Менеджмент в России в дооктябрьский период её развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 11:43, реферат

Описание работы

Стратегию, основные формы и методы уголовно-исполнительной политики, ее формирование и развитие прямо или опосредовано определяет комплекс социальных факторов. К основным из них можно отнести социально-политическое и экономическое состояние общества, господствующие в нем нравственные ценности и правовые представления, структуру и динамику преступности в стране, требования международных актов о правах человека и обращении с осужденными, деятельность международных организаций, развитие фундаментальных общественных наук.

Содержание

Введение. 3
1. Пенитенциарное законодательство и право России
в Х - начале XX вв. 6
2. Исправительно-трудовое законодательство и право России
в советский период. 17
3. Период перехода от исправительно-трудового
к уголовно-исполнительному законодательству. 24
Библиография. 35

Работа содержит 1 файл

Менеджмент в России в дооктябрьский период её развития..docx

— 64.36 Кб (Скачать)

В ИТК РСФСР 1970 г. в качестве поощрения предусматривалось предоставление осужденным более мягких условий  содержания, что вело к некоторому улучшению их правового положения (они получали больше посылок и  передач, свиданий и т.д.). Недисциплинированные осужденные водворялись в помещения  камерного типа на срок до шести  месяцев, а в колониях особого  режима - в одиночные камеры на срок до одного года. Этим и ограничивалась дифференциация условий отбывания  лишения свободы в пределах одной  колонии.

УИК РФ устанавливает три  ступени изменения условий содержания осужденных в исправительных колониях строгого и особого режимов и  четыре - в исправительной колонии  особого режима и в воспитательных колониях. Это нововведение носит  революционный характер, поскольку  многократно увеличивает диапазон возможных изменений условий  отбывания лишения свободы в  зависимости от поведения осужденного  в границах одного и того же исправительного  учреждения. Меньше всего было внесено  изменений в регламентацию режима исполнения лишения свободы в  тюрьме, где сохранилось два вида режима: общий и строгий.

Механизм созданной прогрессивной  системы заимствован в основном из американских реформаториев (1864 г.), но в него внесен ряд принципиальных изменений. В реформаториях царил  произвол администрации, который обесценивал  идею изменения условий содержания осужденных в зависимости от их поведения. В УИК РФ предусмотрены гарантии законности исполнения наказания, и  в том числе реализации прогрессивной  системы. Многие элементы и условия  реализации указанной системы формализованы, что значительно сужает круг вопросов, переданных на усмотрение администрации. Так, в ст.116 и 117 УИК РФ установлены жесткие условия признания осужденного злостным нарушителем режима, так как это может быть сопряжено с ухудшением условий его содержания.

Содержание в дисциплинарной воинской части, являющееся, по существу, разновидностью лишения свободы, возможно в двух вариантах: на общих или  облегченных условиях содержания. Замена общих условий облегченными применима  к осужденным военнослужащим, характеризующимся  примерным поведением, добросовестным отношением к военной службе и  труду по отбытии ими не менее 1/3 срока наказания. Исполнение рассматриваемого наказания впервые вошло в  прогрессивную систему (ст.166 УИК  РФ).

УК РФ и УИК РФ регламентировали развернутую прогрессивную систему  исполнения уголовных наказаний. Это  прежде всего изменение условий  содержания в процессе исполнения лишения  свободы и содержания осужденного  в дисциплинарной воинской части.

В ст.73 УИК РФ предусмотрены: замена одного вида исправительного  учреждения другим; досрочный перевод  из тюрьмы в колонию (и наоборот - из колонии в тюрьму); перевод  осужденных из колонии общего или  строгого режимов в колонию-поселение (и наоборот, из колонии-поселения  в колонию общего или усиленного режимов). Как уже отмечалось, необходимость  таких переводов стала значительно  меньше в связи с широкими возможностями  изменения условий содержания осужденных в рамках одного и того же места  лишения свободы.

В соответствии с предписаниями  УК РФ осужденным в случаях злостного  уклонения от уплаты штрафа (ст.46); отбывания  исправительных работ (ст.50); обязательных работ (ст.49) и от ограничения свободы (ст.53) эти наказания заменяются более  тяжкими. В ст.80 УК РФ установлена  возможность замены неотбытой части  срока лишения свободы другим, более мягким, наказанием. Перечисленные  замены одного наказания другим в  процессе их исполнения предопределяются поведением осужденного, что характерно для прогрессивной системы исполнения уголовных наказаний. В нее входит также осуждение лиц, совершивших  в процессе исполнения наказания  новые преступления.

В УИК РФ трудовые права  лиц, отбывающих лишение свободы, значительно  расширены по сравнению с исправительно-трудовым законодательством эпохи СССР. Вместе с тем труд в местах лишения  свободы для осужденных обязателен. Они привлекаются к общественно  полезному труду с учетом пола, возраста, трудоспособности, состояния  здоровья и, по возможности, специальности. Осужденные привлекаются к труду  на предприятиях исправительных учреждений (наиболее оптимальный вариант), на государственных предприятиях или  предприятиях иных форм собственности. Осужденные имеют возможность заниматься индивидуальной трудовой деятельностью. Продолжительность рабочего времени  осужденных к лишению свободы, правила  охраны их труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются  в соответствии с законодательством  РФ о труде. Время привлечения  осужденных к оплачиваемому труду  засчитывается им в общий трудовой стаж. Труд осужденных оплачивается на обычных условиях. Они получают пенсии и т.д. Осужденные не имеют права  выбора вида работы, к некоторым  работам они никогда не привлекаются в соответствии с Правилами внутреннего  распорядка исправительных учреждений, например к работам с использованием взрывчатых веществ, ядов, спиртосодержащих жидкостей. Осужденным запрещается  покидать работу для разрешения трудовых конфликтов. Отказ осужденного от работы является злостным нарушением режима. Осужденные не могут быть членами  профессиональных союзов (гл.14 УИК РФ).

УИК РФ не свободен и от некоторых  иных недостатков, ошибок и спорных  решений. Так, регламентация порядка  и условий исполнения ограничения  свободы (ст.58-60) и отбывания лишения  свободы в исправительных колониях-поселениях (ст.128 и 129) почти тождественны. Лица, отбывающие ограничение свободы, и  лица, находящиеся в колониях-поселениях, содержатся без охраны, но под надзором; проживают, как правило, в специальных  общежитиях и т.д. Таким образом, колонии-поселения являются местом не лишения, а ограничения свободы. Следовательно, перевод туда осужденных из исправительных колоний фактически является заменой лишения свободы  ограничением свободы. А если это  так, то ее регламентация должна осуществляться в УК, а не в УИК РФ. Очевидно, что наличие двух зеркальных отражений  ограничения свободы нецелесообразно.

Отметим и то, что в ст.58 УК РФ предусмотрен один вид исправительных колоний-поселений - для отбывания  в них наказания лиц, осужденных за неосторожные преступления к лишению  свободы на срок до пяти лет. Как  уже отмечалось, уголовно-исполнительное законодательство трансформировало лишение  свободы в ограничение свободы. К тому же оно установило еще одну разновидность колоний-поселений  для перевода в них лиц, твердо ставших на путь исправления, из исправительных колоний общего или строгого режимов. Правомерно ли создание исправительных колоний-поселений, не предусмотренных  УК РФ?

В ч.6 ст.88 УК РФ установлено, что несовершеннолетние лица мужского пола, впервые осужденные к лишению  свободы, и все несовершеннолетние лица женского пола отбывают лишение  свободы в воспитательных колониях общего режима, а несовершеннолетние лица мужского пола, повторно осужденные к этому наказанию, - в воспитательных колониях усиленного режима. Эти предписания  уголовного закона предопределили необходимость  установления в УИК РФ различных  по строгости правил и условий  отбывания наказания в различных  по режиму воспитательных колониях. Но это было проигнорировано УИК  РФ, установившим единые условия отбывания  наказания в воспитательных колониях общего и усиленного режимов.

Контроль за лицами, освобожденными от отбывания наказания, не входит в  компетенцию уголовно-исполнительного  законодательства, ибо находится  за границами соответствующих правоотношений. В ст.183 УИК РФ четко сказано, что  такой контроль должен осуществляться на основе федерального законодательства. Но вопреки этому в ст.178 УИК  РФ предусмотрен контроль за соблюдением  условий отсрочки наказания осужденным женщинам, а в ст.187-190 УИК РФ - контроль за условно осужденными. Логично  было бы в этот перечень включить и  контроль за условно-досрочно освобожденными, но таких указаний в УИК почему-то нет. Но главное в ином: контроль за освобожденными от наказания вообще не входит в сферу деятельности УИК  РФ, и, таким образом, УИК РФ противоречит самому себе.

Регламентация условно-досрочного освобождения от наказания является исключительной компетенцией УК РФ. Вопреки  этому в ст.176 УИК РФ включены предписания, дополняющие ст.79 УК РФ. В ч.2 ст.176 УИК РФ указано, что к условно-досрочному освобождению не представляются осужденные, совершившие новое такое же или  особо тяжкое преступление в период отбывания пожизненного лишения  свободы. Может быть, такое ограничение  применения условно-досрочного освобождения от наказания и следовало бы ввести, но это входит в компетенцию уголовного закона.

В ч.1 ст.176 УИК РФ указано, что условно-досрочное освобождение от отбывания пожизненного лишения  свободы применяется лишь при  отсутствии у осужденного злостных нарушений установленного порядка отбывания наказания в течение трех предшествующих лет. Суды же реализуют такое освобождение от наказания только на основе УК РФ. Кому тогда адресовано приведенное положение ст.178 УИК РФ? К тому же, в соответствии с ч.8 ст.117 УИК РФ, если во время отбытия дисциплинарного взыскания в течение года осужденный не будет подвергнут новому взысканию, он считается не имеющим взыскания. Противоречие очевидно.

В ч.3 ст.176 УИК РФ налицо вторжение  в уголовный процесс. В ней  определено, что в случае отказа суда в условно-досрочном освобождении осужденного к пожизненному лишению  свободы повторное ходатайство  о его применении может быть осуществлено не ранее чем через три года. В п."г" ч.1 ст.58 УК РФ предусмотрен один вид исправительной колонии  особого режима, в которой должны отбывать наказание осужденные при  особо опасном рецидиве и осужденные к пожизненному лишению свободы. В ст.124-127 УИК РФ установлено, что  указанные категории осужденных отбывают наказание в различных  колониях особого режима с резко  отличающимися условиями содержания. Осужденные при особо опасном  рецидиве начинают отбывать наказание  на обычных условиях в общежитиях с минимальным сроком, равным одному году (ст.124), а для осужденных к  пожизненному заключению в соответствии со ст.127 УИК РФ первая ступень - отбывание  наказания в строгих условиях не менее 10 лет. При этом они размещаются  в камерах, как правило, не более  чем по два человека. Раздельное содержание в колониях осужденных при  особо опасном рецидиве и осужденных к пожизненному лишению свободы  обоснованно, оно имело место  и в прошлом, но установление в  этих колониях различных режимов  противоречит уголовному закону.

Подводя итоги, необходимо подчеркнуть, что в целом УИК РФ, несмотря на некоторые недостатки, несомненно, отвечает поставленным перед ним  задачам. Он создает хорошую правовую основу для достижения целей уголовного наказания в процессе его исполнения.

Если для исполнения наказаний  в Российской Федерации будет  обеспечена надлежащая материальная база, то данный процесс будет эффективным  и во многом успешным. Из известных  подобных законодательных регламентаций  как прошлого, так и настоящего УИК РФ - самый совершенный, самый  прогрессивный.24

Библиография.

1. Детков М.Г. Содержание  пенитенциарной политики российского  государства и ее реализация  в системе исполнения уголовного  наказания в виде лишения свободы  в период 1917-1930 гг. М. 1992.

2. Исаев И.А. История  государства и права России: Курс  лекций. М., 1993

3. Комментарий к Уголовно-исполнительному  кодексу Российской Федерации. - М.: Вердикт-1м, 1997

4. Российское законодательство  Х--ХХ веков: В 9 т. М. 1984-1987

5. Ткачевский Ю.М., "Уголовно-исполнительный  кодекс Российской Федерации" // "Законодательство", 1997, N 2

6. Уголовно-исполнительное  право. Учебник. Под ред. А.И.  Зубкова - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998.

7. Уголовно-исполнительное  право России.: Учебник / Под ред.  проф. В.И. Селиверстова - М.:Юристъ, 2000

 

1Уголовно-исполнительное  право России.: Учебник / Под ред.  проф. В.И. Селиверстова - М.:Юристъ, 2000 С. 14 - 16 2 Уголовно-исполнительное право.  Учебник. Под ред. А.И. Зубкова  - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998. С. XII 3 Российское  законодательство Х--ХХ веков:  В 9 т. М" 1984. Т. 1: Законодательство  Древней Руси. С. 47-63; Исаев И.А.  История государства и права  России: Курс лекций. М., 1993. С. 9-16. 4 Российское  законодательство Х-ХХ веков:  В 9 т. М" 1986. Т. 2: Законодательство  периода образования и укрепления  Русского централизованного государства  С. 54-173; Исаев И.А. Указ. соч. С. 39-42; Детков М.Г. Наказание в царской  России.Система его исполнения. М., 1994. С. 7-9; Органы и войска МВД  России: Краткий исторический очерк.  М., 1996. С. 107-108. 5 Российское законодательство  Х-ХХ веков: В 9 т. Т. 2. С. 133. 6 Российское  законодательство Х-ХХ веков:  В 9 т. М" 1985. Т. 3: Акты Земских  соборов. С. 83-442; Исаев И.А. Указ. соч. С. 44-71; Детков М.Г. Указ. соч.  С. 9-12; Органы и войска МВД России. С. 108, 109. 7 Российское законодательство  Х-ХХ веков: В 9 т. М" 1987. Т. 5: Законодательство периода расцвета  абсолютизма. С. 266-268. 8 Гернет М  .Н. История царской тюрьмы. М" 1951. Т. 1. С. 69.; Детков М.Г. указ. соч.. С. 25, 26; Органы и войска МВД  России. С. 112, 113. 9 Гернет М.Н. Указ. соч. С. 108-110; Органы и войска  МВД России. С. 14 10 Гернет М.Н. Указ. соч. М" 1951. Т. 2. С. 33-43. 11 Российское  законодательство Х-ХХ веков:  В 9 т. М., 1983. Т. 6: Законодательство  первой половины XIX века. С. 174-408; Исаев  ИА. Указ. соч. С. 166-167. 12 Российское  законодательство Х-ХХ веков:  В 9 т. М., 1991. Т. 8: Судебная реформа.  С.395-462. 13 Гернет М.Н.. Указ. соч. Т. 2, С. 33-80; Детков Ml. Наказание в царской  России. Система его исполнения. М.: Интерправо. 1994. С. 43-87. 14 Детков М.Г.  Содержание пенитенциарной политики  российского государства и ее  реализация в системе исполнения  уголовного наказания в виде  лишения свободы в период 1917-1930 гг. М. 1992. 15 Советское исправительно-трудовое  право. Общая часть: Учебник.  Рязань, 1987, С. 94 16 Советское исправительно-трудовое  право: Учебник. Л., 1989. С. 25. 17 Советское  исправительно-трудовое право. Общая  часть. М., 1977. С. 69. 18 Комментарий к  Федеральному закону о содержании  под стражей подозреваемых и  обвиняемых в совершении преступлений / Под ред. П.Г. Мищенкова. М., 1996. С. 5-7 19 Концепция реорганизации  уголовно-исполнительной системы  МВД России (на период до 2005 г.). М., 1996. 20 Российская газета. 1996. 25 дек.  С. 3-6. 21 Российская газета. 1997. 16 янв.  С. 9-15 22Комментарий к Уголовно-исполнительному  кодексу Российской Федерации. - М.: Вердикт-1м, 1997 С. 3-5 23Ткачевский Ю.М., "Уголовно-исполнительный кодекс  Российской Федерации" // "Законодательство", 1997, N 2 24Ткачевский Ю.М., "Уголовно-исполнительный  кодекс Российской Федерации" // "Законодательство", 1997, N 2 4

Информация о работе Менеджмент в России в дооктябрьский период её развития