Методы оптимизации управленческих решений

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2011 в 20:11, курсовая работа

Описание работы

целью данной курсовой работы является всестороннее изучение методов оптимизации управленческих решений.
Основными задачами выступает рассмотрение следующих вопросов:
Экономическое обоснование управленческих решений;
Экономико-математическое моделирование;
Метод «мозговой атаки» и его использование при выработке управленческих решений;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ3
МЕТОДЫ ОПТИМИЗАЦИИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ 4
Экономическое обоснование управленческих решений4
Экономико-математическое моделирование11
«Мозговая атака» и ее использование при выработке управленческих решений.18
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ОБОСОБЛЕННОГО СТРУКТУРНОГО ПОДРАЗДЕЛЕНИЯ №2 г. Хабаровска, ООО «оооо» 24
Общая характеристика предприятия24
Исследование системы управления38
Выводы и предложения по совершенствованию системы управления43
ЗАКЛЮЧЕНИЕ45
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ48

Работа содержит 1 файл

менеджмент - копия.docx

— 129.85 Кб (Скачать)
ify">   Таким образом, именно менеджер должен увидеть  в реальной ситуации возможность  применения количественных методов  для повышения эффективности  управления, распознать, какую именно из известных моделей использовать в данной ситуации, и захотеть ее применить. И наконец, после решения  задачи (стандартными методами и с  помощью общедоступного программного обеспечения или аналитика, использовавшего  более изощренные методы и специализированные компьютерные программы) именно менеджер должен понять, что, собственно, означает полученный результат и как его  использовать для принятия разумного  управленческого решения. 
 

   Рассмотрим  наиболее типичные недостатки моделирования:

  • включение в модель несущественных для решаемой задачи показателей и нормативов;
  • исключение из модели существенных для данного объекта характеристик и переменных величин;
  • неточная оценка параметров моделируемого объекта;
  • недостатки в структуре модели, т.е. неправильное и неточное определение функциональной зависимости принятых критериев от управляющих и связанных переменных;
  • чрезмерная упрощенность модели, не полностью охватывающая основные параметры и переменные объекты в его динамике;
  • чрезмерное усложнение модели, затрудняющее анализ переменных и повышающее затраты времени и ресурсов на моделирование.

   Принятие  типовых решений на основе экономико-математических моделей базируется на методах имитационного  моделирования, линейного программирования, вероятностного моделирования, исследования операций и др.

   На  данный момент существует множество  экономико-математических моделей, используемых для оптимизации управленческих решений; для классификации моделей  используют признаки относящиеся к особенностям моделируемого объекта, цели моделирования и используемого инструментария.

   Перед началом процесса моделирования  следует изучить типичные ошибки, которые могут привести к получению  искаженных результатов.

   К процессу моделирования помимо специалиста-математика должен быть привлечен менеджер; он должен принимать участие в выборе модели, анализировать полученные данные и в итоге использовать для  принятия решения с полным осознанием его значимости. 
 

    1.  «Мозговая атака» и ее использование при выработке управленческих решений
 

   Метод мозговой атаки известный также  под названием «мозговой штурм», «конференция идей» был предложен  американским ученым А. Осборном в 1955 году.

   Данный  метод основывается на том, что для активизации мышления человека нужно, вырвать его из привычной обстановки, поместить в необычные условия, ничем не напоминающие обычные совещания. Как показывает практика, группой из десяти человек за полтора часа может быть выдвинуто до ста оригинальных идей. 

   Обычно  из 100 идей 30 заслуживают дальнейшей проработки, 5-6 дают возможность сформулировать прикладные проекты, а 2-3 оказываются  в итоге приносящими полезный эффект - прибыль, повышение экологической  безопасности, оздоровление окружающей природной среды и т.п. При этом интерпретация идей - творческий процесс. Например, при обсуждении возможностей защиты кораблей от торпедной атаки  была высказана идея: "Выстроить  матросов вдоль борта и дуть на торпеду, чтобы изменить ее курс". После проработки эта идея привела  к созданию специальных устройств, создающих волны, сбивающиеся торпеду  с курса [5, c.698].

   При проведении данного метода должны соблюдаться  два основных условия: во-первых, запрещается  критика чужих суждений, во-вторых, предлагается высказывать любые  идеи по решению данного вопроса  без учета их сиюминутной ценности и или возможности реализации.

   При реализации метода мозговой атаки может  применяться принцип Парето. После  регистрации идей из всей их совокупности каждым экспертом отбирается 20% идей, с их точки зрения заслуживающих  наибольшего внимания. Данный выбор  также фиксируется. Далее из их состава  отбираются те, которые получили наибольшее количество очков [1, с. 99].

   В методе мозговой атаки существенная роль принадлежит организатору, производившему экспертизу. Он знает о конечной цели экспертизы, направляя дискуссию в соответствующее русло, но если руководитель выделит лишь перспективные с его точки зрения идеи, результат экспертизы окажется менее значительным.

   Выделим принципы, на которых основан метод  мозговой атаки:

  1. В решении поставленной задачи участвуют две группы людей: генераторы идей и эксперты. Генераторы идей объединяют людей с творческим мышлением, с фантазией и со знанием науки, техники и экономики. Эксперты – это обычно люди с большим объемов знаний и критическим складом ума.
  2. При генерировании никаких ограничений не должно быть. Высказываются любые идеи, в том числе явно ошибочные, шутливые, без всякого доказательства и технико-эконономического обоснования. Высказанные идеи обычно фиксируются в протоколе, в компьютере, на диктофоне и т.п. Таким образом, основа метода – это определение процесса интегрирования идей от процесса их оценки.
  3. Философская основа метода мозгового штурма – теория З.Фрейда, согласно которой сознание человека представляет собой топкое непрочное наслоение над подсознанием. В обычных условиях мышление и поведение человека определяются в основном сознанием, в котором властвуют контроль и порядок, сознание «запрограммировано» привычными представлениями и запретами. Но сквозь тонкую корку сознания то и дело прорываются темные стихийные силы и инстинкты, бушующие в подсознании. Эти силы толкают человека на нелогичные поступки, нарушение запретов, на всякие иррациональные (от лат. irrationalis – неразумный) мысли. Изобретателю приходится преодолевать всякую психологическую закомплексованность и запреты, обусловленные привычными представлениями о возможном и невозможном.
 
 

Стадия подготовки

                                                                                                                                               На стадии поиска

                                                                                                                                               следует избегать                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                                                            оценки предложений

Стадия

 поиска          Желательно получить

          как можно больше

                                                            предложений

                                                                                                                                                           

         Нет

                                                                      Да

     Да

Стадия оценки

                    

                                          Нет     Нет

     Да 

                                         Да     Да

 
 

Рис. 1. Основная структура метода «мозговой  атаки». 
 

   Применение  этого метода устраняет эффект конформизма, т.е. приспособленчества, позволяет  получить продуктивные результаты за короткое время, вовлечь всех экспертов  в творческий процесс.

   Основное  достоинство метода мозговой атаки  – в запрете на критику. Но запрет на критику – это одновременно и слабость метода.

   Общая структура метода мозговой атаки  представлена на рис. 1, где выделены 3 стадии проведения метода: подготовка, поиск и оценка. Рассмотрим процесс  проведения метода мозговой атаки более  подробно, разделив его на шесть  этапов:

  1. Формируется группа экспертов. Обычно ее численность составляет 10-15 человек. Состав группы предполагает их целенаправленный подбор:
  • из лиц примерно одного ранга, если участники знают друг друга;
  • из лиц разного ранга, если участники незнакомы друг с другом (в этом случае каждому участнику присваивается номер и в последующем обращаются по номеру);
  • в группу могут включаться специалисты из других областей знаний, обладающие высоким уровнем эрудиции и понимающие смысл проблемной ситуации.
  1. Составляется проблемная записка. Для подготовки записки предварительно формируется группа анализа проблемной ситуации. Записка может содержать следующие сведения: состав причин возникновения проблемной ситуации, анализ причин и возможные последствия проблемной ситуации, анализ мирового опыта разрешения подобных проблем, классификация (систематизация) возможных путей разрешения проблемной ситуации, формулировка проблемной ситуации в виде центрального вопроса с иерархией подвопросов.
  1. Генерация идей. Ведущий раскрывает содержание проблемной записки, напоминает участникам мозговой атаки о следующем:
  • высказывания должны быть четкими и сжатыми;
  • скептические замечания и критика предыдущих выступлений запрещается;
  • каждый участник может выступать многократно, но не подряд;
  • не разрешается зачитывать подряд список идей, подготовленный участником заблаговременно.

   Активная  работа ведущего предполагается лишь в начале «атаки». Достаточно скоро  возбуждение участников достигает  критической точки, и выдвижение новых идей приобретает спонтанный характер. После этого роль ведущего сводится к следующему:

  • концентрировать внимание участников на проблемной ситуации;
  • не объявлять, не осуждать и не прекращать исследование ни одной из идей;
  • поддерживать и поощрять участников, кто в этом нуждается;
  • создавать непринужденную обстановку, способствуя этим активной работе экспертов.

   Продолжительность штурма может составлять 20-60 мин (в  зависимости от активности участников).

  1. Систематизация идей, высказанных на третьем этапе (генерации). Эта работа возлагается на группу анализа проблемной ситуации. На данном этапе:
  • составляется номенклатурный перечень всех высказанных идей;
  • выявляются дублирующие и дополнительные идеи, затем они объединяются с основной идеей;
  • выделяются признаки, по которым могут объединяться идеи;
  • идеи объединяются в группы;
  • составляется перечень идей по группам, в каждой группе идеи записываются по правилу общих в частным.
  1. Деструирование (разрушение) систематизированных идей. Каждая из систематизированных идей изучается на возможность ее осуществления. Участники штурма выдвигают доводы, опровергающие систематизированную идею. В процессе разрушения может объявиться контридея. Процесс разрушения ведется до тех пор, пока каждая систематизированная идея не подвергнется критике.
  1. Оценка критических замечаний и составление списка практически применимых идей. На данном этапе составляется сводная таблица. Первая графа таблицы – этапы систематизации идей, вторая – критические замечания, опровергающие идеи, третья – показатели практической применимости идей, четвертая – контридеи.

Затем оценивается каждое критическое  замечание и контридея:

  • Вычеркивается из таблицы, если опровергается хотя бы одним показателем практической применимости;
  • Не вычеркивается, если не опровергается ни одним показателем.

   Составляется  окончательный список идей, не опровергнутых  критическим замечанием или контридеей.

   Кроме прямой мозговой атаки, существует несколько других разновидностей этого метода [2, с. 438]:

  • обратная мозговая атака, направленная на критику существующих идей;
  • двойная мозговая атака, когда группа из 20-60 человек обсуждает предварительно поставленную проблему в течение 5-6 часов в два этапа с перерывом, во время которого можно неофициально критиковать высказывания и с учетом этой критики работать дальше;
  • конференция идей (совместная работа в течение нескольких дней 4-12 человек);
  • индивидуальная мозговая атака, когда человек поочередно выступает в качестве генератора идей и критика.

Информация о работе Методы оптимизации управленческих решений