Механизмы формирования стратегического управления на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2012 в 17:57, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотреть механизмы формирования системы стратегического управления.
В соответствии с поставленной целью определены следующие задачи:
- определить понятие, принципы и сущность стратегического управления;
- выявить содержание процесса стратегического управления;
- раскрыть механизмы формирования системы стратегического управления;

Содержание

ВВЕДЕНИЕ.……………………………………………………………..……….3

ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ
1. 1. Понятие стратегического управления…………………..……....…6
1. 2. Содержание процесса стратегического управления: этапы стратегического управления……………………………………..…………....10
1. 3. Механизмы формирования системы стратегического управления.............................................................................................................18

ГЛАВА 2. СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ВЕЛИКОНОВГОРОДСКИЙ МЯСНОЙ ДВОР»
2. 1. Организационно-экономическая характеристика предприятия и организация использования персонала………………...…………………….27
2. 2. Анализ механизмов формирования системы стратегического управления в ОАО «Великоновгородский мясной двор»…….....………….37

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..………....……………44

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………….……….......................…….47

Работа содержит 1 файл

Механизмы формирования стратегического управления на предприятииДокумент Microsoft Office Word.doc

— 306.50 Кб (Скачать)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

СОДЕРЖАНИЕ 

ВВЕДЕНИЕ.……………………………………………………………..……….3 

ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ

     1. 1. Понятие стратегического управления…………………..……....…6

     1. 2. Содержание процесса стратегического управления: этапы стратегического управления……………………………………..…………....10

     1. 3. Механизмы формирования системы стратегического управления.............................................................................................................18 

ГЛАВА 2. СИСТЕМА СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ ОАО «ВЕЛИКОНОВГОРОДСКИЙ МЯСНОЙ ДВОР»

     2. 1. Организационно-экономическая характеристика предприятия и организация использования персонала………………...…………………….27

     2. 2. Анализ механизмов формирования системы стратегического управления в ОАО «Великоновгородский мясной двор»…….....………….37 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………..………....……………44 

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………….……….......................…….47 
 
 
 
 
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ 
 

     В настоящее время в хозяйственной  практике России механизм стратегического менеджмента переживает период становления. При этом отечественные и международные аналитики считают, что российский рынок вступил в ту стадию, когда отсутствие разработанной стратегии мешает предприятиям устойчиво работать и, самое главное, развиваться.

     Стратегическое  управление предприятием является для  российской экономики новым, непривычным  явлением. Необходимость в нем  появилась в результате экономической  реформы, результатом которой стал переход от плановой экономикой с ее централизованным стратегическим управлением целыми отраслями производства к рыночной экономике, в которой предприятия различных форм собственности получили полную хозяйственную самостоятельность.

     В условиях жесткой конкурентной борьбы и быстро меняющейся ситуации организации (предприятия) должны не только концентрировать внимание на внутреннем состоянии дел, но и вырабатывать долгосрочную стратегию поведения и управления производственно-финансовой деятельностью, которая позволяла бы им поспевать за изменениями, происходящими в их окружении. В прошлом многие организации (предприятия) могли успешно функционировать, обращая внимание в основном на ежедневную работу, на внутренние проблемы, связанные с повышением эффективности использования ресурсов в текущей деятельности. Сейчас же исключительно важным становится осуществление такого управления, которое обеспечивает адаптацию организации к быстро меняющимся условиям.

     Стратегическое  управление это сравнительно молодое, перспективное и необходимое  в бизнесе направление, активно используемое в странах Запада, как база ведения управленческих процессов в организации в условиях рынка. Это направление, постепенно вводимое в России, получило признание во всем деловом мире. А это значит, что, изучая его, менеджеры смогут качественнее работать на рынке, правильно оценивая ситуацию, предпринимая необходимые для предприятия шаги.

     Все вышеизложенной подтверждает актуальность темы курсовой работы.

     Предметом исследования являются механизмы формирования системы стратегического управления на предприятии.

     Объектом  исследования – система стратегического  управления на предприятии.

     Цель  курсовой работы – рассмотреть механизмы формирования системы стратегического управления.

     В соответствии с поставленной целью  определены следующие задачи:

     - определить понятие, принципы и сущность стратегического управления;

     - выявить содержание процесса стратегического управления;

     - раскрыть механизмы формирования системы стратегического управления;

     - дать организационно-экономическую характеристику ОАО «Великоновгородский мясной двор» и дать оценку организации использования персонала;

     - проанализировать механизмы формирования системы стратегического управления в ОАО «Великоновгородский мясной двор».

     Методической  базой для написания курсовой работы послужили различные источники информации: монографии, учебные пособия, статьи из периодических изданий.

     Проблемам стратегического управления посвящены  труды известных зарубежных ученых И.Ансоффа, Р.Акоффа, П.Ф.Друкера, М.Мескона, Г.Минцберга, М.Портера, А.Дж.Стрикленда, А.А.Томсона, М.Эддоуса и др., а также российских исследователей Л.И.Абалкина, А.И.Анчишкина, М.И.Круглова, Н.Ф.Пермичева, С.С.Шаталина и др.

     В их трудах рассматриваются концепции  различных стратегий, функций стратегического  управления, выбора конкурентных стратегий.

     Последнее время проблемам долгосрочного  планирования и управления предприятиями  большое внимание уделяется в  научных разработках Б.А.Аникина, М.И.Бухалкова, В.А.Винокурова, О.С.Виханского, И.Б.Гуркова, Г.Б.Клейнера, Э.С.Мильнера, М.М.Максимцова, Э.А.Уткина.

     В качестве методологической базы в данной курсовой работе использовались следующие  методы исследования: монографический  метод; метод ситуационного анализа  и др. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ГЛАВА 1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЯ НА ПРЕДПРИЯТИИ: ПОНЯТИЕ, СТРУКТУРА, МЕХАНИЗМЫ ФОРМИРОВАНИЯ 
 

1. 1. Понятие стратегического  управления 

     Термин  «стратегическое управление» был  введен в 60 - 70-х гг. XX в., чтобы отличить текущее управление, осуществляемое на уровне хозяйственных подразделений, от управления на высшем уровне руководства. В процессе своего развития управление как практическая деятельность в 1980-х гг. перешло на новый этап, отличительной особенностью которого является смещение внимания высшего руководства в сторону внешнего окружения, что позволяет своевременно и адекватно реагировать на происходящие в нем изменения и обеспечивать организации преимущества перед конкурентами.1

     Из  множества определений стратегического  управления можно остановиться на определении, данном О. Виханским. «Стратегическое управление - это такое управление организацией, которое опирается на человеческий потенциал как основу организации, гибко реагирует на вызов со стороны внешнего окружения, проводит своевременные изменения в организации, позволяющие добиваться конкурентных преимуществ, ориентируясь в своей деятельности на потребности покупателей, что в совокупности дает возможность организации выживать в долгосрочной перспективе, достигая при этом своих целей»2.

     Говоря  иначе, стратегическое управление  это процесс, охватывающий действия руководителей организации по разработке, реализации и корректировке стратегии.

     Основными принципами стратегического управления как вида управленческой деятельности являются:

  • долгосрочность оцениваемых перспектив и принимаемых решений;
  • направленность управленческих воздействий на изменение потенциала объекта управления (производства продукции, услуг, технологии, персонала и др.) и создание возможностей более эффективной реализации данного потенциала;
  • первоочередной учет при разработке и принятии управленческих решений состояния и возможных изменений внешней для организации среды;
  • альтернативность выбора управленческих решений в зависимости от состояния внутренней и внешней среды организации;
  • осуществление постоянного контроля за состоянием и динамикой внешней среды и своевременного внесения изменений в управленческие решения.

     Стратегическое  управление (менеджмент) - область науки  и практики управления, предназначением  которого является обеспечение развития организаций в быстроменяющихся условиях внешней среды. Теория стратегического планирования и управления была развита американскими исследователями и консультационными фирмами, далее этот аппарат вошел в арсенал методов внутрифирменного планирования всех развитых стран, а в настоящее время все более востребован российскими бизнесменами.

     Как отмечают специалисты в области  стратегического менеджмента В.Д. Маркова, С.А. Кузнецова, его сущность заключается в ответе на три важнейших  вопроса:

  1. в каком положении предприятие находится в настоящее время;
  2. в каком положении оно хотело бы находиться через три, пять, десять лет;
  3. каким способом достигнуть желаемого положения (См. рис. 1.1).

     

     Рис. 1.1. Сущность стратегического управления (менеджмента)3 

     Прежде  чем решать, куда двигаться дальше, менеджеры должны хорошо понимать текущую ситуацию, в которой находится предприятие, и ответить на первый из поставленных выше вопросов, для чего необходима информационная основа, обеспечивающая процесс принятия стратегических решений соответствующими данными для анализа прошлых, настоящих и будущих ситуаций.

     Второй  вопрос отражает такую важную особенность  стратегического менеджмента, как  его ориентация на будущее. Для ответа на него необходимо четко определить, к чему стремиться, какие цели ставить. Третий вопрос стратегического менеджмента связан с реализацией выбранной стратегии, в ходе которой может происходить корректировка двух предыдущих этапов. Важнейшими составляющими или ограничениями данного этапа являются имеющиеся или доступные ресурсы, система управления, организационная структура и персонал, который будет реализовывать выбранную стратегию.

     В основе стратегического управления лежат стратегические решения, к  числу которых можно отнести:

  • реконструкцию предприятия;
  • внедрение новшеств (новая продукция, новые технологии);
  • организационные изменения (изменения организационно-правовой формы предприятия, структуры производства и управления, новые формы организации и оплаты труда, взаимодействия с поставщиками и потребителями);
  • выход на новые рынки сбыта;
  • приобретение, слияние предприятий и т.д.

     Стратегическое  управление - это процесс принятия и осуществления стратегических решений, центральным звеном которого является стратегический выбор, основанный на сопоставлении собственного ресурсного потенциала предприятия с возможностями и угрозами внешнего окружения, в котором оно действует.4

     И. Ансофф рекомендует рассматривать  стратегическое управление как состоящее  из двух взаимодополняющих подсистем: анализа и выбора стратегической позиции и оперативного управления в реальном масштабе времени. Перефразируя П. Друкера, И. Ансофф пишет: «Стратегическое планирование - это управление по планам, а стратегический менеджмент - это управление по результатам». 5

     Часто стратегическое управление называют рыночным стратегическим управлением (strategic market management). Включение в определение слова «рынок» означает, что стратегические решения должны в большей степени учитывать развитие рынка и внешнего окружения, чем внутренние факторы.

     Специальные методы и приемы стратегического управления помогают руководителям оценить и проранжировать различные виды бизнеса, сфокусировать внимание на решающих проблемах и направлениях и в конечном итоге обеспечить устойчивое развитие предприятия в долгосрочной перспективе. 

Информация о работе Механизмы формирования стратегического управления на предприятии