Методы оценки деловых и личных качеств руководителей

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Февраля 2012 в 11:46, курсовая работа

Описание работы

Показатель прибыли позволяет оценить эффективность работы организации в целом, складывающейся из эффективности использования всех организационных ресурсов, в том числе каждого сотрудника. Естественно, что сотрудники неодинаково выполняют свои производственные обязанности - в любой организации или подразделении есть лидеры, аутсайдеры и середняки. Однако чтобы провести эту дифференциацию, необходимо иметь единую систему оценки эффективности выполнения каждым сотрудником своих должностных функций.

Содержание

Введение 3
1.Методы оценки, сущность и значение деловых и личных качеств руководителя 5
1.1.Сущность и характеристика деловых и личных качеств руководителя 5
1.2.Методы оценки деловых и личных качеств руководителя и их сравнительная характеристика 11
1.2.1.Количественные методы 16
1.2.2.Качественные методы оценки 19
1.2.3.Оценка по методу черт 20
1.2.4.Оценка на основе анализа труда 21
1.2.5.Функциональная оценка 22
1.2.6.Методика определения стиля руководства 23
1.2.7.Целевой метод оценки 24
1.3 Зарубежный опыт оценки деловых и личных качеств руководителей и специалистов 26
2.Методы оценки деловых и личных качеств руководителя в организации 31
2.1.Организационно–экономическая характеристика организации 31
2.2.Методы оценки работников при найме в организацю……………….…40
2.3.Деловая оценка руководителей и специалистов в организации
3.Пути совершенствования воздействия руководителя на процесс управления 44
3.1.Экономическая и социальная эффективность деятельности организации 44
3.2.Основные направления совершенствования методов оценки деловых и личных качеств персонала организации. 49
Заключение 52
Литература 54

Работа содержит 1 файл

Методы оценки деловых и личных качеств руководителей и.doc

— 298.50 Кб (Скачать)

      При таком подходе предметом оценки является характер взаимоотношений руководителя с подчиненными. Она позволяет раскрыть личностные особенности поведения руководителя в системе отношений "руководства- подчинения". Способ воздействия на людей имеет принципиальное значение для успешной работы руководителя, обеспечения эффективной совместной деятельности, поэтому оценка применяемых средств руководства - важный аспект анализа качества управленческого труда.

1.2.7.Целевой  метод оценки

      По содержанию целевой метод близок к методу оценки по результатам. Известно, что цели - предвосхищаемые результаты деятельности. Процесс оценки в этом случае состоит в том, чтобы определить, насколько компетентно, руководители устанавливают цели (масштабные, но достижимые) и как хорошо работают по их достижению.

  Целеполагание лежит в основе любого управления и является важнейшим элементом  управленческого труда. В настоящее  время целевое управление рассматривается  как необходимый компонент эффективного руководства. Кроме того, трудно ожидать от руководителя (как и от любого другого работника) эффективного труда, пока остаются неясными его конечные результаты или хотя бы не намечены ориентиры, к которым ему необходимо стремиться. Этим определяется то рациональное основание, на котором строится данный способ оценки.

      Достоинством  подхода является возможность планировать  и контролировать деятельность руководителей, намечая ее цели и отслеживая степень  их реализации. Информация, полученная в ходе такой оценки, позволяет  судить о том, насколько хорошо сработал руководитель, были ли достигнуты намеченные цели управления.

      Слабой  стороной целевой оценки является то обстоятельство, что руководитель может достигать и не достигать целей не по своей воле. И дело здесь не только в разграничении компетенции, но и в необходимости учета неконтролируемых или непредвиденных факторов - тех обстоятельств, которые могут в значительной мере повлиять на результаты деятельности руководителя независимо от его личных усилий. Поэтому с помощью этого метода оценивается только оперативная работа руководителей. И хотя целевая оценка не получала еще должной теоретической и методической разработки, такой способ рассматривается специалистами как один из многообещающих.

 

  

  1.3.Принципы  отбора и расстановки  персонала в зарубежных странах

 

  Исходный  этап в процессе управления персоналом – процесс набора и отбора кадров. 

    

  Рис.2

    

  Из  рисунка 2 видно как производится набор и отбор кадров. От того, как проведен набор, и какие люди отобраны для вашей работы в вашей организации, зависит вся последующая деятельность в процессе управления человеческими ресурсами. По этому, что бы не создавать дополнительных трудностей следует отнестись к этому этапу со всей серьезностью, учитывая опыт, накопленный в отечественной и зарубежной практике.

  Набор на работу в больших организациях осуществляет отдел по управлению персоналом. Секция отдела, занимающаяся этим непосредственно, называется секцией по набору на работу. В ней находятся служащие проводящие беседы с будущими работниками. Эти служащие проводят и предварительный отбор.

  Сущность  отбора в принципе одинаково понимают и в Беларусии и в России и на западе как отбор наиболее подходящего кандидата из имеющихся.  Критерии отбора в каждом случае могут  быть специфическими с акцентом либо на профессиональные, либо на их сочетание. В план отбора включаются мероприятия и их обеспечение по сравнению качеств претендентов между собой и требованиями  рабочего места или условий труда проведению отобранных испытаний по предварительно составленной методике, услуги сторонних организаций и отдельных специалистов по оценке качеств претендентов и проведению собеседований.(3  стр. 76)

  Большинство специалистов, занимающиеся проблемами управления персоналом считают, что  собеседование является слабым средством выявления подходящих кандидатов, так как в большинстве своем люди проводящие собеседования, формулируют свои оценки по первым впечатлениям. Очевидность этого вывода очень хорошо показана в проведении  Е. С. Вебстером анализе процедуры отбора принятой в армии Канады. Ниже приводится предостережение от совершения наиболее серьезных ошибок при проведении отборочного собеседования:

  1.Интервьюеры  формируют стереотипное представление  о «хорошем» кандидате,  которое  они пытаются применить к интервьюируемым  не оценивая, их по действительным  достоинствам.

  2. Зачастую мнение о претенденте  складывается уже в самом начале  собеседования.

  3. На интервьюеров больше внимания оказывает отрицательная, а не положительная информация о претенденте.

  4. Заполненное заявление претендента  и его внешний вид оказываются  причиной предубеждения.

  5. Интервьюеры ищут подтверждение  своего мнения о претенденте  которое у них уже сложилось.(7 стр.256)

  Найм (набор и отбор) на работу ведущего специалиста либо менеджера высокого уровня, к примеру, процветающей фирмы  « Маккей Энвипоуп» Харви Маккей организует следующим образом:

  1.Беседа  претендента с менеджером, по  кадрам умеющим разбираться в людях.

  2.Беседа  кандидата с членами администрации  фирмы с последующим обсуждением   впечатлений о кандидате.

  3. Беседа кандидата с главой  фирмы при личной встрече

  4. Беседа кандидата с главой  фирмы по телефону.

  5. Сбор информации о кандидате из внешних источников.

  6. Беседа главы фирмы с кандидатом  в его доме в присутствии  жены и детей

  7. Беседа главы фирмы с кандидатом  в неформальной обстановке

  8.Беседа  кандидата  с двумя тремя  бизнесменами знакомыми главы  фирмы.

  9.Посещение  кандидата мастеров профессии, на которую он претендует.

  10. Посещение кандидатом консультанта  по промышленной психологии.

    Таким образом, Х.Маккей рекомендует  следовать следующим  принципом  при найме:

  • Придание объективности информации о кандидате на основе массы субъективной информации.
  • Не менее половины внимания уделяется человеческим качествам претендента, его умению общаться.
  • Глава фирмы не жалеет личного времени на составление собственного всестороннего мнения о претенденте.
  • Во внимание принимается прошлый жизненный путь претендента.

 

  Следует заметить, что решающим критерием  Х.Маккей считает рассмотрение ситуации как вы себя чувствовали, если бы данный человек работал на конкурента, а  не вас. Вообще привлечение специалистов  высокого класса в фирму рассматривается,  как крупный успех залог ее процветание  по этому такая работа включается в планы фирмы.

  Группа  ученых СПбУФ, возглавляемая доцентом А.А.Сарно разработала систему  категориальных признаков специалиста  пригодных для биржевого поиска и определения требований к работнику при найме и перемещении. Если эту систему заложить в основу параметрического описания требований рабочего места к работнику и в качестве данных о работнике то появляется возможность сравнения на единой информационной  основе того, что требуется с тем, что предъявляемая  система параметров дополняется  комплексом методов и приемов социометрического психометрического статистического характера позволяющих оценить значение параметров. С учетом определенной доли субъективизма и вероятностного характера выявленных параметров их определения, тем не менее, ставит решение проблемы набора и передвижения работников на современную научную основу. В состав параметров входят такие группы:

  • Фаза жизненного цикла
  • Уровень и профиль подготовки
  • Предыдущая карьера
  • Семейный и бытовой статус
  • Психологические характеристики
  • Склонности к определенному виду работы. (3 стр. 76-79)

В американских схемах по отбору персонала широко используется три обязательных требования:

  • Анализ рабочего процесса должен выявить тот стиль работы и те константы, которые наиболее необходимы для высокого качества выполнения данной работы.
  • Тест должен измерять одну из этих констант. В примере с менеджером должны быть доказательства того, что тест удовлетворительным образом измеряет уровень лидерских качеств (например, результаты тестирования совпадают с результатами аналогичных тестов приведенных на другом предприятии)
  • Необходимо доказать что данная черта действительно связана  с качеством работы и важна для занятия данного поста.(3 стр. 63)

     Оценка  персонала методом Assessment Center  
применяется для оценки деловых и личностных качеств руководителей и ключевых специалистов компаний. Метод Assessment Center в мировой практике управления персоналом считается наиболее точным и эффективным методом оценки деловых и личностных качеств работников, особенно управленцев.  
Суть метода заключается в том, что группа участников проходит через серию самых разнообразных испытаний. В программу Assessment Center обычно включаются деловые и ролевые игры, деловые и психологические тесты, самопрезентации, дискуссии, упражнения, письменные работы. За действиями участников ведется внимательное наблюдение, может осуществляться видеосъемка.  
Обычная продолжительность оценочной сессии составляет 1-2 дня. Вся полученная информация затем внимательно изучается. На этой основе на каждого участника готовится заключение с оценкой его деловых и личностных качеств, прогнозом профессиональной деятельности и рекомендациями по профессиональному и личностному развитию.

2.Методы  оценки деловых и личных качеств руководителя в организации

  2.1.Организационно–экономическая  характеристика предприятия

 

     Республиканское сельскохозяйственное унитарное предприятие  «Экспериментальная база «Криничная»  зарегистрировано ранее как Государственное  предприятие экспериментальная база «Криничная» Гомельским областным исполнительным комитетом решением от 05 февраля 1997 года № 74 и переименованное в соответствии со статьями 48 и 50 Гражданского кодекса Республики Беларусь.

     Собственником предприятия выступает Республика Беларусь, а полномочия собственника осуществляет Министерство сельского хозяйства и продовольствия Республики Беларусь (республиканская собственность).

     Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь и положениями данного Устава.   

        Предприятие является юридическим  лицом, имеет обособленное имущество,  несет самостоятельную ответственность  по своим обязательствам, может  от своего имени приобретать  и осуществлять имущественные  и личные неимущественные права, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде, самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в учреждениях банков, печать с изображением Государственного герба Республики Беларусь и со своим наименованием, другие печати и штампы. Предприятие осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Республики Беларусь и настоящим Уставом. Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим имуществом.

     Собственник или уполномоченный орган не отвечают по обязательствам предприятия, а предприятие не отвечает по обязательствам собственника или уполномоченного органа, за исключением случаев, предусмотренных законодательством и настоящим Уставом.

           Собственник имущества предприятия или уполномоченный орган, или другие лица, которые имеют право давать обязательные для предприятия указания либо иным образом определять его действия, не несут субсидиарной ответственности в случае признания предприятия экономически несостоятельным (банкротом) по независящим от них причинам.

        Основной целью предприятия является  хозяйственная деятельность, направленная  на получение прибыли для реализации  экономических интересов собственника  имущества предприятия, предприятия  и удовлетворения социальных  нужд работников коллектива.

Информация о работе Методы оценки деловых и личных качеств руководителей