Менеджмент и конкуренция. Положительные и отрицательные свойства конкуренции

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Декабря 2011 в 22:42, курсовая работа

Описание работы

На рубеже веков, когда в России заканчивается десятилетие экономических и политических реформ,перед Российской экономикой целом и перед каждой коммерческой фирмой,предприятием и организацией встают новые вопросы выживания в конкурентной среде.Данная ситуация характеризуется усилением международной конкуренции,обострением внутрироссийской конкурентной борьбы,ростомпотребительских требований к выпускаемым товарам и услугам, необходимостью использования новых,более эффективных методов управления.
Роль и место конкуренции в современном мире постоянно переосмысливается,если в России советского периода конкуренция понималась как негативная черта капитализма,его «звериный оскал»,то в настоящее время ни одна правительственная экономическая программа не обходится без шагов по увеличению конкурентоспособности российских предприятий.

Содержание

Введение
Глава 1.Менеджмент, как наука об управлении человеческими
отношениями в процессе производства
1.1 История развития менеджмента
1.2 Понятие и методы современного менеджмента

Глава2.Конкуренция, как форма соперничества производителей
за редкие экономические блага
2.1 Понятия конкуренции в экономической науке
2.2 Основные типы рынков в зависимости от видов конкуренции
Глава 3.Оценка конкурентоспособности туристского предприятия
на примере ОАО «Лучезарный» г.Сочи
3.1 Анализ реализации функций менеджмента
3.2 Анализ конкурентоспособности туристского предприятия
Заключение .
Список литературы

Работа содержит 1 файл

курсач 30 марта.doc

— 174.00 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Курсовая  работа

               по дисциплине: «Основы менеджиента»

            Тема: «Менеджмент и конкуренция. Положительные и                  отрицательные свойства конкуренции» 
 
 
 
 
 

                                                                       Выполнил студент:Яковлев Максим

группа090329 МТ

Руководитель  работы 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  

                                                2010г.

     Содержание 

       Введение

Глава 1.Менеджмент, как наука об управлении человеческими

  отношениями в процессе производства

              1.1 История развития менеджмента

         1.2 Понятие и методы современного менеджмента

            

 Глава2.Конкуренция, как форма соперничества производителей

   за редкие экономические блага

        2.1 Понятия конкуренции в экономической науке

        2.2 Основные типы рынков в зависимости от видов конкуренции

 Глава 3.Оценка конкурентоспособности туристского предприятия

  на примере ОАО «Лучезарный» г.Сочи

          3.1 Анализ реализации функций менеджмента

          3.2 Анализ конкурентоспособности туристского предприятия

  Заключение .

       Список литературы

Введение 

На рубеже веков, когда в России заканчивается  десятилетие экономических и  политических реформ,перед Российской экономикой целом и перед каждой коммерческой фирмой,предприятием и организацией встают новые вопросы выживания в конкурентной среде.Данная ситуация характеризуется усилением международной конкуренции,обострением внутрироссийской конкурентной борьбы,ростомпотребительских требований к выпускаемым товарам и услугам, необходимостью использования новых,более эффективных методов управления.

Роль и место  конкуренции в современном мире постоянно переосмысливается,если в России советского периода конкуренция  понималась как негативная черта  капитализма,его «звериный оскал»,то в настоящее время ни одна правительственная экономическая программа не обходится без шагов по увеличению конкурентоспособности российских предприятий.

Данная курсовая работа имеет целью выявить и  проанализировать влияние менеджмента, его функций,на обеспечение конкурентоспособности органицации.

Отсюда главными задачами работы является:

-определение  понятия менеджмента,его методов  ифункций

- рассмотрение  термина конкуренции,её свойства  и виды

-оценка влияние  реализации функций менеджмента  на конкурентоспособность туристского предприятия на примере ОАО «Лучезарный»

Здравый экономический  смысл показывает,что ключевые решения  и экономическое поведение в  бизнесе всегда направляется конкуренцией, хотя и определяется конкретными  «внешними» для предпринимателей и фирм рыночным условиям.

Деятельность  предпринимателей и фирм описывается  как реакция на конкуренцию и  условия спроса и предложения,т.е  как реакция на силы которые находятся  за пределами её контроля или влияния.

Сама проблема современной конкуренции и конкурентоспособности носит всемирный характер,она затрагивает все страны мира,их экономику,социальные отношения,науку и культуру,все фирмы,отрасли,всех товаропроизводителей.Рыночные механизмы конкуренции и ценообразования являются стержнем экономического механизма внешнего конкурентного управления любой фирмой,предприятием или предпринимательством.

Под конкуренцией обычно понимается соперничество на каком-либо поприще(в бизнесе) между  отдельными юридическими и физическими  лицами-конкурентами, заинтересованными в достижении как правило, одних и тех же целей.С точки зрения фирмы или предприятия такой целью является максимизация прибыли,рост объёма продаж и борьба за ограниченный объём платежеспособного спроса потребителей,ведущаяся на доступных сигментах рынка,причем,как правило,за счет выпуска высококачественного продукта( товаров,услуг) по более низким ценам,чем у конкурента,завоеваниям стойких предпочтений у клиентов(потребителей) путем удовлетворения их нужд,потребностей,запросов.На наш взгляд конкуренция-это в общем говоря,исходная базовая категория, характеризующая сущность рыночной экономики.

 Знание сильных и слабых сторон конкурентов,их отличительных особенностей(отличия в клиентуре,организации управления,методах обслуживания и т.д) позволяет организациям выявить собственные конкурентные приемущества и определить свою позицию на рынке услуг и особенности деятельности которые будут отличать её от других организаций и привлекать потребителя.

     Глава 1.Менеджмент, как  наука об управлении человеческими отношениями в процессе производства 

1.1 История развития  менеджмента 

     Внедрение рыночных отношений в практику хозяйствования требует принципиального изменения  методов управления  на  всех  уровнях управленческой иерархии.  Это выдвигает необходимость  изучения новых подходов и форм управления,  в частности, менеджмента как особого  типа  управления.  Менеджмент  как научная дисциплина прошел долгий и противоречивый путь развития, и рассматривать его, несомненно,  нужно с учетом исторического опыта, тех целей и задач, которые ставились на разных этапах его развития.  Подготовить менеджеров  к восприятию современных проблем менеджмента сквозь историческую призму,  позволяющую понять логику развития  этих  проблем,можно путем ознакомления с работами классиков в области менеджмента.

Впервые интерес  к теории менеджмента как науки  появился в конце  XIX  века.  В  1911  г.  американский  инженер  Фредерик Тейлор (1856-1915) опубликовал  книгу "Принципы  научного  управления".  В ней  Ф.Тейлор,  анализируя процесс  производства,  развил учение об интенсификации трудовых операций в целях повышения  производительности  труда.  В частности,  он детально изучал рабочие операции и изменял их таким образом,  чтобы устранить лишние,  непродуктивные движения.

 Заслугой Ф.Тейлора было стремление противопоставить научный подход сложившимся традициям,  подойти к трудовому  процессу как  к  системе  и  дать научные основы организации и нормированию труда человека.  Впервые вместо традиционной линейной системы  управления была предложена функциональная система, которая предлагала наличие коллектива администраторов, отвечающих за разные стороны организации труда. Ф.Тейлор впервые сделал попытку отделить некоторые творческие функции,  такие, как обдумывание, планирование, от  фактического  выполнения  работы.  При этом Тейлор своеобразно трактовал основные задачи управления предприятием: "Главнейшей задачей управления предприятием должно быть обеспечение максимальной прибыли для предпринимателя в соединении с максимальным  благосостоянием для каждого занятого в предприятии работника".  До Тейлора считалось,  что эти тенденции взаимно исключают друг друга. Однако Тейлор соединил эти тенденции как взаимосвязанные, а не конкурирующие.  При этом он указывал,  что связать их можно только в случае достижения наивысшей производительности труда,  под которой он понимал максимально возможную отдачу каждого работника. Тейлор также исследовал  факторы,  мешающие повышению производительности труда,такие,  как плохая организация работы, грубые и примитивные методы производства, и впервые пытался определить, каким же является наилучший тип управления. Итак, Ф.Тейлор, а также его единомышленники Ф.Гилберг  и Г.Грант являлись представителями так называемой школы научного управления.Однако исследовали они в основном производство и занимались повышением эффективности труда в объективе управления. Следующим этапом в развитии менеджмента была попытка ученых создать теорию управления общественным производством.  К ним относится,  прежде всего, француз Анри Файоль (1841-1925), который говорил уже не только о промышленном управлении,  но и об управлении государственными учреждениями.  С этой целью А.Файоль и его единомышленники  пытались  сформулировать принципы управления,  которые были бы достаточно универсальны и способствовали успеху любой  организации.  В 1916 г. его книги "Общее и промышленное управление","Научная организация труда",  "Позитивное управление" были опубликованы  на  русском  языке.  Управлять  по А.Файолю,  значит вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы.  Он выделял такие функции,  как предвидение,  т.е. изучение будущего,  и установление программы действий, организацию, координацию (т.е.  объединение всех действий и усилий), контроль, распорядительство (т.е. приведение в действие потенциала труда).  В этой связи  А.Файоль рассматривал управление как процесс,  состоящий из нескольких взаимосвязанных функций: планирования, организации, мотивации и контроля. Кроме того, он впервые поставил задачу построения структуры организации на основе принципа  единоначалия,  согласно которому каждый сотрудник должен получать распоряжения только от одного начальника и подчиняться только ему одному. Следующий этап  в развитии управленческой  мысли характеризуется развитием концепции человеческих отношений. Концепция человеческих отношений как теория получила свое развитие в 20-30 годы в США.  Связано это с переходом в экономической деятельности от экстенсивных методов к интенсивным и ростом значения человеческого фактора.  Наконец, обратили внимание на то,  что человек - это, прежде всего, личность, и им надо управлять по-иному,  чем другими факторами производства.

Личность - это  главный фактор,  поддерживающий  конкурентноспособность  и  способность  к  адаптации  к новым ситуациям.  Человек -единственный источник обновления в современной компании. Поэтому и теоретики  и практики США в 30-е годы повернулись к проблеме мотивации. Прежде всего, это Элтон Мэйо (1880-1949), психолог и социолог, основоположник изучения в школах бизнеса таких дисциплин, как индустриальная социология, основы доктрины человеческих отношений.

Занимался этикой, философией, логикой, психопатологией. Свои выводы сделал на основе известного хоторнского  эксперимента,  в  ходе которого изучал влияние различных  факторов,  таких, как освещение,расположение рабочих мест и др., на производительность труда. Было установлено,  что  эти факторы меньше влияют на производительность труда,  чем общение рабочих друг с другом,  из контакты в процессе работы. Это породило социальные аспекты менеджмента. Э.Мэйо сделал ряд выводов:

- человек - существо  социальное, ему нужно работать  в группе;

- жесткая иерархия  бюрократической системы противоречит  природе человека, он тяготеет  к свободе;

- руководители  должны ориентироваться на людей,  а не на продукцию;

- необходима  интеграция в группах,  т.е.  создание в  группах соответствующего  психологического климата.

Человек всегда откликался на влияние группы,  т.к.  он  в  большей степени реагирует  на людей, равных по статусу, чем на руководство. Отсюда, если в группе все заняты достижением поставленной цели, то это  в  гораздо  большей степени мотивация,  чем контроль,  идущий сверху.  Таким образом, появилось понятие неформальных групп и отношений  в доктрине человеческих отношений. Неформальные группы-это структура, возникающая на основе симпатий и антипатий. Эти отношения естественны,  необходимы и полезны для организации. Иногда интересы неформальных групп вступают в противоречие  с интересами формальных организаций. В таком случае задачей менеджмента является согласование этих интересов, т.е. менеджер должен научиться управлять неформальными группами.  В неформальных группах появляются неформальные лидеры в силу своих личностных качеств. Чтобы успешно управлять  неформальными отношениями,  менеджер должен совмещать в себе качества формального и неформального лидера.  Это залог сплоченности, группового сотрудничества.

При этом в своей  деятельности менеджер должен:

- концентрировать  внимание на потребностях группы;

- увеличивать  степень удовлетворенности своих работников: повышение благосостояния,  ротацию, снятие усталости, монотонности и т.д.;

- создать систему  эффективности мотивации;

- внедрять систему  взаимного контроля и взаимной  ответственности  (кружки качества).

Следует также  несколько  слов  сказать  об  учении  Макса  Вебера (1864-1920)  как о переходящем звене между классическим менеджментом и теорией человеческих  отношений.  В  отличие  от  Ф.Тейлора,А.Файоля и Э.Мэйо М.Вебер не менеджер, а социолог. В центре внимания его учения лежит проблема "рационального". По мнению М.Вебера,любые сферы деятельности человека могут быть рациональными и иррациональными.  Рациональный подход очень характерен  для немецкого типа мышления:  есть цели,  план,  четкий порядок. По нему живут и работают. Есть четкая уверенность в выполнении плана. М.Вебер считал, что в Европе на основе рыночных отношений сформировался определенный тип личности в отличие от Востока,  где распространен иррациональный подход. М.Вебер ввел понятие "бюрократической организации" как организации высшего рационального типа, откуда был полностью  исключен  личностный  социально-психологический аспект.  В 50-60-е годы появляется поведенческий аспект в  менеджменте,  т.е.описание поведения человека,  причин и следствий этого поведения в конкретных производственных ситуациях. В результате таких исследований  появляется менеджмент персонала,  кадровую работу в котором принято рассматривать лишь как составную часть.  Управление персоналом - это прежде всего управление человеческими отношениями, куда входит и сама кадровая работа (размещение,  продвижение, увольнение),  а также мотивация, групповая дисциплина, система социальных мер.  Таким образом,  идеи Э.Мэйо лежат в основе  современного менеджмента. 

     1.2  Понятие и методы современного менеджмента

      

Понятие "МЕНЕДЖМЕНТ" в последнее  время  все  чаще  и  чаще употребляется в  русском  языке.  Открываются "школы менеджеров", создаются "клубы менеджеров",  проводятся "семинары менеджеров", но редко люди отдают себе отчет  в том,  что же именно скрывается за этим красивым словом.

Слова "менеджер"  и "менеджмент" употреблялись  в английском языке еще в прошлом  столетии. Но лишь ко второй четверти XX века они постепенно начинают приобретать  определенное значение, в соответствии с которым менеджером является  человек,  организующий конкретную работу, руководствуясь современными методами.

Информация о работе Менеджмент и конкуренция. Положительные и отрицательные свойства конкуренции