Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:51, курсовая работа
Цель исследования – выявление и анализ личностных качеств руководителя как фактора эффективной управленческой деятельности
Из поставленной цели вытекает ряд задач:
- рассмотреть сущность и специфику управленческой деятельности, выявив ключевые показатели эффективной деятельности руководителя;
- выявить требования управленческой деятельности к психологическим качествам эффективного руководителя, раскрыв взгляды на проблему личностных качеств руководителя в отечественной и зарубежной науке;
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения личностных качеств руководителя………………………………………………………………………5
1.1. Сущность и специфика управленческой деятельности. Ключевые показатели эффективности деятельности руководителя……………………….5
1.2. Требования управленческой деятельности к психологическим качествам эффективного руководителя. Взгляды на проблему личностных качеств руководителя в отечественной и зарубежной науке…………………10
Выводы ……………………………………………………………………16
Глава 2. Эмпирическое изучение личностного потенциала будущего руководителя……………………………………………………………………..18
2.1. Методы и методики изучения личностных качеств будущего руководителя……………………………………………………………………..18
2.2. Результаты изучения личностных качеств будущего руководителя и их интерпретация……………………………………………………………...22
Выводы…………………………………………………………………….43
Заключение………………………………………………………………..44
Список литературы……………………………………………………….47
Содержание
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Теоретические основы изучения
личностных качеств руководителя…………………………
Выводы ……………………………………………………………
Глава 2. Эмпирическое изучение
личностного потенциала будущего руководителя………………………………………………
2.1. Методы и методики
изучения личностных качеств
будущего руководителя………………………
2.2. Результаты изучения
личностных качеств будущего
руководителя и их
Выводы………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Приложение 1……………………………………………………………..50
Приложение 2……………………………………………………………101
Введение
Данная работа посвящена следующей теме: «Личностные качества руководителя как фактор эффективной управленческой деятельности».
На современном этапе в сфере менеджмента наиболее важными и перспективными, как нам представляется, становятся особые принципы: демократизация, гуманизация, возрастание роли значимости защиты прав и свобод человека. Поэтому современному руководителю для эффективного влияния на деятельность подчиненных необходимо глубокое понимание психологических основ управления. Знания в этой сфере деятельности могут существенно расширить возможности руководителя, создав условия, способствующие формированию заинтересованности членов коллектива в продуктивной работе организации. Перспективным становится внедрение достижений психологической науки в практику управленческой деятельности организации. Одним из основных объектов изучения на пересечении психологии и ряда «управленческих» наук становится руководитель, а именно его личностные качества как средство повышения эффективности его труда.
В связи с существенными изменениями в социальной, политической, экономической жизни современного общества, психологии людей, затрагивающими взаимоотношения в коллективе и перестроившими представления о характере управленческой деятельности, наиболее острой становится проблема соответствия личностных качеств руководителя и требований профессиональной управленческой деятельности. Это и обуславливает актуальность выбранной темы.
Теоретической основой работы стали исследования личности руководителя в структурах управления психологов А.М. Бандурка, С.П. Бочарова и Е.В. Землянской [Бандурка… 1998: 198 – 215]. Большое внимание роли руководителя в системе управления уделяют В.Г. Шипунов, Е.Н. Кишкель [Шипунов… 2000], В.С. Агапов [Агапов 2000. Эл. рес.], Н.Е. Ревской [Ревская 2001. Эл. рес.] и др. Эффективность и конкурентоспособность современных организаций и роль психологического фактора в управлении ими описывает в своих трудах В.А. Розанова [Розанова 1999: 27 – 45. Эл. рес.]. Важность подобного рода исследований связана с возрастанием роли психологических склонностей руководителя в управлении коллективом, его умением ориентироваться в сложных ситуациях, неизбежно возникающих в процессе управленческой деятельности. Эффективное руководство предполагает высокую профессиональную компетентность, требует определённых личностных характеристик и ресурсов.
Объектом исследования является руководитель, предметом – его личностные качества.
Цель исследования – выявление и анализ личностных качеств руководителя как фактора эффективной управленческой деятельности
Из поставленной цели вытекает ряд задач:
- рассмотреть сущность и
- выявить требования
- представить методы и методики изучения личностных качеств будущего руководителя;
- отразить и интерпретировать результаты изучения личностных качеств будущего руководителя.
Методы исследования: описательно-интерпретационный, эксперимент (тестирование).
Структура работы соответствует поставленной цели и задачам и состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и двух приложений.
Глава 1. Теоретические основы изучения личностных качеств руководителя
Деятельность – общенаучная
категория. Она изучается такими
науками, как философия, социология,
экономика, физиология, психология. Одно
из наиболее общих определений данного
понятия – индивидуальная форма
существования общественных отношений,
способ включения личности в существующую
структуру общественного
Существующие типы и виды деятельности могут быть подразделены на две основные группы, которые различаются по основным психологическим характеристикам – индивидуальную и совместную. Управленческая деятельность по определению предполагает наличие ряда «управляемых» субъектов, то есть является совместной. Но она не перестает быть при этом индивидуальной, поскольку требует реализации всех тех компонентов и средств, которые характерны для структуры индивидуальной деятельности. Центральным звеном системы управления той или иной организации является руководитель с особым набором личностных качеств и способностей. Поэтому в психологическом плане управленческая деятельность рассматривается как синтез индивидуальной и совместной деятельности.
А.В. Карпов в книге «Психология Менеджмента» отмечает: «Среди всего многообразия проблем теории и практики управления главное место, безусловно, принадлежит комплексу вопросов, связанных с содержанием управленческой деятельности, с индивидуальной деятельностью руководителя» [Карпов 2005. Эл. рес.]. Исследователь выделяет ряд трудностей психологического изучения деятельности руководителя [Там же]:
1). Деятельность руководителя объективно и неразрывно связана с различными аспектами функционирования организации. Следовательно, «проблема управленческой деятельности также органично вплетена во все иные управленческие и организационные проблемы и вне их не может быть адекватно решена» [Там же]. Это приводит к «размытости» по иным разделам теории управления предмета и сферы изучения психологии управленческой деятельности.
2). Проблема управленческой деятельности принадлежит к категории междисциплинарных научных проблем. При более раннем изучении заявленной темы преобладали внепсихологические аспекты ее изучения: организационный, социологический, экономический, инженерный и др.
3). Психологическое изучение управленческой деятельности наиболее затруднительно в научном плане, поскольку здесь предметом исследования является психическая реальность. Поэтому основным принципом изучения управленческой деятельности становится «требование сочетания анализа ее внешнего – объективированного содержания – и ее внутреннего – имплицитного содержания» [Там же].
Рассмотрим характерные особенности управленческой деятельности [Ревская 2001. Эл. рес.]:
1). Управленческая деятельность имеет особый предмет. Она предполагает воздействие на других людей в целях организации их совместной деятельности. Поэтому ее предметом выступают специфические объекты, каковыми являются люди, личности. Управленческую деятельность относят к субъект-субъектному классу, более сложному, нежели класс субъект-объектных деятельностей.
2). Управленческая деятельность очень специфична и по своему процессу. Ее суть – организация деятельности других людей, то есть «деятельность по организации деятельностей» (деятельность «второго порядка»). Это свойство рассматривается в теории как основное для управленческой деятельности и обозначается понятием метадеятельности.
3). По содержанию управленческая деятельность представляет собой реализацию определенных универсальных управленческих функций, а именно планирования, прогнозирования, мотивирования, принятия решения, контроля и т. д.
4). Цель управленческой деятельности – обеспечение эффективного функционирования определенной организационной социотехнической системы. Поэтому труд руководителя включает два основных аспекта: связанный с обеспечением технологического процесса и связанный с организацией межличностных отношений сотрудников.
5). Управленческая деятельность специфична и по организационному статусу ее субъекта – руководителя. Этот статус двойствен. Исследования показывают, что эффективность деятельности организации тем выше, чем в большей мере руководитель является не просто формальным «начальником», но и неформальным лидером, т.е. реальным членом организации.
6). Управленческая деятельность имеет свою особую структуру. Известны следующие организационные структуры управления предприятиями: линейная (единоначалие), функциональная (распределение ресурсов и обязанностей), линейно-функциональная (специальные подразделения при линейных руководителях, которые помогают выполнять задачи организации), дивизиональная (деление предприятия на элементы и блоки происходит по видам товаров или услуг, группам получателей или географическим регионам) и матричная (сочетание вертикальных линейных и функциональных связей управления с горизонтальными).
О.С. Анисимов в работе «Принятие управленческих решений:
методология и технология» пишет: «Поскольку управленческая деятельность
происходит из рефлексии и совмещает рефлексивные
и корректировочно-постановочные действия,
то ее можно назвать мыследеятельностью»
[Анисимов 2002. Эл. рес.]. Основа управленческой деятельности
– это межличностное общение между руководителем
и членами коллектива с целью воздействия
и достижения необходимого результата,
которое осуществляется с помощью вербальных
и невербальных способов и базируется
на мыслительной деятельности руководителя.
Н.Л. Кабушкин считает, что «в широком понимании
«управление – это процесс планирования,
организации, мотивации и контроля, необходимый
для того, чтобы сформировать и достичь
целей организации» [Кабушкин 2002. Эл. рес.].
Управленческая деятельность должна быть
нацелена на определенный результат. Она
должна вести к реализации запланированного,
то есть быть эффективной. Понятие «эффективность»
используется очень широко и применяется
обычно в точном смысле слова: эффективно
то, что приводит к результату; эффективный
значит действенный. Эффективность управленческой
деятельности – это соотношение ее полезного
результата (эффекта) и объема использованных
или затраченных для этого ресурсов. Основной
показатель оценки качества управления
– личная работа руководителя и его аппарата,
характеризующая качество выполнения
ими своих функций и затраты на функционирование
системы управления.
А. Агашкова отмечает: «Основатель предприятия Motorola Пол Галвин сказал: «Любая компания эффективна ровно настолько, насколько эффективны ее сотрудники», и в наибольшей степени это касается ее руководителей. Если во главе предприятия стоит сильный управленец - организация развивается, не зависимо от внешних условий (например, таких, как конъюнктура рынка и решения правительства)» [Агашкова. Эл. рес.].