Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:51, курсовая работа
Цель исследования – выявление и анализ личностных качеств руководителя как фактора эффективной управленческой деятельности
Из поставленной цели вытекает ряд задач:
- рассмотреть сущность и специфику управленческой деятельности, выявив ключевые показатели эффективной деятельности руководителя;
- выявить требования управленческой деятельности к психологическим качествам эффективного руководителя, раскрыв взгляды на проблему личностных качеств руководителя в отечественной и зарубежной науке;
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения личностных качеств руководителя………………………………………………………………………5
1.1. Сущность и специфика управленческой деятельности. Ключевые показатели эффективности деятельности руководителя……………………….5
1.2. Требования управленческой деятельности к психологическим качествам эффективного руководителя. Взгляды на проблему личностных качеств руководителя в отечественной и зарубежной науке…………………10
Выводы ……………………………………………………………………16
Глава 2. Эмпирическое изучение личностного потенциала будущего руководителя……………………………………………………………………..18
2.1. Методы и методики изучения личностных качеств будущего руководителя……………………………………………………………………..18
2.2. Результаты изучения личностных качеств будущего руководителя и их интерпретация……………………………………………………………...22
Выводы…………………………………………………………………….43
Заключение………………………………………………………………..44
Список литературы……………………………………………………….47
Определение личностных
характеристик руководителя –
это один из подходов среди
различных теорий эффективного
руководства. Например, поведенческий
подход (старается выявить типы
поведения руководителя, помогающие
сотрудникам, группам и
Н.В. Гусева в статье «Коммуникативные способности в профессиональной деятельности руководителя образовательного учреждения» отмечает, что «уровень профессионализма руководителей определяется не только их теоретической и практической подготовленностью, но и умением общаться со своими подчинёнными, то есть личными качествами и способностями руководить людьми» [Гусева 2011: 118-131]. Поэтому одно из ведущих направлений в определении критериев эффективного руководства – это выявление личностных качеств руководителя, позволяющих ему успешно осуществлять управленческую деятельность.
1.2. Требования
управленческой деятельности к
психологическим качествам
В настоящий период осуществляется переход к новой управленческой философии, новой управленческой парадигме, что предопределено кардинальным изменением внешней среды предприятия (ужесточение конкуренции на рынках сбыта, сокращение рынков сбыта в связи с возросшей массой конкурентов, сокращением материальных и сырьевых ресурсов, наличием кризисных явлений и т.п.). Все это требует новых, адекватных современным условиям, систем управления и предъявляет жесткие требования к личностным качествам руководителя.
Известно, много теорий и подходов, предметом исследования которых являются психологические склонности человека как будущего руководителя.
В 40-ые годы ХХ века доминировала теория личностных черт или качеств. Она исходит из представления о том, что «все успешные руководители обладают неким универсальным набором личностных качеств, отличающих их от других людей» [Организационное поведение 2004: 213]. Многочисленные попытки сформулировать такой набор качеств просматриваются уже в работах представителей классической школы человеческих отношений (А. Файоль, М. Фоллет). Например, А. Файоль считал, что администратор высшего уровня должен обладать такими качествами, как здоровье, моральные и волевые навыки, общий кругозор, умение работать с людьми, способность к планированию и контролю, общая компетентность и др. Наибольшее развитие этот взгляд на лидерство в организации получил в концепции О. Тида, который связывал руководство со способностью оказывать влияние на людей для достижения определенной цели, при чем такой, которую все участники совместной деятельности считают желательной. Универсальными чертами лидера, по его мнению, являются: физическая и эмоциональная выносливость; понимание назначений и целей деятельности организации, энтузиазм, дружелюбие, порядочность, способность вызывать доверие у других людей.
Существует большое количество концепций личности руководителя, основанных на разработке теоретической модели развития личности и эффективности управленческой деятельности руководителя: коллекционный, конкурентный, парциальный, инженерно-психологический, рефлексивно-ценностный, социально-психологический, ситуационно-комплексный, факторный, функциональный, имиджевый, экономико-психологический, интегративный и акмеологический подходы [Агапов 2000: Эл. рес. ].
Близким по содержанию к
коллекционному является конкурентный
подход. Он предполагает наличие у руководителей
особых, личностных свойств или определенного
уровня развития общих свойств, отличающих
их от других людей. Наиболее всего этот
подход разработан в исследованиях Э.С.
Чугуновой. В структуре личности руководителя
она выделяет административно-
Парциальный подход сформирован в ходе практической деятельности психологов и предполагает коррекцию личностных способов ориентации в окружающей среде. Формирование личности руководителя опосредованно связано с отработкой отдельных операций и действий, включенных в управленческую деятельность, с психокоррекцией системы отношений (А.М. Омаров) [Омаров 1990: 5 – 7].
Инженерно-психологический подход нашел свое отражение в анализе систем управления и рассматривает руководителя как лицо, принимающее решение. Интенсивная разработка этого подхода осуществлена в работах Б.Ф. Ломова, А.И. Галактионова, Г.М. Зараковского, А.А. Крылова и А.В. Филиппова. Исследователи ограничиваются изучением психологических процессов переработки руководителем информации и его индивидуальных особенностей, проявляющихся в управленческой деятельности.
Рефлексивно-ценностный подход изучает личность руководителя через формирование у него рефлексивно-ценностной концепции управления (Ю.Д. Красовский).
Многочисленные исследования
личности руководителя осуществлены в
социально-психологическом
Ситуационно-комплексный подход рассматривает движущие силы развития личности руководителя в различных управленческих ситуациях и жизненных событиях (А.В. Филиппов).
Анализ влияния отдельных
факторов и условий на
Функциональный подход реализован
в исследовании деятельности мастеров
и начальников цехов
Для имиджевого подхода характерно изучение индивидуально-личностных качеств и создание технологий формирования имиджа руководителя, соответствующего сознательным и бессознательным потребностям той или иной социальной группы. Авторы выделяют основные индивидуально-личностные качества, которые должен демонстрировать для своего успеха руководитель: сила, щедрость, справедливость, властность, доброта.
В условиях изменения форм собственности происходит интенсивное формирование экономико-психологического подхода к изучению психологических закономерностей экономического поведения различных типов руководителей (В.А. Хащенко, Е.Д. Дорофеев, Е.Н. Сиващенко и т. д.).
Интегративный подход предусматривает
выявление глубинных
Обратимся к концепции М. Шоу. Он предлагает рассматривать личность руководителя с точки зрения трёх составляющих: биографические характеристики (возраст, пол, социально-экономический статус и образование), способности (общие (интеллект) и специфические (знания, умения и т.д.)), черты личности (доминантность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, стрессоустойчивость, креативность, стремление к достижению, предприимчивость, ответственность, надёжность в выполнении задания, независимость, общительность) [Кричевский 1996: 13]. Названные выше черты личности эффективного руководителя Р.Л. Кричевский дополняет следующими менеджерскими характеристиками: широта взглядов, глобальный подход, долгосрочное предвидение и гибкость, энергичная инициативность и решительность, упорная работа и непрерывная учёба, умение чётко формулировать цели и установки, готовность выслушивать мнение других, беспристрастность, бескорыстие и лояльность, способность полностью использовать возможности сотрудников с помощью правильной расстановки и справедливых санкций, личное обаяние, способность создавать коллектив и гармоничную атмосферу в нём, здоровье [Там же].
Было проведено множество исследований, в результате которых список личностных особенностей сократился всего до нескольких единиц. Подобный список приведен в учебном пособии, подготовленном американскими исследователями Дж. М. Джорджем и Г.Р. Джоунсом: интеллект, знания, имеющие отношение к решаемой задаче, доминирование, уверенность в своих силах, высокий уровень энергичности и активности, устойчивость к стрессам, цельность и честность, эмоциональная зрелость [Джордж 2003: 227].
Рассмотрим некоторые личностные качества, необходимые для успеха в управленческой деятельности:
- Инициативность – проявляется во всех случаях, когда усилия руководителя направлены на конкретную деятельность или на то, чтобы начать работу, которой до сих пор не занимались, изменить направление и характер усилий подчиненных.
- Доминантность и уверенность в себе. Подчиненные в случае уверенности руководителя ощущают спокойствие, поддержку, защиту, надежность, уверенность в завтрашнем дне.
- Достаточно высокий интеллект и широта кругозора. Для составления планов, реализации идей и принятия решений необходимо быть эрудированным в определенной области знаний, иметь способности к аналитике и абстрактное мышление
- Эмоциональная
- Креативность или способность к творческому решению задач. Руководитель должен видеть элементы новизны и творчества в деятельности своих подчиненных, а также поддерживать их начинания.
- Ответственность. Руководитель
должен предпочитать ситуации, в
которых необходимо нести
- Самостоятельность. Какие бы советы ни принимал руководитель от окружающих его людей, конечное решение он принимает всегда сам.
- Общительность,
В процессе управленческой деятельности руководитель неизбежно проецирует свой внутренний мир, качества, все свои достоинства и недостатки на возникающие управленческие ситуации, на деятельность коллектива и развитие организации. В зависимости от этих качеств ситуации гармонизируются и разрешаются позитивно, способствуют развитию и усилению возглавляемого им коллектива и в целом организации, или наоборот, усугубляются, способствуют возникновению новых проблем и ведут к разложению коллектива, деградации, разрушению и, в конечном счете, к ликвидации организации. Таким образом, структура личности руководителя проецируется на деятельность управляемой им организации, поэтому для успешности управления важны все качества личности. Для оценки управленческих способностей, волевого фактора, нравственных качеств руководителя следует учитывать мнение окружающих, использовать самонаблюдение, а также психологические тесты.
Управленческая деятельность – это один из видов профессиональной деятельности. Она специфична по своему предмету. Управленческую деятельность относят к субъект-субъектному классу. Ее суть – организация труда других людей, представляющая собой совокупность процессов планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и т. д. Управленческая деятельность направлена на обеспечение эффективного функционирования определенной организационной системы.