Менеджмент как вид деятельности, науки и искусства управления современным предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования: изучение теоретических аспектов менеджмента как вида деятельности, науки и искусства на современном предприятии и разработка практических рекомендаций на примере учреждения дополнительного образования МОУ ДОД ЦДОДЮ «ЭГО».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты менеджмента как вида деятельности, науки и искусства управления современным предприятием 7
1.1. Менеджмент как вида деятельности, науки и искусства управления 7
1.2 Функции менеджмента как вида деятельности, науки и искусства управления 14
Глава 2. Менеджмент как вид деятельности, науки и искусства на примере учреждения дополнительного образования МОУ ДОД ЦДОДЮ «ЭГО». 23
2.1. Характеристика системы управления учреждения дополнительного образования МОУ ДОД ЦДОДЮ «ЭГО». 23
2.2. Разработка рекомендаций по повышению эффективности системы управления в Центре дополнительного образования «Эго» 33
2.3. Итоги экспериментальной работы 41
Выводы по второй главе 44
Заключение 47
Глоссарий 49
Список использованной литературы: 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 55

Работа содержит 1 файл

Менеджмент как вид деятельности.doc

— 299.00 Кб (Скачать)

     В XX веке менеджмент выделился в самостоятельную  область знаний, науку, имеющую свой предмет, свои специфические проблемы и способы их решения. Научные основы этой дисциплины представлены в виде концепций, теорий, принципов, способов и систем управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным.

    Следует подчеркнуть, что функции и принципы менеджмента, сформулированные Анри Файолем, выдержали проверку временем и являются актуальными и сейчас. Его постулат, выражающийся в том, что управление является непрерывным процессом, начиная с планирования и заканчивая контролем, является актуальным и по сей день.

     Таким образом, основываясь на принципах  и идеях, разработанные А. Файолем, в данной работе были предложены рекомендации по повышению эффективности системы управления Центра дополнительного образования «Эго», которые основываются на следующих положениях:

     1. В управлении развитием образования в учреждении не стоит одномоментно отказываться от управленческих действий, которые давали устойчивые положительные результаты в процессе деятельности Центра: всё хорошее из режима функционирования переносится как основа в режим развития образовательной и других систем школы (развитие по «точкам роста»), а новое, апробированное в режиме развития, управленческим воздействием транслируется в режим функционирования, поднимая его на новую ступень, то есть, развивая; и развитие это может быть только инновационным путём. Управление необходимо сделать максимально демократичным, системным, целевым.

     2. Управление Центром дополнительного образования «Эго» (должно, насколько это, возможно, предвосхищать, рассчитывать реально достижимые цели (результаты), а также своевременно предвидеть возникновение фактов, мешающих их достижению и реагировать на них до того, как их действие приведёт к негативным последствиям (принятие превентивных мер).

     Главное внимание следует уделять выработке  стратегии инновации и мер, направленных на её реализацию. Разработка и внедрение  новых образовательных стандартов и программ становится приоритетным направлением стратегии Центра, так как определяет все остальные направления его развития.

     Необходимо наличие следующих свойств управления: целеустремлённость, осознанность, планомерность, системность. Без них управление обречено на неудачу

     Таким образом, применяя принципы и идеи А.Файоля, а также современные методы управления и достигнутые результаты по осуществлению  образовательного процесса, возможно, создать высокоэффективную систему Центром дополнительного образования «Эго», что позволить существенно повысить качество самих образовательных программ и уровень образования в целом.

 

Глоссарий

     Менеджмент - деятельность, направленная на преобразование исходной ситуации в желаемую.

     Оценка (контроль) - процесс сравнения и последующего решения, обеспечивающий достижение поставленных целей. Процесс контроля включает в себя установление стандартов, измерение, сравнение и корректирующие действия при необходимости.

     Планирование - процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения.

     Структура управления организацией — совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. Основными элементами организационной структуры являются: уровни управления; подразделения и звенья управления; управленческие связи.

     Управление предприятием - деятельность по координации различных ресурсов организации.

     Функции управления. В теории менеджмента принято весь процесс управления разбивать на группы действий, объединенные по какому-либо признаку. Эти группы действий и называют функциями управления (функция планирования, функция организации, функция контроля и др.).

     Функциональная организационная структура - организационная структура предприятия, построенная по функциональному принципу. Каждое подразделение фирмы отвечает за выполнение какой-либо функции - за производство, маркетинг и т.п. Функциональная структура является основным кирпичиком в построении большинства других типов организационных структур - дивизиональных, проектных, матричных.

     Функция организации (относится к общим функциям управления). Процесс делегирования руководителем задач и полномочий своим подчиненным. В результате делегирования у организации появляется организационная структура.

     Функция планирования (относится к общим функциям управления) Подпроцесс управления, включающий в себя определение исходной ситуации (где мы находимся?), конечной цели (куда собираемся двигаться?) и пути достижения этой цели (как собираемся достичь поставленной цели?).

 

Список использованной литературы:

  1. Ансофф  И. Стратегическое управление. Учеб. для вузов. / Пер. с англ. - М: Экономика, 2005. – 356 с.
  2. Атаманчук Г. В. Управление: всегда есть варианты. Учебное пособие - М.: Дело, 2001. – 403 с.
  3. Базаров Т.Ю. Управление организацией: Курс лекций.  – М.: Дело, 2003. – 236 с.
  4. Беркович Д.М. Формирование науки управления производством. Краткий историч.очерк. - М.: Флинта, 2003. – 523 с.
  5. Борисова Е. Управление трудовыми ресурсами. Сб. статей. – СПб.: Питер, 2002. – 412 с.
  6. Блэк Л., Маккейб Д. Внедрение новой системы управления и организации труда в английской компании //Проблемы теории и практики управления. - 2003. - № 1. -с.78 - 82.
  7. Бурдянский И.М. Научная организация труда. //Проблемы теории и практики управления. - 2001. - № 2. -с.37 - 42.
  8. Валова Д.В «Социальный менеджмент». Учеб. пособие. М.: Академия, 2004. – 415 с.
  9. Вейл П. Искусство менеджмента. /Пер.с англ.-М.: Новости, 2003. – 412 с.
  10. Веснин В.Р. Практический менеджмент персонала: Пособие по кадровой работе. - М.: Юристъ, 2000. – 506 с.
  11. Веснин В.Р. Технология работы с персоналом и деловыми партнерами. – М.: Юристъ, 2002. – 400 с.
  12. Виханский О.С. Стратегическое управление: Учебник для вузов. - М.: Изд-во МГУ, 2005. – 569 с.
  13. Волгин А.П., Матирко В.И. и др. Управление персоналом в условиях рыночной экономики. Учеб. пособие. - М.: Дело, 2002. – 500 с.
  14. Вудкок М., Фрэнсис Д. Раскрепощенный менеджер. Пособие для руководителя-практика / Пер. с англ. - М.: Дело, ЛТД, 2004. – 375 с.
  15. Голиков В.Д. Социология управления: Учеб. пособие. - Уфа: Вост. ун-т, 2004. – 415 с.
  16. Голосенко И.А. Идеи Ф.Тейлора в России //Социологические исследования. - 2001. - № 10. – с. 12-17
  17. Грачев М.В. и др. Капиталистическое управление. Учеб. пособие - М.: Фора, 2001. – 406 с.
  18. Драккер П. Ф. Управление, нацеленное на результат. / Пер. с англ. -  СПб.: Питер, 2002.
  19. Дунаевский Ф. Организованность организатора // Проблемы теории и практики управления. 2003 - №3. - С. 17-29.
  20. Дункан Дж. Основополагающие идеи в менеджменте. Учеб. пособие / Пер. с англ. - М.: Дело, 2006. – 450 с.
  21. Егоршин А.П. Управление персоналом. Учебник для вузов. - Н.Новгород: НИМБ, 2000. – 566 с.
  22. Журавлев П. Зарубежный опыт управления персоналом. Учебник для вузов. – М.: Астрель, 2006. – 726 с.
  23. Зайцева Л.В., Земляченко С.В. Управление инновационным учреждением в режиме функционирования и развития (программа РОСТ). – М.: Новая школа, 2001. – 80 с.
  24. Зайцев Г.Г., Файбушевич С.И. Управление кадрами на предприятии: персональный менеджмент. Учебник для вузов - СПб.: Питер, 2002. – 515 с.
  25. Иванцевич Дж., Лобанов А.А. Человеческие ресурсы управления. // Менеджмент в России и зарубежом. - 2002. № 2. с. 23-26
  26. Катаева Л.Л., Абрамова Т.Г. Управление персоналом: Хрестоматия. – Новосибирск: Дело, 2006. – 400 с.
  27. Коротков Э.М. Концепция менеджмента. Хрестоматия - М.: Норма, 2006. – 503 с.
  28. Короткова Т. П., Проскуряков А.В. Управление персоналом. Теория и практика. Учеб. пособие. Т.1. - М.: Флинта, 2006. – 533 с.
  29. Кравченко А.И. История менеджмента: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академический проект, 2000. – 326 с.
  30. Кравченко А.И. Классики социологии менеджмента. Учеб. пособие для вузов. - СПб.: РХГИ, 2000. – 456 с.
  31. Кравченко А.И. Социология менеджмента. Учебник для вузов - М.: Юнити, 2001. – 433 с.
  32. Кравченко А.И. Трудовые организации: структура, функции, поведение. Учеб. пособие - М.: Наука, 2001. -489 с.
  33. Кравченко К.А. Исследование организаций за рубежом (аналитический обзор) // Социологические исследования. - 2004. - №8-9.
  34. Красовский Ю.Д. Управление поведением в фирме. Кр. сборник статей - М.: Флинта, 2004. – 245 с.
  35. Красношлыкова О.Г. Организация инновационной деятельности. // Менеджмент в России и за рубежом. – 2002.  №7. с. 33-38
  36. Крохалёва А.П. Профессия – управленец. Информационный сборник.. Рязань, ИД(М)Ц, 2003. – 133 с.
  37. Кузнецов Ю. В., Подлесных В. И. Основы менеджмента. Учебник для вузов - СПб., Питер, 2007. – 511 с.
  38. Ладанов И.Д. Современный зарубежный менеджмент. Учебное пособие. М., Инфра-М, 2000. – 490 с.
  39. Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ. / Общ. ред. и вступ. ст. Л.И. Евенко. - М.: Дело, 2003. – 825 с.
  40. Михайлов Ф.Б. Управление персоналом: классические концепции и новые подходы. – Казань, Феникс, 2002.. – 515 с.
  41. Орлов А.И. Менеджмент. Учебник для вузов. - М.: Знание, 2002. – 452 с.
  42. Основы управления персоналом. Учебник для вузов. / Под ред. Б.М. Генкина. - М.: Проспект, 2006. – 500 с.
  43. Панасюк А. Ю. Управленческое общение. Учеб. пособие. - М.: Нэллис, 2000. – 422 с.
  44. Радугин А. А., Радугин К. А. Введение в менеджмент: социология организаций и управления. Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. – 432 с.
  45. Румянцева 3.П. Управление организацией: теория и практика. Учебное пособие. – М.: Дело, 2004. – 296 с.
  46. Румянцева 3.П., Саломатин Н.А. и др. Менеджмент организации. Учебник для вузов. – М.: Проспект, 2006. – 478 ..
  47. Рябенко Н.Н. Менеджмент организации. Учебник для вузов. – М.: Фора, 2002. – 390 с.
  48. Саломатин Н.А. Управление предприятием. Учебник для вузов. – М.: Логика, 2003. – 511 с.
  49. Секреты умелого руководителя. Практическое пособие. /Пер. с англ. Н.Л. Михайлова - М.: Эксмо, 2001. – 286 с.
  50. Симоненко В. Д. Основы менеджмента: Краткий курс лекций. – М.: Логика, 2007. 446 с.
  51. Славин А.В. Управление организацией: теория и практика. Учебник для вузов – М.: Флинта, 2003. – 455 с.
  52. Тезисы докладов межрегиональной научно-практической конференции «Разработка и реализация программ развития систем образования. Опыт. Проблемы. Перспективы». / Под ред. Гальперина А.Э.; Ряз. обл. ин-т развития образования. – Рязань, 2001. – 84 с.
  53. Файоль А. Общее и промышленное управление. - М., ДиС, 2001. – 390 .
  54. Файоль А., Эмерсон Г., Тейлор Ф., Форд Г. Управление - это искусство. - М.: Юнити, 2002. – 423 .
  55. Шамова Т.И., Третьяков П.И., Капустин Н.П. Управление образовательными системами. - М.: Гуманит. изд.центр ВЛАДОС, 2001. – 320 с.
 
 

 

ПРИЛОЖЕНИЕ

 

 

 

Информация о работе Менеджмент как вид деятельности, науки и искусства управления современным предприятием