Методы анализа и оценки управленческого решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение основных методов анализа и оценки управленческого решения. Для выполнения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

Проанализировать само понятие «решение», классифицировать виды, выделить главные особенности принятия управленческих решений;
Изучить основные методы анализа и оценки управленческих решений;
Обозначить человеческий фактор, играющий большую роль в принятии управленческих решений.

Содержание

Введение Стр. 2
1. Понятие и классификация управленческих решений Стр. 4
1.1. Технология принятия управленческих решений Стр. 8
1.2. Технология принятия решений в условиях неопределенности Стр. 10
1.2.1. Сущность и источники неопределенности Стр. 10
1.2.2. Учет факторов риска и неопределенности при принятии решений Стр. 11
1.3. Процесс и процедура принятия управленческих решений Стр. 13
1.4. Патологии управленческих решений Стр. 15
2. Методы анализа управленческих решений Стр. 17
2.1. Сущность и принципы анализа Стр. 17
2.2. Метод цепных подстановок Стр. 18
2.3 Основы функционально-стоимостного анализа Стр. 20
2.4. Финансовый анализ Стр. 23
2.5. Сущность SWOT-анализа Стр. 26
3. Человеческий фактор принятия управленческих решений Стр. 29
3.1. Роль руководителя в процессе разработки решений Стр. 29
Заключение Стр. 31
Список используемой литературы Стр. 33
Приложения

Работа содержит 1 файл

менеджмент.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

    СОДЕРЖАНИЕ:

Введение Стр. 2
1. Понятие  и классификация управленческих  решений Стр. 4
     1.1. Технология принятия управленческих  решений Стр. 8
     1.2. Технология принятия решений  в условиях неопределенности Стр. 10
      1.2.1. Сущность и источники неопределенности Стр. 10
      1.2.2. Учет факторов риска и неопределенности  при принятии решений Стр. 11
   1.3. Процесс и процедура принятия  управленческих решений   Стр. 13
   1.4. Патологии управленческих решений Стр. 15
2. Методы  анализа управленческих решений Стр. 17
   2.1. Сущность и принципы анализа Стр. 17
   2.2. Метод цепных подстановок Стр. 18
   2.3 Основы функционально-стоимостного  анализа Стр. 20
   2.4. Финансовый анализ Стр. 23
   2.5. Сущность SWOT-анализа Стр. 26
3. Человеческий  фактор принятия управленческих решений Стр. 29
   3.1. Роль руководителя в процессе  разработки  решений Стр. 29
Заключение Стр. 31
Список  используемой литературы Стр. 33
Приложения  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ВВЕДЕНИЕ

   За  последнее десятилетие в России произошли коренные политические и  экономические преобразования. Реформы российской экономики, начатые в 1992 году, дали мощный стимул ее трансформации в рыночную. Взамен планово-распределительной системы начал работать механизм финансово-экономического регулирования товарных потоков, достигнута высокая степень либерализации внешнеэкономической деятельности, внешней торговли; ликвидирован товарный дефицит, стал образовываться новый слой общества – собственники.

   Создание  большого числа предприятий различных  форм собственности в период становления  рыночного хозяйства привело к тому, что руководителям пришлось учиться управлять самостоятельно, а не по указке «сверху». Одним из элементов самостоятельного управления деятельностью предприятий является принятие управленческих решений. 

   Этот  элемент занимает также одно из центральных мест в социологии организации. Считая организацию инструментом управления, многие социологи и специалисты по теории управления, начиная с М.Вебера, прямо связывают ее деятельность в первую очередь с качеством таких решений. Интерес социологов  к этому вопросу во многом обусловлен тем, что в решениях фиксируется вся совокупность отношений, возникающих в процессе трудовой деятельности и управления организацией.

   Актуальность  исследуемой темы заключается в  том, что эффективное принятие решений необходимо для выполнения управленческих функций. Совершенствование процесса принятия обоснованных объективных решений в ситуациях исключительной сложности достигается путем использования научного подхода к данному процессу, моделей и количественных методов анализа и оценки принятия решений.

   Принятие  решений – основная часть работы менеджеров любого звена любого предприятия. Поэтому понимание всех тонкостей  процесса принятия решений, а также  методов анализа и оценки их в  различных условиях, знание и применение различных методов и моделей принятия решений играет значительную роль в повышении эффективности работы управленческого персонала.

   Целью данной работы является изучение основных методов анализа и оценки управленческого  решения. Для выполнения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

  • Проанализировать само понятие «решение», классифицировать виды, выделить главные особенности принятия управленческих решений;
  • Изучить основные методы анализа и оценки управленческих решений;
  • Обозначить человеческий фактор, играющий большую роль в принятии управленческих решений.

   Предметом исследования данной работы являются анализ и  оценка принятия управленческих решений в организации.

   Объектом  же исследования являются методы разработки принятия управленческих решений.

   Методологическую  основу исследования составляет подход к познанию объективной реальности с использованием методов: системного анализа, синтеза, сравнений и классификаций.

   Структура курсовой работы обусловлена поставленными  в исследовании задачами. Глава первая посвящена теоретическому анализу проблемы, особенностей принятия управленческих решений. Во второй главе мы выявляем основные методы  анализа и оценки принятия управленческих решений. На основе полученных результатов анализа, в третьей главе курсовой работы, представлен, на наш взгляд, один из самых важных факторов принятия решений – человеческий, в котором, в первую очередь, отражена роль руководителя в работе по принятию управленческих решений.

   Выделив цели и задачи, обозначив объект и субъект, можно приступить к непосредственному изучению данной курсовой работы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Понятие и классификация управленческих решений

   Понятие решений, так же как и обмен  информацией, - составная часть любой  управленческой функции. Необходимость принятия решений возникает на всех этапах процесса управления, связана со всеми участками и аспектами управленческой деятельности и является её квинтэссенцией. Поэтому так важно понять природу и сущность решений.

   Что же такое решение? Попытаемся дать сначала самую общую характеристику. Обычно в процессе какой-либо деятельности возникают ситуации, когда человек или группа людей сталкивается с необходимостью выбора одного из нескольких  вариантов действия. Результат этого выбора и будет являться решением. Таким образом, решение - это выбор альтернативы.

   Любому  поступку индивида или действию коллектива предшествует принятое решение. Решения  являются универсальной формой поведения, как отдельной личности, так и  социальных групп.

   Эта универсальность объясняется сознательным и целенаправленным характером человеческой деятельности. Однако, несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления организацией существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.

   Что же отличает управленческие (организационные) решения?

  • Цели. Субъект управления (будь то индивид или группа) принимает решение исходя не из своих собственных потребностей, а в целях решения проблем конкретной организации.
  • Последствия. Частный выбор индивида сказывается на его собственной жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджер, особенно высокого ранга, выбирает направление действий не только для себя, но и для организации в целом и её работников, и его решения могут существенно повлиять на жизнь многих людей. Если организация велика и влиятельна, решения её руководителей могут серьезно отразиться на социально-экономической ситуации целых регионов.
  • Разделение труда. Если в частной жизни человек, принимая решение, как правило, сам его и выполняет, то в  организации существует определенное разделение труда: одни работники (менеджеры) заняты решением возникающих проблем и принятием решений, а другие (исполнители) - реализацией уже принятых решений.
  • Профессионализм. В частной жизни каждый человек самостоятельно принимает решения в силу своего интеллекта и опыта. В управлении организацией принятие решений - гораздо более сложный, ответственный и формализованный процесс, требующий профессиональной подготовки. Далеко не каждый сотрудник организации, а только обладающий определенными профессиональными знаниями и навыками наделяется полномочиями самостоятельно принимать определенные решения.1

   Рассмотрев  эти отличительные особенности  принятия решений в организациях, можно дать следующее определение  управленческого решения.

   Управленческое  решение - это выбор  альтернативы, осуществленный руководителем в  рамках его должностных  полномочий и компетенции  и направленный на достижение целей  организации.2

   В процессе управления организациями  принимается огромное количество самых разнообразных решений, обладающих различными характеристиками. Тем не менее, существуют некоторые общие признаки, позволяющие это множество определенным образом классифицировать. Такая классификация представлена в таблице [Приложение 1, стр. 32]

   Рассмотрим  её более подробно.

  1. Степень повторяемости проблемы. В зависимости от повторяемости проблемы, требующей решения, все управленческие решения можно подразделить на традиционные, неоднократно встречавшиеся в практике управления, когда необходимо лишь сделать выбор из уже имеющихся альтернатив, и нетипичные, нестандартные решения, когда их поиск связан, прежде всего, с генерацией новых альтернатив.
  2.       Значимость цели. Принятие решения может преследовать собственную, самостоятельную цель или же быть средством способствовать достижению цели более высокого порядка. В соответствии с этим решения могут быть стратегическими, тактическими и оперативными.
  3.       Сфера воздействия. Результат решения может сказаться на каком-либо одном или нескольких подразделениях организации. В этом случае решение можно считать локальным. Решение, однако, может приниматься и с целью повлиять на работу организации в целом, в этом случае оно будет глобальным.
  4.       Длительность реализации. Реализация решения может потребовать нескольких часов, дней или месяцев. Если между принятием решения и завершением его реализации пройдет сравнительно короткий срок – решение краткосрочное.  В то же время все более возрастает количество и значение долгосрочных, перспективных решений, результаты осуществления которых могут быть удалены на несколько лет.
  5.       Прогнозируемые последствия решения. Большинство управленческих решений в процессе их реализации так или иначе поддается корректировке с целью устранения каких-либо отклонений или учета новых факторов, т.е. является корректируемым. Вместе с тем имеются и решения, последствия которых необратимы.
  6.       Метод разработки решения. Некоторые решения, как правило, типичные, повторяющиеся, могут быть с успехом формализованы, т.е. приниматься по заранее определенному алгоритму. Другими словами, формализованное решение – это результат выполнения заранее определенной последовательности действий.

   Формализация  принятия решений повышает эффективность  управления в результате снижения вероятности  ошибки и экономии времени: не нужно заново разрабатывать решение каждый раз, когда возникает соответствующая ситуация. Поэтому руководство организаций часто формализует решения для определенных, регулярно повторяющихся ситуаций, разрабатывая соответствующие правила, инструкции и нормативы.

   В то же время в процессе управления организациями часто встречаются  новые, нетипичные ситуации и нестандартные  проблемы, которые не поддаются формализованному решению. В таких случаях большую  роль играют интеллектуальные способности, талант и личная инициатива менеджеров.

  1.       Количество критериев выбора. Если выбор наилучшей альтернативы производится только по одному критерию (что характерно для формализованных решений), то принимаемое решение будет простым, однокритериальным. И, наоборот, когда выбранная альтернатива должна удовлетворять одновременно нескольким критериям, решение будет сложным, многокритериальным. В практике менеджера подавляющее большинство решений многокритериальны, так как они должны одновременно отвечать таким критериям, как: объем прибыли, доходность, уровень качества, доля рынка, уровень занятости, срок реализации и т.п.
  2.       Форма принятия решений. Лицом, осуществляющим выбор из имеющихся альтернатив окончательного решения, может быть один человек и его решение будет  соответственно единоличным. Однако в современной практике менеджмента все чаще встречаются сложные ситуации и проблемы, решение которых требует всестороннего, комплексного анализа, т.е. участия группы менеджеров и специалистов. Такие групповые, или коллективные решения называются коллегиальными. Усиление профессионализации и углубление специализации управления приводят к широкому распространению коллегиальных форм принятия решений. Необходимо также иметь в виду, что определенные решения и законодательно отнесены к группе коллегиальных.
  3.      Способ фиксации решения.  По этому признаку управленческие решения могут быть разделены на фиксированные, или документальные (т.е. оформленные в виде какого-либо документа – приказа, распоряжения, письма и т.д.), и недокументированные (не имеющие документальной формы, устные). Большинство решений в аппарате управления оформляется документально, однако мелкие, несущественные решения, а также решения, принятые в чрезвычайных, острых, не терпящих промедления ситуациях, могут и не фиксироваться документально.
  4.       Характер использованной информации. В зависимости от степени полноты и достоверности информации, которой располагает менеджер, управленческие решения могут быть детерминированными (принятыми в условиях определенности) или вероятностными (принятыми в условиях риска или неопределенности).3

Информация о работе Методы анализа и оценки управленческого решения