Менеджмент и конкуренция. Положительные и отрицательные свойства конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

На рубеже веков, когда в России заканчивается десятилетие экономических и политических реформ,перед Российской экономикой целом и перед каждой коммерческой фирмой,предприятием и организацией встают новые вопросы выживания в конкурентной среде.Данная ситуация характеризуется усилением международной конкуренции,обострением внутрироссийской конкурентной борьбы,ростомпотребительских требований к выпускаемым товарам и услугам, необходимостью использования новых,более эффективных методов управления.
Роль и место конкуренции в современном мире постоянно переосмысливается,если в России советского периода конкуренция понималась как негативная черта капитализма,его «звериный оскал»,то в настоящее время ни одна правительственная экономическая программа не обходится без шагов по увеличению конкурентоспособности российских предприятий.

Содержание

Введение
Глава 1.Менеджмент, как наука об управлении человеческими
отношениями в процессе производства
1.1 История развития менеджмента
1.2 Понятие и методы современного менеджмента

Глава2.Конкуренция, как форма соперничества производителей
за редкие экономические блага
2.1 Понятия конкуренции в экономической науке
2.2 Основные типы рынков в зависимости от видов конкуренции
Глава 3.Оценка конкурентоспособности туристского предприятия
на примере ОАО «Лучезарный» г.Сочи
3.1 Анализ реализации функций менеджмента
3.2 Анализ конкурентоспособности туристского предприятия
Заключение .
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсач 30 марта.doc

— 174.00 Кб (Скачать)

Концепция обеспечения  конкурентоспособности исходит  из необходимости ускоренного удовлетворения требований рынка, насыщения его товарами первоочередного или повышенного спроса, создания условий для достойного выхода на внешний рынок и выживаемости предприятия в условиях жесткой конкуренции.

Система обеспечения  конкурентоспособности должна включать:

    • маркетинговый анализ;

функционально-стоимостной  анализ;

функционально-стоимостное  проектирование продукции;

экспертные оценки принимаемых решений;

моделирование степени риска.

       Таким образом конкуренция есть борьба между товаропроизводителями, между поставщиками товаров (продавцами) за лидерство, за первенство на рынке, за «кошелек» потребителя. Конкуренция является «невидимой рукой», которая регулирует все общественное хозяйство. Конкуренция служат одним из важнейших способов повышения эффективности, как целой экономической системы, так и всех ее звеньев. Конкуренция есть цивилизованная форма борьбы за выживание, это сильнейший способ непрерывного стимулирования работников и трудовых коллективов. 

     2.2 Типы рынков в  зависимости от вида конкуренции 

     1.Рынок  совершенной конкуренции

     Для него характерно то, что в борьбе за внимание и деньги покупателей  сталкиваются между собой множество  производителей однотипных, стандартизированных  товаров. При этом ни один из них  не обладает контролем над такой долей рынка, которая позволяет ему навязать остальным выгодные ему условия сбыта. Препятствия для вступления в отрасль и неценовая конкуренция при чистой конкуренции отсутствуют. Именно так конкурировали некогда ремесленники на базарах древних городов, именно так по сей день конкурируют между собой мелкие производители сельскохозяйственной продукции. Экономисты называют такую конкуренцию совершенной потому, что здесь она развивается без всяких ограничений, и рыночное равновесие достигается в результате массовых сделок продавцов и покупателей, которые не могут навязать друг другу свою волю и вынуждены искать компромисс в виде рыночной цены (цены рыночного равновесия). В такой ситуации достоинства рыночных механизмов (впрочем, как и их недостатки) проявляются наиболее полно. Именно рынок совершенной конкуренции наиболее точно описывает взаимодействие спроса и предложения.

2.Рынок  олигополистической конкуренции

     На  данном рынке присутствует как правило  несколько  продавцов.Олигополистический рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции  производится  горсткой  круных фирм, каждая из которых достаточно  велика,  чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями. Автомобильная, сталилитейная  промышленность, грузовой  и  пассажирский воздушный транспорт являются  олигополиями.  Отдельные олигополисты могут сами влиять на  цену,  как  и при монополии, но цена определяется действиями, предпринимаемыми   всеми продавцами, как  и  при совершенной конкуренции. Это обусловливает большую сложность решения проблем олигополистов  по  сравнению с решениями фирм при других типах  конкуренции. Каждая фирма должна балансировать свои экономические действия между спросом покупателей и ответной  реакцией конкурентов на данное действие, так как она в наиболее важной степени  будет влиять на прибыль фирмы. Например, если корпорация  "Дженерал  Моторз" преднамерена повысить цену на свои автомобили, она  должна  предвидеть  ответные  шаги Форда, Крайслера и прочих соперников,  с  те,  чтобы рассчитать итоговые изменения в объеме своих продаж.При олигополистической конкуренции  продукция  может  быть   дифференцированной   (например,втомобильная  отрасль)и  почти идентичной,   как   в   случаях   со  сталью  и  алюминием.  Если  дифферециация продукции возможна, то фирмы должны позаботиться о рекламе,  дизайне своего  товара  (здесь,  большую роль  играют маркетинговые исследования, проводимые фирмами). Чтобы просчитать последствия   изменения   этих   переменных,  как и последствия изменения  цены,  олигополист  должен предвидеть реакцию, которая последует со стороны соперников.Олигополистический рынок занимает  промежуточное  положение между  монополистическим рынком и совершенно конкурентным рынком. В условиях совершенно  конкурентного  рынка барьеры вхождения в него  отсутствуют, а монополистический рынок не оставляет никакой возможности  для проникновения других фирм. На олигополистических рынках  обычно существуют барьеры вхождения, но в то же время они не стали они не столь непреодолимы,   как в условиях монополистического рынка, что предоставляет   возможность проникновения  других  фирм  на  данный рынок. Причем, чем слабее барьеры  вхождения,  тем выше вероятность, что в отрасли (рынке), где   олигополист получает  большие   прибыли, будет пытаться прорваться  множество других  фирм. Это в свою очередь может привести к снижению прибыли в долгосрочном периоде.

     3. Рынок монополистической конкуренции

     Экономисты  говорят о возникновении монополистической  конкуренции в том случае, когда  для удовлетворения одной и той же потребности продавцы начинают предлагать покупателям товары-аналоги – различные товары, отличающиеся между собой некоторыми особенностями, но удовлетворяющие одну и ту же потребность покупателей.     Например, телевизоры удовлетворяют одну и ту же потребность покупателей – желание смотреть телепередачи. Но каждая фирма, изготавливающая телевизоры, предлагает покупателю товары, несколько отличающиеся друг от друга: количеством принимаемых каналов, дизайном корпуса, качеством звука и т.д. При этом определенная марка телевизоров предлагается на рынок только одной фирмой, обладающей патентами на реализованные в этой марке технические решения. Если таких фирм много, то мы имеем дело монополистической конкуренцией. Это тип рыночной ситуации, в которой монополистическая власть каждой фирмы распространяется лишь на изготовление особой разновидности товара, но не на контроль над рынком всех товаров однотипного назначения. Фирмы, при такой конкуренции, выступают в отрасль сравнительно легко, при этом значительный упор делается на рекламу, торговые знаки, марки и т.д. Такой тип конкуренции родился после создания системы защиты авторских прав и прав на товарный знак с помощью патентов. Именно в силу такой правовой защиты прав изготовителя на исключительное владение фирменными названиями и секретами производства другие фирмы не могут выпускать свою продукцию под тем же именем и с точно такими же свойствами, как продукция защищенная патентом. Поэтому каждой фирме приходится выходить в мир конкуренции под собственным именем и со своими разработками.

По существу, монополистическая конкуренция -  это  совершенная конкуренция  плюс дифференциация продукции,  дающая  каждому монополистическому  конкуренту  некоторую  власть над рынком, так  как  каждый  конкурент,  может слегка повышать цену, не теряя при этом своих тради -ционных покупателей. Но все же его монопольная власть   уменьшается   пропорционально   количеству  конкурентов,предлагающих подобные товары и услуги. Возможность  дифферециации  продукции  ставит новые и трудные проблемы  эффективности,  продавцы  должны четко решать, какие из продуктов  производить и какие  технологиии использовать при их производстве,  как  проводить  рекламу для повышения спроса на на свой товар.

2.3 Положительные и отрицательные свойства конкуренции

Для  конкретной туристской организации  привлекательность рынка зависит  от способности компании удовлетворить  потребности покупателей лучше,чем  конкуренты.Фирма будет конкурентоспособна до тех пор пока удерживает конкурентное приемущество или всилу более высокой производительности,обеспечивающей приемущество по издержкам,либо благодаря особым качествам,отличающим её от конкурентов.Таким образом конкурентное преимущество –это положение организации на рынке,позволяющее ей преодолевать конкуренцию и привлекать потребителей. Конкурентное приемущество позволяет организации иметь рентабельность выше средней для компаний данной отрасли или данного рыночного сегмента.При этом конкурентные приемущества делятся на 2 вида:

1.Приемущества высокого ранга(наличие у организации отличной репутации,известной торговой марки,квалифицированного персонала,развитого маркетинка,основанного на использовании новейших технологий,современного менеджмента,что позволяет организации достигнуть более высокой эффективности

2.Приемущества  низкого ранга (связаны с наличием  дешевой рабочей силы,богатыми  туристскими ресурсами)не столь  устойчивыми,т.к могут быть использованы  конкурентами.

При выборе стратегии  конкуренции необходимо с одной  стороны иметь ясное представление о сильных и слабых сторонах деятельности,т.е периодически проводить анализ маркетинга,финансового состояния,производственной и организационной деятельности компании,давая оценку каждому фактору.

Движущие силы,  способные  влиять на рыночные условия и интенсивность действия сил конкуренции:

- Быстрый или  медленный рост долгосрочного  спроса.

- Изменения в  составе покупателей и способах  использования продукта.

- Обновление  продукта.

- Инновация.

- Маркетинговые  инновации.

- Вход или  выход крупных фирм.

- Рассеивание  технических и технологических  достижений.

- Изменения в  издержках и эффективности.

- Появление покупательски   дифференцированного выбора товаров  вместо товаров массового потребления  (или набора).

- Изменения в  государственной политике и регулировании.

- Уменьшение  неопределенности и риска.

Факторы, влияющие на силу конкурентной борьбы:

1. Увеличение  числа конкурирующих фирм.

2. Медленный  рост спроса на продукцию.

3. Возможность   фирм  использовать понижение  цен или другие методы увеличения продаж.

4. Недостаточная  дифференцированность товаров.

5. Увеличение  размеров отдачи от стратегических  маневров.

6. Уход из  бизнеса становится дороже,  чем  продолжение конкуренции.

7. Увеличение  различий между фирмами в смысле  их стратегий, кадрового состава, ресурсов и так далее.

8. Поглощение  фирм и внедрение новых сильных  конкурентов

     Как и всякое явление, конкуренция имеет  свои положительные и отрицательные  стороны.

Положительные стороны конкуренции:

      1. конкуренция заставляет постоянно искать и использовать в производстве новые возможности;

конкуренция требует  совершенствовать технику и технологии;

конкуренция стимулирует  повышение качества товара;

конкуренция заставляет снижать затраты (и цены);

конкуренция требует  от поставщиков товаров (продавцов) снижать цены на предлагаемый товар;

конкуренция ориентирует  на ассортимент товаров повышенного  спроса;

конкуренция повышает качество продукции (клиент всегда прав);

конкуренция вводит новые формы управления.

Основные  отрицательные свойства конкуренции:

1.При конкуренции наблюдается беспощадность и жестокость по отношению к неудачнику;

многочисленность  «жертв» в виде банкротств и безработицы

     Глава 3.Оценка конкурентоспособности  туристского предприятия  на примере ОАО  «Лучезарный» г.Сочи 

3.1 Анализ реализации функций менеджмента 

     Обычно  под конкурентоспособностью товара (услуги)понимают сравнительную  характеристику потребительских и стоимостных  параметров данного товара(услуги) по отношению к товару(услуге)-конкурента.  Мы проанализируем конкурентоспособность туристского предприятия ОАО «Лучезарный»,а так же произведём анализ реализации функций менеджмента на данном предприятии.

Информация о работе Менеджмент и конкуренция. Положительные и отрицательные свойства конкуренции