Лидерство в системе менеджмента

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 19:04, курсовая работа

Описание работы

Управление на предприятии осуществляется практически во всех сферах деятельности. Это научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, опытное и постоянное серийное производство, маркетинг, плановая и финансовая деятельность, техника и технология, работа с персоналом и т.п.

Содержание

Введение
1. Понятие и проблемы лидерства в современном менеджменте
2. Лидерство как тип управленческого взаимодействия
2.1 Теории лидерства, их достоинства и ограничения
2.2 Характеристика факторов, определяющих стили лидерства
2.3 Ситуационный анализ эффективного лидерства
3. Выбор стиля лидерства, адекватно стоящей перед менеджером задачи и ситуации на предприятии
Заключение
Список используемой литературы

Работа содержит 1 файл

Курсовая. Нарулина О..doc

— 328.50 Кб (Скачать)

    ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

    Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования

    «ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

    Институт  менеджмента и бизнеса 

               
 
 
 
 

                                                                                             Кафедра экономики, организации                                                                   и управление производством 
                   
                   
                   
                   

    по  дисциплине: Основы менеджмента

    на  тему: Лидерство в системе менеджмента 

    Курсовая работа  
 
 
 
 

                                                                                                          Выполнил: студент группы МП –  07-2                                                                               О.А. Нарулина

                Проверил: ассистент

                Л.Ю. Бородатова

                                                                               

                                                                                            

                                                                              
                 
                 
                 

    Тюмень, 2009

     СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3
1. Понятие  и проблемы лидерства в современном  менеджменте 5
2. Лидерство  как тип управленческого взаимодействия 13
2.1 Теории лидерства, их достоинства и ограничения 13
2.2 Характеристика факторов, определяющих стили лидерства 26
2.3 Ситуационный анализ эффективного лидерства 32
3. Выбор стиля лидерства, адекватно стоящей перед менеджером задачи и ситуации на предприятии 47
Заключение 52
Список  используемой литературы 54

     ВВЕДЕНИЕ

     Управление  на предприятии осуществляется практически во всех сферах деятельности. Это научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, опытное и постоянное серийное производство, маркетинг, плановая и финансовая деятельность, техника и технология, работа с персоналом и т.п.

     Каждый  такой аспект дает более или менее полную картину какой-то одной стороны деятельности, и лишь в совокупности они представляют собой более или менее полную характеристику предприятия. Любая из указанных подсистем имеет свою целевую нагрузку и не перекрывается другой целевой подсистемой. Они связанны между собой и взаимно дополняют друг друга.

     Одной из таких составляющих и является управление трудовым коллективом, по своему значению занимающая одно из ведущих мест в общей схеме управления производством. Непрерывная перестройка организационных структур, децентрализация управления, обновление технологий, усиливают роль руководителя в управлении персоналом. Существенное отличие управленческой деятельности от других форм человеческой активности состоит в принятии социально значимых, затрагивающих интересы множества людей решений и ответственности за их правильность и эффективность перед собственником. Разрешение противоречия между общими и частными характеристиками управленческой деятельности, а также влияние личностных качеств руководителя, его стиля управления на механизм принятия решений делает актуальным рассмотрение в курсовой работе темы «Лидерство в системе менеджмента [1]

     Целью курсовой работы является исследование стилей лидерства на предприятия  и их влияние на эффективность  управления трудовым коллективом.

     Для достижения данной цели были поставлены в работе следующие задачи:

  • рассмотреть понятие и проблемы лидерства в современном менеджменте;
  • проанализировать лидерство как тип управленческого взаимодействия;
  • разработать выбор стиля лидерства, адекватно стоящей перед менеджером задачи и ситуации на предприятии.

     Объект  исследования –  управленческий персонал, осуществляющий руководство подчиненными на предприятии общественного питания «Каприз» и спортивно - оздоровительном комплексе «Юность».

     Предметом исследования в данной работе являются стили руководителей и эффективность их управления персоналом.

     Первая  глава курсовой работы носит теоретической характер, в ней рассмотрены понятия и проблемы лидерства в современном менеджменте.

     Во  второй главе курсовой работы дан  сравнительный анализ теорий лидерства, их достоинства и ограничения и ситуационный анализ эффективного лидерства. Рассмотрена характеристика факторов, определяющих стили лидерства.

     В третьей главе курсовой работы сделан выбор стиля лидерства, адекватно стоящей перед менеджером задачи и ситуации на предприятии «Каприз» и спортивно оздоровительном комплексе «Юность»

     В заключении на основе проведенного исследования сделаны выводы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    ГЛАВА1. ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА  В СОВРЕМЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ

      Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных  им тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.

      Вопросы лидерства вызывали интерес людей  с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф. Тейлора. Было проведено очень много исследований. Тем не менее все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.

      Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации — это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник — подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер — последователь». [3]

     Любое предприятие, учреждение может рассматриваться в двух планах: как формальная и неформальная организация. Соответственно двум этим организационным структурам правомерно говорить и о двух присущих им типах отношений людей: формальных и неформальных. Отношения первого типа — должностные, функциональные; отношения второго типа — психологические, эмоциональные.

     Так вот, руководство, менеджмент — феномен, имеющий место в системе формальных (или: как еще говорят, официальных) отношений, а лидерство — феномен, порожденный системой неформальных (неофициальных) отношений. Причем роль менеджера заранее определена. Роль лидера возникает стихийно, в штатном расписании учреждения, предприятия ее нет. Неформальный характер лидерской позиции в большой степени обусловлен использованием личностной основы власти и источников, ее питающих. Идеальным для лидерства считается использование эффективного сочетания обеих основ власти. [5]

      В ходе изучения проблемы лидерства учеными  было предложено много различных  определений данного понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство — это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели.       Р. Танненбаум, И. Вэшлер и Ф. Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели или целей. Г. Кунц и С. О'Доннелл считают, что лидерство связано с воздействием на людей, преследующим достижение общей цели.

      Лидерство — это тип управленческого  взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.

      Важно также отметить, что управленческое взаимодействие типа «лидер — последователь» не обязательно предполагает его иерархический характер, как это имеет место в случае отношений «начальник — подчиненный». Лидерство, как и власть, — это потенциал, имеющийся у человека.  

      Основой лидерства является специфический  тип отношений управления, или лидерский тип. Это отношения «лидер — последователи». Исторически лидерский тип отношений возник намного раньше отношений «начальник — подчиненный», появившихся и оформившихся в период первой промышленной революции.

      Ранняя  стадия лидерских отношений управления характеризуется тем, что кто-то один занимает в сообществе центральную позицию, а все остальные располагаются как бы на периферии. Управление осуществляется через централизованную власть, которая преобладает над всем сообществом.

      При данном типе руководства последователь тратит свои силы во благо группы/организации, возглавляемой лидером, не имея фактически никаких личных прав. Этот вариант лидерских отношений получил название отношений «мастер — раб». Власть лидера в этом случае абсолютна и может распространяться на решения о жизни и смерти членов ведомого сообщества. Обычно изменение выбранного лидером курса действий уже не во власти последователей.

      Эффективность организации, основанной на этом раннем типе лидерских отношений, проявляется в ее способности быстро, в короткие сроки выполнять достаточно трудные задачи в наименее благоприятных условиях. Это достигается путем сплочения всех вокруг одного лидера.           

      В целом лидерские отношения отличает то, что последователи признают лидерство составной частью группы/организации только тогда, когда оно доказало свою компетентность и ценность. Лидер получает свою власть от последователей, поскольку они признают его в качестве лидера. Для поддержания своей позиции лидер должен предоставлять им возможность удовлетворять свои потребности, которые не могут быть достигнуты по-другому. В ответ они удовлетворяют лидерскую потребность во властвовании и возвышении над ними, а также оказывают ему необходимую поддержку в достижении организационных целей.

      Неудачи постигают лидеров по различным  причинам, но успех к лидерам приходит во многом при наличии у них  достаточно одинаковых способностей и  умений. Изучение опыта работы многих лидеров-практиков свидетельствует, что для успеха им необходимо иметь  способность создавать образ будущего состояния организации и доведения его до последователей. Также успешного лидера характеризует то, что он наделяет последователей соответствующими правами и полномочиями по осуществлению выраженной в видении цели, может признать свои слабые стороны и привлечь для их устранения необходимые ресурсы.

        
 
 
 
 
 
 
 

                

                 Рис. 1.1. Черты эффективного лидерства

      Лидер становится привлекательным для  последователей благодаря умению видеть то, что в конечном счете будет  достигнуто в результате его и  последователей усилий. Однако это  не любая цель или любое состояние организации в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят (неэффективное лидерство) или могут (эффективное лидерство) иметь. Кроме того, видение становится привлекательным, если оно больше или лучше, чем существующая реальность, т.е. в определенной мере допускается идеализация будущего состояния. Образ видения захватывает воображение последователей и побуждает их посвятить себя претворению его в жизнь в той мере, в какой они разделяют лидерское видение. Видение, которое вселяет силы в последователей, заставляет их верить в успех дела.

Информация о работе Лидерство в системе менеджмента