Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2012 в 21:51, курсовая работа
Цель исследования – выявление и анализ личностных качеств руководителя как фактора эффективной управленческой деятельности
Из поставленной цели вытекает ряд задач:
- рассмотреть сущность и специфику управленческой деятельности, выявив ключевые показатели эффективной деятельности руководителя;
- выявить требования управленческой деятельности к психологическим качествам эффективного руководителя, раскрыв взгляды на проблему личностных качеств руководителя в отечественной и зарубежной науке;
Введение…………………………………………………………………….3
Глава 1. Теоретические основы изучения личностных качеств руководителя………………………………………………………………………5
1.1. Сущность и специфика управленческой деятельности. Ключевые показатели эффективности деятельности руководителя……………………….5
1.2. Требования управленческой деятельности к психологическим качествам эффективного руководителя. Взгляды на проблему личностных качеств руководителя в отечественной и зарубежной науке…………………10
Выводы ……………………………………………………………………16
Глава 2. Эмпирическое изучение личностного потенциала будущего руководителя……………………………………………………………………..18
2.1. Методы и методики изучения личностных качеств будущего руководителя……………………………………………………………………..18
2.2. Результаты изучения личностных качеств будущего руководителя и их интерпретация……………………………………………………………...22
Выводы…………………………………………………………………….43
Заключение………………………………………………………………..44
Список литературы……………………………………………………….47
Q1=8 стенов:
Q2 (Самодостаточность, самостоятельность – Социабельность, зависимость от группы) =4
Оценка по фактору Q2 понижена (0 – 5 баллов). Полюс «Социабельность, зависимость от группы». Несамостоятелен, зависим, привязан к группе. Предпочитает жить и работать вместе с другими, потому что нуждается в поддержке, одобрении и советах окружающих, затрудняется в выборе собственной линии поведения. При крайних значениях этого полюса и, особенно при склонности к импульсивности (F+), можно предположить, что человек испытывает серьезные трудности в ситуациях, требующих проявления самостоятельности, и легко поддается чужому влиянию (в том числе и дурному) (по результатам нашего тестирования оценка по фактору F повышена), возможны неприятности с законом (при А+, F+, Н+, Q2-) (по результатам нашего тестирования оценка по фактору А повышена, по F – повышена, по Н – повышена, по Q2 – понижена; то есть наблюдается совпадение).
Q2=4 стена:
Q3 (Высокий самоконтроль поведения – Низкий самоконтроль поведения) =7
Оценка по фактору Q3 повышена (6 – 12 баллов). Полюс «Высокий самоконтроль поведения». Фактор регуляции поведения, отражает способность планировать свою жизнь. Отличается организованностью и самодисциплиной, умением хорошо контролировать свои эмоции и поведение, добиваться поставленной цели. Думает, прежде чем действовать, упорно преодолевает препятствия, не останавливается при столкновении с трудностями, не разбрасывается. Доводит начатое дело до конца. Не дает обещаний, которые не сможет выполнить. Описанные особенности положительно сказываются на успешности профессиональной деятельности, особенно там, где требуется уравновешенность, организованность, объективность, настойчивость и решительность (руководящая, организаторская деятельность, точные науки и т.п.). Однако, крайние значения этого полюса могут свидетельствовать о выраженной ригидности, абсолютной нетерпимости, к бессмысленности и беспорядку. Продуктивные и творческие личности редко имеют крайне высокие оценки по этому фактору.
Q3=6 стенов (выбрано наиболее близкое числовое значение):
Q4 Напряженность – Расслабленность) =7
Оценка по фактору Q4 понижена (0 – 7 баллов). Полюс «Расслабленность». Спокоен, расслаблен, невозмутим, в целом удовлетворен существующей ситуацией. Крайние значения этого полюса могут отражать слабость мотивационной сферы: отсутствие сильных побуждений, желаний, стремлений, удовлетворенность любым положение дел. В профессиональной деятельности это может выражаться в отсутствии интереса к ее результатам и более низкой продуктивности, чем этого можно было бы ожидать при имеющихся способностях.
Q4=6 стенов (выбрано наиболее близкое числовое значение):
MD (Адекватная самооценка – Неадекватная самооценка) =8
Оценка по фактору MD средняя (4 – 8 баллов): адекватность самооценки личности, определенная зрелость.
Подведем итоги тестирования по ряду показателей:
A+, F-, H+
Открытость в межличностных контактах, активность, общительность, готовность к вступлению в новые группы, сдержанность и рассудительность в выборе партнеров по общению. Склонность к экстраверсии.
E-, L+, Q2-, N+, G+
Мягкость, уступчивость, по отношению
к людям отмечается настороженность,
дипломатичность, житейская проницательность.
Социальное поведение характеризуется
конформными реакциями
I+, М+, O-
Высокая чувствительность, эмоциональная утонченность, широкая эмоциональная палитра. Отмечается уверенность в себе, спокойное восприятие действительности, направленность на решение конкретных практических задач (прагматизм). У мужчин высокие оценки по фактору I указывают на художественный тип личности Высокая чувствительность, эмоциональная утонченность богатство эмоциональной палитры, склонность к рефлексии, неудовлетворенность собой, повышенная тревожность. Конкретное воображение, ориентация на реальную действительность. При низких оценках по факторам L и Q4 высокая тревожность (фактор О) интерпретируется как свойство личности и поэтому при сочетании с I+ может характеризовать художественный тип личности.
В+, М+, Q1+, (Е+)
Оперативность, подвижность мышления,
высокий уровень общей
В+, М+, Q1+, (N+), (Е+)
Оперативность, подвижность мышления,
высокий уровень общей
MD (среднее значение)
Адекватная самооценка, знание себя и своих качеств, принятие себя (индикатор личностной зрелости).
В итоге исследования мы пришли к следующим выводам:
В результате тестирования были выявлены следующие качества, необходимые будущему руководителю: уверенность в себе, интеллектуальность, эмоциональная уравновешенность, рационализм, решительность, коммуникативные и организаторские склонности. Также в ходе исследования в моем характере была выявлена такая черта, как зависимость от коллектива, что часто отрицательно отражается на ведении управленческой деятельности. Данное свойство проявляется в тех ситуациях, когда мое мнение и мнение окружающих не совпадает. При этом я не могу принять их сторону, так как несколько упряма, но не могу и отказаться от аргументов другой стороны, так как не убедила ее в правильности собственного мнения. Поэтому чаще всего в таких ситуациях вопрос разрешается компромиссом. Но иногда все-таки необходимо до конца настаивать на своем, если, конечно, для этого есть достаточные основания. Чтобы избежать подобных ситуаций, нужно быть четко уверенным в правильности своей позиции, иметь достаточное количество проработанных и точных аргументов. В качестве работы над корректировкой данной черты характера могут быть выбраны игры-дебаты, где каждый бы выступил и как прокурор, и как адвокат, а также разработка интересных проектов, которые можно было бы реализовать под собственным руководством.
2). Тест: «Исследование коммуникативных и организаторских склонностей» (Приложение 2).
Авторы данной методики – В.В. Синявский и В.А. Федорошин. Исследование базируется на принципе отражения и оценки испытуемым некоторых особенностей своего поведения в различных ситуациях.
Из списка личностных качеств, необходимых будущему руководителю, для анализа были выбраны коммуникативные и организаторские склонности, так как именно они позволяют повысить показатель эффективности управленческой деятельности. Данные черты характера помогают создать вокруг руководителя работоспособный, дружный и нацеленный на общий результат коллектив, способствуют успеху на публичных выступлениях, переговорах. Коммуникативные и организаторские склонности являются важными факторами для достижения успеха во многих профессиях типа «человек - человек».
Одна из основных причин, по которой была выбрана методика для исследования данных качеств, – это первое образование. Хотелось узнать, способствовало ли обучение по специальности «Филология (русский язык и литература)» развитию коммуникативных и организаторских склонностей.
Методика реализована в тесте, состоящем из 40 вопросов, которые представляют собой суждения и требуют положительного или отрицательного ответа, то есть согласия/несогласия. Результаты заносятся в специальный бланк. Положительные ответы выделяются цветом, отрицательные остаются без обозначения:
Кх+ |
1 |
5 |
9 |
13 |
17 |
21 |
25 |
29 |
33 |
37 |
Ох+ |
2 |
6 |
10 |
14 |
18 |
22 |
26 |
30 |
34 |
38 |
Кх- |
3 |
7 |
11 |
15 |
19 |
23 |
27 |
31 |
35 |
39 |
Ох- |
4 |
8 |
12 |
16 |
20 |
24 |
28 |
32 |
36 |
40 |
Кх+ - количество положительных ответов по вопросам на коммуникативные склонности;
Кх-- количество отрицательных ответов по вопросам на коммуникативные склонности;
Ох+- количество положительных ответов по вопросам на организаторские склонности;
Ох-- количество отрицательных ответов по вопросам на организаторские склонности.
Цель обработки
результатов — получение
Склонности |
Ответы | |
положительные |
отрицательные | |
Коммуникативные |
1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 37 |
7,11, 15, 19, 31, 35, 39 |
Организаторские |
2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38 |
4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40 |
Кх и Oх – количество совпадающих с дешифратором ответов соответственно по коммуникативным и организаторским склонностям.
Посчитаем количество совпадающих с дешифратором ответов соответственно по коммуникативным и организаторским склонностям:
Кх= Кх++Кх-; Ох=Ох++Ох-
Кх+=8
Кх-=7
Ох+=10
Ох-=10
Кх= Кх++Кх-=8+7=15
Ох=Ох++Ох-=10+10=20
Чтобы определить уровень
коммуникативных и уровень