Автор: Пользователь скрыл имя, 17 Февраля 2013 в 06:29, лекция
Тема 1 Кто такой лидер. Понятие лидерства
Тема 3 Лидерство и власть
Тема 4 Основные компетенции в реализации лидерской позиции
Тема 5 Создание команды. Роли в команде
Тема 6 Отличия команд от рабочих групп. Жизненный цикл команды
Тема 7 Конфликты в команде (организации) и управление ими
Тема 8 Базовые инструменты лидера
Приблизительно одна треть из выявленных возможностей, которая попала в зону, отмеченную на рисунке пунктиром, заносится в матрицу SWOT-анализа, в соответствующее место.
Матрица актуальности открывающихся возможностей
10. Составляется список возможных угроз.
11. Выявленные угрозы также заносятся в матрицу актуальности угроз.
12. Так же как и
в случае с возможностями,
13. На этом этапе
начинается очень
На каждом из этих полей лидер организации должен рассмотреть все возможные парные комбинации и выделить те, которые важны в стратегическом отношении (то есть для каждой возможной парной комбинации надо ответить на вопрос: какую проблему надо решить, чтобы возможность стала реальностью, а угроза нейтрализовалась или уменьшилась). Тщательная работа над п.13 позволяет классифицировать проблемы.
I. Ключевые проблемы (проспективные проблемы). В отношении тех пар, которые составляют поле (I), следует проявить особое внимание. Умная стратегия – это скорее использование открывающихся возможностей (естественных перспектив) для имеющихся сильных сторон, нежели «сопротивление» судьбе, то есть борьба с угрозами. Поэтому данное поле является «базовой площадкой» для того, чтобы разрабатывать стратегию по использованию сильных сторон организации с целью получить отдачу от возможностей, которые появились во внешней среде.
II. Проблемы, которые ведут к нетривиальным решениям (проблемы-эвристики). Те пары, которые оказались на поле (II) – способны на самые неожиданные сюрпризы. Прорывные идеи часто появляются именно здесь, когда некоторая «слабость», будучи переосмысленной лидером, предстает как радикальное преимущество перед другими организациями в свете открывающихся возможностей (неожиданные перспективы). Пройдет время, и «все» это увидят, однако в эту минуту это поле прорывных идей. Стратегия должна продумываться таким образом, чтобы за счет появившихся возможностей попытаться переосмыслить имеющиеся в молодежной организации слабости. Это поле пригодно для медитации, которая действительно может помочь взглянуть на свои собственные представления иными глазами.
III. Ретроспективные проблемы (проблемы-ловушки). Пары, находящиеся на поле (III), часто представляют для неопытных лидеров подобие «интеллектуальной ловушки». Попадая на это «минное поле», лидер начинает ломать голову над тем, как ему выжить на этом поле, и поэтому редко выживает. Минные поля правильнее обходить, поручая специалистам их разминировать, когда для этого создадутся предпосылки. Долгие размышления над слабостями и угрозами порождают пессимизм и комплекс неполноценности. Это не пустые слова. У хорошего лидера его преимущества и видение открывающихся возможностей должны многократно перекрывать его слабые стороны, а угрозы не должны поспевать за лидером.
IV. Проблемы для «подчиненных» («заместителей»). Если пара находится на поле (IV), то лидеру обычно рекомендуется использовать силы своей организации для устранения угрозы. На наш взгляд, это не очень умно. Здесь правильнее говорить об избежании угроз, смягчении их действия, нейтрализации. Если лидеру пришлось использовать свои ресурсы для сопротивления настигшим его угрозам, это скорее ошибки в стратегии или отсутствие опыта в стратегическом управлении, нежели сама стратегия. Возможности и угрозы могут переходить в свою противоположность. Так, неиспользованная возможность может стать угрозой, если ею воспользуется другая организация, тогда как удачно предотвращенная угроза может открыть дополнительные возможности.
Правила и соглашения, позволяющие эффективно применять SWOT-анализ
Если рассматривать в качестве «слабых» те стороны, которые принято считать всегда слабыми, а в качестве «угроз» те факторы внешней среды, которые принято большинством лидеров считать угрозой, то SWOT-анализ не приведет к прорывным идеям. Результаты такого анализа обрекают Вас, в лучшем случае, на некоторое улучшение положения организации. Прорывных идей можно ожидать только в том случае, если вспомнить, что «всякая медаль имеет две стороны». Иными словами, прорывные идеи рождаются у тех лидеров, которые сумели «прорваться» сквозь предрассудки своих современников и взглянуть на «слабую сторону», как на сильную, на «угрозу», как на неожиданно открывающуюся удивительную возможность.
Метод генерации идей «Мозговой штурм»
Использование инструментов, в основе которых лежит рациональность, нередко ведет к тому, что сознание лидеров «зацикливается на исхоженных тропах» (привычных списках действий, известных решениях и т.п.). Чтобы разморозить воображение, в групповой работе часто применяется метод мозгового штурма. Ниже приведем краткое описание правил его применения.
Базовые положения
Инновационность и интенсивность генерации идей заключаются в следующем:
Правила и этапы проведения мозгового штурма
Выращивание благоприятной рабочей ситуации. Это может быть интересное введение в проблемную ситуацию, нетривиальное знакомство участников, представление ситуации, как «вызов, брошенный другой организации» и т.п.
Генерация идей. «Мозговой штурм» позволяет людям высказывать свои идеи спонтанно, без страха перед негативными комментариями или осмеянием.
1. Председательствующий
должен просмотреть правила 1-
2. Тотальный запрет
на любую, даже косвенную (
3. Не надо обосновывать идеи.
4. Нельзя требовать обосновать идею.
5. В каждый данный момент говорит только один человек.
6. Могут задаваться только вопросы на понимание. В начале работы, пока все еще не «разогрелись», лучше этого не делать.
7. Не разрешены никакие дискуссии.
8. Идеи должны быть короткими и простыми.
9. Если идеи записываются
вручную, они записываются
10.Шутливые идеи являются признаком хорошей работы.
Интерпретация идей. Когда генерация идей закончена, участники работы могут заняться интерпретацией и пониманием тех идей, которые явились в группе. Как правило, это лучше делать в свободной форме. Иногда полезно применить специальные процедуры.
Отбор и ранжирование идей. Для этой работы, как правило, применяются специальные процедуры.