Механизмы управления инновационно-технологической модернизацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение существующих механизмов управления инновационно-технологической модернизацией, анализ эффективности реализации модернизационных процессов и совершенствование механизмов управление инновационно-технологической модернизации.
Задачи работы:
1. Выбрать путь осуществления инновационно-технологической модернизации
2. Определить структурную политику проведения инновационно-технологической модернизации
3. Сформировать инновационную инфраструктуру модернизационных преобразований
4. Описать пути решения конфликта интересов как основного «тормоза» на пути проведения инновационно-технологической модернизации
5. Определить проблемы управления инновационно-технологической модернизацией на основе IT
6. Выработать критерии оценки для совершенствования механизмов управления инновационно-технологической модернизации.

Содержание

Введение
Глава I Проблематика формирования предпосылок, структуры и моделей механизмов инновационно-технологической модернизации
I.1 Выбор пути модернизации и структурная политика проведения инновационно-технологической модернизации
I.2 Моделирование механизмов управления инновационно-технологической модернизацией экономики России
I.3 Формирование инновационной инфраструктуры модернизационных преобразований и предотвращение конфликта интересов как фактора замедления модернизации
Глава II Механизмы разрешения проблем, возникающих в ходе проведения инновационно-технологической модернизации
II.1 Анализ проблем управления модернизацией на основе
II.2 Анализ эффективности реализации модернизационных процессов
II.3 Совершенствование механизмов управления инновационно - технологической модернизации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

MEHANIZMYI_UPRAVLENIYA_INNOVATSIONNO-TEHNOLOGICHESKOY_MODERNIZATSIEY._Kursovaya_rabota._Strategicheskiy_menedjment.doc

— 255.50 Кб (Скачать)

Поэтому было бы ошибочным  полагать, что полноценная реализация инновационно-технологической модернизации осуществиться лишь в рамках экономических  институтов, либо будет осуществляться исключительно экономическими механизмами. Поэтому, представляется целесообразным вести речь о формировании единого, комплексного механизма управления процессом инновационно-технологической модернизации. Такой механизм должен обладать новыми, качественно отличными свойствами от механизмов сугубо экономических, политических и правовых. По сути своей, этот механизм должен представлять собой качественно новый уровень обобщений о процессах жизнедеятельности современного информационно-глобализирующегося общества.

По сути своей речь идет о новой системе оценок жизнедеятельности  как общества в целом, так и  отдельных людей и их объединений (юридических лиц, холдингов, концернов, транснациональных корпораций). Создать  данный механизм возможно посредством  обобщения наиболее фундаментальных закономерностей развития социума, отражающих  фундаментальные, наиболее универсальные свойства живой и неживой материи.

 

Представляется, что только посредством такого сверхстратегического, универсального механизма оценок человеческой жизнедеятельности возможно устранить конфликт  и взаимоисключающее воздействие многих факторов на любые асоциальные процессы, включая процесс инновационно-технологической модернизации.

Даже самый беглый анализ социальных процессов показывает, что любому явлению (социальному, правовому, экономическому и т.д.) присущи качества развития. Иными словами процесс перманентного, непрекращающего развития – фундаментальный закон жизнедеятельности. Первично возникнув любое явление начинает эволюционно усложнятся, что сопровождается накоплением информации, последовательно сменяющими друг друга процессами дифференциации и интеграции, закономерным следствием этого является усложнение структуры объекта. Т.е., другими словами развитие есть процесс усложнения объекта или явления. Этот процесс на глобальном уровне  носит необратимый характер, однако на локальном уровне возможны дегенерационные процессы, сопровождаемые    прекращением функционирования этого объекта или частичным или полным отмирание явления. Проецируя полученные выводы на процесс инновационно-технологической модернизации необходимо констатировать, что данный процесс касается не только материальной инфраструктуры, но также интеллектуальной и духовной жизни общества. Грубо говоря между всеми тремя вышеуказанными сферами жизни общества (материальной, интеллектуальной, духовной) должен быть определенный уровень соответствия. К примеру, история знаем массу примеров, когда материальное и интеллектуальное развитие социума, не будучи уравновешенной духовным развитием, приводит к катастрофическим последствиям. Взято хотя бы первую и вторую мировые войны. То же самое и процесс инновационно-технологической модернизации: в условия нездорового духовного климата никакие даже самые гениальные интеллектуальные разработки не смогут быть реализованы на практике и тем самым трансформироваться в материальную базу жизни общества.

Полноценная модернизация будет возможна только в том случае, если большинство граждан будут  проявлять постоянное внимание к  ситуации в экономике на предмет  того, какой вид деятельности в нынешних условиях является для него наиболее приемлемым как источник дохода и какие способности для этого надо развивать; какие меры нужно принимать к повышению собственное квалификации; к развитию предпринимательских способностей; к повышению маркетинговой  культуры, осуществление творческих поисков новых способов повышения доходности. Развиваясь, люди развивают общество, в том числе и его экономику. Поэтому важнейшим принципом оценки любых социальных процессов должен быть принцип эволюционного развития, т.е. оценка любого явления на предмет его усложнения с позиций эволюционной оправданности, разумного соотношения с другими социальными явлениями и процессами.

Отсутствие развития, равно как и неоправданное  развитие, всевозможные дисбалансы в развитии связанных между собой процессов следует рассматривать как деградацию.

К примеру, о какой  инновационно-технологической модернизации можно говорить если современные  реалии таковы, что осуществление  даже самых примитивных хозяйственных операций, например купля продажа товаров и выплата заработной платы, должна обеспечиваться документооборотом, при котором исключается сама возможность творческого развития бизнеса., пресекается творческий характер мышление предпринимателя. Не секрет, что если деятельность какого-либо хозяйствующего субъекта привести в полное соответствие с требованиями законодательства, то хозяйственная деятельность предприятия полностью остановится, с другой стороны, излишняя демократизации контрольно-правовых процедур деятельности хозяйствующих субъектов приводит к тому, то субъекты экономической деятельности начинают «оптимизировать» свою деятельности в ущерб третьим лицам.

В силу этого использование  только одного критерия развития ничего не дает. Он должен быть дополнен  другим критерием оценки в рамках единого механизма управления инновационно-технологической модернизацией. Принципом оптимального соотношения интересов всех участников процесса общественного производства. Неотъемлемым элементом современной экономики является конкуренция, однако конкуренция не может быть эффективной если она не уравновешивается гуманизмов и сотрудничеством на основе минимально необходимого учета чужого интереса. Поэтому, вторым важнейшим сущностным элементов единого механизма инновационно-технологической модернизации должен быть принцип доброжелательности субъектов общественных отношений друг к другу. В практическом плане это означает что все юридическое регулирование всех социальных процессов не должно создавать препон на пути к развитию людей в материальной¸ интеллектуальной и духовной сферах бытия.

В духовной сфере между  людьми должно господствовать доброжелательное отношение, когда каждый субъект  максимально реализуя собственный  интерес минимальным образом  обеспечивает чужой интерес. Естественно, что большинство современных людей, воспитанные в духе прагматизма не видят в таком поведении достаточно значимой пользы. Однако очевидно, что дефицит доброжелательности снижает меру единения в обществе, которая является неотъемлемой стороной жизни общества. Общеизвестно, что по мере развития общества качество единения неуклонно растет. Если в первобытном общества нравственным считалось убивать и съедать соплеменника, то в современном обществе как вызов воспринимается даже словесное оскорбление или, к примеру, оскорбительные жесты. Если в начале 90-х годов ХХ века нормальной формой бизнеса считалось крышевание, то в современных обстоятельствах как явная аномалия воспринимается частые проверки бизнеса со стороны правоохранительных  структур. Чем выше степень соорганизованности хозяйствующих субъектов, их взаимововлеченность в процесс производства материальных благ, тем больше предпосылок и возможностей для  материального и интеллектуального развития хозяйствующих субъектов, поэтому большинство форм монополизма по сути своей являются деградационными. Зримым подтверждением этого факта является деятельность фондовых бирж, на которых ежедневно происходит смена собственников акций крупнейших акционерных обществ.

Поэтому одним из важнейших элементом механизма управления инновационно-технологической модернизацией является принцип единения.

Продолжая анализ процессов  инновационно-технологической модернизации, важно понимать, что данные принципы, лежащие в основе новой универсальной  системы оценок, должны быть дополнены принципом свободы. Во все времена категория свободы была абстрактным понятием, в котором в зависимости от политических конъюнктур каждый видел свое, при этом никем не оспаривается тот факт, что свободы представляет собой необходимое условие полноценной жизнедеятельности  и полноценного развития хозяйствующих субъектов. В тоже время очевидно, что свободы субъектов должны быть уравновешены, т.е. любой человек должен быть свободен в той мере, в какой его свобода не оборачивается ущемлением чужой свободы. Понятно, что уравновешенность свобод зависит от степени совершенства системы общественно-экономических отношений. Поскольку современные отношения во всем мире крайне несовершенны, уравновешенности свобод хозяйствующих субъектов нет нигде. В результате одним субъектом хозяйственной деятельности дозволено безнаказанно совершать крупные преступлении и ограничивать свободу других субъектов. К примеру, некоторым монополиям. Другим же хозяйствующим субъектом и предпринимателям затруднительно реализовать даже крохотную часть своего созидательного инновационно-технологического потенциала.

Причина такого положения  вещей видится в том, что современные  идеологи и философы рассматривают  свободы целостно, не разделяя две  ее сущностных противоположности: свободы  добра и свободы зла. Абстрактно умозрительно говоря о некой «идеальной» свободе,  в результате чего общественным сознанием владеют иллюзии и мифы, не позволяющие выработать правильного представления об общественном порядке и свободе личности. К примеру в России, укрепление правопорядка одни видят лишь исключетльное наступление на свободу, другие же, наоборот, видят в плюрализме – неизбежном спутнике свободы -  угрозу общественной безопасности. Я считаю, что своим подлинным содержанием категория «свободы» может быть наполнена лишь в контексте вышеуказанных принципов единого оценочного механизма: принцип эволюционного развития; принцип доброжелательности субъектов общественных отношений друг к другу; принцип единения.

Так, свобода добра  есть свобода созидательной самореализации человека. Обеспечивающая его гармоничную вовлеченность в процесс общественного производства, сопряженное с учетом минимума интереса контрагентов. Быть свободным – это значит гармонично развивать свое дело, обеспечивая тем самым развитие макроэкономики в целом.

Очевидно, что несвобода  познания, творчества и созидания  неизбежно влечет упадок во всем. Низкий уровень жизни и серость можно  наблюдать везде, где подавляется  свобода самореализации личности. Пример России вполне показателен. В объяснении катастрофического отставания Росси от стран Запада обычно приводят объективные причины (большая часть которых описана выше). Однако, фундаментальной причиной, на мой взгляд, является тотальное нарушение свободы. Советские руководители бесцеремонно и жестоко распоряжались чужими свободами, ограничивая их, в основном, совершенно неразумными запретами. Везде, где правили коммунисты,  уровень производства оказывался ниже чем в странах с более либеральной системой. В конечном итоге все социалистические государства показали свою нежизнеспособность и исчезли с карты мира, либо были вынуждены трансформироваться, сочетая с марксистской идеологией принципы свободы личности.

Таким образом, я предлагаю  в качестве фундамента инновационно-технологической  модернизации создать универсально-базовую систему оценок, состоящую из сочетания четырех принципов: принципа эволюционного развития; принципа доброжелательности субъектов общественных отношений друг к другу; принципа единения, принципа свободы.

Кому-то может показаться, что такая система носит чрезвычайно общий характер. Я же убеждена в обратном: процесс эволюции в долгосрочной перспективе никогда не идет в спять, усложнение социально-экономической структуры общества, накопление в обществе критического объема информации рано или поздно выводят его на новую ступень развития, т.е. совершается эволюционный скачок. Любой эволюционный скачет происходит комплексно. К примеру скачок в материальной сфере невозможен без продвижения в сфере интеллектуальных достижений; достижения в интеллектуальной сфере рано или поздно выведут общество на новый уровень духовности, при этом эволюционные процессы идут во всем сферах жизнедеятельности.

Процесс инновационно-технологической  модернизации можно и нужно рассматривать  как процесс в первую очередь информационный, поскольку любое новое технической решение; опытный образец или технология представляют собой ничто иное как качественно новый уровень обработанной информации. Предлагаемые четыре фундаментальных принципа, являющиеся по сути своей универсальными эволюционными законами, призваны служить ясно видимыми ориентирами в модернизационной деятельности хозяйствующих субъектов и отдельных индивидов, без которых невозможно осмысленное участие в данном процессе. Деятельность всех субъектом модернизации должна осуществляться через призму данных принципов. Естественно, проецирование данных принципов на конкретику и специфику отдельных экономических институтов может быть затруднено, однако, такое проецирование требует значительных интеллектуальных и духовных усилий, что само по себе будет означать эволюцию субъектов инновационно-технологической модернизации, поскольку они будут действовать в соответствии с извечными эволюционными законами. Ни одна научная отраслевая разработка не может быть реализована без фундаментальной философской базы, поэтому создание такой философской базы есть задача ближайшего будущего. Только на ее основе, на ее прочном фундамента, возможно будет реализовать  новые экономические, юридические, социальные и культурные институты, служащие инструментами инновационно-технологической модернизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

 

На основании выбранного пути модернизации, который был описан выше, была сформулировнаий структурная  политика проведенная инновационно-технологической  модернизации, смоделированы механизмы управления модернизацией. Были  обозначены  решения конфликта интересов экономических субъектов, была сформирована инновационная инфраструктура модернизации.

В результате проведения анализа эффективность реализации модернизационных процессов было показано, что наиболее подходящим механизмов реализации модернизации является механизм реального опциона, являющийся гарантом стабильности производственного процесса.

Были выявлены основные проблемы управления модернизации на основе информационных технологий.

Выработанная единая система оценок как инструмент совершенствования  механизмов управления инновационно-технологической  модернизации позволяет заявить, что попытки осуществить инновационно-технологическую модернизацию без какой-либо новой философской базы представляют собой «переливание из пустого в порожнее».

Информация о работе Механизмы управления инновационно-технологической модернизацией