Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Января 2012 в 14:48, курсовая работа
Основная цель курсовой работы заключается в изучении проблемы методов принятия управленческих решений в современной организации и разработке предложений по совершенствованию процесса принятия управленческих решений.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ 4
1.1. Понятие и сущность управленческого решения 4
1.2. Основные этапы разработки управленческих решений 9
1.3. Методы принятия управленческих решений 12
2. ОЦЕНКА ПРОЦЕССА РАЗРАБОТКИ И ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ В КОРПОРАТИВНОМ УПРАВЛЕНИИ ОАО «СПП «САЛЮТ» 15
2.1. Характеристика системы менеджмента ОАО «СПП «Салют» 15
2.2. Особенности разработки и принятия управленческих решений в ОАО «СПП «салют» 19
2.3. Законодательные требования к менеджменту ОАО «СПП «Салют» 25
3. МЕТОДЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ПРОЦЕССА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО РЕШЕНИЯ В ОАО «СПП «САЛЮТ» 31
3.1. Основные причины некачественных управленческих решений в ОАО «СПП «Салют» 31
3.2. Основные направления по повышению качества принятия управленческих решений в ОАО «СПП «Салют» 32
3.3. Основные факторы повышения эффективности управленческих решений в ОАО «СПП «Салют» 40
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 43
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 46
ü не соблюдаются стандарты делопроизводства, могут отсутство¬вать параметры, без которых их выполнение затруднено либо вообще
невозможно;
ü недостаточное информационное обеспечение для принятия ре¬шений;
ü несовершенство используемого механизма оценки эффектив¬ности реализованных решений;
ü принятие решений под влиянием эмоций;
ü игнорирование учета действия многообразных факторов;
ü выбор стереотипного решения из множества альтернатив;
ü принятие решения без учета возможности риска и предупреж¬дения его последствий;
ü поспешность, недостаточно глубокая экономическая проработ¬ка принятого варианта действий;
ü использование ложных предпосылок, принятие желаемого за действительное;
ü принятие решения на основе компромисса, не по соображени¬ям его истинного достоинства, а для примирения различных точек
зрения и др.
Требования к модели
деятельности исполнителя при выполне¬нии
решения — полнота, мотивация, стрессоустойчивость
и проч¬ность, глубина отражения
первоначальной идеи, согласованность,
точность, гибкость. Непосредственный
исполнитель должен ясно представлять
технологию предписанного ему
3.2. Основные направления
по повышению качества
Рассматривая процесс
принятия решений как после¬
Качество управленческого
решения возможно и необходимо оценивать
еще на стадии его принятия, не дожидаясь
получения фактического результата,
используя для этого
Другими словами, ка¬чество
управленческого решения — это
степень соответ¬ствия
Основные направления
по повышению качества принятия управленческих
решений в ОАО «СПП «Салют»
представлены на рис. 3.1.
Рис.3.1. Направления повышения качества принятия управленческих решений в ОАО «СПП «Салют»
Рассмотрим их подробнее каждое из них.
1. Обеспечение научной обоснованности.
Научная обоснованность
решения определяется, преж¬де всего,
степенью учета как закономерностей
функцио¬нирования и развития объекта
управления, так и тен¬денций развития
экономики и общества в целом.
Дру-гим важнейшим фактором, обусловливающим
научную обоснованность управленческого
решения, является компетентность лица,
принимающего решение (ЛПР). Менеджер может
быть компетентным и в состоянии
принять высококачественное решение,
а также реализо¬вать его эффективно
лишь в том случае, если он облада¬ет
специальными знаниями в той области
деятельности, которой руководит. Решение
будет компетентным, если в нем
достаточно полно отражены цели и
задачи управ¬ления конкретным объектом
в сочетании со знанием природы
и специфики этого объекта, а
также тенденций его развития
во взаимодействии с окружающей средой.
Кроме того, знание дела, конкретного
объекта и решае¬мой проблемы
должно дополняться знанием менеджмен¬
Обоснованным может быть лишь то решение, кото¬рое принято на основе достоверной, систематизирован¬ной и научно обработанной информации, что достигает¬ся использованием научных методов разработки и опти¬мизации решений.
Таким образом, научная обоснованность решения обеспечивается следующими основными факторами:
• учетом требований
объективных экономических
• знанием и использованием тенденций развития объекта управления;
• наличием полной, достоверной и научно обработанной информации;
• наличием специальных знаний, образования и квалификации у ЛПР;
• знанием и применением ЛПР основных рекомендаций менеджмента и теории принятия решений.
Как видим, научная
обоснованность управленческого решения
требует универсальности
2. Обеспечение
Единство управления
совре¬менными сложными организациями,
осуществляемого глубоко
При этом следует
различать внутрен¬нюю
3. Обеспечение своевременности
Качество решения
многих проблем очень часто
Если необходимость обоснованности и непротиворе¬чивости решения увеличивает время, затрачиваемое на его разработку, то требование своевременности, опера¬тивности, напротив, существенно ограничивает этот пе¬риод.
4. Обеспечение адаптивности.
Фактор времени,
существенно влия¬ющий на
5. Обеспечение реальности
Решение должно разрабатываться и при¬ниматься с учетом объективных возможностей органи¬зации, ее потенциала. Другими словами, материальные возможности, ресурсы организации должны быть доста¬точны для эффективной реализации выбранной альтер¬нативы.
Итак, управленческое
решение может считаться ка¬
В целях обеспечения
эффективности принятия управленческого
решения руководи¬телю
Главная задача использования
инновационных методов в
Выделим основным инновационные методы выра¬ботки максимально большого количества творческих идей:
þ Метод мозгового штурма, или мозговой атаки, ориентирован на коллективную выработку творческих идей; первая группа участ¬ников — «генераторы» — создает идеи; вторая — «аналитики» — оце¬нивает выдвинутые идеи.
þ Метод синектики ориентирован на выработку творческих идей при помощи аналогий; задействуется четыре типа аналогий: прямые,
фантастические, символические, личные.
þ Метод свободных ассоциаций имеет наибольший уровень ори-гинальности, так как ориентирован на выработку творческих идей при помощи ассоциаций, случайно выбранных понятий, метафор (метафор-противоречий, бинарных метафор-аналогов, метафор-загадок).
þ Метод ключевых вопросов ориентирован на выработку творче¬ских идей при помощи наводящих вопросов (что? где? куда?), что по¬зволяет ведущему упорядочить процесс рассмотрения проблемы, управлять направленностью творческого поиска, детализируя и уп¬рощая этот процесс.
þ Метод инверсии ориентирован на выработку творческих идей в самых неожиданных направлениях, без объяснения привязки к су¬ществу рассматриваемой проблемы.
þ Метод эмпатии ориентирован на выработку творческих идей путем постановки автора идеи на место проблемы и выработку идей уже с этой позиции.
þ Метод многомерных матриц ориентирован на выработку твор-ческих идей при помощи нового комбинирования известных и заре-комендовавших себя составляющих.
þ Метод записной книжки ориентирован на длительную выра¬ботку творческих идей с их занесением в записные книжки участни¬ков. В дальнейшем происходит сведение всех накопившихся вариан¬тов в общий список (без указания авторства), устраняются идентич¬ные и проводится коллективная экспертиза при помощи заранее определенной совокупности критериев оценки.
В целях повышения эффективности процесса принятия управленческого решения руководителю стоит обратить внима¬ние на несколько правил:
ü Прежде всего, надо быть честным с самим собой - первое правило. Человек, который на¬учился говорить себе правду, автомати¬чески научится управлять другими людь¬ми через их понимание и свободу от штампов. А если руководитель не видит игр, то результат - поражение. Только че-стность дает возможность видеть истину.
ü Второе правило: после разговора с руководителем подчиненный должен как бы подняться выше: или стать более ин¬формированным, или успокоиться. Если человек не сдвигается, надо отбросить дела и добиться этого каждый раз с каждым человеком.
ü Третье правило. Оно называется «обоз потеряешь». Обоз затрудняет движение, но если слишком далеко оторвешься, потеря¬ешь его. Требуется баланс моделей организационного поведения.
ü Четвертое правило: руководителю, ко¬нечно, надо быть в курсе всех дел органи¬зации, но в рамках этики. Искусство ру¬ководителя - это пресекать наушничество, в то же время, создавая такие условия, ког¬да любая серьезная информация до него точно дойдет. Существует правило: требуй от подчиненных говорить правду по воп¬росам, которые задают, и запрещай гово¬рить по вопросам, которые не задают.
Проблема осознания важности аккуратного и психологически грамотного управления организацион¬ным поведением особо актуально для современной организации.
Каждый сотрудник должен обязатель¬но чувствовать, что интересен своему руководителю как личность, что после¬дний заботится о его успехах и продви¬жении по службе. Отметим основное, на что следует обратить внимание руководи¬телю: личность большинства подчинен¬ных; установить степень дружественнос¬ти; общение должно быть как можно бо¬лее естественным; необходимо строго соблюдать определенную дистанцию меж¬ду начальником и подчиненным с помо¬щью собственного достоинства и требо¬вания уважения к положению.