Механизмы формирования стратегического управления на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть механизмы формирования системы стратегического управления.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- определить понятие, принципы и сущность стратегического управления;
- выявить содержание процесса стратегического управления;
- раскрыть механизмы формирования системы стратегического управления;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.……………………………………………………………..……….3

ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
1. 1. Понятие стратегического управления…………………..……....…6
1. 2. Содержание процесса стратегического управления: этапы стратегического управления……………………………………..…………....10
1. 3. Механизмы формирования системы стратегического управления.............................................................................................................18

ГЛАВА 2. СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ВЕЛИКОНОВГОРОДСКИЙ МЯСНОЙ ДВОР»
2. 1. Организационно-экономическая характеристика предприятия и организация использования персонала………………...…………………….27
2. 2. Анализ механизмов формирования системы стратегического управления в ОАО «Великоновгородский мясной двор»…….....………….37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..………....……………44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………….……….......................…….47

Работа содержит 1 файл

Механизмы формирования стратегического управления на предприятииДокумент Microsoft Office Word.doc

— 306.50 Кб (Скачать)

1. 3. Механизмы формирования  системы стратегического управления 

     Создание  системы стратегического управления требует значительной перестройки  системы управления предприятием по следующим направлениям:

     - деловые процессы (процедуры управления);

     - организационные структуры (распределение полномочий);

     - образ мышления и поведение  руководителей и сотрудников  (переориентация с формального  выполнения поручений на достижение  стратегических целей) и других.14

     Таким образом, при создании системы стратегического управления необходимо провести изменения на предприятии, которые могут вызвать (и, как правило, вызывают) сопротивление. Внедрения системы стратегического управления такая проблема касается в большей степени, чем проведение других изменений, так как переход на стратегическое поведение требует переосмысления деятельности предприятия (компании) всеми, кто в ней работает. Поэтому недостаточное осознание руководством и сотрудниками компании необходимости проведения организационных изменений и отсутствие соответствующих мер для этого может погубить любые намерения по совершенствованию управления.

     Проведение  организационных изменений волевым  решением

     Принудительное  внедрение даже самых правильных изменений без поддержки ключевых сотрудников может вызвать сопротивление (осознанное или неосознанное) и даже скрытый саботаж среди среднего звена или рядовых сотрудников. А без участия этих сотрудников любые изменения обречены на провал - именно среднее звено готовит решения и затем реализует их, а рядовые сотрудники являются носителем информации, на основе которой готовятся решения.

     Незнание  сотрудниками стратегии компании (предприятия)

     Незнание  сотрудниками стратегии компании приводит к тому, что они лишаются ориентиров для выбора приоритетов при выполнении своей работы. Это может привести к тому, что будут выполнены не первостепенные для реализации стратегии организации задачи, а второстепенные, не имеющие решающего значения. В свою очередь это может повлечь за собой негативную оценку деятельности сотрудников со стороны руководства, которая будет несправедлива, так как руководство не задало сотрудникам критериев для оценки их деятельности. Это в свою очередь может вызвать проблемы взаимоотношений и т. д.

     Поэтому желательно, чтобы после разработки стратегии с ней были ознакомлены все сотрудники компании, в том числе те, кто не принимал непосредственного участия в ее разработке. Это очень важно, так как реализация стратегии зависит от усилий всех сотрудников компании, и, в более широком смысле, от усилий всех заинтересованных групп (основных клиентов, инвесторов и т. п.). Поэтому желательно, чтобы после разработки стратегии с ней были ознакомлены представители всех основных заинтересованных групп. Такое информирование может существенно облегчить реализацию стратегии.15

     Разработка  нереалистичных планов

     Основная  опасность при планировании, в том числе при стратегическом - разработка нереалистичных планов. Это обычно происходит тогда, когда планы разрабатываются высшим руководством без участия тех сотрудников, которым предстоит эти планы исполнять. Поэтому желательно к разработке планов привлекать их потенциальных исполнителей - они, как правило, лучше разбираются в конкретных обстоятельствах, в которых придется работать. Поэтому учет этой информации позволяет поставить не только конкретные и измеримые, но и достижимые цели.

     Уникальность  стратегии

     Иногда  считают, что стратегии являются конфиденциальной информацией или  даже коммерческой тайной компании. Это целесообразно, только если компания избрала стратегию, которую легко копировать конкуренту (действующему или потенциальному). Если это так, то реализация этой стратегии не позволит достичь устойчивых конкурентных преимуществ. Поэтому считается, что стратегия компании должна быть уникальной, т. е. единственной в своем роде, подходящей только для данной компании. То есть стратегия поддается копированию с большим трудом (большими затратами времени, средств и т. п.). Это значит, что при ее разработке учтены факторы, являющиеся значимыми именно для данной компании, и реализация именно этой стратегии обеспечит ей получение устойчивых конкурентных преимуществ. Поэтому мы считаем, что критерий уникальности должен служить одним из основных при оценке различных вариантов стратегий.

     Таким образом, если стратегия компании разработана правильно, то она является труднокопируемой и информация о характеристике основных стратегий может быть распространена среди любых заинтересованных групп (сотрудников компании, основных клиентов, инвесторов и т. п.). При этом конфиденциальной информацией являются детали стратегического плана (главным образом сведения о конкретных мероприятиях, их стоимости и т. п.).

     Разделение  стратегической информации на конфиденциальную и открытую можно провести по аналогии с бизнес-планированием: бизнес-план проекта - это полный, конфиденциальный документ, а его реферат - общее представление о проекте, открытая информация.16

     Роль  консультантов

     Руководство компании может пригласить консультантов  для разработки миссии и стратегии. Причины, по которым это должно быть сделано, являются теми же, что и при решении любой сложной проблемы, с которой руководство компании раньше не сталкивалось:

     - необходимость освоения новых  знаний и навыков, требуемых  для решения новых задач;

     - необходимость методической и  организационной поддержки при  решении этих задач.

     Кроме того, как при стратегическом планировании, так и на других этапах стратегического управления необходимы усилия не только высшего руководства, но и ведущих специалистов и руководителей среднего звена. При этом рекомендуется использовать методы организационного развития, которые позволяют существенно повысить вероятность успешного проведения управленческих мероприятий.

     Структура системы стратегического менеджмента  отличается от структуры системы  менеджмента только составом некоторых  компонентов и временной ориентацией  этих компонентов. В системе стратегического менеджмента значительно повышается роль целевой подсистемы. В стратегическом менеджменте повышается роль методического, информационного и правового обеспечения системы, так как эти проблемы необходимо прогнозировать и решать на длительную перспективу. Обеспечение системы материальными ресурсами упрощается, однако повышаются требования к обеспечению системы высококвалифицированными специалистами и менеджерами. В управляемой подсистеме вместо функций маркетинга, планирования, организации процессов, учета и контроля, мотивации и регулирования вводятся функции по стратегическому маркетингу, разработке стратегии фирмы. Управляющая подсистема будет состоять из двух компонентов: разработки стратегического управленческого решения; управления персоналом по разработке и реализации стратегических планов. К компонентам "внешней среды" системы стратегического менеджмента, влияющим на эффективность и устойчивость ее функционирования, относятся макросреда, инфраструктура региона (мезосреда), микросреда фирмы. К компонентам входа системы относятся: законодательные акты; нормативно-методические документы по различным вопросам разработки стратегического управленческого решения; информация; необходимые ресурсы для разработки стратегии фирмы и контроля за ее реализацией. К компонентам обратной связи системы стратегического менеджмента относятся новые требования потребителей, их рекламации, новая информация в связи с новыми достижениями научно-технического прогресса и другими факторами. На выходе системы будет стратегия фирмы на определенный период в форме комплексного стратегического плана (программы) фирмы, стратегических планов по отдельным разделам и программы реализации стратегических планов. При отработке системы стратегического менеджмента сначала следует на основе маркетинговых исследований конкретизировать выход, затем проанализировать влияние на "процесс" в системе "внешней среды" и в последнюю очередь — обеспечить качество "процесса" в системе на уровне качества входа. Оценки качества по компонентам системы должны быть даны в единой системе отсчета.

     Оптимальным началом процесса стратегического  менеджмента является структурированный  анализ рыночной среды, в которой  находится компания. Анализ помогает команде менеджеров применять стратегический подход без необходимости немедленно решать глобальные и противоречивые задачи. Он помогает структурировать свой подход к проблеме, что позволяет увидеть новые аспекты проблемы, которая кажется хорошо известной. Это заставляет менеджеров мыслить глубже и способствует более широкому применению ими инструментов и методов стратегического менеджмента. 17

     Основные  организационные уровни разработки стратегии

     Стратегия не может разрабатываться только на верхнем уровне руководства. Практически  целесообразно выделить четыре уровня ее разработки:

     - уровень корпорации, - уровень СЗХ  (отделений), - функциональный уровень, - менеджеры низшего уровня (полевые  командиры).

     Иерархия  разработки стратегии в фирме  иллюстрирована табл. 1.1

     Таблица .1.1

Основные  уровни разработки стратегии фирмы

Уровень Ответственные за разработку (принятие решения) Содержание  разработки
Корпоративная стратегия Исполнительный  директор, ключевые вице-директоры (решение  принимается/ пересматривается советом  директоров) Создание и  управление портфелем СЗХ.

Обеспечение синергизма СЗХ как конкурентного  преимущества

Определение инвестиционных приоритетов и управление ресурсами в наиболее привлекательных  СЗХ 

Пересмотр/ревизия/унификация основных стратегических подходов шефов  СЗХ.

Стратегия СЗХ Главный менеджер/шеф  СЗХ (решения принимаются/ пересматриваются руководством фирмы) Определение действий и подходов для успешной конкуренции  и в интересах получения конкурентных преимуществ.

Формирование  реакции на изменение внешних  условий.

Унификация  стратегических инициатив ключевых функциональных служб.

Действия  по решению специфических проблем

Функциональная  стратегия  Функциональные  менеджеры (решения обычно принимаются /пересматриваются совместно с руководством СЗХ) Создание функциональных подходов поддержки стратегии бизнеса и достижения функциональных целей и функциональных стратегий в НИОКР, производстве, маркетинге, финансах, кадрах.

Пересмотр/ревизия/ унификация основных подходов менеджеров более низкого уровня

Оперативная стратегия  Шефы полевых единиц/ менеджеры более низкого уровня, в том числе функциональные (решения, принимаются, пересматриваются начальниками функциональных отделов) Разработка  более узких и специфических  подходов и действий в поддержку  функциональных и СЗХ стратегий  и в интересах достижения целей полевых единиц и функциональных отделов
 

     Система стратегического менеджмента может помочь руководителям предвидеть тенденции развития бизнеса; отслеживать и понимать влияние внешнего окружения; делать стратегический выбор и реализовывать стратегию.

     Специальные методы и приемы стратегического  менеджмента помогают руководителям  оценить и проранжировать различные виды бизнеса, сфокусировать внимание на решающих проблемах и направлениях и в конечном итоге обеспечить устойчивое развитие предприятия в долгосрочной перспективе.18

     Основной  функцией механизмов реализации стратегий  организации является осуществление  выбранных в ходе применения адаптационных  механизмов стратегий. На практике эти  механизмы настолько взаимосвязаны  между собой, что трудно выделить какую-либо составляющую одной, "чистой" природы, которая бы не содержала в себе элементы других составляющих.

     Каждый  из механизмов реализации стратегий  организации внедряется с различной  степенью частоты и активности, что  зависит от стратегических целей и задач, которые решаются на конкретном предприятии.

     Экономические механизмы используются тогда, когда продукция предприятия хорошо известна покупателям, пользуется спросом, а главной задачей менеджмента становится расширение доли рынка, снижение себестоимости и повышение рентабельности производства. Экономические механизмы реализуются через рыночные механизмы цен, определяемые динамикой спроса и предложения, воспроизводством основных фондов и ускоренной амортизацией, оплатой труда, рынком акций и инвестиционной политикой, лизингом, структурой акционерной собственности, элементами государственного регулирования цен и налогов.

     Организационные механизмы чаще всего востребованы тогда, когда организация находится в стадии реструктуризации, когда производственный процесс идет по пути реализации перспективных бизнес-планов, требующих выделения различных бизнесов в самостоятельные подразделения, когда идет массированная маркетинговая разведка рынка, и структура производства подстраивается под рыночную конъюнктуру и поведение конкурентов. Инструментами организационных механизмов выступают реструктуризация предприятия и реорганизация организационной структуры, позиционирование рынков и потребителей, рыночная организация управления и бизнес-планирование, оперативное регулирование производственной деятельности, сертификация и лицензирование, разработка и внедрение информационных технологий, внедрение маркетинговой составляющей.

Информация о работе Механизмы формирования стратегического управления на предприятии