Менеджмент в России в дооктябрьский период её развития

Автор: Пользователь скрыл имя, 06 Октября 2012 в 11:43, реферат

Описание работы

Стратегию, основные формы и методы уголовно-исполнительной политики, ее формирование и развитие прямо или опосредовано определяет комплекс социальных факторов. К основным из них можно отнести социально-политическое и экономическое состояние общества, господствующие в нем нравственные ценности и правовые представления, структуру и динамику преступности в стране, требования международных актов о правах человека и обращении с осужденными, деятельность международных организаций, развитие фундаментальных общественных наук.

Содержание

Введение. 3
1. Пенитенциарное законодательство и право России
в Х - начале XX вв. 6
2. Исправительно-трудовое законодательство и право России
в советский период. 17
3. Период перехода от исправительно-трудового
к уголовно-исполнительному законодательству. 24
Библиография. 35

Работа содержит 1 файл

Менеджмент в России в дооктябрьский период её развития..docx

— 64.36 Кб (Скачать)

В целом система наказаний  и их исполнения в сравнении с  Соборным Уложением 1649 г. и Артикулом  воинским 1715 г. стала менее жесткой. Однако назвать ее гуманной было бы несправедливо.

20 ноября 1864 г. в ходе  прогрессивной судебной реформы  под влиянием буржуазных веяний  принимается Устав о наказаниях, налагаемых мировыми судьями12. К  этому времени Указом 1863 г. были  отменены телесные наказания  для женщин, клеймение, шпицрутены  в армии, ограничивалось применение  розг, в 1871 г. отменены шпицрутены  для .ссыльных, а в 1885 г.-розги.

В Уставе устанавливалась  ответственность за уголовные проступки (выделенные из Уложения о наказаниях уголовных и исправительных 1845 г. и дополненные новыми составами), закреплялась следующая система  наказаний: 1) выговоры, замечания и  внушения; 2) денежные взыскания не свыше 300 рублей; 3) арест не свыше 3 месяцев; 4) заключение в тюрьме не свыше одного года. Например, за неисполнение законных распоряжений, требований или постановлений  правительственных и полицейских  властей (ст. 29) следовал штраф до 15 рублей, за порчу публичных памятников (ст. 33) мог быть назначен арест до одного месяца, за присвоение или растрату вверенного чужого движимого имущества  стоимостью не более 300 рублей (ст. 177) предписывалось заключение в тюрьму на срок от 3 месяцев  до одного года.

Устав получил высокую  оценку современников за гуманность, демократизм и простоту применения. Он был, бесспорно, качественно новым  этапом в формировании отечественной  уголовной и пенитенциарной политики.

Одновременно с судебной началась и тюремная реформа. В целях  выработки ее, целей, основных направлений  и содержания в 1877 г. создается комиссия о тюремном преобразовании под председательством  тайного советника К. Грота. Развитием  идей демократии и гуманности стало  Уголовное Уложение, принятое 22 марта 1903 г.3

Уложение предусматривало  новую систему наказаний (ст. 2): смертная казнь; 2) каторга; 3) ссылка на поселение; 4) заключение в исправительном доме; 5) заключение в крепости; 6) заключение в тюрьме; 7) арест; 8) денежный штраф. Смертная казнь приводилась в  исполнение путем непубличного повешения. Такой порядок свидетельствовал об изъятии цели публичного устрашения процессом казни. Каторга могла  быть применена бессрочно либо на срок от 4 до 15 лет. Приговоренные содержались  в каторжных тюрьмах, подвергались принудительным тяжким работам в  тюрьме или за ее пределами. Ссылка на поселение была бессрочной. включение  в исправительный дом применялось  на срок от полутора до шести лет. Приговоренные  первые 3-6 месяцев содержались одиночно, а затем переводились на общее  заключение. Заключение в крепости назначалось на срок от 2 до 6 лет, а  в тюрьме на срок от 2 недель до 1 года. Осужденные в тюрьме содержались  в одиночном заключении. Если одиночных  камер не хватало и осужденные содержались совместно, то четыре дня  совместного содержания засчитывалось  за три дня одиночного.

Аpecт применялся на срок от одного дня до шести месяцев. Осужденные содержались совместно в. специальных  помещениях. Приговоренные на срок не свыше 7 дней могли отбыть арест  по месту жительства. Приговоренные  на срок свыше 7 дней обязаны были трудиться  в арестном помещении. Исполнение денежного  штрафа могло быть отсрочено или  рассрочено на срок до одного года. Если не устанавливалось иного назначения, то осужденный направлялся на устройство мест заключения.

Развитие царского пенитенциарного  законодательства продолжало осуществляться путем внесения изменений и дополнений в Уставы о содержащихся под стражей  и ссыльных, тюремные инструкции.13

Новый этап в реформе исполнения наказаний наметился после февральской  буржуазной революции 1917 г. Используя  прежнюю пенитенциарную систему, временное  правительство приступило к выработке  новой концепции исполнения наказания. Возглавивший центральное тюремное ведомство профессор А.П. Жижиленко  в приказе № 1 от 8 марта 1917 г. подчеркивал, что главная задача наказания - перевоспитание человека, совершившего преступление, и для достижения этой задачи необходимо проявлять гуманность к заключенным, уважать их гражданское достоинство. Администрации мест лишения свободы  строжайше предписывалось воздержаться от применения телесных наказаний и  наложения кандалов на арестантов. В целях переподготовки тюремного  персонала для работы "в условиях обновления государственного строя  и свободной общественной жизни" (приказ № 2 от 17 марта 1917 г.) создавались  пенитенциарные курсы с программой: 1) общее законоведение; 2) начала уголовного права; 3) учение о наказании в  связи с тюрьмоведением; 4) уголовная  политика и социология; 5) элементарные сведения по психопатологии и уголовной  антропологии; 6) тюремная гигиена и  санитария; 7) меры борьбы с детской  преступностью; 8) тюремная статистика и отчетность; 9) товароведение; 10) Практические занятия и рефераты. Чтобы успешно  решать вопросы устройства освобожденных, предполагалось организовать широкую  сеть обществ патронажа, используя  накопленный опыт"14.

Подводя некоторые итоги, можно сказать, что к моменту  октябрьской революции 1917 г. пенитенциарная политика и право России получили известное развитие, впитали целый  ряд прогрессивных демократических  идей, несмотря на то, что развивались  они первоначально в рамках уголовного закона, науки уголовного права, уголовно-процессуальных предписаний и нормативных актов  по организации исполнения лишения  свободы.

В результате прогресса законодательства сформировалась правовая основа самостоятельной  отрасли - российского пенитенциарного  права1.

2. Исправительно-трудовое  законодательство и право России  в советский период.

Основными положениями, исходя из которых началась трансформация  пенитенциарной политики в политику исправительно-трудовую 'были идеи об исправлении осужденных - главной  цели наказания и общественно  полезном труде как ведущем средстве исправления. Именно они легли в  основу нового наименования "исправительно-трудовое право". Постановлением Народного  комиссариата юстиции 24 января 1918 г. "О  тюремных рабочих командах" в  тюрьмах "вводился общественно полезный труд, который провозглашался одним  из основных средств исправления  осужденных.

Первым крупным советским  нормативным актом в области  исполнения наказания стала Временная  инструкция "О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке  отбывания такого", утвержденная постановлением Наркомата юстиции  от 23 июля 1918 г.1

В. ст. 1 Временной инструкции действовавшие ранее уставы о  содержащихся под стражей и ссыльных признавались потерявшими силу.

Хотя задача исправления  осужденных во Временной инструкции прямо не формулировалась, появившиеся  в ней термины (ст. 3, 7) "исправительные меры", "воспитательно-трудовые методы" свидетельствовали, что она имелась в виду. Система мест лишения свободы состояла (ст. 3) из: 1) общих мест заключения (тюрем); 2) воспитательно-карательных реформаториев и земледельческих колоний (в основном для молодежи); 3) испытательных заведений для лиц, в отношении которых есть основания для послабления режима или досрочного освобождения; 4) карательно-лечебных заведений (для арестантов с заметно выраженными психическими дефектами); 5) тюремных больниц.

Заведование применением  уголовных наказаний возлагалось (ст. 6) на Карательный отдел Наркомата  юстиции, состоявший из девяти отделений: 1) по выработке воспитательно-трудовых методов и карательных мер; 2) распределительное; 3) техническое; 4) сельскохозяйственное; 5) врачебно-санитарное; 6) снабжения; 7) строительное; 8) конвойное; 9) помощи отбывшим наказание. Из приведенной структуры  отдела видны основные направления  его деятельности. Предполагалось изучение проблем применения режима в местах лишения свободы, труда, профессионального  и общего обучения, воспитательного  воздействия, условий досрочного освобождения, мер к нарушителям установленных  для осужденных правил и т.д. В  целях оказания помощи освобожденным  предписывалось образование патронатов при местных советах.

При общем позитивном движении по пути гуманизации и демократизации исполнения наказания сохранялись  отдельные негативные черты пенитенциарной системы.

Так, по заключению распределительной  комиссии, причислявшей по окончании  срока наказания осужденного  к разряду хулиганов, погромщиков  или упорных рецидивистов, материалы  на таких лиц могли направляться в местный революционный трибунал для рассмотрения вопроса (ст. 29) об их дальнейшей изоляции. Таким образом, вводился институт неопределенности наказания, открывавший двери ;административному  и судебному произволу, репрессии  не за конкретное преступление, а за "опасное состояние личности". Реформатории и испытательные заведения  с ослабленным режимом не получили распространения на практике, в то время как трудовые колонии показали свою жизнеспособность. Первая земледельческая  колония была создана в 1918 г. в  Подольском уезде Московской губернии, в 1919 г. открыта первая Петроградская  сельскохозяйственная колония. В 1919 г. насчитывалось уже сельскохозяйственных колоний, а в 1920 г. - 1515.

В условиях развернувшейся в  России гражданской войны и интервенции  постановлением СНК РСФСР от 5 сентября 1918 г. "О красном терроре" определялась необходимость защитить Советскую  республику от классовых врагов путем  изолирования их в концентрационных лагерях. Существование этих новых  мест лишения свободы было оформлено  декретом ВЦИК от 15 апреля 1919 г. и постановлением ВЦИК от 17 мая 1919 г. "О лагерях принудительных работ"16.

Согласно постановлению  ВЦИК от 17 мая 1919 г. (ст.25) предусматривалось  функционирование двух разновидностей лагерей принудительных работ: 1) обычных; 2) особых, на все время гражданской  войны, где надлежало изолировать  наиболее опасных противников советской  власти.

Одним из лагерей особого  назначения стал организованный в 1920 г. Соловецкий лагерь.

Режим в лагерях принудительных работ по своему содержанию и организации  был близок к тюремному. В то же время крайне сурово карались побеги. За первый побег грозило (ст. 37) десятикратное увеличение срока лишения свободы, а за повторный - рассмотрение дела революционным трибуналом с наказанием "вплоть до применения высшей меры" (расстрела).

Следующим крупным нормативным  актом, регламентирующим исполнение наказания, стало утвержденное постановлением Наркомата юстиции от 15 ноября 1920 г. Положение об общих местах заключения РСФСР, которое представляло Собой  инструкцию о деятельности и управлении общими местами заключения. Положение  развивало идеи, закрепленные во Временной  инструкции "О лишении свободы, как мере наказания, и о порядке  отбывания такового" 1918 г. Оно  подробно регламентировало применение общественно полезного труда (§§ 111-129 и др.), учебно-воспитательной и  культурно-просветительной работы (§§ 130-158), снабжения продовольствием, вещевым довольствием; лечение и  другие элементы быта заключенных; определяло правовой статус администрации общих  мест заключения.

Окончание гражданской войны  и интервенции позволило советской  власти перейти к более планомерному и интенсивному государственному строительству, созданию законодательной базы применения уголовных наказаний.

В 1922 г. вводится в действие Уголовный кодекс РСФСР, исходя из которого начинается разработка проекта Исправительно-трудового  кодекса.

Проект Исправительно-трудового  кодекса прошел предварительную  общественную экспертизу. Так, 18-24 октября 1923 г. он обсуждался на Всероссийском  съезде работников пенитенциарного  дела, где получил положительную  оценку Е.Г. Ширвиндта, В.Р. Якубсона и  других выступивших специалистов.

16 октября 1924 г. первый  в истории России Исправительно-трудовой  кодекс был принят.

Задачей Кодекса провозглашалось  осуществление уголовной политики путем соответствующей организации  исполнения лишения свободы и  принудительных работ без содержания под стражей (ст. 1), целью которых  было общее и специальное предупреждение преступлений (ст. 2). Исполнение наказаний  соединялось с применением мер  Исправительно-трудового воздействия.

Места заключения подразделялись (ст. 46) на три группы:

А. Учреждения для применения мер социальной защиты исправительного  характера: 1) дома заключения; 2)исправительно-трудовые дома; 3) трудовые колонии - сельскохозяйственные, ремесленные и фабричные; 4) изоляторы  специального назначения; 5) переходные исправительно-трудовые дома.

Б. Учреждения для применения мер социальной защиты медико-педагогического  характера: 1) трудовые дома для несовершеннолетних правонарушителей; 2) трудовые дома для  правонарушителей из рабоче-крестьянской молодежи.

В. Учреждения для применения мер социальной зашиты медицинского характера: 1) колонии для психически неуравновешенных, туберкулезных и  других больных заключенных; 2) институты  психиатрической экспертизы, больницы и т.п.

В Кодексе отмечалось (ст. 4, 5), что исправительно-трудовое воздействие  обязано проводиться путем дальнейшего  развития вместо оставшихся от прежнего времени тюрем сети трудовых колоний  и переходных исправительно-трудовых домов, при этом все места заточения  должны были составить единую систему  исправительно-трудовых учреждений. Таким  образом, был провозглашен принцип: от тюрем-к исправительно-трудовым учреждениям. Подробную регламентацию получили режим, труд, культурно-просветительная работа среди заключенных. Кодексом вводилась детально регламентируемая прогрессивная система отбывания лишения свободы, предусматривающая изменение условий содержания осужденных на основе разделения их на разряды с разным правовым статусом в зависимости от конкретных результатов Исправительно-трудового воздействия (ст. 100-107 и др.).

Информация о работе Менеджмент в России в дооктябрьский период её развития