Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 09:38, курсовая работа
Цель данного исследования: изучение теоретических аспектов менеджмента как вида деятельности, науки и искусства на современном предприятии и разработка практических рекомендаций на примере учреждения дополнительного образования МОУ ДОД ЦДОДЮ «ЭГО».
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты менеджмента как вида деятельности, науки и искусства управления современным предприятием 7
1.1. Менеджмент как вида деятельности, науки и искусства управления 7
1.2 Функции менеджмента как вида деятельности, науки и искусства управления 14
Глава 2. Менеджмент как вид деятельности, науки и искусства на примере учреждения дополнительного образования МОУ ДОД ЦДОДЮ «ЭГО». 23
2.1. Характеристика системы управления учреждения дополнительного образования МОУ ДОД ЦДОДЮ «ЭГО». 23
2.2. Разработка рекомендаций по повышению эффективности системы управления в Центре дополнительного образования «Эго» 33
2.3. Итоги экспериментальной работы 41
Выводы по второй главе 44
Заключение 47
Глоссарий 49
Список использованной литературы: 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
В XX веке менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет, свои специфические проблемы и способы их решения. Научные основы этой дисциплины представлены в виде концепций, теорий, принципов, способов и систем управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным.
Следует подчеркнуть, что функции и принципы менеджмента, сформулированные Анри Файолем, выдержали проверку временем и являются актуальными и сейчас. Его постулат, выражающийся в том, что управление является непрерывным процессом, начиная с планирования и заканчивая контролем, является актуальным и по сей день.
Таким образом, основываясь на принципах и идеях, разработанные А. Файолем, в данной работе были предложены рекомендации по повышению эффективности системы управления Центра дополнительного образования «Эго», которые основываются на следующих положениях:
1. В управлении развитием образования в учреждении не стоит одномоментно отказываться от управленческих действий, которые давали устойчивые положительные результаты в процессе деятельности Центра: всё хорошее из режима функционирования переносится как основа в режим развития образовательной и других систем школы (развитие по «точкам роста»), а новое, апробированное в режиме развития, управленческим воздействием транслируется в режим функционирования, поднимая его на новую ступень, то есть, развивая; и развитие это может быть только инновационным путём. Управление необходимо сделать максимально демократичным, системным, целевым.
2. Управление Центром дополнительного образования «Эго» (должно, насколько это, возможно, предвосхищать, рассчитывать реально достижимые цели (результаты), а также своевременно предвидеть возникновение фактов, мешающих их достижению и реагировать на них до того, как их действие приведёт к негативным последствиям (принятие превентивных мер).
Главное внимание следует уделять выработке стратегии инновации и мер, направленных на её реализацию. Разработка и внедрение новых образовательных стандартов и программ становится приоритетным направлением стратегии Центра, так как определяет все остальные направления его развития.
Необходимо наличие следующих свойств управления: целеустремлённость, осознанность, планомерность, системность. Без них управление обречено на неудачу
Таким образом, применяя принципы и идеи А.Файоля, а также современные методы управления и достигнутые результаты по осуществлению образовательного процесса, возможно, создать высокоэффективную систему Центром дополнительного образования «Эго», что позволить существенно повысить качество самих образовательных программ и уровень образования в целом.
Менеджмент - деятельность, направленная на преобразование исходной ситуации в желаемую.
Оценка (контроль) - процесс сравнения и последующего решения, обеспечивающий достижение поставленных целей. Процесс контроля включает в себя установление стандартов, измерение, сравнение и корректирующие действия при необходимости.
Планирование - процесс выбора целей и решений, необходимых для их достижения.
Структура управления организацией — совокупность специализированных функциональных подразделений, взаимосвязанных в процессе обоснования, выработки, принятия и реализации управленческих решений. Основными элементами организационной структуры являются: уровни управления; подразделения и звенья управления; управленческие связи.
Управление предприятием - деятельность по координации различных ресурсов организации.
Функции управления. В теории менеджмента принято весь процесс управления разбивать на группы действий, объединенные по какому-либо признаку. Эти группы действий и называют функциями управления (функция планирования, функция организации, функция контроля и др.).
Функциональная организационная структура - организационная структура предприятия, построенная по функциональному принципу. Каждое подразделение фирмы отвечает за выполнение какой-либо функции - за производство, маркетинг и т.п. Функциональная структура является основным кирпичиком в построении большинства других типов организационных структур - дивизиональных, проектных, матричных.
Функция организации (относится к общим функциям управления). Процесс делегирования руководителем задач и полномочий своим подчиненным. В результате делегирования у организации появляется организационная структура.
Функция планирования (относится к общим функциям управления) Подпроцесс управления, включающий в себя определение исходной ситуации (где мы находимся?), конечной цели (куда собираемся двигаться?) и пути достижения этой цели (как собираемся достичь поставленной цели?).