Лекции по "Менеджменту"

Автор: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2012 в 06:44, курс лекций

Описание работы

Сущность и содержание менеджмента.
Деловое и управленческое общение. Роль менеджера в системе управления. Качества менеджера

Работа содержит 1 файл

Детям.doc

— 263.50 Кб (Скачать)

     -напористость; -реализовывать планы; 

     - лидерские качества.

     Для банка менеджмент важен с двух сторон:

     1. оценка уровня менеджмента как  элемента оценки кредитоспособности  клиента и определения степени  риска кредитных отношений с  ним 

     2.собственный  менеджмент

           Банковский менеджмент имеет собственную специфику, обусловленную  характером деятельности банка, Необходимость сочетания частных и коллективных интересов определяет специфику целей банковского менеджмента:

     1. обеспечение рентабельности работы  банка и обеспечение ликвидности  баланса банка как гарантия  надежности соблюдения интересов  клиентов;

     2. жесткие законодательные ограничения в свободе принятия управленческих решений;

     3.сочетание  успешного решения производственных, коммерческих, социальных проблем  банка, в т.ч. работа по  систематической профподготовке кадров;

     4. принцип коллективного принятия  решений,

     5. работа с клиентами договорный  характер отношений  с клиентами  требует психологической подготовки  менеджеров,.

     6. основной контингент служащих  банка - женщины, особое значение  приобретает социально-психологический  климат в коллективе. 

     Основные  направления банковского менеджмента

           По направлениям банковский менеджмент делится на две  сферы:

     1. организация и управление экономическими  процессами в банке

     -постановка  целей и выработка политики  банка (кредитной , депозитной,инвестиционной,процентной) с учетом перспективы

     -создание  оргструктуры банка

     -маркетинг

     -управление  активами ,пассивами, собственными  средствами, рентабельностью банка

     -управление  рисками в банковской деятельности

     2.организация  и управление банковским коллективом

     -распределение  полномочий и организация работы коллектива,

      -создание условия для реализации  потенциальных возможностей каждым  членом коллектива банка. 

     25. Организация деятельности банка: ( регистрация, реорганизация, ликвидация коммерческого банка)

     Банк  создается в форме хозяйственного общества. В фирменном наименовании банка должна указываться его организационно-правовую форму и использоваться слово «банк».Уставный капитал формируется из вкладов его участников и не может быть менее установленной величины.

     Осуществление банковский операций производится только после регистрации путем внесения ЦБ банка в Книгу  государственной регистрации кредитных организаций. Для этого банк представляет документы в соответствии с ФЗ «О Б и БД»: заявление, устав, учредительный договор, копии документов о регистрации учредителей (ю\л), анкеты кандидатов на должности руководителей и др.

     Решение о регистрации или отказ в  ней принимается ЦБ в срок не долее 6 месяцев от даты предоставления перечисленных  документов. После регистрации банку  открывается корреспондентский  счет в Банке России.

     Деятельность  лицензируется и осуществляется в рамках федеральных законов  и других нормативно-правовых актов  под постоянным надзором ЦБ. В случае нарушения нормативно-правовых актов, предписаний и инструкций, в т.ч  в части обеспеченности нормативов достаточности собственных средств и ликвидности банка, непредставления или представления неполной, недостоверной информации, осуществления операций, непредусмотренных лицензией, неспособности банка отвечать по денежным обязательствам лицензия может быть отозвана. В этом случае решается вопрос о несостоятельности (банкротстве) банка.

       Для предупреждения банкротства  законом предусмотрены следующие  меры:

     А) финансовое оздоровление банка;

     Б) назначение на срок месяцев временной  администрации

     по  управлению банком с ограничением или  отменой полномочий руководящих  органов банка по решению ЦБ.

     Временная администрация:

     1. участвует в разработке плана  финансового оздоровления банка  и контролирует его выполнение;

     2. контролирует распоряжение имуществом банка.

     3. обращается в ЦБ с ходатайством  о введении моратория на удовлетворение  требований кредиторов банка.

            В) реорганизация банка в форме

  1. слияния;

     присоединения

    Если указанные  меры не привели к желаемым результатам,  решением арбитражного суда банк признается и ликвидируется, лицензия банка и запись о его регистрации аннулируются. 

    26. Финансовое оздоровление банка 

    Финансовое  оздоровление банка предусматривает:

     1. оказание банку  его учредителями  и иными лицами  финансовой помощи в форме:

     - размещение денежных средств  на депозите в банке по ставке  рефинансирования;

     - предоставление поручительства  и гарантий;

     - предоставление отсрочки(рассрочки  платежа)

     - перевода долга банка с согласия  его кредиторов;

     - прощения долга;

     - дополнительного взноса в УК;

     - отказа от распределения прибыли,  которая направляется на финансовое  оздоровление банка;

     - новации и иные формы, предусмотренные  ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)  кредитной организации».

     2. изменение структуры  активов и пассивов банка:

     - улучшение качества кредитного  портфеля;

     - приведение срочности активов  в соответствие со срочностью  пассивов;

     - сокращение расходов банка;

     - продажа активов;

     - увеличение собственных средств;

     - снижение доли краткосрочных  и текущих обязательств в пассивах, увеличение средне- и долгосрочных;

     - иные меры по изменению структуры  активов и пассивов банка.

     3. изменение организационной  структуры банка:

     - изменение состава и численности  сотрудников;

     - сокращение и ликвидация подразделений.

    Меры по финансовому оздоровлению могут быть приняты как  инициативе руководства  банка, так и по требованию ЦБ.   

27. Управление экономическими процессами в банке. 

      Управление  экономическими процессами проводится в соответствии с выработанной  политикой банка (кредитной , депозитной, инвестиционной, процентной) с учетом перспективы.

Включает следующие  основные направления деятельности менеджеров:

  1.  управление активами. В управлении активами ставится двуединая задача обеспечение прибыльной работы банка при соблюдении ликвидности его баланса. Решение задачи требует

-     классификации  активов в зависимости  от  сроков вложения, прибыльности и  степени риска, систематического  анализа ситуации.

-     управление  активами с учетом конкретных  задач, решаемых банком в данном  периоде

при заданном нормативе  рентабельности и ликвидности.

3.   управление пассивами предполагает решение следующих задач:

-     не  допускать наличия средств, не  приносящих дохода, сверх обязательных  резервов;

изыскивать необходимые  ресурсы для выполнения обязательств перед клиентами и развития активных операций;

-     обеспечить  получения прибыли за счет  «дешевых» ресурсов.

4.   управление собственными  средствами банка имеет особо важное значение при обеспечении ликвидности и плетежеспособности банка и предполагает обоснование критериев достаточности собственного капитала.

5.   управление рентабельностью работы банка предполагает контроль за его

- доходами и  расходами;

 предельными  издержками по привлеченным средствам  и предельными расходами от  кредитования и инвестиций;

-     обеспечением  стабильности;

-     риском  потерь.

Особое внимание уделяется анализу операций банка, в первую очередь сомнительных и  убыточных.

6.   управление рисками предполагает решение следующих задач: распознавание возможных случаев возникновения риска оценка масштабов предполагаемого ущерба

поиск способа  предупреждения или источника покрытия ущерба Управление рисками строится на базе разработанной стратегии риска.  

   28. Управление прибыльностью и ликвидностью банка. 

   Конфликт  между ликвидностью и прибыльностью - центральная проблема, которую решает банк при размещении средств. Прибыльность и ликвидность -разнонаправленные характеристики деятельности банка и находятся в обратной зависимости.

   Разрешение  этого конфликта производится менеджерами банк в процессе управления пассивами, активами, собственным капиталом, рисками.

      Банк  ликвиден, если ликвиден его баланс.

   Баланс банка считается ликвидным, если его состояние позволяет за счет быстрой реализации средств по активу покрывать срочные обязательства по пассиву. Возможность быстрого превращения активов банка в денежную форму  для выполнения его обязательств предопределяется рядом факторов.

  1. Соответствие сроков размещения средств срокам привлечения ресурсов.
  2. Структура активов – чем больше доля первоклассных ликвидных средств, тем выше ликвидность. Самыми ликвидными считаются кассовая наличность и средства на счетах в ЦБ. Ликвидными - первоклассные коммерческие краткосрочные векселя, ц\б гарантированные государством. Менее ликвидны банковские инвестиции в долгосрочные ц\б. Трудноликвидные – долгосрочные ссуды и вложения в недвижимость.
  3. Степень риска отдельных активных операций: чем больше доля высокорисковых операций, тем ниже его ликвидность.
  4. Структура пассивов – при прочих равных условиях повышение удельного веса вкладов до востребования и понижение доли срочных вкладов снижает банковскую ликвидность.

      В целях поддержания своей стабильности банк должен иметь определенный ликвидный  резерв для выполнения непредвиденных обязательств, появление которых м.б. вызвано изменением состояния денежного рынка, финансового положения клиента или банка партнера. 

  1. Управление  информационными  потоками в банке.
 

   Управление  банком, как и любой организацией неизбежно требует создание многих видов управленческих документов.

Коллегиальная деятельность фиксируется в протоколах, распорядительная деятельность директора в приказах и распоряжениях, работа комиссий в актах, производственно-хозяйственная деятельность в договорах, контрактах, коммерческой переписке.

      При оформлении деятельности аппарата особую роль играют организационно-распорядительная документация (ОРД), в состав которой  входят:

•    Организационные  документы - устав, штатное расписание, правила внутреннего трудового  распорядка, положение о персонале, о структурном подразделении, должностная инструкция.

Информация о работе Лекции по "Менеджменту"