Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 19:04, курсовая работа
Управление на предприятии осуществляется практически во всех сферах деятельности. Это научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, опытное и постоянное серийное производство, маркетинг, плановая и финансовая деятельность, техника и технология, работа с персоналом и т.п.
Введение
1. Понятие и проблемы лидерства в современном менеджменте
2. Лидерство как тип управленческого взаимодействия
2.1 Теории лидерства, их достоинства и ограничения
2.2 Характеристика факторов, определяющих стили лидерства
2.3 Ситуационный анализ эффективного лидерства
3. Выбор стиля лидерства, адекватно стоящей перед менеджером задачи и ситуации на предприятии
Заключение
Список используемой литературы
ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования
«ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Институт
менеджмента и бизнеса
по дисциплине: Основы менеджмента
на
тему: Лидерство в системе
Курсовая
работа
Проверил: ассистент
Л.Ю. Бородатова
Введение | 3 |
1. Понятие
и проблемы лидерства в |
5 |
2. Лидерство
как тип управленческого |
13 |
2.1 Теории лидерства, их достоинства и ограничения | 13 |
2.2 Характеристика факторов, определяющих стили лидерства | 26 |
2.3 Ситуационный анализ эффективного лидерства | 32 |
3. Выбор стиля лидерства, адекватно стоящей перед менеджером задачи и ситуации на предприятии | 47 |
Заключение | 52 |
Список используемой литературы | 54 |
Управление на предприятии осуществляется практически во всех сферах деятельности. Это научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки, опытное и постоянное серийное производство, маркетинг, плановая и финансовая деятельность, техника и технология, работа с персоналом и т.п.
Каждый такой аспект дает более или менее полную картину какой-то одной стороны деятельности, и лишь в совокупности они представляют собой более или менее полную характеристику предприятия. Любая из указанных подсистем имеет свою целевую нагрузку и не перекрывается другой целевой подсистемой. Они связанны между собой и взаимно дополняют друг друга.
Одной из таких составляющих и является управление трудовым коллективом, по своему значению занимающая одно из ведущих мест в общей схеме управления производством. Непрерывная перестройка организационных структур, децентрализация управления, обновление технологий, усиливают роль руководителя в управлении персоналом. Существенное отличие управленческой деятельности от других форм человеческой активности состоит в принятии социально значимых, затрагивающих интересы множества людей решений и ответственности за их правильность и эффективность перед собственником. Разрешение противоречия между общими и частными характеристиками управленческой деятельности, а также влияние личностных качеств руководителя, его стиля управления на механизм принятия решений делает актуальным рассмотрение в курсовой работе темы «Лидерство в системе менеджмента [1]
Целью курсовой работы является исследование стилей лидерства на предприятия и их влияние на эффективность управления трудовым коллективом.
Для достижения данной цели были поставлены в работе следующие задачи:
Объект исследования – управленческий персонал, осуществляющий руководство подчиненными на предприятии общественного питания «Каприз» и спортивно - оздоровительном комплексе «Юность».
Предметом исследования в данной работе являются стили руководителей и эффективность их управления персоналом.
Первая глава курсовой работы носит теоретической характер, в ней рассмотрены понятия и проблемы лидерства в современном менеджменте.
Во второй главе курсовой работы дан сравнительный анализ теорий лидерства, их достоинства и ограничения и ситуационный анализ эффективного лидерства. Рассмотрена характеристика факторов, определяющих стили лидерства.
В третьей главе курсовой работы сделан выбор стиля лидерства, адекватно стоящей перед менеджером задачи и ситуации на предприятии «Каприз» и спортивно оздоровительном комплексе «Юность»
В
заключении на основе проведенного исследования
сделаны выводы.
ГЛАВА1. ПОНЯТИЕ И ПРОБЛЕМЫ ЛИДЕРСТВА В СОВРЕМЕННОМ МЕНЕДЖМЕНТЕ
Организации, добивающиеся успеха, отличаются от противоположных им тем, что имеют более динамичное и эффективное руководство. В современном русском языке под руководством, с точки зрения собственника, подразумевается либо индивид (руководитель) или группа (руководящий состав), либо процесс, т.е. обладающий индивидуальными особенностями способ управления организацией. Синонимами слов руководство и руководитель являются слова лидерство и лидер.
Вопросы лидерства вызывали интерес людей с древних времен. Однако систематическое, целенаправленное и широкое изучение лидерства началось только со времен Ф. Тейлора. Было проведено очень много исследований. Тем не менее все еще не существует полного согласия по поводу того, что такое лидерство и как оно должно изучаться.
Природа лидерства может быть лучше понята, если его сравнить с собственно управлением. Быть менеджером и быть лидером в организации — это не одно и то же. Менеджер в своем влиянии на работу подчиненных и построении отношений с ними прежде всего использует и полагается на должностную основу власти и источники, ее питающие. Лидерство как специфический тип отношений управления основывается больше на процессе социального воздействия, а точнее, взаимодействия в организации. Этот процесс является гораздо более сложным, требующим высокого уровня взаимозависимости его участников. В отличие от собственно управления лидерство предполагает наличие в организации последователей, а не подчиненных. Соответственно отношения «начальник — подчиненный», свойственные традиционному взгляду на управление, заменяются отношениями «лидер — последователь». [3]
Любое предприятие, учреждение может рассматриваться в двух планах: как формальная и неформальная организация. Соответственно двум этим организационным структурам правомерно говорить и о двух присущих им типах отношений людей: формальных и неформальных. Отношения первого типа — должностные, функциональные; отношения второго типа — психологические, эмоциональные.
Так
вот, руководство, менеджмент — феномен,
имеющий место в системе
В ходе изучения проблемы лидерства учеными было предложено много различных определений данного понятия. Согласно Дж. Терри, лидерство — это воздействие на группы людей, побуждающее их к достижению общей цели. Р. Танненбаум, И. Вэшлер и Ф. Массарик определяли лидерство как межличностное взаимодействие, проявляемое в определенной ситуации с помощью коммуникационного процесса и направленное на достижение специфической цели или целей. Г. Кунц и С. О'Доннелл считают, что лидерство связано с воздействием на людей, преследующим достижение общей цели.
Лидерство — это тип управленческого взаимодействия (в данном случае между лидером и последователями), основанный на наиболее эффективном для данной ситуации сочетании различных источников власти и направленный на побуждение людей к достижению общих целей.
Важно также отметить, что управленческое взаимодействие типа «лидер — последователь» не обязательно предполагает его иерархический характер, как это имеет место в случае отношений «начальник — подчиненный». Лидерство, как и власть, — это потенциал, имеющийся у человека.
Основой лидерства является специфический тип отношений управления, или лидерский тип. Это отношения «лидер — последователи». Исторически лидерский тип отношений возник намного раньше отношений «начальник — подчиненный», появившихся и оформившихся в период первой промышленной революции.
Ранняя стадия лидерских отношений управления характеризуется тем, что кто-то один занимает в сообществе центральную позицию, а все остальные располагаются как бы на периферии. Управление осуществляется через централизованную власть, которая преобладает над всем сообществом.
При данном типе руководства последователь тратит свои силы во благо группы/организации, возглавляемой лидером, не имея фактически никаких личных прав. Этот вариант лидерских отношений получил название отношений «мастер — раб». Власть лидера в этом случае абсолютна и может распространяться на решения о жизни и смерти членов ведомого сообщества. Обычно изменение выбранного лидером курса действий уже не во власти последователей.
Эффективность организации, основанной на этом раннем типе лидерских отношений, проявляется в ее способности быстро, в короткие сроки выполнять достаточно трудные задачи в наименее благоприятных условиях. Это достигается путем сплочения всех вокруг одного лидера.
В
целом лидерские отношения
Неудачи
постигают лидеров по различным
причинам, но успех к лидерам приходит
во многом при наличии у них
достаточно одинаковых способностей и
умений. Изучение опыта работы многих
лидеров-практиков
Рис. 1.1. Черты эффективного лидерства
Лидер становится привлекательным для последователей благодаря умению видеть то, что в конечном счете будет достигнуто в результате его и последователей усилий. Однако это не любая цель или любое состояние организации в будущем. В большей степени это то, что последователи хотят (неэффективное лидерство) или могут (эффективное лидерство) иметь. Кроме того, видение становится привлекательным, если оно больше или лучше, чем существующая реальность, т.е. в определенной мере допускается идеализация будущего состояния. Образ видения захватывает воображение последователей и побуждает их посвятить себя претворению его в жизнь в той мере, в какой они разделяют лидерское видение. Видение, которое вселяет силы в последователей, заставляет их верить в успех дела.