Менеджмент человеческих ресурсов

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2011 в 08:01, контрольная работа

Описание работы

Переход к рыночной экономике связан с переходом к системе современного менеджмента, главным объектом которого стано¬вится организация (предприятие), а внутри нее – человек труда, работник.
Логика социально-экономического развития стран с развитой рыночной экономикой поставила вопрос о глубокой перестройке менеджмента на основе качественно новых принципов.
В новом постинду¬стриальном обществе люди и прибыль неизбеж¬но связаны, однако финансовый капитал вытеснен человеческим в качестве стратегического ресурса.

Содержание

Введение. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 3
1. Кадровая политика . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 4
2. Роль человеческого фактора в управлении . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 9
3. Роль оценки и подготовки специалистов в эффективности
работы организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
3.1 Оценка персонала. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
3.2 Подготовка персонала . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 17
4. Лидерство. Стиль управления. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
4.1 Понятие лидерства. Лидер. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 20
4.2 Ситуационный подход к лидерству. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 23
4.3 Стиль руководства . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 25
5. Менеджеры в различных звеньях организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 29
6. Конфликты и изменения в организации . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
6.1 Конфликты и управление конфликтами. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 31
6.2 Организационные изменения и управление
этими изменениями . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 34
Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 38
Список использованной литературы. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 40

Работа содержит 1 файл

КР Менеджмент..docx

— 156.39 Кб (Скачать)

· поднятие престижа предприятия;

· исследование атмосферы внутри предприятия;

· анализ перспективы развития потенциалов  рабочей силы;

· обобщение  и предупреждение причин увольнения с работы.

      Повседневная  реализация кадровой стратегии, а также  одновременно оказание помощи руководству, при выполнении ими задач управления предприятием, лежат в оперативной  области управления кадрами.

      Кадровая  политика предприятия - это целостная  кадровая стратегия, объединяющая различные  формы кадровой работы, стиль ее проведения в организации и планы  по использованию рабочей силы.

      Кадровая  политика должна увеличивать возможности  предприятия, реагировать на изменяющиеся требования технологии и рынка в  ближайшем будущем.

      Кадровая  политика является составной частью всей управленческой деятельности и  производственной политики организации. Она имеет целью создать сплоченную, ответственную, высокоразвитую и высокопроизводительную рабочую силу.

 

2. Роль человеческого фактора в управлении

    Понятие "человеческий фактор" входит в  научный обиход различных наук: философии, социологии, психологии, педагогики, медицины, науки управления и т. д. Под "человеческим фактором" в психологии понимают человеческий компонент управления, т. е. личность, группу, коллектив, общество, включенные в управленческую систему. В более конкретном понимании "человеческий фактор" - это внутренний мир людей; их потребности, интересы, установки, переживания, направленности и т. д. Без знания закономерностей деятельности и поведения людей трудно добиться высокой эффективности управления. Они необходимы руководителю современного производства не менее, чем, например, знания в области технологий и экономики. Недостаточное понимание проблем человеческого фактора является причиной самых различных производственных неурядиц: конфликтов, текучести кадров, снижения качества продукции и производительности труда [1].

    Впервые это понятие ввел в научный  обиход Тейлор, который поставил перед  собой задачу создать систему  повышения производительности труда  за счет его интенсификации. Он пришел к выводу, что главная причина  низкой производительности кроется  в несовершенной системе стимулирования рабочих.

    Генри Файоль был первым, кто разработал довольно последовательную систему принципов учета закономерностей человеческого фактора в управлении. Файоль разработал вопросы стимулирования труда применительно к деятельности высшего звена управления.

    В дальнейшем Мэйо открыл "хоторнский эффект" (Хоторн - городок близ Чикаго). Хоторнские эксперименты показали, что производительность труда и качество продукции зависят не от условий работы, не от физиологического состояния рабочего и не от формы оплаты его труда, а от социальных и психологических факторов. Если рабочие экспериментальных групп сознавали, что являются предметом внимания со стороны руководства и своих непосредственных начальников, то они с удовольствием отзывались на намерение руководителей повысить эффективность труда. Причиной положительных реакций рабочих были не изменения материального порядка, а социальные и психологические аспекты ситуации.

    К слагаемыми человеческого фактора исследователи относят [10]:

  • уровень квалификации рабочей силы;
  • социальную активность;
  • производственную инициативу;
  • уровень профессиональной и общей подготовки человека;
  • гражданскую ответственность;
  • состояние здоровья, физическую подготовку работника.

    С помощью такого понимания человеческого  фактора осуществляется анализ, который  можно считать экономико-социологическим. Здесь обсуждаются пути активизации  и оптимизации деятельности человека преимущественно в производственном процессе, исследуются закономерности прежде всего экономического поведения  личности.

       Как бы ни понимался человеческий фактор, с каких бы позиций ни подходили  к нему, бесспорно: человеческий фактор есть активность людей.

       Центральной фигурой менеджмента выступает  профессионал - управляющий, способный  видеть перспективы развития дела, которым он занимается, умеющий быстро оценивать реальную ситуацию, находящий оптимальное решение для достижения поставленной цели. В этой связи менеджер должен обладать определенным профессиональными и личными качествами: высокой компетентностью, гибкости мышления, умением идти на риск, напористостью, реализовать намеченные планы, быть лидером в коллективе.

       Основой человеческого фактора является личность : психологический облик  человека, как дееспособного члена  общества, сознающего свою роль в обществе. В связи с этим создается функциональная структура (рис. 1)

    Психологический опыт
Личность Направленность  личности
  Специальный опыт
  Социально-психологический  процесс

Рис. 1 Функциональная структура личности человека

       Менеджеру в управлении персоналом и решении социальных проблем коллектива необходимо руководствоваться этой структурой, для того чтобы [1]:

  • заинтересовать каждого работника в повышении своей квалификации, постоянной учебе  и овладении новыми знаниями и сферами деятельности индивидуальный подход к каждому члену коллектива, позволяющий максимально использовать его потенциал;
  • ориентация на здоровый психологический климат в коллективе.
  • умение найти необходимый инструмент, средство воздействия на коллектив и каждого его члена.

      В целях зарождения энтузиазма, желания  эффективно трудиться есть наиболее ответственная и сложная задача менеджера. В этой связи важное значение имеет способность менеджера  акцентировать внимание на достижении каждого сотрудника, умение выразить благодарность за достигнутый результат, создать материальные и моральные  стимулы к труду. Все это требует  специальной системы подготовки и переподготовки менеджеров.

        По этой проблеме сложилось несколько разнородных  точек зрения. Первая позиция, обладающая многочисленными сторонниками в  нашей стране (да и за рубежом), опирается на мнение, что менеджеров надо готовить на базе экономических специальностей либо на факультетах менеджмента, либо на факультете экономики, поскольку при этом любая управленческая и менеджерская деятельность в деловой организации (в т.ч. в сфере работы с персоналом) не без оснований рассматривается как тесно связанная с экономической наукой [8]. По преимуществу именно в экономических показателях задаются стратегические ориентиры деятельности организации. В этих показателях оцениваются и результаты менеджерской деятельности в любой сфере. Типична точка зрения Р. Марра и Г. Шмидта, которые убеждены, что прежде всего экономику персонала следует рассматривать в качестве основы формирования деятельности в сфере управления человеческими ресурсами (УЧР) [9]. При этом особенно важны, по их мнению, функция формирования кадровой стратегии организации, определение количественных и качественных требований к персоналу на перспективу, исследование рынка труда, оценка работы персонала, стоимостная регуляция поведения, их обучение. Однако слабым местом такой подготовки является социально-гуманитарная проблематика знаний будущих управленцев.

      Вторая  позиция, гораздо менее поддерживаемая, связывает подготовку менеджера  по УЧР с базовыми гуманитарными, поведенческими науками. Как правило, обучение ведется либо на факультетах  социологии, либо на факультетах психологии в рамках узких специализаций, в  принципе ориентированных на подготовку менеджеров.

      Сильной стороной психологической подготовки является то, что она изначально предполагает понимание природы  человека как специфического ресурса, знание некоторых детерминант его поведения, методов и средств, позволяющих определить индивидуальные характеристики человека и параметры социальной группы [2]. Слабая же сторона - сведение природы человеческого ресурса к природе самого человека или малой группы и недооценка знаний природы социальных институтов и институциональных требований, власти, социальных и экономических механизмов регуляции поведения, экономических показателей результатов их деятельности, логики функционирования и развития организаций, специфики культурной регуляции поведения и др. Подготовка на социологическом факультете страдает противоположным эффектом и наряду с недостатком знаний по психологии здесь также плохо обстоит с экономическими дисциплинами. Общим недостатком для всех трех типов подготовки менеджера по УЧР являются неглубокие знания по управленческим наукам.

      Специфика человеческого ресурса во многом задает содержание деятельности менеджера  по УЧР. В качестве человеческого  ресурса рассматриваются люди во всех их проявлениях (индивиды, представители  разных социальных групп, представители  организационной целостности). При  этом речь идет о работе как с  потенциально возможными, так и с  реальными членами организации (ракурс работы) [8].

      Специфика этого ресурса видится в том, что это один из наиболее ценных типов организационного ресурса, причем очень сложный, динамичный, развивающийся  во времени, определяющий во многом уровень  развития и эффективность организации. Его уникальными чертами, во многом задающими логику работы с ним, выступают  такие его свойства как: способность  постановки собственных целей, инициировать и проявлять активность; способность  к изменению своих свойств  и своего поведения во времени, сопротивляться внешним, в том числе организующим воздействиям; способности к обучению, самопрограммированию, самоконтролю, саморазвитию, сотрудничеству и самоорганизации. Этот тип ресурса может выступать не только объектом, но и субъектом воздействия на другие объекты; предопределяет доступ и эффективность использования других организационных ресурсов; дорожает по мере эксплуатации и т.д.

      Можно выделить следующие направления  работы менеджеров по УЧР [9]: организационное проектирование и реконструкция; налаживание системы деловых коммуникаций; подбор, расстановка, оценка и аттестация персонала, продвижение кадров, профессиональная адаптация, планирование и управление профессиональной карьерой; работа по формированию рабочих и управленческих команд, формирование и изменение состава коллективов и целевых групп; стимулирование механизмов самоорганизации коллективов и мотивации работников; развитие и обучение персонала организации; формирование действенной корпоративной культуры; работа по формированию и поддержанию организационного ядра; работа в сфере внутреннего PR; работа по обеспечению стабильности и оптимизации движения кадров; социально-психологическая адаптация молодых работников: снятие социальных напряжений, производственных и организационных конфликтов; разрешение трудовых конфликтов; социальная и психологическая релаксация работников; анализ рынка труда; разработка кадровой стратегии; кадровый маркетинг; работа по внешнему PR: привлечение квалифицированных специалистов в организацию; работа с образовательными учреждениями; работа с учебными заведениями и др. 

 

3. Роль оценки и подготовки специалистов в эффективности работы организации

3.1 Оценка  персонала

      Оценка  персонала необходима как важный элемент контроля и мотивации сотрудников.

      Под оценкой персонала, как правило, понимают специальную комплексную процедуру, которая проводится регулярно (ежегодно) с целью определения соответствия сотрудника той или иной должности, результативности его труда, а также возможностей его дальнейшего развития в компании.

      Оценка  персонала направлена на достижение следующих целей [7]:

– определение эффективности работы сотрудника за прошедший период;

– оценка компетенций сотрудника: знаний, навыков и поведенческих моделей, используемых в работе;

– оценка соответствия сотрудника занимаемой должности;

– определение возможности и путей повышения эффективности его работы;

– определение зон развития сотрудника на следующий временной период; составление плана обучения;

– планирование карьеры сотрудника;

Информация о работе Менеджмент человеческих ресурсов