Менеджмент в России в дооктябрьский период её развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 11:43, реферат

Описание работы

Стратегию, основные формы и методы уголовно-исполнительной политики, ее формирование и развитие прямо или опосредовано определяет комплекс социальных факторов. К основным из них можно отнести социально-политическое и экономическое состояние общества, господствующие в нем нравственные ценности и правовые представления, структуру и динамику преступности в стране, требования международных актов о правах человека и обращении с осужденными, деятельность международных организаций, развитие фундаментальных общественных наук.

Содержание

Введение. 3
1. Пенитенциарное законодательство и право России
в Х - начале XX вв. 6
2. Исправительно-трудовое законодательство и право России
в советский период. 17
3. Период перехода от исправительно-трудового
к уголовно-исполнительному законодательству. 24
Библиография. 35

Работа содержит 1 файл

Менеджмент в России в дооктябрьский период её развития..docx

— 64.36 Кб (Скачать)

При каждом месте заключения учреждалась наблюдательная комиссия (в составе начальника места заключения, районного народного судьи и  представителя бюро профсоюзов), контролировавшая ход исполнения лишения свободы.

Исполнение принудительных работ без содержания под стражей  осуществляли соответствующие бюро при губернской инспекции мест заключения, на которые возлагался учет этой категории  осужденных, распределение их на работы, надзор за соблюдением правил отбывания  наказания и т.д. (ст. 23-43). При губернских инспекциях создавались распределительные  комиссии в составе губернского  инспектора мест заключения, члена  губернского суда, представителя  губернской рабоче-крестьянской инспекции, члена губернского совета профсоюзов, члена комитета помощи содержащимся в местах заключения и освобожденным  из них. Комиссии обладали обширными  полномочиями в распределении и  перераспределении заключенных  по местам исполнения наказания, применению прогрессивной системы отбывания  лишения свободы, досрочному освобождению осужденных и т.д. Работали они на демократических началах с широким  привлечением специалистов пенитенциарного  дела и общественности. На практике некоторые положения Кодекса, оказались  нежизненными. Так, в связи с переполненностью тюрем и отсутствием необходимых  социально-экономических предпосылок  не была реализована прогрессивная  система отбывания лишения свободы. Постановлением ВЦИК и СНК от 30 октября 1929 г. были ликвидированы распределительные  комиссии (с передачей их основных функций наблюдательным комиссиям).

Вместе с тем получила дальнейшее развитие сеть исправительно-трудовых колоний, как основного вида мест лишения свободы.

30 октября 1924 г. были  приняты Основные начала уголовного  законодательства Союза ССР и  союзных республик, которые оказали  существенное влияние на уголовное  и исправительно-трудовое законодательство  союзных республик, в том числе  РСФСР.

В Основных началах отмечалось, что целями применения мер социальной защиты (ст. 4) являются: а) предупреждение преступления; б) лишение общественно  опасных элементов возможности  совершить новые преступления; в) исправительно-трудовое воздействие  на осужденных. К мерам социальной защиты судебно-исправительного характера  были отнесены: а) объявление врагом трудящихся с лишением гражданства СССР и  изгнанием из пределов СССР навсегда; б) лишение свободы со строгой  изоляцией; в) лишение свободы без  строгой изоляции; г) принудительные работы без лишения свободы; д) поражение  прав; е) удаление из пределов СССР на срок; ж) удаление из пределов союзной республики или отдельной местности с  запрещением проживать в тех  или иных местностях или без такового (ссылка и высылка); з) увольнение от должности; и) запрещение занятия определенной должности или деятельностью  либо промыслом; к) общественное порицание; л) конфискация имущества; м) штраф; н) предостережение. Изложенные цели и  система наказаний свидетельствовали  о довольно жесткой позиции союзного законодателя.

22 ноября 1926 г. на базе  Основных начал принимается новый  Уголовный кодекс РСФСР, который  воспринял и развил положения  союзного закона.

29 марта 1928 г. было принято  постановление ВЦИК и СНК РСФСР  "О карательной политике и  состоянии мест заключения", которое  подвело определенные итоги в  проведении советской карательной  (уголовной) и исправительно-трудовой  политики. В постановлении отмечалась  необходимость развития дифференцированного  подхода к преступникам, исправительного  начала в деятельности мест  лишения свободы, намечался ряд  мер по устранению имеющихся  недостатков. 

Постановлением ЦИК и  СНК СССР от б ноября 192У г. вводится лишение свободы в исправительно-трудовых лагерях в отдаленных местностях СССР на срок от 3 до 10 лет. Постановлением СНК СССР от 7 апреля 1930 г. объявляется  Положение об исправительно-трудовых лагерях, которое ставило перед  ними задачу охраны общества от особо  социально опасных правонарушителей путем их изоляции (ст. 1), соединенной  с общественно-полезным трудом, и  приспособление их к условиям социалистического  общежития. Лагеря водились в ведении  Объединенного Государственного Политического  Управления (ОГПУ). Все поступавшие  заключенные подразделялись на три  категории: 1) из трудящихся (рабочие, крестьяне, служащие), пользовавшиеся избирательными правами, осужденные впервые на срок не свыше 5 лет не за контрреволюционные преступления; 2) те же, но осужденные на срок свыше 5 лет; 3) нетрудовые элементы и лица, осужденные за контрреволюционные преступления (имелись в виду в  основном представители бывших имущих классов). Заключенные третьей категории  не обладали правом занимать административно-хозяйственные  должности в лагере (ст. 16), а также  подлежали иной дискриминации. Это  было заимствование худших черт царской  пенитенциарной системы. Разница состояла лишь в том, что при царе дискриминации  подвергались заключенные из неимущих классов, а при советской власти - выходцы из бывших имущих слоев.

Постановлением ВЦИК и  СНК от 1 августа 1933 г. в действие был введен новый Исправительно-трудовой кодекс РСФСР.

Задачей уголовной политики Кодекс провозглашал (ст. 1) защиту диктатуры  пролетариата от посягательств классово-враждебных элементов и нарушений как  со стороны деклассированных, так  и неустойчивых элементов из среды  трудящихся. Исходя из этого, целями исправительно-трудовой политики (ст. 2) были: 1) ставить осужденных в условия, преграждающие им возможность  совершения действий, наносящих ущерб  социалистическому строительству; 2) перевоспитывать и приспособлять  к условиям трудового общежития  путем направления их труда на общеполезные цели. Средствами перевоспитания признавались труд и политико-воспитательная работа, а основным типом мест лишения  свободы - трудовая колония.

Помимо исполнения лишения  свободы на срок до трех лет, Кодекс регламентировал исполнение исправительно-трудовых работ без лишения свободы  и ссылки, соединенное с исправительно-трудовыми

работами. Вместе с тем  исполнение лишения свободы на срок от 3 до 10 лет продолжало регламентироваться Положением об исправительно-трудовых лагерях.

В 30-х годах начинает набирать силу тенденция к усилению строгости  уголовных наказаний и отступлению  от судебного порядка их применения. Так, 5 ноября 1934 г. постановлением ЦИК  и СНК СССР при Народном комиссаре  внутренних дел СССР было создано  Особое совещание, получившее право без суда назначать ссылку и высылку на срок до 5 лет, Заключение в исправительно-трудовой лагерь. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 7 апреля 1935 г. расширялась уголовная ответственность несовершеннолетних, за отдельные деяния она устанавливалась с 12-летнего возраста17. 8 августа 1936 г. постановлением ЦИК и СНК СССР было восстановлено упраздненное ранее тюремное заключение3. Максимальный срок лишения свободы был увеличен с 10 до 25 лет. В период с конца 30-х по начало 50-х годов Исправительно-трудовой кодекс РСФСР фактически перестает действовать, законодательная регламентация исполнения наказаний вытесняется закрытыми для общественности ведомственными нормативными актами. В исправительно-трудовой политике и практике наступает период застоя и регресса. С 1954 г. начинается отход от жесткой диктатуры власти и восстановление демократических начал исправительно-трудовой политики. В 1954 г. Советом Министров СССР было одобрено Положение об исправительно-трудовых лагерях и колониях МВД СССР, которое отменило действие многочисленных приказов, инструкций и других ведомственных нормативных актов. Задачей деятельности лагерей и колоний провозглашалось исправление и перевоспитание осужденных на основе приобщения к труду.

25 декабря 1958 г. Верховный  Совет СССР утвердил Основы  уголовного законодательства Союза  ССР и союзных республик и  поручил привести уголовное законодательство  союзных республик в соответствие  с ними.

27 октября 1960 г. на базе  Основ был принят Уголовный  кодекс РСФСР.

В качестве целей наказания  Кодексом назывались (ст. 20): исправление  и перевоспитание осужденных в духе честного отношения к труду, точного  исполнения законов, уважения к правилам социалистического общежития, а  также предупреждение совершения новых  преступлений как осужденными, так  и иными лицами. В систему наказаний (ст. 21) вошли: 1) лишение свободы; 2) ссылка; 3) высылка; 4) исправительные работы без  лишения свободы; 5) лишение права  занимать определенные должности или  заниматься определенной деятельностью; 6) штраф; 7) увольнение от должности; 8) возложение обязанности загладить причиненный  вред; 9) общественное порицание10) конфискация  имущества; 11) лишение воинского  или специального звания; 12) направление  военнослужащих в дисциплинарный батальон.

Предстояло обеспечить правовое регулирование исполнения этой демократической  и гуманной системы наказаний  новым исправительно-трудовым законом. 29 августа 1961 г. Указом Президиума Верховного Совета РСФСР было утверждено республиканское  Положение об исправительно-трудовых колониях и тюрьмах как временный (до принятия соответствующего законодательства) документ.

11 июля 1969 г. Законом СССР  были введены в действие Основы  Исправительно-трудового законодательства  Союза ССР и союзных республик,  а 10 декабря 1970 г. принят Исправительно-трудовой  кодекс РСФСР, регламентирующий  исполнение лишения свободы, ссылки, высылки и исправительных работ  без лишения свободы. С принятием  кодекса завершилась направленная  на восстановление законодательной  базы регламентация исполнения  наказаний, связанной с мерами  исправительно-трудового воздействия  на осужденных Реформа исправительно-трудового  права. Указом Президиума Верховного  Совета РСФСР от 2 марта |Й6 ИТК  был введен дополнительный раздел III-A, регулирующий исполнение условного  осуждения к лишению свободы  и условного освобождёния из  мест лишения свободы с обязательным  привлечением осужденного к труду.  Исполнение остальных видов наказаний,  за исключением направления в  дисциплинарный батальон) неурегулированным до 1983 г. 15 марта 1983 г. этот пробел :был урегулирован принятием союзного Положения о порядке и исполнения уголовных наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового воздействия на осужденных. На его основе по принять республиканское Положение, регламентировавшее исполнение: лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью; штрафа; общественного порицания; конфискации имущества; лишения воинского или специального звания; увольнения с должности; возложения обязанности загладить причиненный вред.

Таким образом, в 1983-1984 гг. образовались фактически две отрасли законодательства, регулирующего исполнение уголовных  наказаний: 1) исправительно-трудовое; 2) законодательство об исполнении наказаний, не связанных с мерами исправительно-трудового  воздействия на осужденных. Встал  вопрос о создании единой отрасли  законодательства, объединенного общей  теоретической базой, - уголовно-исполнительного. Началась интенсивная работа по созданию соответствующих законопроектов,

После распада Союза ССР  Законами РСФСР от 18 февраля, 29 февраля  и 6 июля 1993 г. были отменены наказания (и соответственно их исполнение) в  виде ссылки, высылки, условное осуждение  к лишению свободы и условное освобождение из мест лишения свободы  с обязательным привлечением осужденного  к труду, направление в воспитательно-трудовой профилакторий, упразднены колонии  усиленного режима. С принятием 12 декабря 1993 г. новой Конституции России советский  период ее истории завершился.

3. Период перехода от  исправительно-трудового к уголовно-исполнительному  законодательству.

После принятия Конституции  Российской Федерации 1993 г. начался  процесс приведения российского  законодательства в соответствие с  ее нормами. Затронул он и сферу правового  регулирования исполнения уголовных  наказаний.

Так, ст. 71 Конституции устанавливала  положение относительно того, что  в ведении Российской Федерации  находится уголовное; уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство. Указанный подход законодателя предполагал  осуществление перехода от исправительно-трудового  к уголовно-исполнительному закону.

Введение в действие новой  Конституции активизировало проводимую одновременно с формированием проекта  нового Уголовного кодекса России работу над проектом приходящего на смену  Исправительно-трудовому Уголовно-исполнительного  кодекса. Значительное влияние на законотворческую деятельность в этой области оказали  конференции, семинары, дискуссии, в. том  числе в средствах массовой информации, направленные на выработку идей о  реформировании законодательства, регламентирующего  исполнение наказаний.

Существенным шагом в  реформировании рассматриваемой сферы  положило принятие 15 июня 1995 г. Федерального закона "О содержании К стражей  подозреваемых и обвиняемых в  совершении преступлений", который  отменил действовавшие ранее  общесоюзные Положения о предварительном  заключении под стражу и Положение  о порядке кратковременного содержания лиц, подозреваемых в совершении преступления: Федеральный закон  отделил правовой статус содержащихся под стражей подозреваемых и  обвиняемых в совершении преступлений от правового статуса лиц, отбывающих наказание в виде лишения свободы. Это позволило продвинуться по пути выполнения Россией взятых международных  обязательств по демократией системы  уголовной юстиции.18

13 января 1996 г. Президент  Российской Федерации одобрил  подготовленную учеными и практиками, прошедшую обсуждение на разныx  уровнях с привлечением населения  и средств массовой информации, Концепцию реорганизации уголовно-исполнительной  системы МВД России на период  до 2005 г.19 Концепция содержала комплекс  организационно-правовых, социально-экономических,  психолого-педагогических и иных  мер по приведению деятельности  учреждений и органов, исполняющих  наказания, в соответствие с  требованиями Конституции РФ, потребностями  надежно обеспечить права и  законные интересы осужденных, подозреваемых  и обвиняемых в совершении  преступлений. По существу в ней  нашла отражение идеология реформирования  уголовно-исполнительной системы  России на кратчайшую и отдаленную  перспективу. Между тем процедура  принятия представленного в Федеральное  Собрание РФ проекта Угодно-исполнительного  кодекса затягивалась в силу  наличия значительного количества  спорных моментов, в то время  как Уголовный кодекс был принят  и введен в действие с 1 января 1997 г. Новое уголовно-процессуальное  и уголовно-исполнительное законодательство, без которого невозможна реализация  Уголовного кодекса, запаздывало.  В этой связи законодатель  в целях обеспечения применения  уголовного закона принял решение  о внесении в действующее уголовно-процессуальное  и исправительно-трудовое законодательство  временных (до введения в действие  нового Уголовно-процессуального  и Уголовно-исполнительного кодексов) корректив.

Информация о работе Менеджмент в России в дооктябрьский период её развития