочетании с интуицией разработчиков, которыми в первую очередь должны быть субъекты, детализирующие и реализующие стратегию. Важным является и то, что стратегия никогда не может быть продумана и просчитана до конца, а ее корректировка по мере изменения внешних и внутренних условий — процедура необходимая. Из сказанного следует, что универсального, пригодного на все случаи жизни метода разработки стратегии не существует, но опыт подсказывает несколько возможных направлений разработки [1].

     Лидером разработки процедур формирования стратегий считается Гарвардская школа бизнеса: К.Эндрюс, М.Портер, Г.Хэмел и К.Прахалад разработали главные подходы к формированию стратегий, основные положения которых приведены в табл. 1.1.

   Таблица 1.1 - Подходы к разработке стратегий

Разработчики

Основное содержание разработок

Стратегия

Период

К. Эндрюс

SWOT-анализ

Экономическая

1970-е гг.

М. Портер

Пять сил конкуренции, типовые стратегии

Стратегия бизнеса

1980-е гг.

Г. Хэмел К. Прахалад

Стержневые компетенции

Стратегия лидерства

1990-е гг.


 

     К.Эндрюс предложил стратегию, основанную на соответствии между существующими рыночными возможностями и способностями организации при заданном уровне рисков (экономическую стратегию). Подходы к разработке стратегии бизнеса, основанные на конкурентной позиции организации, да и сами конкурентные стратегии, разработал М.Портер, а концепция стержневых компетенций принадлежит К.Прахаладу и Г.Хэмелу [1].

     SWOT-анализ внешних и внутренних параметров организации позволяет:

   определить возможности и угрозы;

   построить матрицу SWOT-анализа;

   выбрать товары и рынки, на которых товары будут продаваться;

   построить экономическую стратегию, определив доступные ресурсы, необходимые для ее реализации.

     Анализ модели пяти сил конкуренции дает возможность определить сильные и слабые позиции организации на рынке и определить области, стратегические изменения в которых (в соответствии с прогнозом) могут дать максимальные результаты для развития бизнеса. По Портеру, необходимо:

   определить выгодную позицию на рынке, которая обеспечит наилучшую защиту от пяти сил конкуренции;

   составить прогноз вероятного потенциала прибыльности отрасли;

   разработать мероприятия (как стратегические ходы), направленные на то, чтобы занять наиболее выгодную позицию на рынке.

     Стержневые компетенции как способность организации к чему-то уникальному, обеспечивающему лидерские позиции среди конкурентов, легли в основу разработки стратегии в рамках следующих процедур:

   определение уникальных свойств организации и ее конечного продукта;

   оценка коллективных умений (совокупной системной компетенции) работников организации;

   обеспечение невоспроизводимости стержневых компетенций организации;

   разработка стратегии лидерства.

 

 

 

 

1.2. Классификация методов выработки стратегии

1.2.1. Матричные методы выработки стратегии

    

     Основой разработки стратегий является стратегический анализ.   

     Значительная часть современных методик стратегического анализа основывается на построении двухмерных матриц, получивших, как сам анализ, название "портфельных".

     Каждый вариант стратегии, представленный в квадранте (ячейке) матрицы, обусловлен влиянием двух групп факторов, отражающих характеристики среды и (или) самой фирмы [2].

     На этапе стратегического анализа портфельные матрицы применяются для оценки влияния различных факторов на ее текущее и будущее положение.

     Речь идет о состоянии рынков и перспектив их развития, характеристиках новой продукции и ее сфер применения, эффективности, конкурентоспособности отдельных подразделений, технической, политической ситуации, внутреннем положении, потребителях и проч.

Рассмотрим основные методы выработки стратегии организации с помощью матриц.

SWOT- метод

     Оценка стратегического положения и перспектив организации и формулировка стратегии часто осуществляются на основе так называемого SWOT-анализа. Его суть состоит в том, что во внешней среде фирмы выявляются сильные и слабые стороны, а также угрозы и возможности.

Примеры сильных сторон: наличие необходимых финансовых ресурсов, собственных технологии, признанного лидерства, эффективной рекламы, высококвалифицированных менеджеров.

Примеры слабых сторон: отсутствие четкой стратегии, устаревшее оборудование, низкая прибыльность, отставание НИОКР, отсутствие профессионализма, слабые каналы сбыта, плохой имидж.

Примеры возможностей: новые потребители, выход на новые товарные рынки или сегменты, расширение набора продуктов, интеграция, падение торговых барьеров, слабость конкурентов, быстрое расширение рынков.

Примеры угроз: появление мощных конкурентов, рост продаж товаров-заменителей, снижение темпа роста продаж, спад в экономике, политика данного и других государств, изменение во вкусах и предпочтениях.

Затем, с помощью матрицы SWOT, на каждом из полей (СИВ, СИУ, СЛВ, СЛУ) рассматриваются все возможные парные комбинации и выделяются те, которые должны быть учтены при разработке стратегии поведения организации (табл.1.2).

Таблица 1. 2 -  SWOT-матрица

 

Возможности

Угрозы

Сильные стороны

СИВ-сила и возможности

СИУ-сила и угрозы

Слабые стороны

СЛВ-слабость и возможности

СЛУ-слабость и угрозы


 

     По полю «СИВ» следует разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации, для того чтобы получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде.

     По полю «СЛВ» стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости [3].

     По полю «СИУ» стратегия должна предполагать использование силы организации для устранения угроз.

     По полю «СЛУ» организация должна вырабатывать такую стратегию, которая позволила бы ей не только укрепить свой потенциал, но и предотвратить возможные неприятности, исходящие из внешнего окружения.

     Вырабатывая стратегии, следует помнить, что возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ее использует конкурент. Или наоборот, удачно предотвращенная угроза может создать у организации дополнительную сильную сторону в том случае, если конкуренты не смогли устранить эту же угрозу [3].

     Для оценки степени влияния возможности на деятельность организации применяется метод позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей (табл.1.3).

В столбцах матрицы отражается предполагаемая степень влияния открывающихся возможностей на положение дел в организации, а в строках – вероятности возникновения соответствующей ситуации [2].

Таблица 1.3- Матрица возможностей

Вероятность использования возможностей

Влияние возможности

Сильное

Умеренное

Малое

Высокая

ВС

ВУ

ВМ

Средняя

СС

СУ

СМ

Низкая

НС

НУ

НМ

Информация о работе Методы выработки стратегии