Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 11:43, реферат
Стратегию, основные формы и методы уголовно-исполнительной политики, ее формирование и развитие прямо или опосредовано определяет комплекс социальных факторов. К основным из них можно отнести социально-политическое и экономическое состояние общества, господствующие в нем нравственные ценности и правовые представления, структуру и динамику преступности в стране, требования международных актов о правах человека и обращении с осужденными, деятельность международных организаций, развитие фундаментальных общественных наук.
Введение. 3
1. Пенитенциарное законодательство и право России
в Х - начале XX вв. 6
2. Исправительно-трудовое законодательство и право России
в советский период. 17
3. Период перехода от исправительно-трудового
к уголовно-исполнительному законодательству. 24
Библиография. 35
15 декабря 1996 г. был принят
Федеральный закон "О внесении
изменений и дополнений в
В законе излагались вытекающие
из содержания Уголовного кодекса России,
согласованные с текстом
8 января 1997 г. Президент
Российской Федерации подписал
Федеральный закон о введении
в действие с 1 июля 1997 г. Уголовно-исполнительного
кодекса. Таким образом, в
Причины принятия нового Кодекса находятся в экономической, социальной и правовой сферах. Определяющую роль в принятии нового Кодекса сыграли изменения, произошедшие в экономике нашей страны. Экономические отношения являются базисными для правовых отношении, поэтому принципиальные изменения в экономике страны не могут не отразиться на деятельности учреждении, исполняющих уголовные наказания, особенно на их деятельности по исправлению осужденных.
По этой причине внедрение
в экономику страны рыночных отношений
привело к изменениям в системе
и содержании видов наказаний, предусмотренных
Уголовным кодексом, и к изменениям
в порядке их исполнения. Именно
поэтому новый Кодекс предусмотрел,
в частности, что исправительные
работы могут отбываться только по
месту работы, а осужденный к исправительным
работам, не имеющий работы, обязан
трудоустроиться самостоятельно либо
встать на учет в органах службы
занятости, что конфискации подлежит,
наряду с другим имуществом осужденного,
и его доля в уставном капитале
коммерческих организаций, а также
имущество, переданное осужденным в
доверительное управление, что осужденный
к лишению свободы привлекается
к труду не только на предприятиях
исправительных учреждении и государственных
предприятиях, но и на предприятиях
иных форм собственности и т.д. При
прежних экономических
Другой важной причиной принятия
нового Кодекса явились изменения,
произошедшие в социальной сфере
общества. Внедрение в экономику
рыночных отношений привело к
политическому переустройству общества.
В результате вступления в действие
Конституции Российской Федерации
1993 г. в стране утвердились новые
основы конституционного строя. Многие
положения Исправительно-
В частности, противоречило Конституции содержавшееся в ИТК определение задач Кодекса как такое исполнение уголовного наказания, которое обеспечивает исправление осужденного в духе "уважения к правилам социалистического общежития". Аналогичным образом не соответствовало Конституции содержавшееся в ИТК определение одной из задач политико-воспитательной работы с лицами, лишенными свободы, как воспитание их в духе уважения к "правилам социалистического общежития" и "бережного отношения к социалистической собственности".
Еще одной важной причиной
принятия нового Кодекса явилась
выявившаяся необходимость
Сложившаяся в нашей стране
система исправления осужденных
не соответствовала задачам борьбы
с преступностью. Действовавший
Исправительно-трудовой кодекс не обеспечивал
надлежащей защиты прав осужденных. Его
нормы часто были недостаточно согласованы
между собой. Хотя он и содержал ряд
требований, предъявляемых по всем
видам наказаний, детально он регламентировал
исполнение только лишения свободы
и исправительных работ. Исполнение
таких видов наказаний, как лишение
права занимать определенные должности
или заниматься определенной деятельностью,
конфискация имущества, лишение
воинского, специального звания и некоторых
других определялось не законом, а Положением.
Порядок исполнения смертной казни
регулировался даже инструкцией
МВД. Таким образом, перед началом
разработки нового Кодекса выявились
две основные группы недостатков
законодательства, регулирующего исполнение
уголовных наказаний: во-первых, ошибки
и упущения, содержащиеся в правовых
нормах, и, во-вторых, отсутствие единого
правового акта, объединяющего исправительно-
Задача устранения той и другой группы недостатков была решена при принятии Уголовно-исполнительного кодекса.22
УИК РФ вводился в действие
с 1 июля 1997 г. Положения УИК РФ о
наказаниях в виде обязательных работ,
ограничения свободы и ареста
вводятся в действие по мере создания
необходимых условий для
УИК РФ имеет принципиальные отличия от ИТК РСФСР 1924, 1933 и 1970 годов. В нем впервые регламентировано исполнение всех без исключения уголовных наказаний.
В России продолжительное время существовала диспропорция между систематизированным уголовным законодательством (УК РСФСР) и раздробленным, разноуровневым уголовно-исполнительным, и, поскольку они тесно связаны между собой, это отрицательно сказывалось на качестве исполнения наказаний, снижало уровень правовой защиты осужденных.
Принятие УИК РФ - целостного
единства множества взаимосвязанных
уголовно-исполнительных подсистем
и элементов - значительный шаг в
деле совершенствования
В Общую часть ИТК РСФСР
входило 13 статей. В УИК РФ она
расширена до 24 статей, в основном
за счет включения ряда норм, определяющих
правовое положение осужденных; фиксирующих
взаимоотношение уголовно-
В Общую часть УИК РФ
включена норма о порядке применения
к осужденным принудительных мер
медицинского характера (ст.18). Эта норма
не относится к исполнению наказания,
и поэтому она не является нормой
уголовно-исполнительного
Предписания УИК РФ исходят
из ряда положений важнейших
Важно подчеркнуть, что в
соответствии со ст.3 УИК РФ противоречие
между предписаниями уголовно-
С учетом Конституции РФ и международных соглашений в УИК РФ с особой тщательностью определяется правовое положение лиц, отбывающих наказание. Этому посвящена гл.2 УИК РФ, в которой закреплены основы правового положения осужденных (ст.10), их основные обязанности (ст.11) и особенно подробно - основные права осужденных (ст.12-15). В ИТК РСФСР эта проблема решалась упрощенно: констатировались права осужденного на свободу совести и личную безопасность (ст.81 и 82), конкретных же предписаний, определяющих их правовой статус, в ИТК РСФСР не было.
Осужденные имеют право:
на получение информации о своих
правах и обязанностях; на охрану здоровья;
на социальное обеспечение; на личную
безопасность; на свободу совести; могут
обращаться с предложениями, заявлениями
и жалобами к администрации учреждений
или органов, исполняющих наказания,
в вышестоящие органы, суд, прокуратуру,
органы государственной власти и
местного самоуправления, в общественные
организации и в
Права осужденных регламентированы широко и четко с определением механизма их реализации.
Впервые в кодекс включены принципы уголовно-исполнительного законодательства. Их реализация повышает эффективность исполнения наказания и усиливает защиту законных прав и свобод, а также интересов осужденных (ст.8). К сожалению, УИК суть указанных принципов не раскрывает в отличие от УК РФ, где в ст.3-7 приведена краткая расшифровка принципов уголовного законодательства.
Представляется целесообразным дополнить перечень ст.8 УИК РФ принципом справедливости.
УИК РФ создавался не на пустом
месте. Ему предшествовали три ИТК
РСФСР. В УИК РФ без каких-либо
серьезных переделок вошло
В ст.44 УК РФ дан перечень уголовных наказаний, имеющий принципиальный характер, он начинается с самого мягкого (штрафа), за которым следуют иные виды наказаний с постепенным, последовательным нарастанием их тяжести. Этот перечень позволяет сопоставлять тяжесть уголовных наказаний. В Особенной части УИК РФ допущены некоторые отступления от указанного перечня наказаний. В УИК РФ он начинается не со штрафа, а с обязательных работ (ст.25), после ареста следует не содержание в дисциплинарной воинской части, а лишение свободы и т.д. На чем основаны такие "вольности" в УИК РФ, непонятно.
Порядок и условия исполнения уголовных наказаний в УИК РФ регламентированы подробно и последовательно. Тем самым предопределены узкие границы для режимных предписаний технического характера, касающихся, например, условий и порядка проведения свиданий осужденных с родными или иными лицами в Правилах внутреннего распорядка исправительных учреждений. Заметим, что в аналогичном документе от 10 октября 1986 г., изданном еще в СССР, было 85 параграфов и 36 приложений. Объем этих правил (109 страниц!) в несколько раз превышал размер ИТК РСФСР 1970 г.
В СССР исправительные работы
без лишения свободы
В ст.27 УК РСФСР 1960 г. предусматривались
два вида исправительных работ без
лишения свободы: по месту работы
осужденного либо в иных местах,
определяемых органом, исполняющим
наказание. В ст.50 УК РФ последнего вида
исправительных работ нет. На практике
он назначался относительно редко - примерно
11% лиц приговаривалось к этому
наказанию. Продолжительность
В ст.41 УИК РФ установлено,
что для повышения
Эти обязанности и запреты устанавливаются на срок до шести месяцев, но могут продлеваться неоднократно в пределах срока отбываемого наказания. В порядке поощрения время и объем запретов и наложенных обязанностей могут быть сокращены уголовно-исполнительной инспекцией.
Перечисленные правоограничения не вытекают из сути исправительных работ, поэтому их установление в УИК РФ необоснованно.23
УИК РФ существенным образом
изменил порядок и условия
исполнения лишения свободы и
содержания в дисциплинарной воинской
части, построив их по развернутой прогрессивной
системе. Суть прогрессивной системы
заключается в изменении
Информация о работе Менеджмент в России в дооктябрьский период её развития