Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 09:38, курсовая работа
Цель данного исследования: изучение теоретических аспектов менеджмента как вида деятельности, науки и искусства на современном предприятии и разработка практических рекомендаций на примере учреждения дополнительного образования МОУ ДОД ЦДОДЮ «ЭГО».
Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты менеджмента как вида деятельности, науки и искусства управления современным предприятием 7
1.1. Менеджмент как вида деятельности, науки и искусства управления 7
1.2 Функции менеджмента как вида деятельности, науки и искусства управления 14
Глава 2. Менеджмент как вид деятельности, науки и искусства на примере учреждения дополнительного образования МОУ ДОД ЦДОДЮ «ЭГО». 23
2.1. Характеристика системы управления учреждения дополнительного образования МОУ ДОД ЦДОДЮ «ЭГО». 23
2.2. Разработка рекомендаций по повышению эффективности системы управления в Центре дополнительного образования «Эго» 33
2.3. Итоги экспериментальной работы 41
Выводы по второй главе 44
Заключение 47
Глоссарий 49
Список использованной литературы: 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 55
Содержание:
В настоящее время трудно назвать более важную и многогранную сферу деятельности, чем управление, или менеджмент, от которого в значительной мере зависят и эффективность производства, и качество обслуживания населения.
В зарубежных странах накоплен значительный опыт управления в области промышленности, торговли, кооперации, сельского хозяйства и т.п. в результате непосредственного участия людей в управленческой деятельности. Он обогащается за счет знаний основ науки управления, мировых достижений в практической организации экономических и социальных процессов .
В России пока еще не достигнуты значительные успехи в теоретическом и практическом освоении менеджмента.
Реорганизовываются старые структуры управления и власти в российской экономике, при этом используются западные модели управления. Однако механическое перенесение концепции управления из одной социокультурной среды в другую, слепое копирование опыта того или иного государства практически невозможно и ведет к тяжелым экономическим и социальным последствиям. Менеджмент обусловлен такими базисными факторами, как тип собственности, форма государственного устройства , степень развития рыночных отношений. Поэтому развитие современного менеджмента в условиях перехода России к рыночной экономике в значительной мере зависит от этих факторов.
В современных условиях менеджмент играет важную роль в организации, решая многоплановые задачи. Поэтому управление организацией не может быть представлено только как особый вид деятельности по целенаправленной координации действий участников процесса совместной трудовой деятельности. Наряду с функциональной характеристикой управления, отвечающей на вопрос, что и как делается в управлении, очень важными его аспектами являются взаимосвязь управления и системы отношений в организации, управления и внешней среды организации.
Управление организацией в наше динамичное время представляет собой сложную работу, которую, как нам предстоит узнать, нельзя выполнять успешно, руководствуясь простыми сухими заученными формулами. Руководитель должен сочетать понимание общих истин и значимости многочисленных вариаций, благодаря которым ситуации отличаются одна от другой.
Цель данного исследования: изучение теоретических аспектов менеджмента как вида деятельности, науки и искусства на современном предприятии и разработка практических рекомендаций на примере учреждения дополнительного образования МОУ ДОД ЦДОДЮ «ЭГО».
Для реализации цели необходимо решить следующие задачи:
1. Рассмотреть теоретические основы менеджмента как вида деятельности, науки и искусства на современном предприятии.
2. Проанализировать особенности менеджмента как вида деятельности, науки и искусства на примере учреждения дополнительного образования МОУ ДОД ЦДОДЮ «ЭГО»;
3. разработать рекомендации по повышению эффективности системы управления учреждением дополнительного образования МОУ ДОД ЦДОДЮ «ЭГО»;
Методологической основой исследования явились труды российских и зарубежных ученых в области управления, организации, планирования и прогнозирования социально-экономического развития.
Вопрос о том, когда управленческая деятельность перестала быть только косвенным проявлением власти и превратилась в самостоятельную, давно интересует историков менеджмента (Л. Маммфорд, Р. Ходжеттс и др.).
Базовые положения, основные подходы и школы в науке управления развивали М. Альберт, М. Мескон, Ф. Хедоури, П.А. Кохно и др.
Родоначальниками разработки основ научной организации труда являлись Ф. Тейлор, Н.А. Витке, Ф. Гилбрет, Г. Форд и др.
Функциональный
подход в управлении тщательно разработан
в отечественной научной
У.Кинг
и Д.Клиланд разработали
Психологический подход в управлении в настоящий момент напрямую связан с человекоцентристским подходом в управлении (Ю.А. Конаржевский, Н.В. Немова, П.И.Третьяков, Т.И. Шамова, Р.Х.Шакуров, И.К. Шалаев и др.).
В
современной иностранной
В качестве методологической базы были использованы учебники по основам менеджмента, стратегическому планированию и управлению, учебные пособию по современному зарубежному менеджменту, а также периодические издания такие как «Менеджмент в России и за рубежом», «Проблемы теории и практики управления» и т.д.
Объект исследования: муниципальное учреждение дополнительного образования МОУ ДОД ЦДОДЮ «ЭГО».
Предмет исследования: менеджмент как вид деятельности, науки и искусства на современном предприятии.
Структура работы: данная работа состоит из введения; двух глав, заключения, списка литературы, глоссария, приложения.
Термин «менеджмент» (от латинского слова «манус» — рука) первоначально относился к сфере управления животными и означало искусство управления лошадьми. Позже это слово стало означать область науки и практики управления людьми и организациями.
В
современной экономической
1. Способ, манера общения с людьми.
2. Власть и искусство управления.
3.
Особого рода умение и
4. Орган управления, административная единица.
В «Словаре иностранных слов» «менеджмент» толкуется как управление производством и как совокупность принципов, методов, средств и форм управления производством с целью повышения его эффективности.
В современной теории и практике под менеджментом понимается процесс руководства (управления) отдельным работником, рабочей группой и организацией в целом [5, с. 115-117].
Как видим, понятие «менеджмент» можно рассматривать с разных точек зрения, каждая из которых открывает новые грани предмета исследования науки управления.
1. Менеджмент рассматривается как вид деятельности человека, направленный на достижение определенной цели или целей.
Именно менеджмент создает экономическое и социальное развитие. Оно есть его результат. Всюду, где мы вкладывали только экономические факторы производства, особенно капитал, мы не добивались развития. В немногих случаях, когда мы смогли породить энергию менеджмента, мы порождали стремительное развитие. Развитие, иными словами,— дело скорее человеческой энергии, чем экономического богатства. Генерирование человеческой энергии и придание ей направления есть задача менеджмента [18, с. 39].
Так характеризует социальную функцию и значение менеджмента Питер Друкер, который первым, еще в 50-х годах, сумел распознать, обобщить и описать появление в мире нового могущественного фактора развития, ученый, которого, пожалуй, можно назвать родоначальником менеджмента как систематизированной дисциплины.
Редко новый социальный институт, новая, лидирующая в обществе группа, новая ключевая социальная функция возникали с такой быстротой, как менеджмент в XX столетии. Редко в человеческой истории новый институт так быстро становился незаменимым. И никогда прежде новый институт не охватывал земной шар с такой легкостью, пересекая границы стран и культур, языков и традиций, как это сделал менеджмент на протяжении жизни одного поколения. И действительно, всюду, где удавалось ввести эффективный менеджмент, начиналось стремительное развитие.
2 Менеджмент определяется как процесс, с помощью которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения.
Процесс управления есть информационный процесс, т.е. процесс формирования, восприятия, передачи, обработки и хранения информации. Следует особо отметить, что управление не сводится к информации, но и немыслимо вне информации. Указанные пять стадий информационного процесса реализуются в ряде последовательных действий руководителей и исполнителей в соответствии с их должностными обязанностями.
Сущность и содержание процесса управления проявляется в его функциях. Процесс управления предполагает выполнение функций организации, планирования, координации, мотивации, осуществляя которые менеджеры обеспечивают условия для производительного и эффективного труда занятых в организации работников и получение результатов, соответствующих целям. Поэтому менеджмент — это еще и умение добиваться поставленных целей, направляя труд, интеллект, мотивы поведения людей, работающих в организации. Это является основанием для рассмотрения менеджмента как процесса влияния на деятельность отдельного работника, группы и организации в целом с целью достижения максимальных результатов. Это влияние осуществляет определенная категория людей — менеджеры. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами, а также с органами или аппаратом управления.
3. Менеджмент рассматривается как иерархическая организационная структура, в рамках которой реализуются функции управления. В свою очередь, иерархия аппарата управления находит свое конкретное отражение в структуре управления тем или иным предприятием (организацией). Таким образом, аппарат управления является составной частью любой организации и ассоциируется с понятием менеджмента. Без него организация, как целостное образование, не может существовать и работать эффективно.
4. Менеджмент рассматривается как категория людей, занятых управлением. Умение ставить и реализовывать цели основатель школы научного менеджмента Ф.У. Тейлор определял как искусство точно знать, что предстоит сделать и как сделать это самым лучшим и дешевым способом. Этим искусством должна обладать определенная категория людей — менеджеров, чья работа состоит в организации и руководстве усилиями всего персонала для достижения целей. Поэтому менеджмент нередко идентифицируется с менеджерами. Главной задачей управленческого персонала является эффективное использование и координация всех ресурсов организации (капитала, зданий, оборудования, материалов, труда, информации).
5. В XX веке менеджмент выделился в самостоятельную область знаний, науку, имеющую свой предмет, свои специфические проблемы и способы их решения. Научные основы этой дисциплины представлены в виде концепций, теорий, принципов, способов и систем управления. Менеджмент как наука направляет свои усилия на объяснение природы управленческого труда, установление связей между причиной и следствием, выявление факторов и условий, при которых совместный труд людей оказывается и более полезным, и более эффективным. В определении менеджмента как науки подчеркивается важность упорядоченных знаний об управлении. Они позволяют не только своевременно и качественно управлять текущими делами, но и прогнозировать развитие событий, и в соответствии с этим разрабатывать стратегию и политику организаций. Поэтому наука управления разрабатывает свою теорию, содержанием которой являются законы и закономерности, принципы, функции, формы и методы целенаправленной деятельности людей и процессов управления [10, с. 66-69].
Понимание
менеджмента как искусства