Менеджмент как вид деятельности, науки и искусства управления современным предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 09:38, курсовая работа

Описание работы

Цель данного исследования: изучение теоретических аспектов менеджмента как вида деятельности, науки и искусства на современном предприятии и разработка практических рекомендаций на примере учреждения дополнительного образования МОУ ДОД ЦДОДЮ «ЭГО».

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические аспекты менеджмента как вида деятельности, науки и искусства управления современным предприятием 7
1.1. Менеджмент как вида деятельности, науки и искусства управления 7
1.2 Функции менеджмента как вида деятельности, науки и искусства управления 14
Глава 2. Менеджмент как вид деятельности, науки и искусства на примере учреждения дополнительного образования МОУ ДОД ЦДОДЮ «ЭГО». 23
2.1. Характеристика системы управления учреждения дополнительного образования МОУ ДОД ЦДОДЮ «ЭГО». 23
2.2. Разработка рекомендаций по повышению эффективности системы управления в Центре дополнительного образования «Эго» 33
2.3. Итоги экспериментальной работы 41
Выводы по второй главе 44
Заключение 47
Глоссарий 49
Список использованной литературы: 51
ПРИЛОЖЕНИЕ 55

Работа содержит 1 файл

Менеджмент как вид деятельности.doc

— 299.00 Кб (Скачать)
 

     2). Модернизация учебного оборудования и материально-технической базы Центра дополнительного образования «Эго».

     Обновление информационно-технологической базы Центра дополнительного образования «Эго» является крайне необходимо, так как наблюдается изношенность имеющегося оборудования как морально так и физически.

     Модернизация  материально-технической компьютерной базы для организации новых форм деятельности Центра основана на необходимости овладения подростками современными информационными технологиями для последующей успешной социализации в учебном и трудовом коллективе.

     Также предлагается открытие в Центре дополнительного  образования «Эго» профильные кружки и спецкурсы, связанные с информационными технологиями: VEB-дизайн, Интернет-клуб, клуб юного режиссера, разработка собственного сайта Центра силами самих подростков (конечно, при поддержке руководителя), создание собственной газеты и ее дизайн и тиражирование.

     Кроме того, в рамках совершенствования  процесса образования предлагается следующее:

     • Использование в процессе обучения альтернативных и электронных материалов;

     • Создание мощной медиатеки;

     • Внедрение дистанционного образования;

     • Организация профессиональных курсов по овладению компьютерными технологиями и вручение учащимся сертификатов об окончании курсов.

     Необходимо  также отметить, что проведение регулярных опросов и анкетирования воспитанников и сотрудников Центра по вопросам качества учебного процесса, материально-технической базы, предоставления образовательных программ поможет определиться в том, какие из данных направлений нужно совершенствовать в первую очередь и какие конкретные изменения необходимо проводить (например, повышения качества образовательных программ на основе модернизации материально-технической базы).

2.3. Итоги экспериментальной  работы

     Подводя итоги, необходимо отметить следующие  положения:

     1). Создание эффективно функционирующей  системы управления Центра дополнительного образования «Эго» в текущем и перспективном периодах времени, возможно, на основе: соответствия ее правилам и технологическим процедурам построения, наличия инновационных образовательных программ, времени на оказание образовательных услуг; информации о соблюдении государственного образовательного стандарта; внедрения учебно-методических, информационных, технологических и технических новшеств; ресурсообеспеченных воздействий субъекта управления на образовательный процесс посредством функций, методов, способов управления, комплексных мер и стратегий; ресурсного взаимодействия и соответствия нормам обеспечения образовательного процесса;

     2). Прогнозирование управленческого  развития Центра дополнительного образования «Эго» выступает в соответствии со своей целевой направленностью, наполняемой конкретными действиями, работами и мерами по обеспечению функциональной предназначенности, но и инструментом экстраполяционного переноса прошлых и действующих тенденций в будущий период времени в виде количественных и качественных оценок экономического, финансового и социального развития, а также основой для планово-расчетных и имитационных обоснований достижения в перспективном периоде времени тех показателей результативности и в целом эффективности ресурсопотребления, которые соответствуют возрастающему и интенсивно используемому в перспективном периоде времени ресурсному потенциалу Центра;

     3). Основными направлениями рационализации  функционирования системы управления социально-экономическим развитием Центра дополнительного образования «Эго», устанавливаемыми в соответствии с целевой ориентацией системы на достижение прироста уровня управляемости, экономических и социальных результатов деятельности учреждений, внедрение и эффективное использования управленческих и информационных технологий компьютерного программного комплекса в образовательном процессе; инновационности содержания обучения, учебно-методического комплекса, ориентации на высокое качество подготовки специалистов, индивидуализацию, демократизацию и гуманизацию образовательного процесса; переход от дискретной к самонастраивающейся системе непрерывного обучения; создание и реализация механизма нормативно-правовой регламентации учреждений дополнительного образования.

     4). Расширение форм сотрудничества университета с организациями различных форм собственности и по различным направлениям (трудоустройство подростков, повышение квалификации сотрудников Центра, научные разработки, PR-компании, маркетинговые исследования и т. д.).

     5). Структурная модернизация, информационное обновление и постоянное сопровождение (в том числе в части оперативного отражения изменений) Web-сайта Центра в Internet;

     6). Одним из главных моментов в обеспечении эффективности управления Центра дополнительного образования является устренение сложившегося противоречие между существующим подходом в осуществлении образовательных программ, исходя из собственных возможностей учреждения и реальных потребностей и интересов, с одной стороны, воспитанников Центра, а с другой стороны, государства и общества.

     В конечном итоге внедрение предложенных рекомендаций позволит Центру обеспечивать разработку инновационных образовательных программ, предлагать области деятельности и знания, направления образования личности современного подростка, при этом, учитывая контекст собственной гуманистической стратегии.

     В целях повышение эффективности  управления Центром дополнительного образования «Эго» предполагается расширение общественных начал, т.е.:

  • осуществление управления и осуществления образовательных программ Центра на основе естественно-необходимых личностно-значимых качеств;
  • реализация непрерывной педагогической диагностики, постепенно переходящую в самопознание;
  • оптимальное сочетание индивидуального воспитания, воспитания в коллективе и самовоспитание;
  • педагогизация воспитательного пространства, неразрывная связь с воспитательными факторами среды, родителями, и другими учреждениями дополнительного образования.
  • осуществление новых направлений деятельности (информационные технологии, учебно-исследовательская деятельность);
  • расширение спектра образовательных программ, обеспечивая право выбора индивидуального образовательного маршрута;
  • активное освоение различных образовательных технологий (поисковых, исследовательских, проективных…);
  • использование разнообразных форм деятельности (школы, движения, праздники, игровые, досуговые программы, лагеря, научные общества).

Выводы  по второй главе

     Таким образом, эффективная система управления Центра дополнительного образования  «Эго» представлена в виде комплекса, элементами которого выступают методы управления и предпринимаемые комплексные меры в рамках функций организации, планирования, регулирования, контроля, а также разработка стратегических планов развития Центра дополнительного образования «Эго» в долгосрочном периоде времени.

     Управление  центра осуществляется на основе сочетания  принципов единоначалия и самоуправления. Общее руководство Центром, как образовательным учреждением, осуществляет Совет центра. Непосредственное руководство структурным подразделением осуществляют руководители структур, назначенные директором Центра.

     К основным показателям Центра дополнительного образования детей «Эго» относят:

     1). Ассортимент предоставляемых услуг. Ассортимент услуг, предоставляемых Центром дополнительного образования «Эго» довольно разнообразен и представлен всевозможными направлениями и видами деятельности, которые могут заинтересовать и увлечь современного подростка. Некоторые услуги, предоставляемые Центром дополнительного образования «Эго» являются довольно специфическими и редкими в нашем городе (например, японское искусство борьбы на мечах) и получить их можно только в Центре. Для повышения эффективности системы управления Центра дополнительного образования «Эго» необходимо разработка и внедрение инновационных технологий как неотъемлемого фактора современного образовательного процесса. Кроме того, необходимым параметром оценки инновационных изменений в жизнедеятельности Центра дополнительного образования «Эго» выступает самоорганизация, самодеятельность воспитанников Центра.

     2). Квалификация специалистов, работающих в Центре. Основная часть педагогического коллектива имеет 14 квалификационный разряд. В коллективе Центра работает в среднем 15% педагогических кадров с высшей категорией и более 50% имеют 1 категорию, 5%- 2 категорию. Многие сотрудники удостоены Почетных грамот МОРФ «За успешную работу по воспитанию и обучению детей». Самым важным шагом по повышению эффективности системы управления Центра в рамках данного направления является постоянное формирование, стимулирование и удовлетворение потребностей в повышении квалификации и профессиональной переподготовке кадров Центра.

     3). Комплектование секций Центра. При  комплектовании учебных групп  учитываются направленность обучения (физкультурно-спортивная, культурологическая, художественно-эстетическая и т.д.), наименование образовательной программы (волейбол, баскетбол, туризм и т.д.), кол-во групп (при этом учитываются группы 1, 2, 3 годов обучения), распределяется количество часов на группу и количество обучающихся в группе.

     Совершенствование и модернизация материально-технической базы Центра дополнительного образования «Эго» включает следующие направления: аккумуляция и распространение программно - педагогических средств и передового педагогического опыта по использованию информационно-коммуникационных технологий в Центре дополнительного образования «Эго», планирование, организация и контроль всех видов работ, связанных с информатизацией муниципальной системы образования, в ходе реализации проекта «Информатизация системы образования»,

     Необходимо  также отметить, что проведение регулярных опросов и анкетирования воспитанников и сотрудников Центра по вопросам качества учебного процесса, материально-технической базы, предоставления образовательных программ поможет определиться в том, какие из данных направлений нужно совершенствовать в первую очередь и какие конкретные изменения необходимо проводить (например, повышения качества образовательных программ на основе модернизации материально-технической базы).

 

Заключение

     Таким образом, подводя итоги необходимо отметить то, что понятие «менеджмент» можно рассматривать с разных точек зрения, каждая из которых открывает новые грани предмета исследования науки управления.

     Менеджмент  определяется как процесс, с помощью  которого профессионально подготовленные специалисты формируют организации и управляют ими путем постановки целей и разработки способов их достижения. Менеджмент рассматривается как иерархическая организационная структура, в рамках которой реализуются функции управления. В свою очередь, иерархия аппарата управления находит свое конкретное отражение в структуре управления тем или иным предприятием (организацией).

     Менеджмент - древнейшее искусство и новейшая наука. Специалисты в области  управления сходятся во мнении, что  управление является частью больших политических, экономических, технологических, социальных и этических систем и основывается на собственных концепциях, принципах и методах, т. е. имеет серьезный научно-методический фундамент.

     Менеджмент  как искусство - способность человека принимать нетривиальные решения в условиях дефицита информации и времени. В основе его лежат методология и принципы науки управления, которая, в свою очередь, является дисциплиной периода интеграции наук и опирается на достижения теории автоматического регулирования, теории информации, кибернетики, экономики

     Функция менеджмента отражает содержание процесса управления, вид управленческой деятельности, совокупность обязанностей управляющей  подсистемы (субъекта управления). Основоположником научного менеджмента, который сформулировал основные функции управления, был Анри Файоль. А. Файоль впервые предложил рассматривать собственно управленческую деятельность как самостоятельный объект исследования. Он выделил пять основных элементов, из которых, по его мнению, складываются функции управления: прогнозирование, планирование, организация, координирование и контроль.

Информация о работе Менеджмент как вид деятельности, науки и искусства управления современным предприятием