Методы анализа и оценки управленческого решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение основных методов анализа и оценки управленческого решения. Для выполнения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

Проанализировать само понятие «решение», классифицировать виды, выделить главные особенности принятия управленческих решений;
Изучить основные методы анализа и оценки управленческих решений;
Обозначить человеческий фактор, играющий большую роль в принятии управленческих решений.

Содержание

Введение Стр. 2
1. Понятие и классификация управленческих решений Стр. 4
1.1. Технология принятия управленческих решений Стр. 8
1.2. Технология принятия решений в условиях неопределенности Стр. 10
1.2.1. Сущность и источники неопределенности Стр. 10
1.2.2. Учет факторов риска и неопределенности при принятии решений Стр. 11
1.3. Процесс и процедура принятия управленческих решений Стр. 13
1.4. Патологии управленческих решений Стр. 15
2. Методы анализа управленческих решений Стр. 17
2.1. Сущность и принципы анализа Стр. 17
2.2. Метод цепных подстановок Стр. 18
2.3 Основы функционально-стоимостного анализа Стр. 20
2.4. Финансовый анализ Стр. 23
2.5. Сущность SWOT-анализа Стр. 26
3. Человеческий фактор принятия управленческих решений Стр. 29
3.1. Роль руководителя в процессе разработки решений Стр. 29
Заключение Стр. 31
Список используемой литературы Стр. 33
Приложения

Работа содержит 1 файл

менеджмент.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

   Кратко  рассмотрим инструментарий и понятийный аппарат менеджера.

   1. Методология управленческого решения  представляет собой логическую  организацию деятельности по  разработке управленческого решения,  включающую формулирование цели  управления, выбор методов разработки  решений, критериев оценки вариантов, составление логических схем выполнения операций.

   2. Методы разработки управленческих  решений включают в себя способы  и приемы выполнения операций, необходимых в разработке управленческих  решений. К ним относятся способы  анализа, обработки информации, выбора вариантов действий и пр.

   3. Организация разработки управленческого  решения предполагает упорядочение  деятельности отдельных подразделений  и отдельных работников в процессе  разработки решения. Организация  осуществляется посредством регламентов, нормативов, организационных требований, инструкций, ответственности.

   4. Технология разработки управленческого  решения – вариант последовательности  операций разработки решения,  выбранный по критериям рациональности  их осуществления, использования  специальной техники, квалификации персонала, конкретных условий выполнения работы.

   5. Качество управленческого решения  – совокупность свойств, которыми  обладает управленческое решение,  отвечающих в той или иной  мере потребностям успешного  разрешения проблемы. Например, своевременность, адресность, конкретность.

   Объект  принятия управленческого решения - многогранная деятельность предприятия  независимо от его формы собственности. В частности, объектом принятия решения  являются следующие виды деятельности:

    • Техническое развитие;
    • Организация основного и вспомогательного производства;
    • Маркетинговая деятельность;
    • Экономическое и финансовое развитие;
    • Организация заработной платы и премирования;
    • Социальное развитие;
    • Управление;
    • Бухгалтерская деятельность;
    • Кадровое обеспечение;
    • Прочие виды деятельности.

   Решение – результат выбора из множества  вариантов, альтернатив; представляет собой руководство к действию на основе разработанного проекта или  плана.

   Правильность  и эффективность принятого решения  во многом определяется качеством экономической, организационной, социальной и других видов информации. Условно все виды информации, которые используются при принятии решения, можно подразделить:5

    • На входящую и исходящую;
    • Обрабатываемую и необрабатываемую;
    • Текстовую и графическую;
    • Постоянную и переменную;
    • Нормативную, аналитическую, статическую;
    • Первичную и вторичную;
    • Директивную, распределительную, отчетную.

   Ценность  получаемой информации зависит от точности задачи, так как правильно поставленная задача предопределяет необходимость  конкретной информации для принятия решения.

   Принятие  решения присуще любому виду деятельности, и от него может зависеть результативность работы одного человека, группы людей  или всего народа определенного  государства. С экономической и  управленческой точек зрения принятие решения следует рассматривать как фактор повышения эффективности производства. Эффективность производства, естественно, в каждом конкретном случае зависит от качества принятого менеджером решения.

   Выполняя  свои функциональные обязанности, каждый менеджер выбирает наиболее оптимальные решения, способствующие претворению в жизнь поставленной задачи.

   Чтобы найти правильные пути решения проблемы, менеджер не должен стремиться к немедленному ее разрешению, да это практически  и невозможно, а должен принять соответствующие меры по изучению причин возникновения проблемы на основе имеющейся внутренней  внешней информации.6 

    1. Патологии управленческих решений
 

   Дублирование  организационного порядка. Когда работнику приказывают делать то, что он и без того обязан делать согласно положению и его службе или должностной инструкции. Организационный порядок есть система постоянно действующих связей, норм, должностей. Он относится к числу наивысших управленческих ценностей, ибо обеспечивает организации устойчивость, автоматизм функционирования, дает возможность управлять организацией в режиме автопилота. Грамотное управление стремиться максимальное число решений перевести в ранг организационного порядка.

   Дублировать его в приказах и распоряжениях  – значит разрушать его. Тогда в сознании работника весь мир его обязанностей делится на обязательные и не очень. К первым относят те, о которых сверху напоминают, ко вторым -  остальные. За всеми просчетами подчиненных никакой начальник не уследит. Но зловредный принцип такого разделения, не желая, конечно, того, он этими действиями вводит.

   Игнорирование организационного порядка. Это постоянное нарушение введенных и целесообразных связей и норм, принятия решений вопреки им. Самый распространенный вариант проявления оргпатологии – задания «через голову» нижестоящих руководителей.

   Почему  это происходит? С одной стороны  – самоцентристский стиль руководства  со стороны генерального директора, его стремление замкнуть на себе максимум связей и процессов в организации. С другой – поощряемое им желание нижестоящих руководителей перекладывать на первого руководителя ответственность за собственные действия. Патологичность таких отношений – в подрыве статуса руководителей среднего звена, их собственный потенциал снижается, их указания воспринимаются работниками как необязательные.

   Разрыв  между решением и  исполнением. Осуществимость управленческих решений есть важнейший показатель управляемости организации. Среди причин невыполнения решений одинаковы, или вполне сопоставимые объемы приходятся как на низкую исполнительную дисциплину, так и на пороки в самих решениях.

   Демотивирующий  стиль руководства. Это явное преобладание указаний на упущение сотрудников над оценками их достижений. Показательно, что сами руководители редко считают это патологией и сколько-нибудь значимой проблемой.

   Упущенные возможности отсюда огромные: безынициативность, неудовлетворенность сказываются  на количестве и качестве труда. Преодоление  этого вида оргпатологии связано  с развитием культуры и потому требует немалого времени. Это движение наиболее доступно осуществить через внедрение этических стандартов в документы, заседания, благодарности за сделанное, просто вежливость, призы за достижения и т.д.

   Инверсия  обозначает состояние, когда результат управленческого воздействия оказывается противоположным его цели. Кстати, демотивирующий стиль руководства приводит именно к такой патологии, демотивированные сотрудники осложняют достижение целей. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. Методы  анализа  управленческих решений

   2.1. Сущность и принципы анализа 

   Анализ  (от греч. – analisis) буквально означает расчленение, разложение изучаемого объекта на части, элементы, на внутренне присущие этому объекту составляющие (мысленные и реальные). Анализ выступает в диалектическом, противоречивом единстве с понятием «синтез» (от греч. – synthesis) соединение ранее расчлененных элементов изучаемого объекта в единое целое.

   Анализ  без синтеза невозможен. Умозаключение  представляет собой индуктивно-дедуктивный  вывод, содержащий нечто новое, отличающееся от прежних понятий и представлений.7

   Созерцание, или наблюдение, фактофиксация  – начальный момент познания, начальный момент анализа. Созерцание – это отдание чести «его величеству господину факту», факты – это воздух аналитика, лица, принимающего решение. Множественность фактов – основа всех последующих этапов анализа – мышления.

   Анализ  базируется на принципах диалектики, к которым относятся:

    • Системный подход;
    • Динамический подход;
  • Принцип проявления необходимости и случайности выражается в 2 аспектах:

         1) с точки зрения  определенности событий, явлений,  фактов, которые могут быть либо  зафиксированными, бесспорными или  планируемыми, либо случайными, непредсказуемыми;

         2) с точки зрения  степени определенности (неопределенности) причинно-следственных отношений, которые могут быть либо детерминированными, жесткими, либо стохастическими, вероятностными;

  • Принцип единства и борьбы противоположностей является одним из важнейших в философии,   объясняющий противоречивость исторического развития любой системы. Единство противоположностей всегда считались одним из мощнейших средств поступательного движения;
  • Принцип перехода количества в качество и качества в новое количество особенно сближает диалектическое познание с экономическим анализом. В основе этого принципа лежат в большей мере не непрерывность развития динамического процесса, а его дискретность; не целостность, а расчлененность на составляющие, которые, впрочем, закладываются в целое. Для исследования количества характерны счет и мера, зависимости между факторами в динамике. Для исследования качества нужно изучить рынок, потребности, динамику изменения показателей качества.
  • Принцип «отрицание отрицания», непрерывного отмирания систем и появления новых, более качественных. Во всех сферах происходит отрицание новым старого и создание (рождение, формирование и т.п.) нового, более качественного, экономичного, конкурентоспособного.

   Кроме перечисленных принципов диалектики, являющихся основой анализа, следует выполнять специфические принципы анализа:8

   1) принцип единства анализа и синтеза предполагает разложение на составные части анализируемых сложных явлений, предметов с целью глубокого изучения их свойств и в последующем рассмотрении их в целом во взаимосвязи и взаимозависимости;

   2) принцип выделения ведущего звена предполагает постановку целей и установление способов достижения этой цели. При этом всегда выделяется основное (ведущее) звено, применяя методы факторного анализа и структуризации проблемы;

   3) принцип обеспечения сопоставимости  вариантов анализа по объему, качеству, срокам, методам получения информации и условиям применения объектов анализа;

   4) принцип оперативности и своевременности  анализа направлен на сокращение  времени выполнения работ за  счет реализации принципов рациональной организации частичных процессов, кодирования и автоматизации информационного обеспечения, повышения качества информации и методов анализа;

   5) принцип количественной определенности  предполагает количественное выражение: 

          - параметров и условий обеспечения сопоставимости и оптимизации альтернативных вариантов управленческого решения;

          -     связей между компонентами  системы менеджмента; 

          -     степени неопределенности  и риска при принятии решения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2.2. Метод цепных подстановок 

   Метод цепных подстановок (МЦП) используется для исчисления влияния отдельных  факторов на соответствующий совокупный показатель или функцию. МЦП используется лишь тогда, когда зависимость между  изучаемыми явлениями имеет строго функциональный характер. В этих случаях функция должна быть изображена в виде суммы, произведения или частного, от деления одних показателей на другие.

   МЦП заключается в последовательной замене плановой величины одного из факторов при условии, что остальные факторы  остаются неизменными.

   Степень влияния на функцию того или иного  фактора определяется последовательным вычитанием: из второго расчета вычитается первый, из третьего – второй и т.д. В первом расчете все величины плановые, в последнем – фактические. Таким образом, число расчетов на единицу больше числа факторов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Методы анализа и оценки управленческого решения