Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:51, курсовая работа
Цель исследования – выявление и анализ личностных качеств руководителя как фактора эффективной управленческой деятельности
Из поставленной цели вытекает ряд задач:
- рассмотреть сущность и специфику управленческой деятельности, выявив ключевые показатели эффективной деятельности руководителя;
- выявить требования управленческой деятельности к психологическим качествам эффективного руководителя, раскрыв взгляды на проблему личностных качеств руководителя в отечественной и зарубежной науке;
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения личностных качеств руководителя………………………………………………………………………5
1.1. Сущность и специфика управленческой деятельности. Ключевые показатели эффективности деятельности руководителя……………………….5
1.2. Требования управленческой деятельности к психологическим качествам эффективного руководителя. Взгляды на проблему личностных качеств руководителя в отечественной и зарубежной науке…………………10
Выводы ……………………………………………………………………16
Глава 2. Эмпирическое изучение личностного потенциала будущего руководителя……………………………………………………………………..18
2.1. Методы и методики изучения личностных качеств будущего руководителя……………………………………………………………………..18
2.2. Результаты изучения личностных качеств будущего руководителя и их интерпретация……………………………………………………………...22
Выводы…………………………………………………………………….43
Заключение………………………………………………………………..44
Список литературы……………………………………………………….47
В качестве важнейших личностных качеств руководителя исследователями выделяются: решительность, уверенность в себе, эмоциональная уравновешенность, высокий интеллект, коммуникативные и организаторские склонности, креативность, самостоятельность. Абсолютно недопустимы такие качества, как вероломство, зазнайство, неспособность воспринимать и поддерживать новое, диктуемое потребностями жизни, догматизм, формализм, авторитаризм. Особые характеристики составляют психологический портрет идеального руководителя.
Глава 2. Эмпирическое изучение личностного потенциала будущего руководителя
Влияние на успешность управленческой деятельности личностных качеств руководителя очевидно. Разработано множество методик их изучения. Объектами диагностики становятся и отдельные качества личности, яркая выраженность которых способствует успехам человека в управленческой деятельности, и совокупность особых характеристик, необходимых руководителю. Существуют методики по исследованию уровня мотивации к успеху, интеллекта, силы воли, творческого потенциала, эмоциональной устойчивости, коммуникативных и организаторских способностей, а также в целом психологических характеристик личности, способствующих повышению эффективности руководства организацией.
Психодиагностика – «метод дифференциальной психологии, направленный на выявление психических свойств и черт личности, в своей совокупности образующих психическое качество личности», которое влияя на уровень определенной деятельности, выступает как способность личности [Еникеев 1999: Эл. рес.]. Основное средство психодиагностики – психологические тесты – «серия кратких однотипных стандартизированных испытаний предполагаемого носителя определенных психических свойств» [Там же]. Психологические тесты на выявление личностных качеств руководителя представляют собой рабочий способ профессиональной оценки структуры личности, позволяющий охарактеризовать скрытые стремления и степень коммуникативности респондента.
Рассмотрим несколько методик изучения личностных качеств будущего руководителя.
1). Шестнадцатифакторный тест Р. Б. Кэттелла [Стрижов 2006: 67 – 76].
Цель исследования – выявление количественной оценки 16 различных черт личности человека. Р.Б. Кэттелл исходит из представления о многофакторной структуре личности и отмечает необходимость исследования всех свойств личности, которые обуславливают поведение. Наименование и определение этих свойств вытекает из применения математически-статистических приемов и результатов факторного анализа. Поэтому Р.Б. Кэттелл говорит о факторах личности. Результаты тестирования отражают разные аспекты личности человека: особенности коммуникативной сферы, эмоционально-волевой регуляции поведения, степень социальной адаптации, склонность к ассоциативному поведению, наличие эмоциональных, личностных проблем, лидерского, творческого потенциала.
2). Методика Т. Лири (исследование характерологических тенденций) [Стрижов 2006: 41 – 43].
Исследование основано на определении ведущих форм социального поведения личности и предназначено для измерения степени выраженности следующих свойств: доминантность, склонность к руководству, лидерские данные; уверенность в себе, самостоятельность; непреклонность, воля, настойчивость, консерватизм; независимость, отчужденность, холодность, дистанция в общении; неуверенность в себе, незрелость, несамостоятельность; зависимость, подчиненность, неприспособленность; общительность, уживчивость, ориентация на мнение окружающих; отзывчивость, самопожертвование, альтруизм. В ходе испытания реципиент должен соотнести 128 характеристик с позиции «правильности». В результате складывается психологический портрет личности, позволяющий охарактеризовать ее с точки зрения степени выраженности свойств помогающих или мешающих в управленческой деятельности.
3). Методика «Восьмицветовой тест М. Люшера» [Effection studio Описание психологических методик: 41 – 44. Эл. рес].
Тест М. Люшера относится к категории проективных методов и основан на предположении о том, что предпочтение одних цветов другим определенным образом связаны с устойчивыми личностными характеристиками испытуемого и особенностями его переживания актуальной ситуации. Действия каждого цвета и специфика его внутреннего значения не зависят от отношения человека к нему. Цвет может нравиться или не нравиться, но характер его влияния, специфика его воздействия на психику остаются неизменными, вне зависимости от состояния организма в момент воздействия. Таким образом, символическое значение цвета, его «психологический код» действительно объективны и не зависят от положения цвета в ряду индивидуального предпочтения. Методика позволяет проводить полное характерологическое описание личности: скрытые конфликты, актуальные внутренние проблемы и их компенсация, наличие психологического и физиологического стресса, ведущие тенденции психической жизни, прогноз на будущее.
Одно из основных качеств успешного руководителя – это достаточно хорошо развитый интеллект и образованность. Методика «КОТ» направлена на исследование умственных способностей и предусматривает диагностику ведущих функций интеллекта. Краткий ориентировочный тест используется для определения уровня развития общих способностей, темпа умственной деятельности, работоспособности, развития основных интеллектуальных функций, способности к обучению. По каждому из отдельных аспектов интеллекта оценивается уровень его развития: низкий, средний, высокий.
5). Тест «Мотивация успеха» [Стрижов 2006: 54 – 57].
Методика разработана Т. Элерсом и направлена на исследование уровня мотивации к успеху, на оценку потребности в достижении, выявление долговременной мотивации поведения и деятельности. Тест состоит из 41 вопроса, на которые необходимо дать ответ «да» или «нет». Ответы фиксируются на листе бумаги: 1 – «да», 2 – «нет», 3 – «да» и т.д. Методика позволяет определить мотивационно-потребностную сферу личности лидера, в стремлении человека обладать властью над другими людьми. Мотивация достижения – стремление к улучшению результатов, неудовлетворенность достигнутым, настойчивость в реализации своих целей – является одним из ядерных свойств личности, оказывающих влияние на всю человеческую жизнь, включая его профессиональную деятельность.
6). Методика Н.Г. Хитровой «Деловые ситуации» [Бурлачук 2007. Эл. рес.].
Исследование направленно на выявление индивидуальной комбинации приёмов решения конфликтных ситуаций. Умение правильно выходить из конфликтных ситуаций – отличительная черта руководителя. Человек, обладающий данным качеством, способен все держать под контролем и извлекать выгоду для организации в любых обстоятельствах. Тестовый материал состоит из 20 рисунков, изображающих конфликтные ситуации, встречающиеся в производственных условиях. На каждом рисунке один из персонажей произносит слова, затрудняющие деятельность и фрустрирующие собеседника. Задача испытуемого — сформулировать ответ, адекватный, с его точки зрения, конфликтной ситуации. Методика «Деловые ситуации» является инструментом, направленным на изучение предпосылок к осуществлению управленческой деятельности, демонстрирующим индивидуальную комбинацию приемов, позволяющих решать напряженные конфликтные ситуации.
7). Методика исследования коммуникативных и организаторских склонностей [Стрижов 2006: 47 – 49].
Данный подход направлен на то, чтобы определить у будущего руководителя уровень развития коммуникативных и организаторских склонностей. Авторы методики – В.В. Синявский и В.А. Федорошин. Методика «КОС» базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях. Избраны ситуации, знакомые испытуемому по его личному опыту. Поэтому оценка ситуации и поведения в ее условиях основывается на воспроизведении испытуемым своего реального поведения и реального, пережитого в его опыте отношения. Руководитель с данными склонностями в состоянии быстро и правильно оценивать ситуацию, выделять задачи, нуждающиеся в первоочередной реализации, отличать осуществимое от бесплодного прожектерства, рассчитать сроки решения задач, направлять коллектив и стимулировать его деятельность [Карташова… 2007: 59 – 70].
Итак, проанализированные методики посвящены выявлению и анализу личностных качеств человека: интеллектуальность, мотивация к успеху, целеустремленность, эмоциональная устойчивость, коммуникативные и организаторские способности и т.д. Все они могут быть использованы для поиска характерных свойств личности будущего руководителя.
2.2. Результаты изучения личностных качеств будущего руководителя и их интерпретация
Для эксперимента в области выявления комплекса личностных качеств будущего руководителя была выбрана методика «Шестифакторный тест Р.Б. Кетелла» [Стрижов 2006: 67 – 76], а также методика по исследованию коммуникативных и организаторских способностей В.В. Синявской и В.А. Федорошина [Стрижов 2006: 47 – 49].
1). «Шестифакторный тест Р.Б. Кеттелла» (Приложение 1)
Данная методика позволяет комплексно оценить личностные качества и выявить среди них те, которые необходимы в управленческой деятельности. Полученные показатели по всем шестнадцати факторам позволяют построить так называемый «профиль личности». Интерпретируя результаты, психологи в первую очередь обращают внимание на «пики» профиля, то есть на наиболее низкие и наиболее высокие значения факторов. Анализ теста Р.Б. Кеттелла дает глубокую диагностику личностным особенностям человека и выявляет нарушения в формировании личности.
В ходе исследования проводилось тестирование, состоящее из 105 вопросов, каждый из которых имеет по три варианта ответа. Ответы на вопросы были занесены в бланк и получили свою числовую характеристику в соответствии с дешифратором (Приложение 1):
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
17 | |
1 |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
0 |
2 | |||||
2 |
1 |
1 |
|||||||||||||||
3 |
2 |
2 |
2 |
||||||||||||||
18 |
19 |
20 |
21 |
22 |
23 |
24 |
25 |
26 |
27 |
28 |
29 |
30 |
31 |
32 |
33 |
34 | |
1 |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
|||||||||
2 |
1 |
1 |
1 |
1 | |||||||||||||
3 |
2 |
1 |
2 |
2 |
2 |
||||||||||||
35 |
36 |
37 |
38 |
39 |
40 |
41 |
42 |
43 |
44 |
45 |
46 |
47 |
48 |
49 |
50 |
51 | |
1 |
0 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
2 |
2 |
|||||||||
2 |
1 |
1 |
|||||||||||||||
3 |
2 |
0 |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 | ||||||||||
52 |
53 |
54 |
55 |
56 |
57 |
58 |
59 |
60 |
61 |
62 |
63 |
64 |
65 |
66 |
67 |
68 | |
1 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
2 |
0 |
|||||||||
2 |
|||||||||||||||||
3 |
0 |
1 |
0 |
2 |
0 |
0 |
0 |
2 |
0 | ||||||||
69 |
70 |
71 |
72 |
73 |
74 |
75 |
76 |
77 |
78 |
79 |
80 |
81 |
82 |
83 |
84 |
85 | |
1 |
2 |
2 |
2 |
0 |
0 |
||||||||||||
2 |
1 |
1 |
|||||||||||||||
3 |
2 |
0 |
2 |
2 |
0 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 | |||||||
86 |
87 |
88 |
89 |
90 |
91 |
92 |
93 |
94 |
95 |
96 |
97 |
98 |
99 |
100 |
101 |
102 | |
1 |
0 |
2 |
0 |
2 |
0 |
0 |
|||||||||||
2 |
1 |
1 |
1 |
||||||||||||||
3 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
2 |
0 |
0 | |||||||||
103 |
104 |
||||||||||||||||
1 |
0 |
1 |
|||||||||||||||
2 |
|||||||||||||||||
3 |
|||||||||||||||||
105 |
|||||||||||||||||
1 |
|||||||||||||||||
2 |
1 |
||||||||||||||||
3 |
|||||||||||||||||
∑ |
8 |
11 |
6 |
9 |
4 |
8 |
12 |
10 |
10 |
7 |
6 |
8 |
6 |
10 |
4 |
7 |
7 |
MD |
A |
B |
C |
E |
F |
G |
H |
I |
L |
M |
N |
O |
Q1 |
Q2 |
Q3 |
Q4 |
Бланк составлен так, что
каждый из вопросов характеризует тот
или иной фактор, который имеет
буквенное обозначение и
В результате тестирования мы пришли к следующим результатам:
MD (Адекватная самооценка – Неадекватная самооценка) =8
А (Доброта, сердечность – Обособленность, отчужденность) =11
В (Высокий интеллект – Низкий интеллект) =6
С (Эмоциональная устойчивость – Эмоциональная неустойчивость) =9
Е (Настойчивость, напористость – Покорность, зависимость) =4
F (Беспечность – Озабоченность) =8
G (Высокая совестливость – Недобросовестность) =12
H (Смелость – Робость) =10
I (Мягкосердечность, нежность – Суровость, жестокость) =10
L (Подозрительность – Доверчивость) =7
M (Мечтательность – Практичность) =6
N (Искусственность, проницательность, расчетливость – Безыскусственность, наивность, простота) =8
O (Склонность к чувству вины – Самоуверенность, уверенная адекватность) =6
Q1 (Радикализм, гибкость – Консерватизм, ригидность) =10
Q2 (Самодостаточность, самостоятельность – Социабельность, зависимость от группы) =4
Q3 (Высокий самоконтроль поведения – Низкий самоконтроль поведения) =7
Q4 Напряженность – Расслабленность) =7
Проинтерпретируем полученные результаты (Приложение 1).
А (Доброта, сердечность – Обособленность, отчужденность) =11