Менеджмент как вид деятельности, науки и искусства управления современным предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования: изучение теоретических аспектов менеджмента как вида деятельности, науки и искусства на современном предприятии и разработка практических рекомендаций на примере учреждения дополнительного образования МОУ ДОД ЦДОДЮ «ЭГО».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты менеджмента как вида деятельности, науки и искусства управления современным предприятием 7
1.1. Менеджмент как вида деятельности, науки и искусства управления 7
1.2 Функции менеджмента как вида деятельности, науки и искусства управления 14
Глава 2. Менеджмент как вид деятельности, науки и искусства на примере учреждения дополнительного образования МОУ ДОД ЦДОДЮ «ЭГО». 23
2.1. Характеристика системы управления учреждения дополнительного образования МОУ ДОД ЦДОДЮ «ЭГО». 23
2.2. Разработка рекомендаций по повышению эффективности системы управления в Центре дополнительного образования «Эго» 33
2.3. Итоги экспериментальной работы 41
Выводы по второй главе 44
Заключение 47
Глоссарий 49
Список использованной литературы: 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 55

Работа содержит 1 файл

Менеджмент как вид деятельности.doc

— 299.00 Кб (Скачать)

     Решение стратегической задачи повышения эффективности  управления в Центре дополнительного образования «Эго» заключается в реализации программных мероприятий по следующим основным направлениям:

     1). По ассортименту предоставляемых услуг.

     Для повышения эффективности системы  управления Центра дополнительного  образования «Эго» необходимо разработка и внедрение инновационных технологий как неотъемлемого фактора современного образовательного процесса.

     Инновационные образовательные программы объединяют знания и опыт по реализации определенных идей и программ, разработанных Центром дополнительного образования «Эго», при этом принимаются решения по управлению проектом, и способствующие реализации персоналом своих подпрограмм.

     Центр дополнительного образования «Эго» в процессе реализации функции планирования формулирует не только единую стратегию для себя как целого объекта, но также формирует и политику, то есть стратегию в какой-либо функциональной сфере.

     Например, планирование происходит следующим образом: сейчас в Центре дополнительного образования «Эго» наряду с программой развития школы на 2010 – 2011 гг. как постоянные действуют программа духовно-нравственного развития личности через социально значимую деятельность Центра дополнительного образования «Эго», разновозрастную организацию деятельности подростков.

     Кроме того, в рамках внедрения инноваций  планируется организация педагогической целесообразной природной среды Центра (изменения в дизайне, архитектуре здания, комнат, и других помещений Центра.) создание «домашней обстановки», что позволит сделать учебное место удобным и желаемым для каждого воспитанника Центра, а также забота о природном окружении (расширение возможностей позитивного влияния на экологическую ситуацию в окружающей Центр среде, повышение ответственного отношения членов гимназического сообщества к экологической ситуации в Центре и его окружении, совершенствование экологических умений, усвоение основ экологического сознания и поведения).

     Таким образом, основными факторами для успешного процесса внедрения инновационных программ является создание психолого-педагогических условий для успешной инновационной деятельности (эмоциональная атмосфера, степень «защищенности» и «комфортности» при взаимодействии, способность коллег и администрации принять каждого ребенка таким, каков он есть, уважение к личности каждого воспитанника и сотрудника Центра, содействие творческому поиску, доверительность отношений, открытость новому).

     Также для повышения эффективности  управления Центра и повышения успешности осуществляемых программ предлагается создание экспериментальной площадки под названием «Экспериментальная инновационная сетевая площадка: информационное пространство современной личности», которая организует такой инновационный вид обучения, как учебно-исследовательская деятельность. Основной акцент при этом делается на снижении доли профориентационного компонента, факторов научной новизны исследования и увеличении доли содержания, связанное с пониманием исследовательской деятельности как инструмента повышения качества образования, реализуемого в сфере дополнительного образования детей.

     Значение  исследовательской деятельности подростков в сфере дополнительного образования  очень велико, так как оно осуществляется на предметном материале различных природных комплексов, элементах традиционной культуры, расширяет научный и эстетический кругозор учащихся.

     Предметом контроля может являться исполнительская  дисциплина (за соблюдением правил внутреннего трудового распорядка, за выполнением сотрудниками своих служебных обязанностей) и контроль за исполнением финансового плана – чтобы результаты соответствовали запланированным показателям.

     Основной  целью применения программно-целевого управления Центра является разработка и применение концепции развития Центра для создания оптимальных условий его функционирования. Реализация комплексно-целевой программы работа должна быть начата с анализа итогов функционирования деятельности Центра для поиска потенциальных «точек роста». Затем быть осуществлено прогнозирование социально-педагогической среды, проведена самоаттестация, в процессе которой выделяют два основных модуля:

  1. самоосмысление как познание сложившегося опыта коллективной и индивидуальной работы, ее оценка;
  2. самоопределение как выбор траектории собственного развития на основе самоосмысления и переосмысления стереотипов сложившегося опыта (практической деятельности, оценки ресурсных и потенциальных возможностей школьного коллектива, учёта сильных и слабых сторон в его работе).

     В рамках данного направления необходимо разработать научно-методический комплекс (НМК), главной целью которого является непрерывное совершенствование педагога во всех аспектах его деятельности.

  • реализация идеи гражданского становления через создание наиболее благоприятных условий для развития личности как индивидуальности, нацеленной на здоровый образ жизни и обладающей чувством  патриотизма и прагматичностью;
  • внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс Центра дополнительного образования «Эго»;
  • использование эмпирических и теоретических методов опытно-экспериментальной работы, освоение современных технологий: работа по модернизированным программам и учебным планам, интеграция учебно-воспитательного процесса, дистанционное обучение, использование мультимедийных программ, открытие школьного сайта в сети Интернет;
  • дифференцированный подход к обучающимся с учетом образовательного стандарта:

     Кроме того, необходимым параметром оценки инновационных изменений в жизнедеятельности Центра дополнительного образования «Эго» выступает самоорганизация, самодеятельность воспитанников Центра. Уровень развития Центра осуществляется на основе гуманизации, уровневой дифференциации и профильного обучения и оценивается по следующим критериям:

  1. дополнение и расширение обучающих программ, разработка новых направлений деятельности;
  2. творческие результаты образовательных программ;
  3. Повышение педагогической инновационной компетентности сотрудников Центра. Это профессиональное качество проявляется в умении конструировать и моделировать образовательный процесс на основе самоконтроля и рефлексии.

     Результативность  инновационной деятельности находится  в прямой зависимости от степени объединения усилий всех членов коллектива Центра. Значимыми становятся желание и умение сотрудничать друг с другом, находить позитивные основания для профессиональной взаимозависимости и соединять свои усилия на достижение общих педагогических целей.

2). По квалификации специалистов, работающих в Центре.

     Самым важным шагом по повышению эффективности  системы управления Центра в рамках данного направления является постоянное формирование, стимулирование и удовлетворение потребностей в повышении квалификации и профессиональной переподготовке кадров Центра.

     Как известно, педагог занимает ключевую позицию в образовательном процессе: от его квалификации, личных качеств и уровня профессионализма зависит эффективность решения многих проблем в учреждении дополнительного образования детей.

     Однако  работа педагога в настоящее время  осложнилась в связи с отсутствием  пакета стандартизированных государственных образовательных программ, а также с недостаточным количеством необходимых источников информации о способах совершенствования своей профессиональной деятельности.

     Центр дополнительного образования «Эго»  ежегодно планирует обучение и развитие сотрудников Центра, составляет ежегодные планы и графики повышения квалификации работников по подразделениям, осуществляет индивидуальное планирование развития карьеры и повышения квалификации для молодых специалистов и работников, включенных в резерв для выдвижения на руководящие должности.

     Адаптация работников в Центре дополнительного образования «Эго» реализуется посредством преемственности, а также через программы обучения и программы стажировки молодых специалистов.

     Развитие  личностных качеств, поведенческих навыков рекомендуется проведение различных семинаров и тренингов развития специалистов и работников, включенных штат Центра. При планировании и организации указанного обучения Общество стремится придерживаться периодичности повышения квалификации работников один раз в три года.

     Тренинги  развития должны проводиться согласно специально разработанным программам, осуществляются тренерами-психологами города. Периодичность участия в тренингах работника определяется его индивидуальным планом развития.

     Также поощряется самостоятельное развитие сотрудников Центра (получение дополнительных профессиональных знаний, новой квалификации, ученой степени). При этом поддержание уровня квалификации в соответствии с постоянно возрастающими квалификационными требованиями к каждому рабочему месту является не только правом сотрудника, но и его обязанностью.

     С целью развития квалификационного  уровня, поддержки стремления работников к повышению собственной квалификации, предлагается ежегодное проведение конкурса «Лучший по профессии» в рамках самого Центра дополнительного образования «Эго», а также проведение научных конференций самим Центром и участие в подобных мероприятиях, проводимых другими организациями.

     Другим  современным способом повышения  квалификации сотрудников Центра дополнительного образования «Эго» является дистационное обучение. Дистанционное повышение квалификации с использованием информационных технологий позволяет охватить широкие круг сотрудников Центра дополнительного образования «Эго», позволяет эффективно использовать новые способы повышения квалификации, а также позволяет отработать механизмы массовой подготовки педагогических кадров в будущем.

     Дистанционное обучение – на современном этапе - это средство обучения, использующее аудио, видеотехнику, интернет и спутниковые каналы связи. Для осуществления дистанционного обучения предполагается предоставление учебно-методических пособий для дистанционных обучающих курсов по основам информационных технологий (на основе обучающих программ фирмы «Кирилл и Мефодий»). Данные курсы включают в себя основы работы в Windows, освоение сети Internet, формирование навыков работы с электронной почтой и с офисными приложениями. Важным элементом данной системы курсов является их педагогическая направленность. Т.е., не просто освоение тех или иных программных продуктов, а именно педагогическое использование программных продуктов при преподавании предметов (физика, история, математика, МХК, иностранный язык).

     Также предлагается прохождения курса «Тьютор информационно-коммуникационных технологий. Тьютор дистанционного обучения». Данный курс предназначен для подготовки тьюторов дистанционного образования со специализацией в области ИКТ и рассчитан на сотрудников различных образовательных учреждений Красноярского края. Таким образом, это самое перспективное направление в системе повышения квалификации.

     На  сотрудников, проходящих повышение квалификации, распространяются все гарантии и компенсации, предусмотренные законодательством о труде, об образовании и муниципальной службе. 

     3. Совершенствование и модернизация материально-технической базы

     Совершенствование и модернизация материально-технической  базы Центра дополнительного образования «Эго» включает следующие направления:

     1). Создание реальных механизмов реализации основных положений концепции информатизации системы образования в контексте требований федерального проекта «Информатизация системы образования», федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационный среды» и федеральной программы развития образования в России. Включает в себя следующие моменты:

  1. аккумуляция и распространение программно - педагогических средств и передового педагогического опыта по использованию информационно-коммуникационных технологий в Центре дополнительного образования «Эго»;
  2. планирование, организация и контроль всех видов работ, связанных с информатизацией муниципальной системы образования, в ходе реализации проекта «Информатизация системы образования»;
  3. комплексная поддержка развития и использования новых информационных технологий в системе эффективного управления Центром и реализации образовательных программ и мероприятий;
  4. обеспечение педагогических работников необходимой информацией об основных направлениях развития образования в области ИКТ, учебниках и учебно-методической литературе по проблемам обучения, воспитания и развития воспитанников, реализуемым с использованием ИКТ;
  5. реализация программ дополнительного образования для школьников и дополнительного профессионального образования для педагогов, предусматривающих освоение информационно - коммуникационных технологий, в том числе в дистанционных формах обучения.

Информация о работе Менеджмент как вид деятельности, науки и искусства управления современным предприятием