Механизмы управления инновационно-технологической модернизацией

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 18:09, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является рассмотрение существующих механизмов управления инновационно-технологической модернизацией, анализ эффективности реализации модернизационных процессов и совершенствование механизмов управление инновационно-технологической модернизации.
Задачи работы:
1. Выбрать путь осуществления инновационно-технологической модернизации
2. Определить структурную политику проведения инновационно-технологической модернизации
3. Сформировать инновационную инфраструктуру модернизационных преобразований
4. Описать пути решения конфликта интересов как основного «тормоза» на пути проведения инновационно-технологической модернизации
5. Определить проблемы управления инновационно-технологической модернизацией на основе IT
6. Выработать критерии оценки для совершенствования механизмов управления инновационно-технологической модернизации.

Содержание

Введение
Глава I Проблематика формирования предпосылок, структуры и моделей механизмов инновационно-технологической модернизации
I.1 Выбор пути модернизации и структурная политика проведения инновационно-технологической модернизации
I.2 Моделирование механизмов управления инновационно-технологической модернизацией экономики России
I.3 Формирование инновационной инфраструктуры модернизационных преобразований и предотвращение конфликта интересов как фактора замедления модернизации
Глава II Механизмы разрешения проблем, возникающих в ходе проведения инновационно-технологической модернизации
II.1 Анализ проблем управления модернизацией на основе
II.2 Анализ эффективности реализации модернизационных процессов
II.3 Совершенствование механизмов управления инновационно - технологической модернизации
Заключение
Список литературы

Работа содержит 1 файл

MEHANIZMYI_UPRAVLENIYA_INNOVATSIONNO-TEHNOLOGICHESKOY_MODERNIZATSIEY._Kursovaya_rabota._Strategicheskiy_menedjment.doc

— 255.50 Кб (Скачать)


ВСЕРОССИЙСКИЙ ЗАОЧНЫЙ

ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ  ИНСТИТУТ


 

КАФЕДРА МЕНЕДЖМЕНТА

 

 

 

 

К У Р С О В  А Я    Р А Б О Т  А

по дисциплине «Стратегический  менеджмент»

на тему

«МЕХАНИЗМЫ УПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИОННО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЙ МОДЕРНИЗАЦИЕЙ»

 

 

 

 

Выполнила Андреева М.М.

группа 401 факультет Менеджмента и Маркетинга

специальность Менеджмент организации

№ личного дела 06ммб00255

 

Руководитель к. э. н., профессор Н. И. Малышев

 

 

 

 

 

Москва 2009 г.

 

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………3

Глава I  Проблематика формирования предпосылок, структуры и моделей механизмов инновационно-технологической модернизации…...7

I.1 Выбор пути модернизации и структурная политика проведения инновационно-технологической модернизации………………………………7

I.2 Моделирование механизмов управления инновационно-технологической модернизацией экономики России……………………………………………..12

I.3 Формирование инновационной инфраструктуры модернизационных преобразований и предотвращение конфликта интересов как фактора замедления модернизации………………………………………………………17

Глава II Механизмы разрешения проблем, возникающих в ходе  проведения инновационно-технологической модернизации……….…….29

II.1 Анализ проблем управления модернизацией на основе………………….29

II.2 Анализ эффективности реализации модернизационных процессов……..34

II.3 Совершенствование механизмов управления инновационно-технологической модернизации………………………………………………...41

Заключение……………………………………………………………………...50

Список литературы…………………………………………………………….52

 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Для современного состояния  экономики России характерна слабая организация взаимодействия между ее главными частями (элементами), неразвитость экономических механизмов, призванных обеспечить взаимную выгоду подразделений в их совместной деятельности. Именно это направление, на мой взгляд, должно быть положено в основу модернизации экономики. Главным здесь должна стать разработка и внедрение экономических механизмов, обеспечивающих взаимную выгоду устойчивой совместной работы высокодоходных сырьевых отраслей и отраслей обрабатывающей промышленности, нуждающихся в крупных инвестициях и инновациях.

К сожалению, экономика  России по-прежнему обнаруживает многие черты, характерные для сырьевой экономики, находящейся на низком уровне индустриального развития. В первом квартале 2008  г. объем российского экспорта составил 109,667 млрд. долл. [17] При этом 70% этого количества пришлось на товары сырьевой группы - нефть, нефтепродукты, природный газ, драгоценные камни и металлы, необработанный алюминий, полуфабрикаты из железа и нелегированной стали, необработанный никель, необработанные лесоматериалы, плоский прокат из железа и нелегированной стали, каменный уголь. Доля продукции машиностроения постоянно снижается и в настоящее время не превосходит десятой доли экспорта. При этом экспортируются, главным образом, ядерные реакторы, паровые котлы, продольно-строгальные станки, насосы и компрессоры, т.е. изделия, требующие больших затрат металлов.

В мировом объеме удельный вес России в торговле машинно-технической продукцией составляет 0,3%, автомобилями - 0,1%, электронными изделиями - 0,04%.

В связи с этим программа  модернизации экономики России должна быть нацелена на резкое повышение  уровня производства современных промышленных изделий и интенсификацию производства сельскохозяйственной продукции как важнейшего элемента повышения качества жизни народа. Эффективность достижения этих целей обусловлена соблюдением ряда концептуальных положений. К ним относятся:

  1. постоянная сравнительная оценка результатов мероприятий и связанных с ними издержек;
  2. ясная постановка целей и четкая формулировка задач каждого направления на всех этапах модернизации;
  3. обоснование и разработка экономических механизмов, способствующих достижению целей каждого мероприятия;
  4. принятие решений об осуществлении определенных мероприятий на уровне, как можно более приближенном к тем организациям, которые занимаются практической модернизацией производства.

Понятие «модернизация  экономики» буквально означает обновление, ликвидацию отсталости, выход на современный, сравнимый с передовыми странами уровень развития.

Модернизация предполагает:

  1. освоение производства продукции современного технологического уровня в масштабах, позволяющих российским компаниям занять достойные позиции на мировых рынках;
  2. обновление производственного аппарата;
  3. замену устаревшего оборудования и технологий на современные, более производительные;
  4. включение в новейшие мировые инновационные процессы, полную интеграцию в мировую экономику, использование всех важных нововведений, в том числе в области организации и управления;
  5. переподготовку, переквалификацию или замену кадров, переобучение и перевоспитание людей, усвоение нового образа мышления, соответствующего требованиям времени;
  6. осуществление структурных сдвигов в экономике, формирование производственных структур с высокой добавленной стоимостью;
  7. уход от однобокой сырьевой ориентации экспорта.

Структурные сдвиги в  экономике России не могут быть самоцелью. Но устойчивый рост благосостояния граждан, достойное место страны в мировом сообществе достигаются, как показывает опыт, лишь в том случае, когда экономика страны нацелена на инновационное развитие, на использование науки и образования как фактора роста. Включение нашей страны в мировые экономические процессы позволит извлечь полезный эффект из неизбежных процессов глобализации, а не стать их жертвой.

В конечном счете, все  это должно выразиться в темпах экономического роста. По оценке, данной в 2001 г.[1] исходя из тенденции, обозначившейся в 1990-2000 гг., экономика США будет рас ти на 2-4% в год и к 2010 г. достигнет 140-150% уровня 1990 г. Темпы же роста стран ЕС и Японии будут более низкими (1,5-3% в год) и к 2010 г. достигнут 130-135% уровня 1990 г. Европейские страны с переходной экономикой в целом будут развиваться примерно теми же темпами. Китай, удвоив ВВП в 1990-2000 гг., может продолжить рывок, возможно, с затуханием темпов к концу десятилетия.


Россия, по сравнению  с Европой и Японией, к 1999 г. накопила отставание примерно на 50 процентных пунктов ВВП (в предположении, что мы в этот период росли бы одинаковыми темпами).

По оптимистическому сценарию развития России, который  предполагает по меньшей мере сокращение отставания, необходимо в течение 10-15 лет поддерживать среднегодовые темпы роста на уровне не менее 6-8%. Такие темпы могут быть достигнуты при повышении производительности в 5-6 раз. В этом случае станет реальным решение социальных проблем, в том числе связанных с демографическим кризисом, старением населения и повышением благосостояния, даже при относительном уменьшении числа трудоспособных, появится возможность выплатить все внутренние и внешние долги.

Решить эту задачу можно только посредством радикальной  модернизации экономики.

Целью работы является рассмотрение существующих механизмов управления инновационно-технологической модернизацией, анализ эффективности реализации модернизационных процессов и совершенствование механизмов управление инновационно-технологической модернизации.

Задачи работы:

1. Выбрать путь осуществления инновационно-технологической модернизации

2. Определить структурную политику проведения инновационно-технологической модернизации

3. Сформировать инновационную инфраструктуру модернизационных преобразований

4. Описать пути решения конфликта интересов как основного «тормоза» на пути проведения инновационно-технологической модернизации

5. Определить проблемы управления инновационно-технологической модернизацией на основе IT

6. Выработать критерии оценки для совершенствования механизмов управления инновационно-технологической модернизации.

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава I

Проблематика  формирования предпосылок, структуры и моделей механизмов инновационно-технологической модернизации

 

I.1 Выбор пути модернизации, структурная политика проведения инновационно-технологической модернизации

 

Обычно выделяют два  главных альтернативных пути модернизации: 1) «модернизация сверху»; 2) «модернизация снизу». Модернизация сверху - это путь усиленного воздействия государственной власти на экономику для достижения целей модернизации. Это означает перераспределение валового продукта в пользу государства, концентрацию в его руках ресурсов, необходимых для массовых государственных инвестиций в реконструкцию народного хозяйства, а также масштабное использование властного, административного или даже репрессивного аппарата для принуждения к модернизации (ради «общественного блага» в интерпретации властей). Это может привести к возврату мобилизационной экономики, господствовавшей в России более 70 лет и приведшей ее к краху. Следует отметить, что первая масштабная попытка модернизации сверху в российской истории, осуществленная Петром Великим, считается успешной, поскольку вывела Россию в ряд современных держав, хотя и стоила ей трети населения.

Соблазн модернизации сверху существует всегда, когда в экономике и обществе возникает серьезный разрыв между масштабом задач, диктуемых жизненной необходимостью, и реальным развитием, не обеспечивающим их решение. Сейчас в России именно такая ситуация, поэтому опасность мобилизационного сценария сохраняется.

Надо ясно отдавать себе отчет в том, что для достижения позитивных результатов модернизация сверху должна обеспечивать колоссальную концентрацию ресурсов, воли и власти и у руководящих органов должна быть готовность к подавлению тех, кто не согласен поступиться собственными интересами. Но подавление собственных интересов есть подавление той энергии и инициативы людей, которые и могли бы, при ином варианте, стать главной силой модернизации!

Путь второй - модернизация снизу, с опорой на частную инициативу и энергию каждого. Процветание развитых в экономическом отношении стран, на Западе или на Востоке, основано сегодня на свободной открытой экономике. Все они пережили в свое время модернизацию снизу. Государство при этом не стояло в стороне. Но оно не решало за всех, что делать, что строить, оно создавало институты, которые способствовали инициативе и самостоятельности, превращая их в подъемную силу.

До 1998 г. российские реформы  проходили фазу создания основ рыночной экономики и разрушительную фазу структурной перестройки. Только теперь дело доходит до модернизации. И снова встает вопрос: удастся ли на пути модернизации снизу решить национальные задачи страны? Следует отметить, что если модернизации сверху свойственно вызывать иллюзии относительно возможностей авторитарной власти преобразовать действительность в должном направлении, то модернизация снизу вызывает априорные сомнения. Они обусловлены тем, что государство в этом случае лишь создает условия, а действовать должны миллионы людей, по своей воле. Но как они себя поведут? Приходится учитывать и привычное тоталитарное сознание людей, и негативные процессы, происходящие в рыночном секторе экономики в последнее время. Все это толкает власти и множество людей, которые их поддерживают, к решительным действиям, вольно или невольно подавляющим частную инициативу, возрождающим страх граждан перед государством.

Особенность определения  пути модернизации состоит в том, что здесь не удается избежать крайностей и применить смешанную стратегию, выбор должен быть однозначным. Ситуация сложилась таким образом, что в России начала XXI в. успешную модернизацию можно осуществить только снизу. Нынешнее российское руководство избрало путь продолжения либеральных реформ и, стало быть, модернизацию снизу. При выборе пути модернизации снизу, с опорой на частную инициативу, в конкретных условиях модернизации экономики России необходима определенная государственная структурная политика. Дело в том, что, будучи предоставлена исключительно частной инициативе и рыночным силам, экономика России будет с большой вероятностью склоняться к топливно-сырьевой ориентации. Однако благополучие на нефти и газе непрочно. Оно основано на невоспроизводимых ресурсах, которые добываются во все ухудшающихся условиях и продаются на рынках, подверженных существенным конъюнктурным колебаниям.

Наиболее вероятный  результат развития такой рыночной экономики будет состоять в том, что относительно небольшая часть  населения, либо причастная к экспортным отраслям и финансовому сектору, либо являющаяся носителем высококвалифицированного труда, будет пользоваться всеми благами цивилизации, она будет принадлежать к информационному обществу как большинство граждан развитых стран. Но для подавляющей части населения нашей страны все эти блага и возможности будут недоступны и ее представители окажутся менее конкурентоспособными на рынке труда. Богатство и высокий достаток не будут распространяться на нее просто потому, что эта категория населения не сможет поставлять на рынок труд или товар, эквивалентный спросу.

Информация о работе Механизмы управления инновационно-технологической модернизацией