Методы управления финансовыми рисками организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2010 в 23:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данного исследования является анализ управления финансовыми рисками. Поставленная цель достигается посредством решения следующих конкретных задач:

– раскрыть сущность финансового риска как экономической категории;
– проанализировать теоретические аспекты оценки финансовых рисков и способы управления финансовыми рисками;
– изучить методологические подходы в теории управления рисками на примере отечественного предприятия ОАО «Каскад»;
– проанализировать имеющиеся риски и методику управления рисками

на предприятии.

Объектом исследования выступает организация ОАО «Каскад» на примере которой мы рассмотрим виды предполагаемых рисков, возможности их контроля и методы управления.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..6

Раздел 1. Теоретические аспекты управления финансовыми рисками

предприятия……………………………………………………………...........…8

1.Классификация финансовых рисков……………………………………..….8
2.Управление финансовыми рисками………………………………………....9
3.Характеристика методов управления финансовыми рисками……………11
Раздел 2. Анализ управления финансовыми рисками на примере ОАО

«Каскад»……………………………………………………………….………...16

2.1 Характеристика деятельности предприятия ОАО «Каскад»……………..16

2.2 Оценки риска предприятия на основе показателей финансовой

отчетности……………………………………………………………………18

2.3 Анализ рисков предприятия и методов используемых для

минимизации рисков…………………………………………...…….……...28

Раздел 3. Механизмы нейтрализации финансовых рисков

организации ОАО «Каскад» с использованием информационных данных

в среде табличного процессора Excel………………………………………...31

3.1 Оценка финансовой деятельности организации……………………….......31

3.2 Анализ экономических показателей организации………………………...32

3.3 Совершенствование системы управления рисками используемой на

предприятии ОАО «Каскад»……………………………………..…...…….34

Безопасность и экологичность проектных решений………………….......40

Заключение………………………………………………………………..….....43

Список литературы……………….……………………………………............45

Работа содержит 1 файл

СЕЙЧАС Печатать.doc

— 1.51 Мб (Скачать)

                                                                                       Диаграмма 2 

 

    Сравнивая показатели видно, что прибыль от продаж за отчетный период уменьшилась в 2,3 раза в связи со снижением покупательской способности населения. Магазины не могли реализовать продукцию фирмы «Каскад» по прежним докризисным ценам, в результате чего пришлось максимально снизить отпускную стоимость продукции на 50% для получения минимальной прибыли.

3.3 Совершенствование системы управления рисками используемой на предприятии ОАО «Каскад»

    Анализ сложившейся ситуации показал как велико влияние фактора риска на работу рассматриваемого предприятия. Влияние рисков сказывается на всех сторонах работы предприятия, ухудшая его финансовое положение, производственные, сбытовые возможности, способность отвечать по своим обязательствам и другие аспекты.

   Любое предприятие, заинтересованное в снижении возможных потерь, связанных с финансовым риском, должно решить для себя несколько проблем:  - оценить возможные убытки, связанные с финансовыми рисками; 
-   принять решение о том, оставляет ли она у себя определенные риски, т. е.           несет ли всю ответственность по ним сама, отказывается от них или передает часть или всю ответственность по ним другим субъектам;

-     по тем рискам или той части рисков, которые она оставляет у себя, фирма должна разработать программу управления ими, основной целью которой является снижение возможных потерь. 

  Решение этих задач возможно на основе разработки специальной Программы Целевых Мероприятий по управлению риском (далее в тексте - ПЦМ) на уровне предприятия. Разработка ПЦМ должна включать две стадии – предварительную и основную. На предварительной стадии антирисковый менеджер должен знакомиться с той справочной и текущей конкретной информацией, которая позволит ему принять решения, предшествующие основной стадии разработки ПЦМ, и приступить к непосредственной разработке программы. Иными словами, цель этой стадии - изучение всей необходимой для составления ПЦМ информации.

  Основная стадия представляет собой собственно разработку программы управления рисками, внедрение и реализация, которой будут способствовать уменьшению возможного ущерба для предприятия.

Антирисковый  менеджер, для обоснованного принятия решений по управлению рисками, должен иметь всю необходимую для  этого информацию.

   Эта информация должна быть, по возможности, сосредоточена в одном источнике. Работа на каждом из этапов должна вестись с использованием справочной информации, связанной с предварительной и основной стадиями разработки ПЦМ.  

 Целью  разработки любой ПЦМ является  обеспечение успешного функционирования  предприятия в условиях риска.    Эта цель может быть достигнута за счет решения следующих основных задач:

- выявления  возможных экономических рисков;   

- снижения  финансовых потерь, связанных с  экономическими рисками.

   Реализация поставленных целей и задач управления рисками требует от антирискового менеджера уточнения и выбора тех основных принципов управления рисками фирмы, которые будут учитываться им при разработке ПЦМ. Принципы, которыми руководствуется менеджер при разработке и внедрении ПЦМ, в первую очередь, определяются стратегией предприятия.                                      ииТак, если предприятие ориентируется на обеспечение своей финансовой устойчивости, соответствующие принципы, которыми должен руководствоваться разработчик программы, будут диктовать выбор методов управления рисками, обеспечивающих эту финансовую устойчивость. Таким конкретным принципом, может быть, например, принцип ориентации компании на передачу всех рисков во внешнюю среду.  

 С учетом цели и задач риск-менеджмента объектом рассмотрения ПЦМ могут быть экономические риски, связанные с собственно производственно-хозяйственной деятельностью, а также экономические риски, связанные с проведением финансовых операций. 
 
 

К числу возможных  самых общих процедур управления рисками следует отнести:

- принятие рисков на себя (то есть на свою ответственность)  

- отказ  от рисков;

- передача  части или всей ответственности  по рискам другим субъектам. 

   Выбор той или иной процедуры управления рисками определяется общей стратегией предприятия в отношении рисков, которая, в свою очередь, зависит от суммарного размера потенциальных убытков, с одной стороны, и финансовых возможностей фирмы, с другой. Стратегия фирмы в отношении рисков может быть различной.

Для осторожной стратегии характерно предпочтение следующих процедур управления рисками:

- отказ  от рисков; 

- передача  рисков другим субъектам. 

 Осторожная стратегия фирмы характеризуется тем, что руководство предприятия предпочитает минимизировать риск банкротства, потери планируемого дохода или прибыли. Надо иметь ввиду, что зачастую именно более рискованные стратегии позволяют предприятию вырваться из общего окружения и освоить новую эффективную рыночную нишу.

Для более рискованной  стратегии управления рисками характерно предпочтение следующих процедур:

-принятие  рисков на себя;

- передача  рисков другим субъектам.

   Данная стратегия характеризуется тем, что размер рисков, оставляемых у себя, может быть достаточно большим, и только чрезмерные, катастрофические риски фирма частично или полностью передает другим субъектам.

Для часто встречающейся  более взвешенной стратегии характерно почти равнозначное использование  всех процедур управления рисками:

- отказ  от рисков; 

- принятие  рисков на себя или передача рисков.   

  Приступим к рассмотрению второго этапа разработки целевой программы по управлению рисками (ПЦМ) – основного этапа. После того как менеджер закончил предварительную стадию разработки программы управления, он должен перейти непосредственно к разработке самой программы.

    Первым шагом разработки ПЦМ должен быть этап предварительного отбора рисков, с которыми менеджер будет работать дальше при составлении ПЦМ. Вторым шагом разработки программы должен быть этап отбора возможных превентивных мероприятий и формирования на их основе плана. Проведение таких мероприятий направлено на снижение вероятности реализации риска,    т. е. вероятности появления убытка, а также на уменьшение размера возможного ущерба.

   Рассмотрев существующие и возможные  для ОАО «Каскад» финансовые  риски можно предложить для  внедрения на предприятие следующие методы управления рисками:

1)  Снижение рисков неисполнения хозяйственных договоров ОАО «Каскад» с использованием страховых инструментов. Примером страхования такого рода рисков является заключение договоров страхования на случай невозможности в связи с оговоренными причинами поставить груз по ранее заключенным контрактам, а также отказа покупателя от приема груза. В этих случаях страхователю возмещают убытки, связанные с необходимостью поиска новых клиентов, осуществлением возврата груза и оплаты неустоек т. п.

2) Риски вхождения в договорные отношения с неплатежеспособными партнерами также выражаются в заключении договоров на закупку ресурсов с поставщиками, которые не в состоянии выполнить свои обязательства из-за плохого финансового состояния. Данные риски также включают в себя оказание услуг неплатежеспособным покупателям. В этом случае возникает риск того, что понесенные затраты либо окупятся несвоевременно, либо предприятию нужно будет пересматривать сроки реализации уже имеющегося груза на складах и идти на прочие дополнительные затраты.

Также, может измениться и объем оказания работ/услуг. Чтобы избежать подобных потерь, предприятию необходимо проверять платежеспособность договорных поставщиков груза и покупателей отправленной продукции. Кроме того, для снижения рисков в данной ситуации предприятие может создавать резервы на случай непредвиденных затрат, прогнозировать отраслевую (для поставщиков) динамику цен, вовлекать поставщиков в деятельность предприятия путем заключения договоров участия в прибылях или путем приобретения акций, создавать резервные запасы исходных материалов и пр.

3) Кроме того, страхование может использоваться для снижения рисков возникновения непредвиденных расходов. Существует целый ряд видов страхования на случай перерыва в хозяйственной деятельности. Предприятия и организации, могут, например, заключить договор страхования на случай перерывов в своей деятельности в связи с поломками оборудования/техники.      Такое страхование проводится в дополнение к страхованию оборудования и прочих установок из-за воздействия воды, сырости, злоумышленных действий третьих лиц и других непредвиденных обстоятельств.

4) Отдельно стоит рассматривать страхование временной прибыли и страхование от потери дохода в результате изменения конъюнктуры рынка, курса обмена валюты. По таким договорам страховая компания несет ответственность в случае возникновения у страхователя убытков, если он не смог из-за страхового случая обеспечить отгрузку продукции или оказать услуги в тот период, когда спрос на них был максимальным.

5) На исследуемом предприятии применяются некоторые виды такого способа снижения риска как диверсификация. Однако возможности этого способа минимизации риска в ОАО «Каскад» не исчерпаны. Так целесообразным будет применение диверсификации финансовой деятельности при одновременном увеличении масштабов последней. В частности увеличение краткосрочных финансовых вложений приведет к росту ликвидности, а их диверсификация к снижению риска.

6) Сосредоточить внимание на  способах прогнозирования и оценки степени риска.

     Финансовый риск, как и любой другой, имеет математически выраженную вероятность наступления потери, которая опирается на статистические данные и может быть рассчитана с достаточно высокой точностью. Чтобы количественно определить величину финансового риска, необходимо знать все возможные последствия какого-либо отдельного действия и вероятность самих последствий.

   На практике наиболее эффективный результат можно получить лишь при комплексном использовании различных методов снижения риска. Комбинируя их друг с другом, в самых различных сочетаниях, можно достичь также оптимальной соотносительности между уровнем достигнутого снижения риска и необходимыми для этого дополнительными затратами. На основании проведенного выше анализа источников возникновения рисков и способности управления ими на ОАО «Каскад» хочется отметить, что введение антирискового отдела в организационную структуру предприятия является экономически обоснованным и эффективным в масштабе деятельности всего предприятия. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Безопасность  и экологичность  проектных решений

   Основной вид деятельности предприятия ОАО «Каскад» - производство текстильной продукции. Волокно, используемое в производстве, отличается высоким качеством, долговечностью, надежностью в эксплуатации, оно производится из экологически чистого сырья.

   В 2005 году Исследовательским институтом международного сообщества по исследованию и контролю в области текстильной экологии (Германия) протестирована продукция ОАО «Каскад» на соответствие Эко-Текс Стандарт 100. Результаты экспертизы показали, что полиэфирные текстильные нити производства ОАО «Каскад» соответствуют требованиям экологии человека согласно стандарту, установленному для изделий, вступающих в прямой контакт с кожей. ОАО «Каскад» получен экологический сертификат на соответствие продуктов первого класса системе Эко-Текс Стандарт 100. К первому классу продукции относятся товары для младенцев.

   Данный сертификат распространяется на текстильные изделия, волокна и нити, используемые при производстве текстиля, и подтверждает экологическую безопасность продукции.                                                                                                  

Информация о работе Методы управления финансовыми рисками организации