Личность, власть и авторитет как элементы влияния руководителя на подчиненных

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2011 в 21:55, курсовая работа

Описание работы

Цель работы заключается в обобщении теоретических, методических, организационных аспектов, на систематизации относительно современных методов управления персоналом, выработка предложений по усовершенствованию управления персоналом.
Для достижения поставленной цели необходимо выполнить следующие задачи:
- обобщить теоретические аспекты понятий «влияние», «власть» и «авторитет»;
- составить социально-психологический портрет личности менеджера;
- проанализировать основные теории и концепции лидерства;
- раскрыть имидж современного менеджера.

Содержание

Введение…………………………………..………………………………...……. …..3
1. Требования, предъявляемые к современному менеджеру....……..……………4-6
2. Социально-психологический портрет личности менеджера ………………6-12
3. Власть, источники власти, виды власти, методы влияния……......................12-18
4. Авторитет руководителя…………………………………….............................18-20
5. Лидерство……………………………………………………………………….20-22
6. Основные теории и концепции лидерства……………………………............22-24
7. Имидж современного менеджера…………………………………..................24-26
7.1. Требования этикета к имиджу деловой женщины и делового мужчины..26-28
Заключение…………………………………………………………………………...29
Практическая работа…………………………………………………………………30
Литература…………………………………………………..…………………..........31
Приложение…………………………

Работа содержит 1 файл

теоретическая часть.doc

— 756.00 Кб (Скачать)

   Собственно  эмоции – это более длительная реакция, которая возникает не только на свершившиеся события, но, главным образом, на предполагаемые или вспоминаемые. Эмоции отражают событие в форме обобщенной субъективной оценки.

   Чувства – устойчивые эмоциональные состояния, имеющие четко выраженный предметный характер. Это отношения к конкретным событиям или людям (возможно воображаемым).

   Настроения  – наиболее длительные эмоциональные состояния. Это тот фон, на котором протекают все остальные психические процессы. Настроение отражает общую установку принятия или непринятия мира. Превалирующие у данного человека настроения, возможно, связаны с его темпераментом.

   Стресс  – неспецифическая реакция организма  в ответ на неожиданную и напряженную  обстановку. Это физиологическая  реакция, которая выражается в мобилизации резервных возможностей организма. Реакцию называют не специфической, т.к. она возникает в ответ на любое неблагоприятное воздействие – холод, усталость, боль, унижение и т.д.

   Существуют  и другие эмоции, которые возникают  при общении, но они не являются культурно оправданными. Это – зависть, тщеславие, злорадство.

   Общительность. Общение – это чрезвычайно тонкий и деликатный процесс взаимодействия людей. В общении наиболее разнообразно раскрываются индивидуальные особенности всех участников этого процесса. Общение имеет свои функции, средства, виды, типы, каналы, фазы.

   Наиболее  очевидной функцией общения является передача каких-то сведений, какого-то содержания и смысла. Это – семантическая (смысловая) сторона общения. Эта передача влияет на поведение человека, действия и поступки, состояние и организованность его внутреннего мира. В целом можно выделить информационную (получение сведений), познавательную, управляющую и развивающую функции общения, функцию обмена эмоциональными и вообще психическими состояниями.

   Средства  общения бывают вербальными (речь в  разных формах) и невербальными (пантомимика, мимика, жесты и др.).

   Виды  общения: общение двоих (диалог), общение в малой группе, в большой группе, с массой, анонимное общение, межгрупповое общение. Перечисленные виды общения относятся к непосредственному общению.

     Каналы общения: зрительный, слуховой, тактильный (прикосновение), соматосенсорный (ощущения своего тела).

   Типы  общения: функционально-ролевое (начальник  – подчиненный, учитель – ученик, продавец – покупатель), межличностное, деловое, раппортное ( общение с односторонним доверием – доверяет пациент).

   Фазы  общения: планирование, вхождение в  контакт, концентрация внимания, мотивационный  зондаж, поддержание внимания, аргументация, фиксация результата, завершение общения.

   Самооценка. На основе самопознания у человека вырабатывается определенное эмоционально-ценностное отношение к себе, которое выражается в самооценке. Самооценка предполагает оценку своих способностей, психологических качеств и поступков, своих жизненных целей и возможностей их достижения, а также своего места среди других людей.

   Самооценка  может быть заниженной, завышенной и адекватной (нормальной). 

   3. Власть, источники власти, виды власти, методы влияния

  Власть – это возможность влиять на поведение других. В дополнение к формальным полномочиям, руководителю требуется власть, так как он всегда зависит от людей, которые руководителю не подчинены, например, это работники других подразделений и организаций, клиенты. Кроме того, большинство работников в современных организациях не будет полностью подчиняться всем приказам только потому, что они отданы начальником.

  Для достижения эффективного функционирования организации необходимо надлежащее применение власти. Если руководитель не обладает достаточной властью, чтобы влиять на тех, от кого зависит эффективность его деятельности, он не сможет эффективно управлять организацией.

   Существуют  следующие источники власти:

   Баланс  власти. Влияние и власть в равной мере зависят от личности, на которую оказывается влияние, а также от ситуации и способности руководителя. Поэтому реальной абсолютной власти не существует, так как никто не может влиять на всех людей во всех ситуациях. В организации власть только отчасти определяется иерархией. Сколько власти имеет тот или иной человек в данной ситуации определяется не уровнем его формальных полномочий, а степенью зависимости от другого лица. Чем больше зависимость от другого лица, тем больше власть данного лица.

  Власть  подчиненных. Подчиненные в любой организации обладают властью над своими начальниками. Даже тюремные надзиратели в некоторой степени зависят от заключенных. Они допускают некоторые нарушения тюремных правил со стороны заключенных в обмен на более покорное поведение.

  Руководитель должен сознавать, что, поскольку подчиненные часто тоже обладают властью, использование им в одностороннем порядке своей власти в полном объеме может вызвать у подчиненных адекватное противодействие.

  Каждый  эффективный руководитель должен поддерживать разумный уровень власти, достаточный для достижения целей организации, но не вызывающей у подчиненных чувства протеста и непокорности. Кроме подчиненных над руководителем могут иметь власть его коллеги-руководители, секретари начальников, поскольку они обладают необходимыми ему информационными ресурсами.

  Существуют  следующие виды власти:

    1. власть легитимная – узаконенное право оказывать воздействие на других, получаемое человеком из самых разных источников, чаще всего из самой системы законодательства. В системе Вебера легитимная власть может быть трех типов:
      1. рациональная, основанная на законе и компетенции;
      2. традиционная, основанная на незыблемых обычаях и традициях;
      3. харизматическая, основанная на святости, личном мужестве или хороших манерах.
    2. власть функциональная – вопреки широко распространенному в классическом менеджменте представлению о передаче формальной власти строго по иерархии сверху вниз, М.Фоллетт считала, что всякая власть в первую очередь функциональна. Власть определяется служебным положением. Рабочим местом и имеет мало общего с вертикальным измерением, т.е. с иерархией в организации. Руководители не делегируют свои полномочия, так как структура и объем власти заложены в самом проекте организации еще на стадии ее формирования.
    3. власть харизматическая – власть, в основе которой лежит святость личности, ее мужество или безупречный образ действий. В отличие от других видов власти харизматическое лидерство носит ярко выраженный индивидуальный отпечаток конкретной личности.

   Выделяют  такие формы власти как (приложение 5):

    1. власть, основанная на принуждении, опирается на веру в то, что руководитель имеет возможность наказывать подчиненного;
    2. власть, основанная на вознаграждении, опирается на веру исполнителя в то, что влияющий может удовлетворить потребности исполнителя;
    3. законная власть опирается на веру исполнителя в то, что влияющий имеет право отдавать приказания, и что долг исполнителя – подчинение;
    4. эталонная власть, или власть примера, основана на привлекательности черт влияющего настолько, что примеру хочется следовать;
    5. экспертная власть опирается на веру в то, что влияющий обладает специальными знаниями, которые позволят удовлетворить потребность.

  Власть, основанная на принуждении, ассоциируется со страхом лишиться или не получить удовлетворения потребности (защиты, любви, уважения, работы, положения в обществе). Эта форма власти дает временный эффект. При длительном ее применении появляются скованность, отчуждение, происходит текучесть кадров.

  Влияние через страх – так представляют себе власть, основанную на принуждении, люди, критикующие ее. Методика принуждения, как правило, сопутствует власти во всех случаях, когда человеку действительно что-то нужно и он уверен, что другой способен отобрать это у него. Многие люди испытывают острейшее беспокойство по поводу того, что они могут лишиться защищенности, любви или уважения. Поэтому даже в ситуациях отсутствия насилия страх является распространенной причиной того, почему люди позволяют на себя влиять.

  Страх в определенных обстоятельствах  легко и эффективно используют некоторые руководители: даже намек на увольнение, лишение каких-либо полномочий или понижение в должности обычно дает немедленные результаты.

  Недостатки  влияния через страх связаны  с тем, что оно порождает неудовлетворенность  работой, а это в долгосрочной перспективе приводит к снижению результативности и эффективности  труда или даже к развалу организации. Принуждение, основанное на страхе, может привести к временной покорности подчиненного, но оно порождает скованность, страх, отчуждение и месть.

  В условиях экономической нестабильности и снижения жизненного уровня трудящихся самой эффективной является власть, основанная на вознаграждении, хотя это один из самых старых, но действительный способ влияния на других людей. Согласно мотивационной теории ожидания, исполнитель представляет, что имеется большая вероятность получения прямого или косвенного вознаграждения, которое удовлетворит его потребность, и что он способен сделать то, чего требует руководитель. В этом случае наблюдается положительное подкрепление воздействия вознаграждением, которое активизирует исполнительскую деятельность подчиненного. Степень влияния вознаграждения определяется пониманием его ценности. Естественно, что для разных исполнителей восприятие ценности будет различным. Величина вознаграждения должна восприниматься равнозначной степени влияния руководителя.

  Недостатки  положительного подкрепления состоят  в том, что власть, основанная на вознаграждении, будет действенна, если руководитель сможет правильно определить, что же в глазах исполнителя является вознаграждением, и сможет предложить ему это. На практике такое не всегда достижимо, так как руководители ограничены в возможностях вознаграждения, кроме того, часто бывает трудно определить, что же сочтут наградой. Поскольку деньги или более престижная должность не всегда оказывают необходимое влияние, то руководитель должен уметь использовать и другие формы власти.

  В формально организованных структурах преимущественно используется законная власть. Традиционно люди подчиняются начальникам, занимающим определенные должности, т.е. подчиненный реагирует не на личность, а на должность. В этом случае имеет место подчинение системе в целом.

  Власть, основанная на традиции, строится на том, что руководитель пользуется традицией, чтобы удовлетворить потребность  исполнителя в защищенности и  принадлежности. Она действенна при  условии, если исполнитель осознает, что руководитель способен удовлетворить его потребности. Поэтому влияние с помощью традиции возможно лишь тогда, когда нормы культуры, внешние по отношению к организации, поддерживают точку зрения, что подчинение начальству является желаемым поведением.

  В течение тысячелетий культурная традиция многих стран укрепляла власть начальства. Однако высокообразованные люди и молодежь меньше склонны признавать авторитеты.

  Недостатки  власти, основанной на традиции, обусловлены  тем, что традиция может действовать  во вред организации, тормозить ее развитие и приспособление к изменениям внешней среды. Например, молодому руководителю, предлагающему усовершенствовать какой-то вид деятельности, приходится сталкиваться с заключениями типа: «Мы всегда делали так, все было хорошо, и ничего менять не будем».

  Особо следует выделить власть примера (эталонную власть), основанную на свойствах личности руководителя и носящую название харизмы. Харизма – это влияние, базирующееся на личности руководителя или его способности привлекать сторонников.

  Власть  примера, харизматическое влияние определяется личным влечением к лидеру, отождествлением личности исполнителя с ним, а также потребностью исполнителя в близости к лидеру и уважении.

  Исполнитель представляет, что у него много  общего с лидером, и подсознательно ждет, что подчинение сделает его похожим, вызовет одобрение и уважение.

  Харизматическую личность характеризует:

    • обмен энергией – создается впечатление, что личность излучает энергию и заряжает ею окружающих людей;
    • внешность – харизматический лидер необязательно красив, но привлекателен;
    • независимость характера – такие люди не полагаются на других;
    • хорошие риторические способности, умение говорить, способность к общению;
    • восприятие восхищения своей личностью без надменности или себялюбия;
    • достойная и уверенная манера держаться, собранность и умение владеть ситуацией.

Информация о работе Личность, власть и авторитет как элементы влияния руководителя на подчиненных