Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:09, курсовая работа
Целью работы является рассмотрение существующих механизмов управления инновационно-технологической модернизацией, анализ эффективности реализации модернизационных процессов и совершенствование механизмов управление инновационно-технологической модернизации.
Задачи работы:
1. Выбрать путь осуществления инновационно-технологической модернизации
2. Определить структурную политику проведения инновационно-технологической модернизации
3. Сформировать инновационную инфраструктуру модернизационных преобразований
4. Описать пути решения конфликта интересов как основного «тормоза» на пути проведения инновационно-технологической модернизации
5. Определить проблемы управления инновационно-технологической модернизацией на основе IT
6. Выработать критерии оценки для совершенствования механизмов управления инновационно-технологической модернизации.
Введение
Глава I Проблематика формирования предпосылок, структуры и моделей механизмов инновационно-технологической модернизации
I.1 Выбор пути модернизации и структурная политика проведения инновационно-технологической модернизации
I.2 Моделирование механизмов управления инновационно-технологической модернизацией экономики России
I.3 Формирование инновационной инфраструктуры модернизационных преобразований и предотвращение конфликта интересов как фактора замедления модернизации
Глава II Механизмы разрешения проблем, возникающих в ходе проведения инновационно-технологической модернизации
II.1 Анализ проблем управления модернизацией на основе
II.2 Анализ эффективности реализации модернизационных процессов
II.3 Совершенствование механизмов управления инновационно - технологической модернизации
Заключение
Список литературы
II.2 Анализ эффективности реализации модернизационных процессов
Анализ показывает, что такой механизм как «реальный опцион» является наиболее эффективным в части реализации модернизационных процессов., т.к. позволяет стабилизировать процесс производства. Поэтому далее будет рассмотрен именно механизм «реальный опцион».
«Реальный опцион» - широкое понятие, обозначающее различного рода благоприятные возможности, не связанные жестко с обязанностями по их использованию. Иначе говоря, реальный опцион - это возможность или право, но не обязанность совершить сделку или что-то подобное. При этом на реальных опционах не написано, что они - опционы. Реальные опционы могут лишь отдаленно напоминать обычные финансовые опционы на покупку (опционы «колл») или продажу (опционы «пут») финансовых активов. Общей чертой реальных и финансовых опционов является лишь то, что соответствующую возможность можно использовать, а можно не использовать. Тем не менее, наличие этого сходства позволяет распространить на реальные опционы систему понятий, разработанных изначально для работы с финансовыми опционами, а также использовать соответствующий математический аппарат и юридическую технику. Все это вместе открывает совершенно иные возможности в конструировании инновационных схем, включая новые финансовые и правовые конструкции.
До последнего времени в инновационной деятельности широко использовались в основном два вида опционов: 1) варранты на покупку акций инновационных предприятий, предоставляемые менеджерам этих предприятий при найме; 2) опционы на приобретение патентных лицензий, т.е. договоры, в которых оговаривается право на приобретение (по заранее оговоренной цене) лицензии на использование изобретения в случае, если на него будет выдан патент, а интерес к нему у потенциального покупателя не исчезнет. Оба эти типа опционов относятся к опционам «колл», т.е. к опционам на покупку, а не на продажу некоторого актива. Основное различие между ними заключается в том, что варрант, долгосрочный опцион на покупку акций, - обычный финансовый опцион, а опцион на приобретение патентной лицензии - «реальный» опцион в том смысле, что приобретаемый при его исполнении актив (лицензия) не является финансовым.
Но опцион на покупку лицензии - лишь один из реальных опционов, естественно возникающих в инновационном процессе. В последнее время подход на основе опционов все чаще используется при анализе инвестиционных проектов и при разработке политики патентования результатов. В том числе как опцион могут рассматриваться патентная заявка и сам патент. Однако и это лишь небольшая часть сферы применения реальных опционов.
Замечательное свойство опционов - возможность отложить (до выяснения каких-либо критически важных обстоятельств) принятие решения по вопросу, связанному с существенными затратами. При этом не размывается четкость договоренностей, а все обязательства легко формализуются с помощью хорошо разработанной юридической техники. Иначе говоря, возможность отложить принятие окончательного решения не конфликтует с известным принципом «договариваться на берегу» о всех деталях отношений и условиях сделки. Для инновационной деятельности с присущими ей неожиданными поворотами событий данное обстоятельство является чрезвычайно важным. Для академических институтов и всей системы РАН оно особенно существенно, так они имеют статус государственных учреждений и потому лишены свойственной коммерческим организациям гибкости в финансовых вопросах. Широкое использование договоров со встроенными реальными опционами позволяет во многом компенсировать дефект.
Если рассматривать весь путь от получения результатов фундаментальных исследований (в том числе их побочных результатов) до их использования в промышленности, то можно указать несколько ситуаций, помимо трех обозначенных выше, где опционы возникают естественным образом. Особенно хорошо этот инструмент может работать при обмене одних имущественных прав на другие без перевода их в денежную форму и, соответственно, без риска возникновения налоговых обязательств или неликвидных активов. Приведем несколько примеров.
Первый - реальный опцион, встроенный в схему финансирования НИР.
Получение заказов на проведение НИР с хорошим финансовым обеспечением и свободой в расходах - одна из самых удобных форм получения денежных средств институтами РАН. Кроме того, получение выгодного заказа на НИР может рассматриваться как оплата передаваемых исключительных прав на результаты ранее выполненных НИР, прав на патентование результатов или иных имущественных прав. Достоинства этой формы оплаты на данный момент оценены не в полной мере во многом благодаря инерционности мышления и обычному лицемерию. Выгодные заказы на НИР начиная с 1992 г. часть получают не институты РАН, а относительно небольшие и порой недостаточно опытные организации, но с условием «отката», т.е. фактически за наличные деньги. Между тем получение такого заказа имеет реальную ценность, которую при желании можно выразить в денежных средствах, причем отнюдь не обязательно в виде «отката». Однако переводить эту ценность в деньги, как правило, не следует. Гораздо естественнее выглядит получение выгодного заказа на НИР в обмен на какие-то имущественные права, также изначально не имеющие денежной оценки. Как уже говорилось выше, это могут быть исключительные права на результаты ранее выполненных НИР или даже всего лишь право на патентование таких результатов. Основное достоинство этой конструкции состоит в том, что один специфический актив обменивается на другой специфический актив непосредственно (без перевода в денежную форму), что особенно важно, когда ценность данного актива, приобретаемого каждой из сторон, наиболее высока именно для этой стороны.
С этим же обстоятельством, а также с низкой ликвидностью обмениваемых активов связан и основной дефект данной конструкции. Если заказ на НИР предлагается немедленно, может оказаться, что для его выполнения не хватает сотрудников, оборудования или чего-то еще, что со временем может появиться. Включение в рассматриваемую конструкцию опциона пут устраняет этот дефект. В самом деле, пусть в обмен на исключительные права институт получает не контракт на НИР, а право на заключение такого контракта или отказ от него, скажем, через год или в течение года от даты возникновения такого права. В первом случае можно говорить о европейском опционе пут, во втором об американском опционе пут на продажу работы (НИР). В том и другом случае опцион предоставляет институту возможность маневра. В случае американского опциона она больше, но данный опцион менее удобен для другой стороны.
Следующий пример - конструкция с несколькими встроенными опционами. Она может применяться в том случае, когда результат НИР получен, но для выяснения его коммерческих перспектив нужно провести дополнительные исследования. После проведения таких исследований коммерческие перспективы исходного результата станут более понятны и, следовательно, будет проще принимать решение. Однако это понимание вполне может обернуться против той стороны, которая будет финансировать дополнительное исследование. Действительно, если исследование финансирует предполагаемый покупатель исключительных прав на ранее полученный результат, причем выясняется высокая коммерческая привлекательность результата, то цена прав на этот результат немедленно будет повышена. Получается, что финансируя дополнительное исследование, потенциальный покупатель ухудшил свое положение. Аналогичным образом может ухудшить свое положение обладатель прав на ранее полученный результат, если проведет это исследование за свой счет, а результат окажется отрицательным. Ситуация меняется в лучшую сторону, если затраты на проведение дополнительного исследования рассматриваются как приобретение благоприятной возможности (опциона), т.е. права без обязанности. Например, потенциальный покупатель прав на ранее полученный результат соглашается финансировать дополнительное исследование, а в обмен получает право выбирать после его завершения между приобретением исключительных прав по заранее фиксированной цене и отказом от такой сделки. Здесь важно, что цена возможной сделки фиксируется заранее. При этом цена может трактоваться широко, т.е. совсем не обязательно понимать ее как фиксированную денежную сумму. Например, это может быть опцион на проведение НИР из первого примера. Главное, что условия четко определены.
Целый набор реальных опционов появляется в связи с использованием уже полученных результатов. Патенты и патентные заявки, рассматриваемые как опционы колл, составляют очевидную, но лишь небольшую часть из них. Интересный вид реальных опционов пут возникает в связи с предложением услуг по коммерциализации ранее полученных и, возможно, запатентованных результатов НИР. Роль продаваемого актива в данном случае играет хорошо оплачиваемая услуга по продвижению результата. Но ценность такой услуги, как и ценность продвигаемого результата, изначально не очевидна. Существует очень большая неопределенность относительно перспективы успеха всего дела, причем свою лепту вносит и сам результат, и услуга по его продвижению. То и другое может быть причиной как неудачи, так и успеха. При этом вероятность неудачи на порядок выше, чем вероятность удачи. Отсюда возникают сложности в расчетах между обладателем прав на продвигаемый результат и лицом, предлагающим услуги по его продвижению. Одна из сторон может оказаться в очень невыгодном положении, причем не по своей вине. А именно, при оплате по конечному эффекту в невыгодном положении оказывается продвигающая сторона. Если продвигаемый результат не имеет перспективы, то любые усилия этой стороны не приведут к успеху. И наоборот, при оплате по затратам времени и усилий в невыгодном положении оказывается обладатель прав на результат, если последний имеет коммерческие перспективы, а причина всей неудачи в неудачно выбранном партнере для продвижения этого результата или в качестве услуг. Разумеется, существуют более сложные системы расчетов, позволяющие распределить риск достаточно равномерно и более точно связать вознаграждение с реальными вкладами сторон в успех или неуспех. Как правило, эти схемы связаны со встроенными опционами. Встроенный в систему отношений между сторонами сделку опцион пут на предоставление платной услуги по продвижению результата может хотя бы частично снять остроту ситуации для лица, предлагающего свои услуги по продвижению. В обмен обладатель прав на результат или на его патентование должен получить что-то сопоставимое по ценности и адекватным образом связанное с успехом или неуспехом всего дела, а также с условиями исполнения опциона. Например, это может быть раскрытие лицом, предлагающим услугу, знания того, кем и как именно может использоваться данный результат, причем исполнение опциона должно быть обусловлено достоверностью этого «знания» (пока в кавычках). Можно построить несколько конкретных схем, в основе которых лежит обмен такого рода «знания» на возможность заработать, если предполагаемое использование реально будет иметь место.
Благодаря применению опционов можно решить проблему разрыва во времени между моментом, когда человек передает такого рода знание, и моментом, когда это знание окажется полезным или, наоборот, выяснится его бесполезность. Разумеется, немедленная оплата передачи «знания» ставит в невыгодное положение сторону, которая получает информацию. Откладывание всякой оплаты до времени использования заведомо не устроит противоположную сторону. Опцион пут на продажу работы по сопровождению проекта в принципе решает проблему разрыва во времени. А когда есть готовая правовая конструкция, составление соответствующего договора между сторонами превращается в чисто техническую задачу. Применяя теорию реальных опционов и владея соответствующей техникой, можно решить многие проблемы инновационной деятельности, связанные с разрывами во времени и неопределенностью.
В системе РАН это должно дать больший эффект, чем в любой другой области, поскольку сотрудники институтов РАН в основной массе способны воспринимать сложные конструкции, а преодоление изначальной негибкости системы отношений здесь особенно актуально.
II.3 Совершенствование механизмов управления инновационно-технологической модернизации
Рассмотрев проблематику формирования предпосылок, наиболее оптимальных структур и моделей механизмов инновационно-технологической модернизации и обозначив круг наиболее актуальных проблем управления процессом модернизации, целесообразно сформулировать ряд принципов, для разработки непосредственных механизмов управления данным процессом.
На сегодняшний день разработка более совершенных механизмов проведения инновационно-технологической модернизации осуществляется спонтанно, без какой-либо серьезной научной разработки. Основная проблема данной причины, как указано выше, заключается в том, что процесс модернизации носит чрезвычайно многоаспектный характер.
Как было показано выше процесс модернизационных преобразований сгенерирован под воздействием не только экономических, но и под воздействием в первую очередь социальных, политических, правовых, технических, этических и эстетических факторов. Такая многофакторность причин возникновения данного процесса имманентно обуславливает многосоставную природу данного процесса. В силу этого можно констатировать, что полноценное изучение процесса модернизационных преобразований в рамках одной только лишь науки, или даже группы наук не представляется возможным. К примеру, рассматривая процесс модернизации, используя методологию экономических наук можно выявить экономические детерминанты, факторы экономического генезиса и причинно-следственную связь между ними, однако факторы политические, правовые, социальные и др. останутся за рамками такого исследования. Констатировав выше, что процесс инновационно-технологической модернизации есть процесс общественный, социальный нельзя абстрагироваться от широкого спектра факторов, обуславливающих жизнедеятельность общества во всем его многообразии.
Важно понимать, что двигателями любого социального процесса являются люди, движимые разнообразными интересами, и вынужденные сочетать эти интересы, вовлекаясь в процесс расширенного общественного воспроизводства. При этом поведение каждого человека регулируется не только интересами, но и всем широчайшим спектром норм, образующих систему социального регулирования: нормами права, нормами морали, политическими, экономическими, техническими нормами, корпоративными, психологическими и другими нормами.
Информация о работе Механизмы управления инновационно-технологической модернизацией