Методы анализа и оценки управленческого решения

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Февраля 2011 в 13:37, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение основных методов анализа и оценки управленческого решения. Для выполнения поставленной цели необходимо реализовать следующие задачи:

Проанализировать само понятие «решение», классифицировать виды, выделить главные особенности принятия управленческих решений;
Изучить основные методы анализа и оценки управленческих решений;
Обозначить человеческий фактор, играющий большую роль в принятии управленческих решений.

Содержание

Введение Стр. 2
1. Понятие и классификация управленческих решений Стр. 4
1.1. Технология принятия управленческих решений Стр. 8
1.2. Технология принятия решений в условиях неопределенности Стр. 10
1.2.1. Сущность и источники неопределенности Стр. 10
1.2.2. Учет факторов риска и неопределенности при принятии решений Стр. 11
1.3. Процесс и процедура принятия управленческих решений Стр. 13
1.4. Патологии управленческих решений Стр. 15
2. Методы анализа управленческих решений Стр. 17
2.1. Сущность и принципы анализа Стр. 17
2.2. Метод цепных подстановок Стр. 18
2.3 Основы функционально-стоимостного анализа Стр. 20
2.4. Финансовый анализ Стр. 23
2.5. Сущность SWOT-анализа Стр. 26
3. Человеческий фактор принятия управленческих решений Стр. 29
3.1. Роль руководителя в процессе разработки решений Стр. 29
Заключение Стр. 31
Список используемой литературы Стр. 33
Приложения

Работа содержит 1 файл

менеджмент.doc

— 226.50 Кб (Скачать)

   2.3. Основы функционально-стоимостного  анализа 

   Функционально-стоимостный  анализ (ФСА) как метод повышения  полезного эффекта объекта на единицу совокупных затрат за его  жизненный цикл в настоящее время  широко применяется в промышленно-развитых странах. Области применения ФСА: оптимизация конструкции машин и оборудования, технологий, организационных структур фирм и их подразделений, методов организации производства. Этот метод достаточно глубоко разработан.

   Основные  задачи ФСА:

  • Достижение оптимального соотношения между полезным эффектом объекта и совокупными затратами за его жизненный цикл;
  • Нахождение совершенно новых технических решений за счет применения функционального подхода;
  • Снижение расхода различных видов ресурсов по стадиям жизненного цикла объекта за счет ликвидации или сокращения вспомогательных и вредных (ненужных) функций объекта;

   Организация работ по ФСА  представляет собой комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на создание условий для проведения работ по ФСА и непосредственное проведение ФСА конкретных объектов, и включает:

   а)      подготовку к внедрению метода, пропаганду его возможностей для повышения  эффективности производства;

   б)         обучение менеджеров и специалистов основам метода;

   в)       подготовку специалистов для работы в координационной группе по внедрению ФСА;

   г)  обеспечение работ по ФСА нормативно-методическими  документами;

   д)   формирование и функционирование рабочих  органов ФСА, интегрированных существующими  службами фирмы;

   е)    создание экономических условий  для проведения работ по ФСА и внедрения рекомендаций ФСА на основе их планирования, финансирования и стимулирования.

   Для организации и координации работ  по ФСА на фирме организуют координационный  совет по проведению работ по ФСА  в составе главных специалистов. Возглавляет координационный совет первый руководитель фирмы или, в крайнем случае, его заместитель.

   Основные  этапы проведения ФСА:

    1. Подготовительный этап. Выполняются следующие работы:
      • выбор объекта анализа;
    • подбор членов исследовательской рабочей группы для решения поставленных задач;
    • определение сроков, конкретных результатов, которых должна достигнуть группа, порядка взаимодействия с соответствующими службами.
    1. Информационное обеспечение ФСА предусматривает:
  • подготовку, сбор, систематизацию информации об объекте ФСА и его аналогах;
    • изучение потребностей и функций, которые нужно удовлетворить;
    • прогнозирование конкурентоспособности объектов;
    • изучение объекта и его аналогов;
    • изучение условий их эксплуатации;
    • изучение технологии создания объекта;
    • построение структурно-экономической модели объекта;
  • анализ стоимостной информации, определение затрат на изготовление и функционирование объекта и его составных частей, затрат на техническое обслуживание и ремонты объекта;
  • дополнение структурно-элементной модели объекта и его составных частей стоимостной информации;
  • выявление зон наибольшего сосредоточения затрат  в исследуемом объекте;
  • анализ патентной информации в данной области, в том числе отклоненных предложений.

   3.    Аналитический этап включает:

  • формулирование всех возможных функций объекта и его элементов;
  • классификацию функций;
  • построение функциональной модели объекта;
  • оценку значимости функций экспертным методом;
  • определение материальных носителей соответствующих функций;
  • оценку связанных с осуществлением функций затрат в увязке с соответствующими материальными носителями;
  • построение функционально-стоимостной диаграммы, модели объекта с применением принципа иерархичности системного подхода. Модель содержит элементы объекта, шифры элементов, абсолютные и удельные затраты по элементам, а также доли функций, выполняющих эти элементы;
  • определение противоречий между значимостью функций и их стоимостной оценкой;
  • формулирование задач совершенствования объекта для последующих задач ФСА.
      1. На творческом этапе осуществляются:
    • выработка предложений по совершенствованию объекта;
    • анализ и предварительный отбор предложений для реализации;
    • систематизация предложений по функциям;
    • формирование вариантов выполнения функций.
      1. На исследовательском этапе выполняются следующие работы:
    • разработка эскизного проекта по отобранным вариантам;
    • экспертиза подготовленных решений;
    • отбор наиболее рациональных вариантов решений;
  • создание при необходимости макетов или опытных образцов для проведения испытаний;
    • проведение испытаний;
    • окончательный выбор реализуемых решений;
    • технико-экономическое обоснование решений.
    1. На рекомендательном этапе осуществляются:
  • рассмотрение представленных технических решений на научно-техническом совете;
    • принятие решения о возможности их реализации;
    • согласование мероприятий по реализации принятых решений.

   7. На этапе внедрения осуществляются:

  • включение мероприятий по обеспечению внедрения принятых предложений ФСА в соответствующие планы;
  • контроль выполнения планов;
    • оценка эффективности реализации планов;
    • стимулирование работников за внедрение методов ФСА.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.4. Финансовый анализ 

   Финансовый  анализ в каждой коммерческой организации  всегда проводится с какими-либо целями и отвечает на множество вопросов, возникающих в процессе анализа  предприятия и результатов его работы, в том числе в процессе принятия управленческих решений.

   В научной литературе рассматривается  множество методик проведения анализа  финансово-хозяйственной деятельности предприятия, однако, наиболее полной из них следует признать процедуру  углубленного анализа, предлагаемую Ковалевым В.В. 
 

   Этапы принятия управленческих решений путем  финансового анализа:

   1. Определение проблемы. Этот этап состоит из двух фаз, каждая из которых допускает применение финансового анализа. Так, анализ финансовой отчетности может служить инструментом для обнаружения и диагностики кризисных и позитивных тенденций в деятельности организации. Для выполнения этой функции у пользователя должна быть выработана схема проведения анализа финансовой отчетности, отвечающая основным требованиям финансового анализа и частным требованиям исследователя.

   Углубленный анализ финансовой отчетности выявил проблемы в области наличия и  состояния имущественного потенциала организации, в частности устаревание  основных фондов предприятия. В этом случае необходимо принять решение о приобретении оборудования.

   2. Постановка цели  принятия решения, которая должна быть направлена на достижение более общих, глобальных целей управления. Конечными целями деятельности коммерческой организации являются: удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли, которые понимаются как обеспечение максимальной или требуемой эффективности деятельности. Однако достижение общей цели может потребовать принятия многих решений. Поэтому в соответствии с установленными причинами проблемы глобальные цели управления разделяются на все более частные путем построения «дерева» целей и соответствующего «дерева» решений.

   3.  Этап анализа факторов, влияющих на принятие решения, разделяется на 2 относительно самостоятельные фазы – анализ личностных и ситуационных факторов, каждая из которых допускает использование множества способов анализа: психологический, технический, коммерческий, финансовый и т.п., применяемые для обеспечения максимальной эффективности деятельности по решению поставленных перед исследователем задач.

   4. Этап разработки  альтернатив проводится для формирования исходного множества вариантов выбора. Как правило, сформулированная цель принятия решения может быть достигнута разными способами, из которых требуется выбрать наилучший или хотя бы достаточно хороший. Поэтому для осуществления самой задачи принятия решения необходимо наличие,  по меньшей мере, 2 альтернатив. Для разработки альтернатив используются специальные методы генерирования идей, такие как мозговая атака, синектика, морфологический анализ и др.

   5. Оценивание альтернатив – это процесс получения оценок всех или наиболее важных атрибутов, характеризующих эти альтернативы. Существуют различные типы оценок, которые с успехом используются в финансовом анализе: частные и общие, объективные и субъективные, прямые и косвенные, количественные и качественные. Для более детальной оценки используется  способ моделирования возможных вариантов развития событий.

   Альтернативы  приобретения оборудования целесообразно оценивать с технической, экологической, финансовой, коммерческой точек зрения. Например, с помощью финансового анализа можно построить модели, помогающие оценить пути развития ситуации при покупке оборудования и при его аренде с целью изыскания возможностей минимизации негативных последствий того или иного решения.

   6. Выбор альтернативы осуществляется путем сравнения оценок альтернатив по различным атрибутам с учетом влияния неопределенных факторов  и применением для этого методов принятия решений, помогающих обосновывать выбор наилучшего варианта из нескольких возможных.

   Для выбора альтернативы может быть с  успехом быть применена методика учета и управления крупным предприятием с точки зрения движения финансов, называемая финансовый контролинг. Финансовый контролинг – это набор методик, направленных на совершенствование учетной политики управленческой практики предприятий, исходя из финансовых критериев успешности функционирования предприятия.

   7. Реализация решения – это некоторая операция, направленная на достижение целей организации. Причем проведение этой операции может потребовать  принятия множества решений, обеспечивающих выполнение главного решения. Вместе с тем реализация решения требует от руководителей выполнения всех функций управления от организации деятельности до мотивации персонала.

   Реализация  решения об обновлении основных фондов, каким бы оно ни было, в свою очередь  требует дополнительных решений  по выполнению таких задач как: организация  деятельности, поиск поставщиков  ресурсов, набор или переобучение персонала и др.

   8. Контроль результатов обеспечивает достижение поставленной цели и является неотъемлемым этапом принятия управленческих решений. Сущность контроля состоит в измерении реальных результатов и сравнении их с требуемыми значениями эффективности. Одним из способов эффективности выступает финансовый анализ, который располагает большим количеством приемов и методов, применяемых в процессе непрерывного контроля.

   Например, решение о приобретении нового оборудования предполагает осуществление контроля с помощью финансового анализа почти на всех этапах его принятия. На этапе определения проблемы контроль используется для установления стандартов и нормативов будущего решения. Анализ факторов выявляет неопределенности, влияющие на принятие решения, что тоже является предметов контроля. Также контроль может использоваться для формулирования ограничений и  оценивания альтернатив. И, наконец, на этапе контроля результатов финансовый анализ может выступать способом сравнения фактически полученных результатов с требуемыми нормативами с целью определения эффективности принятого решения.

Информация о работе Методы анализа и оценки управленческого решения