Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:42, курсовая работа
На рубеже веков, когда в России заканчивается десятилетие экономических и политических реформ,перед Российской экономикой целом и перед каждой коммерческой фирмой,предприятием и организацией встают новые вопросы выживания в конкурентной среде.Данная ситуация характеризуется усилением международной конкуренции,обострением внутрироссийской конкурентной борьбы,ростомпотребительских требований к выпускаемым товарам и услугам, необходимостью использования новых,более эффективных методов управления.
Роль и место конкуренции в современном мире постоянно переосмысливается,если в России советского периода конкуренция понималась как негативная черта капитализма,его «звериный оскал»,то в настоящее время ни одна правительственная экономическая программа не обходится без шагов по увеличению конкурентоспособности российских предприятий.
Введение
Глава 1.Менеджмент, как наука об управлении человеческими
отношениями в процессе производства
1.1 История развития менеджмента
1.2 Понятие и методы современного менеджмента
Глава2.Конкуренция, как форма соперничества производителей
за редкие экономические блага
2.1 Понятия конкуренции в экономической науке
2.2 Основные типы рынков в зависимости от видов конкуренции
Глава 3.Оценка конкурентоспособности туристского предприятия
на примере ОАО «Лучезарный» г.Сочи
3.1 Анализ реализации функций менеджмента
3.2 Анализ конкурентоспособности туристского предприятия
Заключение .
Список литературы
В литературе менеджмент определяется как управление производством, система методов, принципов, средств и форм управления, разработанных и применяемых в развитых странах для повышения эффективности производства или иной общественной деятельности.В связи с этим возникает вопрос: есть ли для нас необходимость не только изучать, но и вообще употреблять понятие "менеджмент", если в русском языке существует термин "управление", а проблемы управления производством достаточно полно раскрыты в отечественной литературе. Действительно, эти понятия кажутся идентичными, но в силу исторических, политических и ряда других причин их сущность далеко неодинакова.
В упрощенном понимании, менеджмент - это умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект, мотивы поведения других людей. Менеджмент - по-русски “управление” - функция, вид деятельности по руководству людбми в самых разнообразных организациях. Менеджмент - это также область человеческого знания, помогающего осуществить эту функцию. Наконец, менеджмент как собирательное от менеджеров - это определенная категория людей, социальный слой тех, кто осуществляет работу по управлению.
А управление рассматривается как процесс, потому что работа по достижению целей с помощью других - это не какое-то единовременное действие, а серия непрерывных взаимосвязанных действий. Эти действия, каждое из которых само по себе является процессом, очень важны для успеха организации. Их называют управленческими функциями. Каждая управленческая функция тоже представляет собой процесс, потому что также состоит из серии взаимосвязанных действий. Процесс управления является общей суммой всех функций.
Процесс управления (менеджмент) имеет четыре взаимосвязанные функции: планирование, организация, мотивация и контроль.
Качество и эффективность управленческой деятельности во многом зависят от применяемых методов менеджмента (иначе говоря, методов управления), от степени их соответствия объекту управления, складывающейся управленческой ситуации, характера решаемых проблем.
Метод управления - это совокупность однородных приемов и операций целенаправленного воздействия на объект управления для достижения поставленной цели и вытекающих из нее задач.Сложность и изменчивость объектов управления обуславливает многообразен и взаимозависимость методов менеджмента. Классификация методов осуществляется по различным признакам.Весьма полезна для теории и практики управления классификация методов менеджмента на административные, экономические, информационные, психологические, социологические и др.
Для административных методов управления организацией свойственно следующее. Все виды административных методов основываются на нормативно закрепленных организационных отношениях подчиненности между субъектом и объектом системы управления, а также на зафиксированных условиях функционирования организации, допустимых отклонениях от заданного режима, наконец, пределах дозволенного и недозволенного поведения участников управленческого процесса и воздействия на них в случае нарушения соответствующих ограничений. С другой стороны, с использованием административных методов формируется система управления, устанавливаются устойчивые связи и отношений, нормативы выполнения работ, права и ответственность подразделений организации, отдельных работников и т.д. Эта вторая сторона административных методов отражает их организационно стабилизирующую направленность
Информационные методы управления заключаются в доведении до сведения объектов управления определенных сведений, значимых для его трудовой деятельности, поведения, формирования его предпочтений в различных сферах и т.д. В общем случае объект управления может и не осознавать значимости и следствий получаемых им сведений. В качестве непосредственного объекта воздействия при использовании информационных методов управления выступает информационная сфера человека. Информационные методы позволяют формировать и изменять представления, степень осведомленности, информационное состояние объекта управления, устанавливать в его сознании устойчивые связи и тем самым воздействовать на его психическое состояние, мотивационную сферу, стимулировать его к требуемым для субъекта управления решениям и действиям. Для получения результата от воздействия информационных методов управления обычно требуется время
Социологические методы предполагают исследования общественного мнения по важнейшим вопросам функционирования организации. Число таких вопросов могут относиться, в частности, изменение имиджа организации, уточнение конкурентной стратегии, расширения сферы или региона деятельности, корректировка режима секретности, стратегия развития организации, механизм установления надбавок к заработной плате и порядок премирования работников и др. Изучаются также характер взаимоотношений между работниками, их мотивация к труду, причинны возникающих конфликтов, влияние условий работы на ее эффективность, особенности складывающейся корпоративной культуры. В этих целях применяются анкетирование, опросы, наблюдения и самонаблюдения, изучение документов и иные методы, результаты обследований рассматриваются в качестве важной составной части обоснования для принятия решений
Психологические методы управления основываются на знаниях в области психологии личности, социальной психологии, экстремальной психологии, криминальной, психологии, конфликтологии. Использование психологических методов предполагает сугубо индивидуальных подход к объекту управления. Средства и методы психологии позволяют, в частности, оценить менеджерские способности, мышления, волевые качества, фактор совести, выявить деловую мотивацию работника и иные его характеристики, имеющие значение для исполнения им служебных обязанностей и оказание на него управляющего воздействия.
Принципиально различаются следующие группы методов управляющего воздействия — метод убеждения и метод принуждения. Метод убеждения служит для того, чтобы склонить или побудить объект управления к поведения и действиям, желательным для субъекта управления (менеджера). В составе метода убеждения уделяются методы склонения и методы побуждения. Метод склонения заключается в том, что менеджер с помощью разного рода аргументов и фактов объясняет подчиненному (объекту управления) целесообразность выполнения данного решения и таким образом склоняет его действовать способом, который не как не связан с потребностями и мотивацией исполнителя. Противоположность этому использование метода побуждения означает, что менеджер, приводя свои обоснования и соображения, подталкивает объект управления к действию, к тем или иным образом сочетающимся и соответствующим собственным потребностями, мотивами, стремлением исполнителя. Таким образом, используются, главным образом информационные, психологические, а также экономические.
Метод принуждения предполагает управляющее воздействие на объект управления преимущественно с использованием властных полномочий субъекта управления. В результате подчиненный совершает требуемые действия, выполняет поставленную задачу даже вопреки своей воли и желанию. В числе разновидностей принуждения порицание, внушение, наказание. В составе методов принуждения - главным образом административные методы, на практике используются также информационные и психологические методы.
В классификациям методы менеджмента разделяются: методы формального воздействия опираются на соответствующие организационные структуры и связано с использованием субъектом управления имеющихся у него властных полномочий, своего должностного положения. Эти методы имеют точно определенную нормативно-правовыми актами форму реализации, их применение строго регламентировано.
Методы
неформального воздействия не предполагают
опору на организационные структуры,
властные полномочия. Они базируются,
в основном, на разного рода моральных
стимулах, при этом используются убеждения,
авторитет руководителя, межличностные
отношения.
Глава
2. Конкуренция как
форма соперничества
производителей за редкие
экономические блага
2.1
Понятия конкуренции
в экономической
науке
Толкование понятия конкуренции в экономической науке прошло несколько стадий. Классической экономической теории был характерен поведенческий подход. В частности, А. Смит понимал сущность конкуренции как совокупность взаимонезависимых попыток различных продавцов установить контроль на рынке. Следовательно, акцент делался на таком поведении продавцов и покупателей, которое характеризовалось честным, без сговора соперничеством за более выгодные условия продажи или покупки товаров. При этом основным объектом конкурентной борьбы считались цены.
Поведенческая
трактовка конкуренции была характерна
и для неоклассической
Наряду с поведенческой трактовкой начиная с конца ХIХ века в экономическую теорию стала проникать другая, структурная концепция конкуренции, вышедшая впоследствии на первое место. Среди ее авторов были Ф. Эджуорт, А. Курно, Дж. Робинсон, Э. Чемберлин. Позиции этих ученых в современной западной экономической науке столь сильны, что сам термин «конкуренция» чаще всего используется именно в структурном понимании. Рынок называется конкурентным, когда число фирм, продающих однородный продукт, настолько велико и доля конкретной фирмы на рынке настолько мала, что никакая фирма одна и самостоятельно не может существенно повлиять на цену товара путем изменения объема продаж.
Таким образом, при структурном подходе акцент смещается с самой борьбы фирм друг с другом на анализ структуры рынка, тех условий, которые господствуют в нем. Как подчеркивает А.Ю.Юданов, «в центре внимания оказывается не соперничество фирм в установлении цены, не выяснения того, кто и почему победил, а установления факта принципиальной возможности (или невозможности) влияния фирмы на общий уровень цен на рынке. Если такое воздействие невозможно, то речь идет о рынке совершенной конкуренции, в противном случае — об одной из разновидностей конкуренции несовершенной».
Такое понимание конкуренции, как видим, значительно отличается от ее определения в классической теории, не проводившей различия между конкуренцией и соперничеством. Классики, говоря о конкуренции, имели в виду лишь совершенную конкуренцию, в рамках которой взаимозависимость продавцов настолько мала, что ею можно пренебречь. На конкурентном рынке все фирмы независимы друг от друга в том смысле, что действия одной не оказывают сколько-нибудь заметного влияния на поведение других фирм. При таком конкурентном поведениии-соперничестве ни одна фирма не может стать лидером на рынке, то есть, не возможна монополия.
Кроме поведенческой
и структурной трактовки
Другой австрийский экономист и политический философ — Ф. фон Хайек рассматривал конкуренцию еще шире, понимая ее как «процедуру открытия». По его мнению, предпринимателю важно, ориентируясь на повышение или понижение цен на ресурсы и производимые с их помощью блага, понять, в каком направлении нужно действовать, что, как и для кого производить. На рынке только благодаря ценам и конкуренции скрытое становится явным. Только «процедура» конкуренции «открывает», какие ресурсы и в каком количестве необходимо использовать, что, сколько, где и кому продавать.
Роль
и место конкуренции в
Сама проблема
современной конкуренции и
Под конкуренцией
обычно понимается соперничество на
каком-либо поприще(в бизнесе) между
отдельными юридическими и физическими
лицами-конкурентами, заинтересованными
в достижении как правило, одних
и тех же целей.С точки зрения фирмы
или предприятия такой целью является
максимизация прибыли,рост объёма продаж
и борьба за ограниченный объём платежеспособного
спроса потребителей,ведущаяся на доступных
сигментах рынка,причем,как правило,за
счет выпуска высококачественного продукта(
товаров,услуг) по более низким ценам,чем
у конкурента,завоеваниям стойких предпочтений
у клиентов(потребителей) путем удовлетворения
их нужд,потребностей,запросов.
Информация о работе Менеджмент и конкуренция. Положительные и отрицательные свойства конкуренции