Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:51, курсовая работа
Цель исследования – выявление и анализ личностных качеств руководителя как фактора эффективной управленческой деятельности
Из поставленной цели вытекает ряд задач:
- рассмотреть сущность и специфику управленческой деятельности, выявив ключевые показатели эффективной деятельности руководителя;
- выявить требования управленческой деятельности к психологическим качествам эффективного руководителя, раскрыв взгляды на проблему личностных качеств руководителя в отечественной и зарубежной науке;
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения личностных качеств руководителя………………………………………………………………………5
1.1. Сущность и специфика управленческой деятельности. Ключевые показатели эффективности деятельности руководителя……………………….5
1.2. Требования управленческой деятельности к психологическим качествам эффективного руководителя. Взгляды на проблему личностных качеств руководителя в отечественной и зарубежной науке…………………10
Выводы ……………………………………………………………………16
Глава 2. Эмпирическое изучение личностного потенциала будущего руководителя……………………………………………………………………..18
2.1. Методы и методики изучения личностных качеств будущего руководителя……………………………………………………………………..18
2.2. Результаты изучения личностных качеств будущего руководителя и их интерпретация……………………………………………………………...22
Выводы…………………………………………………………………….43
Заключение………………………………………………………………..44
Список литературы……………………………………………………….47
Кк — коэффициент коммуникативных склонностей;
Ко — коэффициент организаторских склонностей.
Кк=Кх/20=15/20=0,75
Ко=Ох/20=20/20=1
По шкале оценок коммуникативных и организаторских склонностей дадим характеристику получившимся показателям и проинтерпретируем полученные результаты (Приложение 2):
Кк – «4» – коммуникативные склонности
Испытуемые, получившие оценку 4, относятся к группе с высоким уровнем проявления коммуникативных и организаторских склонностей. Они не теряются в новой обстановке, быстро находят друзей, постоянно стремятся расширить круг своих знакомых, занимаются общественной деятельностью, помогают близким, друзьям, проявляют инициативу в общении, с удовольствием принимают участие в организации общественных мероприятий, способны принимать самостоятельное решение в трудной ситуации. Все это они делают не по принуждению, а согласно внутренним устремлениям.
Ко – «5» –организаторские склонности
Испытуемые, получившие
высшую оценку 5, обладают очень высоким
уровнем проявления коммуникативных
и организаторских склонностей.
Они испытывают, потребность в
коммуникативной и
Подведем итоги проведенного исследования:
Итак, выраженность таких личностных качеств, как коммуникативные и организаторские склонности, должны помочь мне собрать вокруг себя дружный и трудолюбивый коллектив, деятельность которого будет направлена на реализацию общих целей и идей. Следует отметить, что результаты, полученные по методике Р.Б. Кеттелла, совпадают с результатами исследования коммуникативных и организаторских склонностей. Итоги обоих тестирований подчеркнули яркую выраженность данных качеств.
Коммуникативные и организаторские склонности представляют собой важный компонент и предпосылку развития способностей в тех видах деятельности, которые связаны с общением с людьми, с организацией коллективной работы. Они являются важным звеном в развитии педагогических способностей. Достаточно часто склонности появляются в ходе таких видов деятельности и общения, которые вначале человеку безразличны, но по мере включения в них становятся значимыми. Здесь важны собственные усилия и преодоление коммуникативных барьеров, которые возможны, если человек ставит себе сознательную цель саморазвития.
Выводы
Во второй главе были рассмотрены методики по выявлению личностных качеств, необходимых в управленческой деятельности будущему руководителю. Объектами диагностики становятся и отдельные характеристики, наличие которых способствует успехам в руководстве, и совокупность склонностей к работе с коллективом. Существуют методики по исследованию уровня коммуникативных и организаторских склонностей (исследование, разработанное В.В. Синявским и В.А. Федорошиным), мотивации к успеху (методика Т. Элерса), интеллекта (методика «КОТ»), силы воли, творческого потенциала, эмоциональной устойчивости, а также в целом психологических характеристик личности, способствующих повышению эффективности руководства организацией (методики Т. Лири, Р.Б. Кеттелла, М. Люшера).
Цель подобных исследований
заключается в том, чтобы выявить
психологические особенности
Для анализа собственных личностных качеств, степени их выраженности в той мере, в которой они необходимы для успешной управленческой деятельности, нами были использованы две методики: шестнадцатифакторный тест Р.Б. Кеттелла (для создания полного психологического портрета) и исследование коммуникативных и организаторских склонностей, разработанное В.В. Синявским и В.А. Федорошиным (для определения степени выраженности конкретных характеристик личности).
В результате психодиагностического эксперимента были выявлены личностные качества, способствующие повышению эффективности руководства и препятствующие ему. По итогам тестирования было определено больше положительных свойств, нежели отрицательных, а именно уверенность в себе, решительность, эмоциональная уравновешенность, самоконтроль поведения коммуникативные и организаторские склонности, высокий интеллект. Это указывает на наличие способностей к управленческой деятельности. Однако, есть такие личностные качества, которые могут оказать негативное влияние на работу в этой области. Например, зависимость от окружающих людей, сто говорит о недостаточно развитой самостоятельности в разрешении некоторых ситуацияй. Именно над этой чертой характера следует работать, а достаточно юный возраст позволяет превратить недостатки в достоинства.
По итогам обоих экспериментов совпал показатель по выраженности коммуникативных и организаторских склонностей. Как нам представляется, развитию этих психологических особенностей способствовало получение гуманитарного образования. Наличие данных личностных качеств – один из наиболее важных катализаторов успеха в управленческой деятельности.
Заключение
К личности руководителя, чаще всего относят такие черты, как: инициативность, доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению цели, ответственность, общительность, инициативность, самостоятельность. В процессе управленческой деятельности руководитель неизбежно проецирует свой внутренний мир, свои качества, все свои достоинства и недостатки на деятельность организации.
Для самостоятельной оценки своих личностных качеств, в частности мышления, управленческих способностей, волевого фактора, нравственных качеств руководителя учитывается мнение окружающих, используется самонаблюдение, а также психологические тесты. Например, исследование коммуникативных и организаторских склонностей, разработанное В.В. Синявским и В.А. Федорошиным, методики Т. Элерса, Т. Лири, Р.Б. Кеттелла, М. Люшера. Данные исследования позволяют увидеть как выраженность отдельных личностных качеств, так и комплекс подобных характеристик.
Для выявления и анализа собственных личностных качеств были использованы: шестифакторный тест Р.Б. Кеттелла; тест по исследованию коммуникативных и организаторских склонностей В.В. Синявского и В.А. Федорошина. В результате тестирования были выявлены и проанализированы следующие свойства: решительность, уверенность в себе, высокий интеллект, эмоциональная уравновешенность, самоконтроль, коммуникабельность, организаторские склонности. Наличие данных качеств свидетельствует о способностях к руководству. Однако для успехов в управленческой деятельности необходимо поработать над такой чертой моего характера, как зависимость от окружающих, от их помощи и мнения. Если приложить усилия, ее можно превратить в умение учитывать интересы других людей, считаться с их мнением, идти на компромисс, отстаивать свою собственную точку зрения.
Итак, личностные качества один из важнейших факторов эффективного руководства.