Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 13:37, курсовая работа
Целью данной работы является изучение основных методов анализа и оценки управленческого решения. Для выполнения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:
Проанализировать само понятие «решение», классифицировать виды, выделить главные особенности принятия управленческих решений;
Изучить основные методы анализа и оценки управленческих решений;
Обозначить человеческий фактор, играющий большую роль в принятии управленческих решений.
Введение Стр. 2
1. Понятие и классификация управленческих решений Стр. 4
1.1. Технология принятия управленческих решений Стр. 8
1.2. Технология принятия решений в условиях неопределенности Стр. 10
1.2.1. Сущность и источники неопределенности Стр. 10
1.2.2. Учет факторов риска и неопределенности при принятии решений Стр. 11
1.3. Процесс и процедура принятия управленческих решений Стр. 13
1.4. Патологии управленческих решений Стр. 15
2. Методы анализа управленческих решений Стр. 17
2.1. Сущность и принципы анализа Стр. 17
2.2. Метод цепных подстановок Стр. 18
2.3 Основы функционально-стоимостного анализа Стр. 20
2.4. Финансовый анализ Стр. 23
2.5. Сущность SWOT-анализа Стр. 26
3. Человеческий фактор принятия управленческих решений Стр. 29
3.1. Роль руководителя в процессе разработки решений Стр. 29
Заключение Стр. 31
Список используемой литературы Стр. 33
Приложения
Таким
образом, исследования по вопросу применения
финансового анализа с точек
зрения теории и практики дает основание
утверждать, что финансовый анализ
независим от целей его проведения,
всегда является частью или инструментом
процесса принятии управленческих решений.
2.5.
Сущность SWOT-анализа
SWOT - метод анализа в стратегическом планировании, заключающийся в разделении факторов и явлений на 4 категории: Strengths (сильные стороны), Weaknesses (слабые стороны), Opportunities (возможности), Threats (угрозы).
Акроним SWOT был впервые введен в 1963 году в Гарварде на конференции по проблемам бизнес – политики профессором K.Andrews. первоначально этот анализ был основан на озвучивании и структурировании знаний о текущей ситуации и тенденциях.
В
1965 году четверо профессоров
SWOT-анализ позволяет определить причины эффективной или неэффективной работы компании на рынке; это сжатый анализ маркетинговой информации, на основании которого делается вывод о том, в каком направлении организация должна развивать свой бизнес, и в конечном итоге определяется распределение ресурсов сегмента. Результатом анализа является разработка маркетинговой стратегии или гипотезы для дальнейшей проверки.
Классический
SWOT-анализ предполагает определение
сильных и слабых сторон в деятельности
фирмы, потенциальных внешних угроз и
благоприятных возможностей и их оценку
относительно стратегически важных конкурентов.
Этапы SWOT-анализа:
На первом этапе глубоко изучаются силы – конкурентные преимущества фирмы в следующих областях:
На втором этапе изучаются слабости фирмы. Он начинается с анализа конкурентоспособности выпускаемых товаров по всем рынкам. Строится «дерево» показателей конкурентоспособности:
На третьем этапе SWOT-анализа изучаются факторы макросреды фирмы (политические, экономические, технологические, рыночные и др.) с целью прогнозирования стратегических и тактических угроз фирме и своевременного предотвращения убытков от них.
На четвертом этапе изучаются стратегические тактические возможности фирмы (капитал, активы и др.), необходимые для предотвращения угроз, уменьшения слабости и роста силы.
На
пятом этапе SWOT-анализа
согласуются силы с возможностями для
формирования проекта отдельных разделов
стратегии фирмы.
Правила
проведения SWOT-анализа:
Простейшая
форма представления
Чтобы избежать указанных ошибок и извлечь максимум пользы из SWOT-анализа необходимо следовать следующим правилам:
Правило 1. Тщательно определите сферу каждого SWOT-анализа. Компании часто проводят общий анализ, охватывающий весь их бизнес. Скорее всего, он будет слишком обобщенным и бесполезным для менеджеров, которых интересуют возможности на конкретных рынках или сегментах. Фокусирование SWOT-анализа, например, на конкретном сегменте, обеспечивает выявление наиболее важных для него сильных и слабых сторон, возможностей и угроз.
Правило 2. Помните различия между элементами SWOT: силами, слабостями, возможностями и угрозами. Сильные и слабые стороны – это внутренние черты компании, следовательно, ей подконтрольные. Возможности и угрозы связаны с характеристиками рыночной среды и неподвластны влиянию организации.
Правило 3. Сильные и слабые стороны могут считаться таковыми лишь в том случае, если так их воспринимают покупатели. Нужно включать в анализ только наиболее относящиеся к делу преимущества и слабости. Помните, что они должны определяться в свете предложений конкурентов. Сильная сторона будет сильной только тогда, когда таковой ее видит рынок. Например, качество продукта будет силой, только если он работает лучше, чем продукты конкурентов. И, наконец, быть проранжированы в соответствии с их важностью в глазах покупателей.
Правило 4. Будьте объективны и используйте разностороннюю входную информацию. Конечно, не всегда удается проводить анализ по результатам обширных маркетинговых исследований, но, с другой стороны, нельзя поручать его одному человеку, поскольку он не будет столь точен и глубок, как анализ, проведенный в виде групповой дискуссии и обмена идеями. Важно понимать, что SWOT-анализ - это не просто перечисление подозрений менеджеров. Он должен в как можно большей степени основываться на объективных фактах и данных исследований.
Правило 5. Избегайте пространных и двусмысленных заявлений. Слишком часто SWOT-анализ ослабляется именно из-за того, что в него включают подобные утверждения, которые, скорее всего, ничего не значат для большинства покупателей. Чем точнее формулировки, тем полезнее будет анализ. [Приложение 3, стр. 34].
На практике SWOT-анализ используется чаще всего в управлении проектами, в процессе маркетингового планирования, в ходе сегментирования рынка для анализа сегментов.
После
определения критических
3.1.
Роль руководителя в
процессе разработки
решений
Человеческий фактор предполагает, что в сложном процессе разработки управленческих решений ключевую роль играет человек. Это и руководитель, и ведущий специалист, и рядовой исполнитель. От слаженной работы всех сотрудников зависит качество решений и эффективность совместной деятельности.
Человеческий фактор принятия управленческих решений включает:
В классической литературе по менеджменту рассматриваются трудности, возникающие у руководителя при делегировании полномочий. Так, Ньюмен приводит 5 причин нежелания руководителей делегировать свои полномочия:
1) заблуждение руководителя «Я это сделаю лучше». Но если руководитель не будет разрешать подчиненным выполнять новые задания с дополнительными полномочиями, то они не будут повышать свою квалификацию.
2) руководители так погружаются в свою повседневную работу, что пренебрегают более общей картиной деятельности. Будучи не в состоянии охватить долгосрочную перспективу в череде работ, они не могут полностью осознать значение распределения работы между подчиненными.
3)
отсутствие доверия к
4)
боязнь риска. Поскольку
5)
неэффективные механизмы
Только
сами руководители могут сделать
процесс делегирования
Поведенческие особенности руководителей включают:
Модель поведения руководителя фиксируются в сознании подчиненных через неформальные каналы коммуникации. Каждодневная информация, поступающая от руководителя – это поступки, рассказы, жаргон, символы, символические действия. Это основной механизм закрепления основ культуры.
Формирование культуры руководителя происходит через неформальные каналы коммуникации. Но действует руководитель формально, используя управленческие методы работы с персоналом.
Система управления персоналом должна быть сформирована таким образом, чтобы работники имели возможность обучаться, получать объективную оценку своей деятельности, продвигаться по карьерной лестнице, иметь социальные гарантии и мотивацию к участию в принятии важных решений. Имеет значение кадровая политика, социально-психологический климат в коллективе, культура, возможность реализовать демократический стиль руководства.
В
управленческой литературе выделяют 3
основных стиля руководства: авторитарный,
либеральный и демократический.
Информация о работе Методы анализа и оценки управленческого решения